Занятие по психологии в начальной школе на тему: Город Радости и Веселья
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Онохойский Дом детского творчества»
План-конспект занятия по программе психопрофилактических занятий в начальной школе
«Путешествие в Мир Эмоций»
Тема: Город Радости и Веселья.
Составила: Ситникова Ксения Андреевна
Педагог дополнительного образования
п. Онохой 2015
Группа креативного продленного дня.
Возраст обучающихся: 7-9 лет.
Кол-во детей на занятии: 12.
Занятие № 3
Дата: 26.10.2015 г.
Тема: Город Радости и Веселья.
Цель: расширять представления детей об эмоции «радость»; показать ее значение в жизни человека.
Образовательные задачи:
- расширять представления детей об различных чувствах, дать понятие эмоции «радость»;
- учить передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Развивающие задачи:
- развивать психические процессы: внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение, познавательный интерес; - развивать положительные эмоции;
- развивать творческие способности.
Воспитательные задачи:
- учить выражать положительные чувства эмоции через улыбку;
- воспитание основ доброжелательного отношения друг к другу.
Психологические задачи:
- учет индивидуальных, психофизиологических особенностей каждого ребенка;
- развитие коммуникативных навыков учащихся.
Форма занятия: групповой психологический тренинг
Форма подведения итогов занятия: рисование
Методы: вербальные и невербальные игры, арттерапевтический метод (рисование), групповое обсуждение, релаксация.
Тип: занятие сообщения и усвоения новых знаний
Оборудование: маленький мячик, пиктограмма «радость» и изображение веселой девочки; карточки с человечками, изображающими различные чувства; альбомы; цветные карандаши, «орден Улыбка»; клей; бумага, ручка.Ход занятия
1.Ритуал приветствия.(1 мин.)
Приветствуем друг друга (кулачок в центр, при соприкосновении быстро отводим руку назад).
2. Психологическая разминка. (8мин.)
Игра «Веселые животные». Каждый ребенок превращается в какое-нибудь веселое и радостное животное, изображает его, а остальные отгадывают, что это за животное. Обсуждение с детьми того, как они отгадали (по мимике и жестам). Вспоминаем, что такое Мимика и жесты.
Мимика — это выражение лица, отражающее настроение человека, а жесты — движения тела, рук, ног, с помощью которых он что-то сообщает кому-то.
Упражнение “ Превращения”
Педагог предлагает детям :
нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; ребёнок , у которого отняли мяч;
испугаться как … заяц, увидевший волка;
улыбнуться как … кот на солнышке; хитрая лиса.
III. Основное содержание занятия. (35 мин.)
Дети сели в круг на коврике.
Педагог: - Ребята, первая остановка в путешествии по удивительному Миру Эмоций — это Город Радости и Веселья, послушайте следующее стихотворение.
Про пана Трулялинского
Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живет он в Припевайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тетка
― Трулялетка,
И дочурка
― Трулялюрка,
И сынишка
― Трулялишка,
И собачка
― Трулялячка.
Есть у них еще котенок,
По прозванью Труляленок,
И вдобавок попугай
― Развеселый Труляляй!..
(пер, Б. Заходера)
- Какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение?
Посмотрите на эту картинку (демонстрируется изображение веселой девочки). Какое настроение у этой девочки?
Дети - Радостное.
Педагог- А теперь попробуйте изобразить радость на своем лице. Что для
этого нужно сделать?.. Как вы догадались, что это радость?.. (Ответы детей.) Конечно, глаза чуть прищурены, на лице улыбка. А вот как можно нарисовать схему изображения радости? (демонстрируется пиктограмма «радость»).
- Поговорим о том, что же такое радость для вас?
Игра «Волшебный мячик».
Передавая друг другу «волшебный мячик», дети заканчивают предложение "Я радуюсь, когда...".
- Скажите мне ребята, а как можно доставить радость другому человеку?
- Сейчас давайте разогреем и расслабим все мышцы лица... Сядем поудобнее: ноги твердо стоят на полу, спинка прямая. Начинаем гимнастику, но она не простая, а мимическая. Мы с вами будем выполнять упражнения для лица.
Вдох-выдох, вдох-выдох, еще раз вдох-выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук "У". Растянули губы в стороны. Произнесли звук "Ы". Замечательно! Вдох-выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга.
Спасибо! Отлично!
Ребята, вот мы знаем, что радоваться могут все: и дети, и взрослые — мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры, вы думаете, животные умеют радоваться?.. У вас же есть дома животные? Когда вы приходите из Дома творчества домой, они вас встречают? Как вы думаете они вам радуются? У меня есть собака. Когда я прихожу с работы, она выбегает мне навстречу и виляет хвостом. Я думаю, что так она выражает свою радость. Моя собака радуется, когда все возвращаются домой с работы и когда она идет гулять.
-А знаете ли вы, что смех и улыбка также влияют на здоровье человека? -Как вы думаете, каким образом? (Человек становится жизнерадостным, энергичным, даже есть такое выражение: «Смех продлевает жизнь») - Правильно, смех сам по себе - неплохой массаж, ведь он встряхивает кровеносные сосуды и мышцы нашего лица и тела, в том числе и внутренние, которые управляют работой внутренних органов. Также в кровь поступают вещества, противостоящие болезнетворным бактериям. Учёные даже заметили, что жизнерадостные люди реже болеют, а дети, которые не грустят, быстрее выздоравливают. - Итак, смех - это определённая реакция организма, при которой мышцы лица непроизвольно сокращаются, учащается сердцебиение, меняется давление крови.
Правила улыбки: 1.Улыбка поможет в общении. 2.Старайся чаше улыбаться друзьям, родителям, учителю. 3.Смейся заразительно, но знай, где и как смеяться. 4.Умей смеяться над собой. 5.Не смейся над чужим горем или физическим недостатком.
-А когда, ребята, нельзя смеяться? -Сейчас мы с вами немного поиграем: Сначала я задам вам несколько вопросов, а ответы запишу на отдельных листочках. А потом все ответы перепутаем. 1. Что вы носите в своем портфеле? 2. Какой герой из мультфильма вам нравится? 3. Что выбрасывают в урну? 4. Что обычно берут с собой в баню? 5. Кто умеет ходить по потолку?
- Понравилось?
Когда вам будет грустно или вы устанете, постарайтесь вспомнить, какую-нибудь весёлую историю, посмеяться с родными, друзьями.
Рисунок «Гости из Мира Эмоций».
Педагог говорит, что к нам в Город Радости и Веселья приехали гости из других городов. Все они представляют собой разные эмоции. Педагог показывает детям карточки с человечками, изображающими различные чувства (для этого можно использовать персонажей из методики Т.В. Громовой «Страна Эмоций»). Затем дети тянут наугад 1 картинку с человечком и пытаются определить, откуда он «приехал», что за чувство он собой символизирует. Далее каждый ребенок наклеивает человечка в свой альбом и должен доставить ему радость, подарить веселье (рисует ему подарок, подрисовывает улыбку и т.д.).
- Итак, ребята, что же мы узнали о смехе, улыбке? -Как повысить себе настроение? -Вы сегодня очень хорошо работали, и вы все получаете «орден УЛЫБКИ»! -Спасибо за занятие!
IV. Ритуал прощания. ( 1мин.)
Игра «Салют»,
Список литературы
Громова. Т. В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. — М.: УЦ «Перспектива», 2002. — 48 с.: ил.
Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина ― СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 272 с, ил.
Крюкова. С.В., Слободяник. Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с., илл.
Семенака. С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника).