Конспект урока по русскому языку на тему Имя числительное как часть речи (6 класс)
ТЕМА УРОКА: «Один ум хорошо, а два лучше».
Имя числительное как часть речи.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.
Задачи:
- образовательная: формировать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, формировать представление об отличительных признаках числительного;
- развивающая: расширение представления об истории возникновения в речи имен числительных, развитие умения правильно употреблять в речи числительные;
- воспитательная: развитие коммуникативных качеств (умение сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения).
ОБОРУДОВАНИЕ:Маленькие конверты (надписи на маленьких конвертах: имя существительное, имя прилагательное, глагол) и карточками со словами: урок, красавец, сон, прыжок, бег, красив, высокий, сонный, грустный, хорош, прыгать, сплю, бегать, выучи, бегаем, шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, шесть, двести сорок пятое, двенадцатый, семьдесят, первый.Ход урока
1.Организационный момент. Запись числа в тетрадь.
2. Подготовительный этап для настроя эмоционального состояния учащихся
Внимание, в эфире рубрика «Это интересно» Слайд 1 -
Учителями математики подсчитано, что за 6 лет обучения, вами, уважаемые учащиеся, получено более 1000 000 отметок; нам, учителя за 1 учебный год говорят «молодец» около 300000 раз и дарят более 1000000 улыбок.
Курс 6 класса составляет около 180 уроков русского языка и около 100 уроков литературы. Всем известно, что летние каникулы длятся более 90 дней (и они стремительно приближаются). Ну и, наконец, самое приятное: сегодня за урок около 19 учащихся получат хорошие оценки.
3. Актуализация знаний
Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами.
Работать начнём в группах.
Итак. У вас на столе лежат слова… Ваша задача –разложить эти карточки в конверты в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача – не скорость, а качество выполнения.
Прочитайте надписи на конвертах. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – оставьте их на столе. Проверим, что у нас получилось.
Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя существительное». Читают слова: урок, красавец, сон, прыжок, бег.
Докажите, что эти слова являются существительными. Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить? Ответы детей: Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»
Группа № 2 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя прилагательное» Читают слова: красив, высокий, сонный, грустный, хорош Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить? Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени прилагательному, как части речи. Кто ответит? Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением.
Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Глагол» Читают слова: прыгать, сплю, бегать, выучи, бегаем Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить? Кто из вас даст характеристику глаголу? Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?») Возможные ошибки: Обучающиеся могут допустить ошибку в определении части речи в словах «хорош», «бег», «прыжок», «красив», «красавец». В случае ошибки, другие ученики пытаются определить часть речи и доказать свою точку зрения.
4. Постановка проблемы.
Какие же слова у нас остались?
Читают слова: шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, шесть, двести сорок пятое, двенадцатый, семьдесят, первый.Итак. Вот она – проблема № 1. Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать? Ответы детей: определить часть речи.
Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи.. Давайте подумаем, что называют эти слова? (Числа)
-Что при помощи чисел можно сделать? (посчитать количество предметов и определить порядок при счёте)
-Приведите примеры (посчитайте количество гостей). Определите, кто где сидит)
Итак, мы выяснили, что эти слова обозначают : порядок при счете или количество предметов.
Как мы можем назвать такую часть речи?
В русском языке эта часть речи называется….. чтобы это узнать выполним буквенный диктант.
5. Выполнение упражнения на слайде (вставить орфограмму, объяснив её. По буквам определяем, что это - имя числительное. Слайд 2
Итак, мы с вами добыли новое знание. Определили тему урока и значение имени числительного. – 5 минут
6. Запишем тему урока в тетради. Слайд 3 Эпиграф
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
(П. Чесноков)
В результате работы мы смогли прийти к определению имени числительного.
Слайд 4 Читаем определение
7. Сообщение ученика о происхождении числительных. Слайд 5
- Сначала люди использовали для счета предметов только такие слова: один, два, три и много. Когда же возникала необходимость в более точном подсчете (например, домашних животных), стали считать и десятками. Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 так и образовались: один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать . А почему в слове 11 пишется 2 буквы н? Знаете? (ВИДЕО)
У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Мир, таким образом, получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч
Итак. Мы поставили перед собой задачу - определить часть речи и мы её определили.
8. – За внимательность вам всем можно поставить «пятёрку». И вот опять проблема № 2 – пятёрка – это существительное? Мы можем решить эту проблему. Отличие числительных от других частей речи.
– Слайд 6 +
9. Применение нового знания
Ответьте на вопросы – слайд 7
Порядковые и количественные числительные.
Почему это числительное порядковое? Почему это числительное количественное? Слайд 8
Имена числительные, которые называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько?
Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Выполните задание на слайде 9
10. Проблема № 4 – определение морфологических признаков и синтаксической роли.
- Как мы сможем узнать о морфологических признаках? (Просклонять, изменить по числам, родам)
В третью комнату никто не зашел. (поряд, Вп., ед. ч, ж.р)
1. Склонение числительного.
2. Изменение по числам.
3. Определение рода
4. Определение числительных как членов предложения.
Слайд 10
11. – А теперь скажите «Как часто мы используем числительные в речи?»
( 8-е место по использованию) Примеры фразеологизм, пословиц.
Вы, теперь, наверное, догадались, что я и урок начала с сообщения «Это интересно» неслучайно, а потому что в оно содержало числительные. Легко ли употреблять их в речи?
В эфире учебно-познавательная программа «Здоровье» и ее ведущая… (Ф.И. ученика)
Сегодня достаточно много говорят о вредном воздействии на организм человека компьютеров, телевизоров, телефонов. Подростки перестают общаться лично. Статистические данные утверждают, что 41% учащихся 5-8 классов тратят на игры за компьютером более 3 часов в день, на просмотр фильмов 43% подростков - 2, 5 часа, а на общение по сотовому телефону, отдав предпочтение чатам, «аське», написанию СМС у более, чем 23 % детей уходит в среднем 1,5 часов в день. Отсюда возникает множество заболеваний, связанных с нарушением осанки, снижением остроты зрения, болезней органов дыхания и нервной системы. Например, работающий компьютер образует электромагнитное излучение, делает воздух очень сухим и тяжелым для дыхания. В подтверждение всего вышесказанного, приводим данные о хронических заболеваниях учащихся.
1 место занимает нарушение осанки - заболевание обнаружено в 45 случаях из 100. 2 место – это заболевания органов зрения - 38 человек из 100 страдают той или иной формой потери зрения. И на 3 месте – неврологические заболевания, которые составляют 18% из 100 обследуемых подростков. Общее число заболеваний среди учащихся около 15.
Исследования позволяют сделать следующие выводы: образ жизни учащихся оказывает влияние на состояние здоровья, несоблюдение режима дня может привести к возникновению хронических заболеваний.
Вывод.
12. Итог урока.
Итак, наш урок подходит к концу, давайте обсудим, с какими проблемами мы сегодня столкнулись? На какие вопросы искали ответы? Ответы детей: Мы открывали новое знание. Мы встретили слова неизвестной части речи, сумели дать формулировку новой части речи. Учились группировать имена числительные по разным основаниям. Выполняли самостоятельную работу по закреплению материала. Учились работать в группе.
13. Домашнее задание 1 минута
Наш урок подошел к концу. На дом вы получаете дифференцированное домашнее задание (раздаю карточки). Спасибо за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Карточка №1.
Задание: определите, к какой части речи относятся данные слова.
Семь, семья, семнадцатилетний, семицветик, седьмой.
Сто, сотня, сотенный, сотый.
Пара, два, двойня, двойка, второй, двушка, двухэтажный.
Карточка №2.
Задание: придумайте предложения с числительными: три, пять, семь, сто, двенадцать, первый, шестой.Карточка №3.
Задание: Подберите 6-7 примеров названий художественных произведений, в которых есть имена прилагательные. ( Можно использовать ресурсы Интернета)