Открытый урок Однокоренные слова и формы одного и того же слова. 6 класс.


Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Приведу разработку урока-игры, направленный на развитие творческих способностей учащихся.
Цель урока: закрепить пройденный материал, научить учащихся делать правильный разбор слова по составу
развить логику и мышление учащихся, обобщить знания о словообразованиивоспитать положительного отношения к труду, учебе, воспитать желание самосовершенствоваться.
Тип урока: урок-игра
Методы: словесный, практический, частично-поисковый, кластер, развивающий.
Форма урока: групповая
Оборудование: интерактивная доска, кластер, таблица, опорная схема
Ход урока:
Организационный момент: разделение учащихся на группы, подготовка к урокуПоказ с интерактивной доски опорной схемы
– Итак, ребята, мы вспомнили части слова в русском языке. Чтение учащимися стихотворений о составе слова («Приставка», «Корень», «Суффикс», «Окончание»)Игра «Крестики - нолики». 1 команда – «Крестики», 2 команда – «Нолики».
- Кто первый заполнит эту таблицу, ответив на вопросы, которые я зачитаю, та команда побеждает. За каждый правильный ответ каждый ученик получает жетон. У кого больше 2 и 3 место, получают по «5», кто занял 4 и 5 места, получают «4».
Задание № 1.Чем различаются данные слова?
А) сад, садовник, посадка, посадили
Б) садовник, садовника, садовником.
Задание № 2. Докажите, что в выделенных однокоренных словах разные основы. Подберите к каждому слову другие формы этих слов.
Задание № 3. Какие слова однокоренные, а какие стоят в разных формах одного и того же слова?
Труд, труда, труду, трудом.
Трудно, труд,  трудиться, трудный, трудность.
Задание № 4. К данным словам припишите справа другие формы этих же слов
Дети, рисуют.
Задание № 5. Прочитайте. Найдите слова с корнем труд.
Текст. Без чего не может жить человек.
Задание № 6. – Какие знаем пословицы, поговорки о труде?
– Ребята, как вы понимаете выражение «Труд – корень всей нашей жизни?»Работа над текстом «Домбра и кобыз». а) словарная работа: вручную – қолмен істейтін, выдолбил – ұңғылады, похожие на  рели – құбылған дыбысқа ұқсол, искусством – импровизации – суырып солма өнері; б) выразительное чтение текста.
Задание для сильных учеников: рассказать о домбре-кобызе, истории создания инструмента.
Задание для учеников среднего уровня: ответьте на вопросы: Кобыз – инструмент, предназначенный для….. Домбра – инструмент ….
Задание для слабых учеников: Спишите. Вставите пропущенные буквы: Праздничн… инструмент, интересн… легенда, важн… событие.
Задание на дом: упр 6 (прочитать и ответить на вопросы, выписать из текста 3 слова, написать к этим словам форму одного и того же слова).
Комментирование оценок.
IV. Заключение
В заключении хочется сказать, что ни одна программа работа с детьми не сможет быть реализована, если учителю не удается создать особой атмосферы общения детей на уроке, атмосферы теплоты, человеческих отношений. Только в такой атмосфере рождается творческий дух, желание раскрыть себя. При развитии творческих способностей заметно повышается интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию  творческого мышления, лучшему освоению знаний, формированию умений и навыков, и это повышает качество обученности по русскому языку и литературы.
V.Список использованной литературы
Г.Ф.Гуревич, Р.К.Шаймакова «Русская речь» (Методическое руководство) 6 класс. Алматы «Атамұра», 2006.Бадамбаева Г.А. «Русская речь. Дидактические материалы» 8 класс. Алматы «Мектеп», 2004«Русский язык и литература в казахской школе» № 3, 2008 г.Стратегия «Казахстан - 2030»Текучева Н.В. «Основы методики русского языка в 4-8 классах». Москва. Просвещение, 1983 г.