Статья Использование инфографики как образовательной технологии в учебной и внеурочной деятельности
-3003554127500Автономное учреждение
профессионального образования
Ханты – Мансийского автономного округа - Югры
«Сургутский политехнический колледж»
Структурное подразделение – 4
Выступление на ПМО «Энергетика и автоматика»
по теме
Использование инфографики как образовательной технологии в учебной и внеурочной деятельности
Подготовила преподаватель
Березина Ю.Ю.
Сургут, 2016
Использование инфографики как образовательной технологии в учебной и внеурочной деятельности
Мы живем в иллюзорном мире, который сами и создали.
Алан Кей
Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний.
Спектр её применения огромен: география, журналистика, образование, статистика, технические тексты. Инфографика способна не только организовать большие объёмы информации, но и более наглядно показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, а также продемонстрировать тенденции
Инфографикой можно назвать любое сочетание текста и графики, созданное с намерением изложить ту или иную историю, донести тот или иной факт. Инфографика работает там, где нужно показать устройство и алгоритм работы чего-либо, соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, продемонстрировать тенденцию, показать как что выглядит, организовать большие объёмы информации.
Инфографика — это визуальное представление информации. Используется там, где сложную информацию нужно представить быстро и чётко.
Особенности инфографики:
Инфографические объекты, ассоциативно связанные с представляемой информацией или являющиеся графическим выражением направлений изменения представляемых данных
полезная информационная нагрузка
красочное представление
внятное и осмысленное представление темы.
Составляющие успеха инфографики:
Своевременность
Привлекательная, понятная тема
Плавный, красивый, эффективный дизайн
Удобство распространения
Учёт целевой аудитории
Цифры могут говорить сами за себя
Внутренняя целостность
Эмоциональные цвета
Качественные диаграммы
Выбор масштаба
Создание истории
Выбор интересных фактов
Визуализация
Упрощение
Использование линии времени
Определение концепции и цели
Авторитетность и надёжность источников
Разновидности:
Несмотря на то, что инфографика может применяться практически в любой дисциплине, специалист может выделить некоторые категории инфографики:
Числа в картинках: наиболее распространённая категория, которая позволяет сделать числовые данные более удобоваримымиРасширенный список: статистические данные, линия времени, просто набор фактов может быть визуализирован
Процесс и перспектива: служит для визуализации сложного процесса или предоставления некоторой перспективы. Может вообще не содержать числовых данных.
По способу отображения инфографика подразделяется на следующие виды:
1. Статичная инфографика — одиночные изображения без элементов анимации.
2. Динамическая инфографика — инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации.
По типу источника различают 3 основных вида инфографики:
Аналитическая инфографика — графика подготавливаемая по аналитическим материалам. Наиболее часто используется экономическая инфографика: аналитика проводится исключительно по данным экономических показателей и исследований;
Новостная инфографика — инфографика, подготавливаемая под конкретную новость в оперативном режиме;Инфографика реконструкции — инфографика, использующая за основу данные о каком-либо событии, воссоздающая динамику событий в хронологическом порядке.
История
В СССР инфографика широко применялась при оформлении павильонов ВДНХ, где был создан «Производственно-оформительский комбинат» (ПОК ВДНХ), на котором работали в том числе выпускники художественно-оформительского отделения МГАХУ памяти 1905 года и МГХПА им. Строганова.
Одними из первых в газете стали использовать сочетание графики и текста издатели USA Today, запустившие свой проект в 1982 году. За несколько лет газета вошла в пятерку самых читаемых изданий страны. Одним из наиболее заметных и востребованных читателями нововведений USA Today стали детальные, хорошо прорисованные картинки с поясняющими комментариями — инфографика. Американские читатели быстро поняли и приняли преимущества такого способа передачи информации — инфографика передавала сообщение быстрее, чем текст (один качественно сделанный рисунок заменял несколько страниц текста) и подробнее, чем стандартная иллюстрация (благодаря детальности рисунка и точным тезисным комментариям). Со временем выяснилось, что инфографика является не только технологией, не только сферой бизнеса, но и искусством. При этом, степень владения этим искусством напрямую влияет на доходность издательского бизнеса. Именно поэтому сегодня такие журналы как «Эсквайр» и «Нью-Йоркер» выделяют на создание инфографики 3—4 ведущих дизайнеров и одного журналиста — автора стержневой идеи.
В России в 2011 году появился журнал «Инфографика», главной особенностью которого стало отсутствие текстов и представление всей информации.
Современное образование требует от учителя прежде всего интересную подачу изучаемого материала, высокую мотивированность учащихся. Дети имеют разную мотививацию в учебной деятельности и разные способы восприятия изучаемого материала. Дети с визуальным воспрятием (таковых большинство) не могут воспринимать информацию на слух, поэтому теряют интерес к учебе. Использование инфографики т. е. презентации, схемы, видеоролики позволяют учителю сделать материал более доступным для учащихся с разным типом воспрятия.Инфографика, содержащия, схемы, рисунки, графики, позволяет показать наглядно и систематизированно изучаемый материал.
Если давать домашние задания в свете инфографики, то это позволяет развивать информационную компетентность, т. к. дети в настоящее время ищут информацию в разных источниках: сканируют, скачивают с интернета и систематизируют, делая схемы и графики. Все это развивает интерес и мотивацию учащихся.
Педагоги и психологи, как в России, так и за рубежом акцентируют внимание на изменение стиля работы с информацией у современных студентов и школьников. Молодые люди воспринимают новый материал очень быстро и в другом объеме. Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картину в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Учителя и преподаватели высшей школы, относящиеся в большинстве своем к другому поколению, учившиеся на книгах и работе с литературой, не одобряют такой стиль и не готовы работать изменять классические формы подачи учебного материала.
После принятия ФГОС, приоритетными целями и задачами урока с использованием ИКТ становится развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. Учитывая этот факт, при разработке урока выделяются задачи по формированию соответствующих компетенций (универсальных учебных действий). Особое внимание уделяется метапредметным компетенциям, позволяющим использовать технологии как на других предметах, так и в повседневной жизни. Например, на уроках физики формирование умений школьников проводить компьютерный модельный эксперимент, или при наборе на компьютере текста диктанта развитие навыков работы на клавиатурном тренажере, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи при использовании гипертекстовой шкалы времени и исторических событий и т.д.
Таким образом, на первое место выходят умения работы с информацией как со стороны педагога, так и учащихся. Эти умения проявляются в деятельности педагога при создании и использовании средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а со стороны учащихся – как в применении таких средств, так и при создании их по поручению педагога.
Проблема обучения естественным наукам и, в частности физике, была актуальной всегда, а сегодня — особенно. Ведь физика — это не только совокупность конкретных научных результатов, позволяющих осуществить прорыв в других науках и сферах деятельности человека, но и наука, воздействующая на характер мышления человека, его мировоззрение; определяющая выбор жизненных ценностей, отношение к окружающей среде; расширяющая возможности снова и снова открывать мир.
В одном мгновенье — видеть вечность
Огромный мир — в зерне песка.
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.
У. Блейк
Содержание предмета «Физика» и глубина его описания на самом деле нужны не всем учащимся; оно не должно тонуть в формулах, но при этом необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта учащегося на школьном этапе его образования и воспитания. Физика практико-ориентированная наука; она знакомит подростков с технологией многих производственных процессов в машиностроении, энергетике, автоматике, радиоэлектронике, кибернетике, транспорте, связи и т. д. Обеспечить доступность изложения довольно сложного материала с учётом возраста учащихся и степенью их общеобразовательной подготовки помогает инфографика.
Обучение физике средствами инфографики базируется на следующих принципах:
- индивидуализации, учитывающего особенности личности обучающихся и позволяющего избежать уравнительности при оценивании; предоставляющего каждому возможность максимально раскрыть свои способности;
- гибкости, сочетающего выполнение требований стандартов обучения и возможностей вариативной подготовки учащихся;
- элективности, дающего максимальную самостоятельность в выборе образовательных маршрутов, отвечающих индивидуальным склонностям и познавательным интересам;
- контекстности, требующего соответствия содержания обучения образовательным стандартам, использования теории в практической деятельности;
- самостоятельности при работе обучающихся с учебной информацией, когда педагог организует и направляет работу учащихся, выступая в роли консультанта;
- сотрудничества, предполагающего отношения доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов.
Проблема работы с информацией.
Для современного социума характерно возрастание информационной активности. Это связано с увеличением объема информации, темпа ее потребления, что приводит к появлению новых способов создания и представления информации.
Инфографика – инновационное средство подачи информации, поэтому у обучающихся могут возникнуть трудности при её использовании, поскольку они не знакомы с таким способом работы с учебным материалом. Необходим предварительный вводный урок или небольшой внеурочный курс по работе учащихся с инфографикой.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует освоить такие умения, как: сопоставление, систематизация, анализ, обобщение и интерпретация информации, уметь выделять главное или избыточное, предоставлять информацию в сжатой словесной и наглядно-символической форме, дополнять схемы, таблицы и тексты. Возникает необходимость в изучении способов восприятия информации, представленной с помощью инфографики. В процессе обучения информационные навыки необходимо постоянно контролировать; проверяя умение поэтапной работы с информационной графикой, её интерпретации в устной и письменной формах, не забывая о различиях по восприятию информации обучающимися. Работу с инфографикой нужно оценивать по определенным позициям: самостоятельная формулировка цели и задач учебного материала; анализ хода поиска информации, необходимой для решения поставленной проблемы; аргументация выбранного пути решения; адекватная оценка своей работы.
Инфографика даст возможность приобрести учащимся навыки организации собственного информационного пространства, найти эффективные способы поиска и преобразования информации для решения поставленных учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности.
При внедрении в образовательный процесс инфографических проектов, становится возможным приобретение учащимися опыта проектной деятельности. Однако работа с такими проектами достаточно трудоемкая. Не все учащиеся знают, в чем заключаются основные особенности такой деятельности и как можно при этом использовать инфографику, как она создается и какому алгоритму подчиняется. Организация таких проектов возможна непосредственно на уроках, краткосрочных курсах по физике или в виде отдельных исследовательских проектов.
Для организации такой проектно-исследовательской деятельности с учащимися необходимо определить уровень их заинтересованности и изучить их интересы. Если проекты рассчитаны на достаточно длительный период, то целесообразным будет создание отдельных портфолио для наблюдения за уровнем качества проектов и четкого отражения результатов деятельности обучающегося. При этом роль учителя на каждом этапе выполнения проектно-исследовательской работы должна плавно перетекать от авторитарного стиля к наставничеству.
Проблема применения «Индивидуальных образовательных маршрутов». Основной ценностью для педагога является личность ребенка, его уникальность и неповторимость. В культурно-образовательной среде образовательного учреждения создаются условия для применения личностно-ориентированных педагогических технологий, одной из которых является «Индивидуальный образовательный маршрут», нацеленный на воспитание ответственности и трудолюбия учащегося. Он определяется индивидуальными потребностями и возможностями обучающихся, но спроектировать индивидуальные образовательные маршруты очень непросто из-за различия природных задатков и способностей учащихся. Успешной реализовать такую педагогическую технологию, как «Индивидуальные образовательные маршруты» поможет инфографика, в которой материал, представлен в краткой, понятной и привлекательной форме. Изучение инфографического материала в рамках одного урока или темы тоже может быть выстроено по методу индивидуальных маршрутов. Инфографика может отличаться объемом информации, степенью сложности, глубиной и широтой поставленных задач. Можно использовать дифференцированный подход в изучении учебного материала при использовании инфографики. Например, есть готовая инфографика, но можно пойти по трем путям для ее изучения, по трем уровням сложности:
– на первом уровне для учащихся нужно подготовить сопроводительный текст с пояснениями или указанием страниц в учебнике, которые соответствуют изучаемой теме;
– второй уровень подразумевает отсутствие текста-подсказки, но содержит наводящие вопросы, на которые учащиеся могут ответить при внимательном рассмотрении предложенной инфографики;
– на третьем уровне учащиеся работают только с информационной графикой без дополнительных подсказок, они сами добывают информацию.
Проблема нехватки времени. Разработка плана урока, плана применения информационной графики на уроке, а тем более непосредственное её создание определённого вида требует временных затрат. Чтобы создание инфографики не вызывало трудностей и не отнимало время, учителю необходимо подготовить банк объектов, которые можно было бы использовать при разработке различных видов инфографики. Наиболее эффективным способом будет сотрудничество с учащимися по созданию банка готовых инфографик, к примеру, на краткосрочных курсах, или в качестве индивидуальных или групповых заданий, учебных или научно-исследовательских проектов.
Проблема качества информационной графики в учебниках по предмету. Анализируя учебники по физике, чтобы понять, каким образом инфографика представлена в учебных текстах, при этом рассматривая в качестве информационной графики только те иллюстрации, цель которых – визуальное представление информации, можно обнаружить, что инфографика в учебниках чаще всего представляет собой рисунки, схемы, фотографии, таблицы. Однако, представленные в учебниках рисунки и схемы, не могут целостно отобразить всю сущность процесса или явления, и взаимосвязи между ними. Чаще всего на основе иллюстраций можно составить одно-два предложения. Качественная инфографика способна заменить достаточно объемный текст, который может быть воссоздан при ее изучении и анализе. Иллюстрации в учебных пособиях, должны быть содержательны и ёмки. При этом их красочность не должна рассеивать внимание учащихся. Инфографика, несущая в себе эмоциональный и мотивационный компоненты и логику излагаемого материала, должна соответствовать заявленной теме, учитывать какие универсальные учебные действия необходимо сформировать у обучающихся при подаче учебного материала. Это означает, преподаватель должен четко понимать, какую функцию инфографики он реализует на уроке, и какой вид инфографики наиболее целесообразен при подаче конкретной темы. Для этого потребуется определенная информационная графика, созданная с помощью специальных программ и инструментов.
Стандартизация и информатизация образования, компетентностный подход требуют разработки более эффективных способов поиска и представления учебной информации обучающимся для преодоления возникающих проблем.
Таким образом, можно сделать вывод: инфографика в образовательном процессе:
– формирует необходимые навыки работы с учебным материалом, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации;
– может использоваться на лабораторных, лекционных и практических занятиях, для организации эффективной поисковой деятельности и создания проблемных ситуаций;
– облегчает понимание сложного материала, взаимосвязей, которые необходимо установить и показать;
– учит формулировать выводы, исходя из анализа представленной информации.
– может стать эффективным средством повышения качества образования, доступности поиска информации и работы с ней, возможностью создания проектов и индивидуальных маршрутов.
Список использованных источников
Сиббет Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер,2013. – 280 с.
Колин К.К. Информационная антропология: поколение next и новая угроза психологического расслоения человечества в информационном обществе. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. Т. 28. № 4. С. 32-36.
Берулава Г.А. Методологические основания разработки новых технологий обучения в информационном обществе. Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 10-25.
Чванова М.С., Храмова М.В.. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 379 с.
Храмова М.В. Формирование готовности специалистов к профессиональной деятельности на основе использования технологий дистанционного обучения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2000, 233 с.
Лапшева Е.Е., Храмова М. В. Развитие визуальной грамотности обучаемых средствами информационно – коммуникационных технологий. Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56
Чванова М.С., Храмова М.В. Развитие образовательных технологий нового технологического этапа развития общества. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус.2010. Т. 2. № 16. С. 79-87
Современные технологии [Электронный ресурс]. URL: http://conference2014.iite.unesco.org/wp-conteuploads/2014/11/Abramova_Oksana_modify12-11-2014.pdf (дата обращения 03.02.2015)
Лапшева Е.Е., Храмова М. В. Развитие визуальной грамотности обучаемых средствами информационно – коммуникационных технологий. Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56
Что такое инфографика? [Электронный ресурс]. URL: http://www.colta.ru/articles/specials/1339 (дата обращения 02.02.15)