Второстепенные члены предложения – обстоятельство и дополнение
Учитель, класс Бутенко В. А, 4 В класс
Тема Второстепенные члены предложения – обстоятельство и дополнение
Задачи
Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.
Включить определения обстоятельства и дополнения в алгоритм определения второстепенных членов предложения.
Научить использовать приобретённые знания при написании письма.
Основное содержание темы Изучение распространённых и нераспространённых предложений, второстепенных членов предложения: определения, обстоятельства, дополнения.
Термины и понятия Предложения распространённые, нераспространённые.
Второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение.
Планируемый результат
Личностные умения:
- проявлять позитивное отношение к уроку;
Метапредметные умения
Познавательные:
- исследовать второстепенные члены (обстоятельство, дополнение), определять вид каждого второстепенного члена в предложении;
- использовать приобретённые знания при написании письма .Регулятивные:
- соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения;
Коммуникативные:
- формулировать собственное высказывание, мнение; Предметные умения
- определять в предложении второстепенные члены разных видов, обозначать их графически;
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы Формы работы
Название предмета
Окружающий мир
«Мореплаватели и русские открыватели северных земель» Информационный материал
Учебник
А.В. Полякова «Русский язык», 4 класс, Москва «Просвещение» 2014
Демонстрационный материал
Электронная презентация
Раздаточный материал:
Карточки с учебными заданиями, таблички для составления алгоритма, таблички-подсказки. Фронтальная
индивидуальная
групповая
Этапы урока, время Планируемый результат Универсальные учебные действия, предметные учебные действия Деятельность учителя Деятельность ученика Методы и приемы
Организационно-мотивационный этап
(1 мин.)
Регулятивные УУД:
Личностные УУД: -формирование саморегуляции- проявлять интерес к содержанию урока. Предлагает учащимся настроиться на работу, сосредоточиться Слушают и самоорганизуются, настраиваются на работу. беседа
Любите ли вы путешествовать?
Какие виды путешествий предпочитаете?
Тогда в путь. Актуализация знаний учащихся (5 -7мин.) Цель: организовать работу по систематизации имеющихся знаний у учащихся;
- закрепить умение высказывать свою точку зрения по инициативе учителя. Предметные УУД:
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Личностные УУД: - уметь отгадывать ребусы и составлять из слов предложение
- умение структурировать знания
- высказывать свое мнение и слушать одноклассников
- определять цель учебной деятельности;
- проявлять интерес к содержанию урока. На страничках бортового журнала было написано: «Моё путешествие проходило через Атлантический океан и вывело меня к неизвестному континенту».
Правильно, это слова Магеллана.
Кто по приказу Петра I прошел всю Сибирь и вышел к восточному побережью.
Верно, Витус Беринг.
Раскрыв новые земли, в их бортовом журнале появились записи, расшифруйте их и запишите словами в тетрадь.
Магеллан на кораблях отправился в путешествие вокруг света.
Путешествием по Сибири благополучно закончился наш поход. Ученики записывают число, классная работа.
Ученики отгадывают слова и записывают предложение
Беседа
Формулирование проблемы урока и планирование деятельности.
(8-10 мин.)
Цели:
1.Актуализировать знания о главных членах предложения.
2.Повторить понятия «распространённое предложение»,
«нераспространённое предложение», «второстепенные члены предложения».
3.Повторить алгоритм определения второстепенных членов предложения.
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-Уметь разбирать предложения по членам предложения и частям речи.
Формулирование проблемы урока
умение определять и формулировать проблему урока;
уметь составлять и работать по коллективно составленному плану
Какую работу можно выполнить с этими предложениями?
Разбор предложения по членам предложения и по частям речи.
Что необходимо повторить?
Фронтальная работа с классом, а индивидуально 2 детей составляют алгоритм разбора предложения и план – сетку, что такое член предложения и чем выражен.
Алгоритм разбора предложения по членам предложения:
1.определить грамматическую основу предложения;
2.определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего;
3.определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого;
4.определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов.
План – сетка
Подлежащее (о ком или о чем предложение?)
Сказуемое (что делает подлежащее?)
Дополнение (вопросы падежей)
left0Определение (какой? чьи?)
Обстоятельство (где? как? куда? когда?)
Фронтальный опрос:
1.Назовите признаки распространённого и нераспространённого предложения.
2.Можно ли, утверждать, что предложение «Птицы улетают» нераспространённое? Обоснуйте своё мнение.
3.Добавьте к этому предложению второстепенные члены предложения..4. Можно ли убрать из предложения определение?
Коллективная работа: (разбор предложения)
Магеллан на кораблях отправился в путешествие вокруг света.
Групповая работа: (разбор предложения)
Путешествием по Сибири благополучно закончился наш поход.
Уточните, почему слово путешествие в первом предложении является обстоятельством, а во втором дополнением?
Что общего между дополнением и обстоятельством?
Чем различаются?
Какова же тема нашего урока?
Фиксирует проблему на доске
Цель: научиться различать дополнение и обстоятельство.
Вывод: схема в учебнике на с. 18 Предположения детей:
Ученики высказывают своё мнение.
Два ученика составляют алгоритм разбора предложений,
Ученики поочередно разбирают предложение.
Представляют результат работы.
беседа
Идивидуальная работа
Фронтальная работа
Групповая работа
Подводящий диалог
Развитие умений — применение знаний
(15-20 мин.)
Цели:
• научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной деятельности.
Предметные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД: - умение выбирать вариант выполнения задания.
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Выбор уровня сложности
1 ряд. Мне не нужна помощь, я справлюсь сам.
2 ряд. Мне нужна помощь.
3.ряд. Помогите.
Задание выписать предложения с второстепенным членом предложения –обстоятельством.
Более двух лет экспедиция добиралась до Тихого океана. Она должна была пересечь всю Россию. С собой везли паруса, снасти, цепи. На побережье Камчатки построили корабли.
Проверка.
Учащиеся распределяются на группы Самостоятельная работа.
Итог урока Рефлексивно-оценочный этап
Домашнее задание
(5 мин.)
Научить школьников:
1.соотносить полученный результат с поставленной целью;
2.оценивать результат своей деятельности;
оценивать результат учебной деятельности Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные УУД: уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
уметь слушать и понимать других;
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
уметь оценивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Самоанализ
I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:
1 Мне важно правильно использовать в речи второстепенные члены предложения, потому что……
Самооценка
II. Задание на самооценку. Закончите предложения:
Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень)
Досказывают предложения
.
Беседа