Конспект урока по русскому языку в 9-кл. Сложные предложения с разными видами связи
Урок в 9 классе по теме « Сложное предложение с разными видами связи» (сочинительной, подчинительной, бессоюзной)
Тип урока : урок обобщения и систематизации полученных знаний
Цели урока: помочь учащимся практически усвоить понятие “сложное предложение с различными видами связи”, показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения.
Задачи урока:
обучающая – повторить материал о сложных предложениях, обеспечить усвоение знаний по теме «Сложное предложение с различными видами связи»; виды подчинит. связи в СС( В-3)
развивающая – обеспечить развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования предложений, памяти, речи, умения проводить анализ языковых единиц, сформировать навыки работы с текстом;
воспитывающая – отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся, сформировать умение работать в коллективе, воспитание активной гражданской позиции , развитие исторической памяти.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.
Ход урока:
Проверка домашнего задания:
прочитать эссе на тему «Жизнь- это», привести примеры предложений ССК.
2. Сообщение темы .
Какова , по- вашему, цель урока?
Продолжая разговор на тему прошлого урока, можно резюмировать: «У человека должна быть активная гражданская позиция: каждый должен стараться как можно больше сделать для общества.» В истории развития цивилизации много примеров людей, чья жизнь –гражданский подвиг. Один из них- Леонардо да Винчи, художник, скульптор, музыкант, химик, механик, создатель музыкальных инструментов, наездник, фехтовальщик, архитектор, модельер, пловец, анатом, провидец, автор многочисленных изобретений:
парашют
арочные мосты
подъемный кран
скафандр
танк
пулемет
подводная лодка
пароход
вертолет
велосипед
увеличительное стекло
Определите тип подчинительной связи в СС, составьте СС по типу связи управление, примыкание.(В-2)
II. Лексическая работа. Подбор контекстных синонимов:
Леонардо да Винчи, гений, исполин, титан Возрождения, сверхчеловек, изобретатель, ученый.(В-1)
С его именем на сегодняшнем уроке тематически связаны все рассматриваемые предложения.
IV. Анализ текста: прочитать текст, определить стиль, охарактеризовать СП, сделать схему предложения ССК.
Работа по группам 1- 1-2 пр.; 2- 2-3 пр.; 3- 4-5 пр.
1 Открытия, которые сделаны титаном Возрождения, охватывают все области знания (их более 50!).
2 Этот супергений итальянского Возрождения настолько странен, что до сих пор вызывает у ученых благоговение, смешанное с растерянностью.
3 Один из секретов гения заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа.
4 Чтобы достойно встретить в Милане Людовика ХII, Леонардо изобрел деревянного льва, который распахивал грудную клетку, заполненную лилиями.
5 Чудеса, которые показывает Леонардо, настолько впечатляют, что современники всерьез подозревают его в том, будто он служит черной магии.
6 Менталитет гения бесконечно далек от нашего уровня сознания : Леонардо был бесстрастным человеком и практически не проявлял эмоций, которые характерны для обычных людей.
V. Лексическая работа. (Словарь, википедия)
Менталите
·т (от лат. mens или (род. падеж) mentis – душа, дух (в более узком смысле - ум) и лат. alis – другие) –совокупность умственных,эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу,народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли отдельного человека.
VI. Синтаксический разбор предложений у доски.
Поражают его внешние данные: да Винчи высок, строен и так прекрасен лицом, что его называют ангелом.
Большинству гений известен как создатель бессмертных художественных шедевров, но его близкий друг отмечал, будто занятия математикой настолько отдалили Леонардо от живописи, что один только вид кисти приводит его в бешенство.
VIII/. Групповая работа. Составить схемы предложений, определить вид связи м/у частями.
Попытка Леонардо создать аппарат с машущим крылом была обречена на неудачу: ученый понял, что у человека не хватит сил удержать себя в воздухе.
[ ] : [ ], (что )
Все записи в дневниках сделаны в зеркальном отражении; возможно, гений хотел оставить зашифрованные послания только тем, кто по - настоящему захочет их прочесть.
[ ]; [ ], (кто )
Современники отмечали: опыты, которые проводит да Винчи, выглядят как чудо.
[ ] : [ ,(который), ]
Общеизвестный факт: знаменитая «Джоконда», которая повсюду сопровождала живописца, сегодня находится в Лувре.
[ ] :[ ,(что), ]
Тест
IX. Рефлексия.
В чем для меня новизна прошедшего урока?
X. Домашняя работа. Выборочно.
1 Описать картину да Винчи «Мадонна Литта», использовав 4- 5 предложений сложной синтаксической конструкции.
2 Упр. №
15