Конспект урока по русскому языку Имя числительное как часть речи 6 класс
Тема: Имя числительное как часть речи.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Цели:
Познакомиться с именем числительным как частью речи;
Учиться отличать имя числительное от других частей речи.
Виды УУД:
Личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей, умение систематизировать информационные материалы в виде схемы, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Познавательные: формировать навык построения логических рассуждений, включающих причинно-следственные связи; развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
Ответьте на вопросы:
Сколько лет жили старик со старухой в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
Сколько коробов можно наврать?
Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?
- Ребята, что вы использовали, чтобы ответить на мои вопросы?
Определение темы и целей урока.
Где мы с вами можем встретить числа? Значит и на уроках русского языка мы сталкиваемся с числами. А как вы думаете, может ли русский язык рассматривать числа как часть речи? Попробуйте сформулировать название этой части речи. (Ответы учащихся)
Итак, тема нашего урока «Имя числительное как часть речи».
А теперь давайте поставим перед собой цель, которую нам нужно достичь на сегодняшнем уроке. (Ответы учащихся)
Работа по теме урока.
Работа с предложениями. Задача учеников записать предложения и поставить вопросы к именам числительным.
Ученик нашёл две ошибки в своей работе.
До начала спектакля оставалось пять минут.
Спортсмен финишировал первым.
Он - четвёртый в списке.
Какие из числительных обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько?
Обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой?
Вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов или число – количественные, а числительные, которые отвечают на вопрос какой и обозначают порядок предметов при счёте – порядковые.
Чтение теоретического материала по учебнику
Дайте определение имени числительному.
Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете и отвечающая на вопросы сколько? который?
- Как могут изменяться имена числительные? (По падежам)
- Каким членом предложения может быть числительное?
Давайте рассмотрим это на конкретных примерах.
Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения.
На парте лежала одна тетрадь.
Выступление начнется в семь часов.
Я купил шестнадцать роз.
Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определения.
Мне подарили второй том увлекательной книги.
После шестого урока состоится классный час.
Закрепление полученных знаний
Заполнение таблицы
Слова, написанные под таблицей, надо разделить по частям речи.
Имя числительное. Имя существительное. Имя прилагательное.
Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четверо (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), четвертый (час), четырежды, семимильными (шагами), семилетка, семиклассник, семь (бед), седьмой (год), семеро (детей).
Ребята подумайте, какую особенность имеют имена числительные? Рассмотрим на примере, который у вас есть. Каким образом мы можем записать числительное в словосочетании «семь бед»? А как можем записать существительное «первоклассник» или прилагательное «четвероногий друг»?
Вывод: Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.
Подведение итогов урока
А теперь вернёмся к целям нашего урока и посмотрим достигли мы их или нет?
Беседа с учащимися.
Что такое числительное?
Все ли слова со значением счета являются числительными?
Какие разряды имени числительного вы узнали?
Домашнее задание
Параграф 59, упражнение 345.