Чудо художественного образа. Урок развития речи.
МОУ «Гимназия №1 г. Майского»
Тема урока
«Чудо художественного образа»
провела: Шестакова Надежда Михайловна
учитель русского языка и литературы
Цели урока:
Образовательные:
показать особенности художественного образа и средства создания художественного образа;
формировать умения и навыки применения изобразительно-выразительных средств языка в устной и письменной речи;
научить внимательному вчитыванию в текст, углубляя свой читательский образ на основе авторского.
Развивающие:
развить наблюдательность, воображение, образное мышление, культуру эстетических и нравственных чувств;
развить личностно-смысловое отношение к учебному предмету;
развить ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам;
развить у учащихся саму потребность в творческой деятельности, самовыражении.
Воспитательные:
воспитать у учащихся доброжелательность друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать;
воспитать чуткое отношение к прекрасному и умение личностно обогащать себя культурными ценностями.
Тип урока: комбинированный (синтетический)
Форма: урок-мастерская, интегрированный.
Ход урока
I.
1) Ребята, вы верите в чудеса? Я вас приглашаю на встречу с чудом, ведь чудеса рядом с нами. Нужно только постараться их увидеть, услышать, почувствовать.
Одно из таких чудес ждет нас впереди – чудо художественного образа. Значит цель нашего урока: увидеть особенность художественного образа и средства создания художественного образа. Поэтому у нас сегодня необычный урок, а урок-мастерская. Чем она отличается от урока?
Главное сегодня – это ваше творчество, ваши ощущения, ваши чувства и эмоции, ваше видение и ваше слово!
Мы с вами сегодня проведем несколько мини-исследований.
А своеобразным лейтмотивом урока и творческим напутствием в ваших начинаниях станут слова В. Соколова:
Как я хочу, чтоб строчки эти
Забыли, что они слова,
А стали: небо, крыши, ветер,
Сырых бульваров дерева.
Чтоб из распахнутой страницы,
Как из раскрытого окна,
Раздался свист, запели птицы,
Дохнула жизни глубина!
2) Представим себе, что сегодня воскресное утро, не надо идти в школу, и вы можете спать сколько захочется, нежась в постели.
И вот, вы еще в постели. Наслаждаетесь. Но вдруг начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова. Ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он облепил
Но тут я остановлюсь и сделаю отступление.
Как часто, имея глаза и уши, мы видим все, что нас окружает, слышим множество звуков, но не умеем вслушиваться и всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам, композиторам. Говорят, что один смотрит в лужу и видит лужу, а другой – небо, которое в ней отражается. А может, это свойственно не только особенным, а любому, если только научиться, если быть повнимательнее, если поупражняться?
Попробуем?
У любого поэта или писателя есть записные книжки. Будут они и вас. Своеобразные планшеты, они перед вами.
- Вот вам творческое задание: представьте себе картину, которую вы увидели из окна своего дома в воскресное утро, постарайтесь ее нарисовать как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы и мы ее могли вообразить. Всего 4-5 предложений. Только – чур! – не говорить: «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце».
- Заполняем графу «Я вижу».
- Ну, что получилось? Поделитесь своими «видениями» с товарищами и нарисуйте одну общую картину.
(Один из группы зачитывает работу)
Вопросы:
Что вам помогло создать такие картины?
Какими инструментами вы пользовались? Назовите их.
Ответ.
II.
Непросто было?
Чтобы разбудить фантазию, выразительно говорить и писать, детский итальянский писатель Джанни Родари изобрел упражнение и назвал его «Бином фантазии». Он советовал: взять два существительных, не связанных по смыслу, и попробовать их соединить, найдя отдаленные точки соприкосновения. Так может родиться интересное сравнение «бином фантазии», по выражению Джанни Родари.
«Бином» образовано сложением: латинского «bi» - «двое, дважды» и греческого «nome» - «часть, доля».
Например, возьмем два существительных: топор – мысль. Что же может получится?
«Мысль ученого остра как топор»
«Неудачная мысль как топор в зазубринах».
- Что может быть общего у солнца и запаха?
Поэт Константин Бальмонт спорит с теми, кто не видит ничего общего между жарким светилом и запахами: сначала он как бы говорит от лица бедно мыслящего человека, потом возражает ему от лица всех поэтов.
Запах солнца? Что за вздор?
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы –
Все слилось в согласный хор,
Все сплелось в один узор!
- Попробуем «сплести в один узор» два существительных:
Письмо – речка
Рука – береза
Лампа – роза
(На выбор одну пару)
Проверка.
III.
Вы показали, что сцепление слов в определенной последовательности таит неожиданные смыслы. Всего несколько слов – и перед нами удивительная картина. В этом заключается Чудо – рисовать словами. Слово вырастает в слово-образ. Способность слова создавать картины окружающего мира – есть образность.
Небольшое художественное открытие, словесная находка – рождает у читателя радость, эстетическое наслаждение.
- Убедитесь в этом сами.
(Слайды)
- На каких «биномах фантазии» построены данные художественные открытия?
- Какие эмоции вызвали у вас эти художественные открытия, эти художественные образы?
Оказывается, что в образе есть некая оформленность, воплощенность чего-то. Отсутствие этой оформленности воспринимается как отступление от законов прекрасного. Поэтому:
Вывод: Художественный образ оставляет в нас ощущение волшебства, восторга и неповторимого очарования.
Любое слово может стать образным.
- Но, если я скажу слово «море», будет ли оно образом?
- А если о море скажу словами Ф. Тютчева?
(Слайд)
- На каком биноме строится стихотворение?
- Каким образом (при помощи чего) автор превратил слово «море» в образ? (определение).
Докажем.
- Выясним, проведя небольшой эксперимент, получалась бы у поэта такая выразительная картина морской стихии без определений, выразительных средств?
- Посчитайте, сколько определений в таком маленьком стихотворении?
- Уберите в 1-ом четверостишии эпитеты.
(О конь, о конь с гривой).
- Уберите во 2-ом четверостишии эпитеты из 1 и 2 строк. Что получилось?
(Ты вихрем вскормлен был в поле).
Какой вывод вы сделаете?
- Нет определений, сразу пропадает образ морской стихии.
Так значит, в языке есть такие слова, для которых образность – постоянное свойство. Это изобразительно-выразительные средства.
- А вы их знаете?
- Какие выразительные средства использует в данном стихотворении Тютчев?
О рьяный конь, о конь морской,
С бледно-зеленой гривой,
То смирный, ласково-ручной,
То бешено – игривый!
Ты буйным вихрем вскормлен был
В широком Божьем поле;
Тебя он прядать научил
Играть, скакать на воле!
Все эти выразительные средства замечательны, самоценны, это сокровища, золотой запас языка. И пожалуйста, каждый может брать из этой сокровищницы пригоршнями драгоценности, язык не скуп. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, слову.
- Так что же такое художественный образ?
(Определение из словаря)
Художественный образ – это индивидуальное отражение мира художником, изображение предметов и явлений мира такими, какими их видит художник.
Учитель: Благодаря пристальному вглядыванию в мир и истинной любви к языку, получается художественный образ таким свежим, самобытным, порой настолько неожиданным, что подобен чуду.
IV.
А может и среди вас есть творцы чудес?
Ведь чтение – это только начало. Творчество жизни – вот цель.
– Я приглашаю вас в картинную галерею «Времена года», где вы выберите ту картину, которая вам больше всего понравится, и на планшете в графе «Я чувствую» опишите свои эмоции.
(Разделяем учащихся на группы «по настроению»)
- Поделитесь своими чувствами
2) Волшебные метафоры, эпитеты, сравнения позволяют создать образ, который можно не только увидеть, представить, но и услышать.
- А умеете ли слышать вы?
(Звучит музыка. Заполняется графа «Я слышу» в виде синквэйна)
Синквэйн – белый стих
1 строка – любое существительное;
2 строка – 2 прилагательных - эпитета;
3 строка – 3 глагола – движения;
4 строка – что это такое? (Одним предложением)
5 строка – Что это такое? (Одним словом)
- Обсудите в группах, создайте один, самый яркий.
- А вот как поэт и музыкант Б. Пастернак описывает свои впечатления, правда от другой музыки Но нам важно, какой отклик рождает музыка в сердце и как ее может понять человек.
он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.
Раскат импровизаций нес.
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек
- Чему вы научились?
- Ребята, мы сегодня, подобно солнечному лучику, который пробился через плотно закрытые шторы вашей комнаты, сделали попытку приоткрыть вытканную художником словесную ткань, сделали попытку распознать, как рождается чудо-образ, прикоснулись к «явленной тайне».
Но, я уверена, главная встреча с чудом у вас впереди. Только
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам.
Прислушивайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
В. Шефнер.
V.
Д/З:
Написать сочинение-миниатюру, используя записи на уроке «У природы нет плохой погоды ».
Найди средства художественной изобразительности и определи их роль в тексте.
Нарисуй иллюстрацию «Из жизни природы».
Заголовок 115