Урок по окружающему миру Кто такие насекомые? Кто такие рыбы?
Урок по окружающему миру 1-й класс
"Кто такие насекомые? Кто такие рыбы?"
Цель занятия: познакомить учащихся с признаками насекомых и рыб.
Задачи занятия:
-сформировать у детей общее представление о насекомых и рыбах, их отличительных признаках;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
- развивать творческое воображение учащихся.
УУД
Личностные: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведенияРегулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение видов насекомых и рыб.
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание насекомого, рыбы.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, картинки с изображением Муравья Вопросика и Мудрой черепахи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем? Улыбнёмся друг другу.
Постараемся сохранить этот настрой на весь урок.
Чтобы хорошо учиться
Надо очень много знать,
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
Актуализация знаний.
-Кто учится вместе с нами в 1 классе? (Муравей Вопросик)
-Кто даёт мудрые советы? (Черепаха)
Давайте напомним нашему Муравьишке Вопросику
- На какие две группы делятся деревья? (лиственные и хвойные)
- Какие деревья относятся к лиственным? (у которых листья в виде пластинок)
- Какие деревья относятся к хвойным? (у которых листья в виде хвоинок)
А теперь вам следующее задание : у меня в руке две веточки, вы должны определить к какому дереву они относятся и объяснить почему.
Молодцы, ребята! Если вы справились с этим заданием, то наверняка справитесь и с другой задачей. А задача у нас сегодня не простая..Мотивация учебной деятельности.
Слайд 2. Картинки с изображением насекомых и рыб. Например: бабочка, щука, жук, стрекоза, карась, сом.
- Посмотрите внимательно на эти картинки.
-Разделите картинки на две группы. (Бабочка, стрекоза, жук. Щука, карась, сом.)– По какому признаку вы разделили картинки? (В первой группе – насекомые, во второй – рыбы.)– Кто уже догадался, о ком пойдет речь на уроке?– Тема нашего занятия «Кто такие насекомые? Кто такие рыбы?». Слайд 3
IV. Новая тема
1. Вступительная беседа (Звучит музыка)
– Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.– Но кто же они? Догадайтесь!– В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчел носится возле цветущих трав! Пахнет медом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.– Теперь снова сели красиво. Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)
Дети называют друзей Муравьишки.
2. Работа по теме
Слайд 4
– Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые.) – Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.) – Почему всех их называют насекомыми? (Ответы детей.) – Сегодня вы должны научиться узнавать, какое из животных – насекомое.
– Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?
Слайд 5
Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. (Бабочка.)
– Давайте рассмотрим бабочку.
Слайд 6
Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.
– Сколько крыльев у бабочки? (Четыре.)– Сколько мы видим? (Два.) Почему? (Ответы детей.)– Сколько ног у бабочки? (Шесть.)
Слайд 7
– Какие насекомые прилетели к бабочке? – Сосчитайте количество ног у животных. Что вы можете сказать? (Их по шесть.)
Дети убеждаются в том, что у всех насекомых по шесть ног.
– Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет? (Нужно сосчитать его ножки.)
Вывод: Насекомое – это животные, у которых 6 ног.
– Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых шесть ног.)
А теперь откройте учебник на с. 32. Рассмотрите верхний рисунок. Какое из этих животных насекомое? (кузнечик)
Ребята, это не кузнечик, а очень похож на кузнечика богомол. А расскажет нам о нём Сашенька, она подготовила доклад из атласа-определителя.
3. Игра «Узнай насекомое»
Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Не зверь, не птица,Нос, как спица.Летит – кричит,Сядет – молчит.Кто его убьет –Спою кровь прольет. (Комар.)
Кто над намиВверх ногамиХодит – не страшится,Упасть не боится? (Муха.)
С ветки на тропинку, С травки на былинку, Прыгает пружинка – Зеленая спинка. (Кузнечик.)
Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза) Где сладко, там она кружит,Как пчела.Она жалит и жужжит,Как пчела.И попадается в компот,Как пчела.Вот только меду не даетКак пчела. (Оса.)
Необычный я усатик.Я отважный клоп-... (солдатик.).
Не жужжу, когда сижу,Не жужжу, когда хожу.Если в воздухе кружусь,Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.)
V. Физкультминутка
Слайд 15 (под музыку)
Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась.
VI. Работа по теме (продолжение)
1. Знакомство с разнообразием рыб
– Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал наш Муравьишка Вопросик. Любознательного Муравьишку заинтересовало, кого же могла увидеть Стрекоза? Мудрая Черепаха предлагает нам ответить на этот вопрос, отгадав загадку.
Слайд 16
По земле не ходят, На небо не смотрят, Звезд не считают, Людей не знают. (Рыбы.)
Рыбы – дети воды: где вода, там и они. Каких только не бывает рыб! Тонкие и длинные, толстые и круглые, крохотные и огромные. Но есть что- то общее: из-за чего всех их называют рыбами.
Давайте рассмотрим строение рыбы на с.34 учебника.
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и рыбы получают его из воды с помощью жабр. Они находятся под жаберной крышкой.
Но самый главный отличительный признак рыб вы узнаете, если отгадаете загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
- Что же это за монетки?(чешуя)
Тело рыб покрыто чешуёй. Чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро- и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт – и колечко получается узкое. По этим колечкам можно узнать, сколько рыбе зим и лет.
– Кто такие рыбы? (Ответы детей.)– Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.)– Как рыбы дышат? (Жабрами.)
Слайд 17
Вывод: Рыбы – это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.
Ребята, а есть рыбы, тело которых не покрыто чешуёй. Нам об этой рыбе расскажет Женя. (это рыба сом – доклад )
А теперь посмотрим на следующую страничку учебника. На какие две группы поделили рыб?– Почему рыбы называются речными? (Они живут в реке.)– Почему рыб называют морскими? (Они живут в море.)
Слайд 18
– Каких речных рыб вы знаете? (Ответы детей.)
Слайд 19
– Каких морских рыб вы знаете? (Ответы детей.)
2. Игра «Узнай рыбу»
Слайд 20
На дне одинЛежит плоский блин. (Камбала.)
Камбала – морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.
Слайд 21
Драчун и забиякаЖивет в воде,Кости на спине,И щука не проглотит. (Ерш.)
Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом. Ерш по образу жизни очень сходен с речным окунем; впрочем, при всей своей хищности он не прочь иногда наполнить свой желудок травой или осокой.
Слайд 22
Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. (Щука.)
Щука – одна из крупных речных рыб. Хорошо замаскированная, благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, она неподвижно ждет в засаде, пока поблизости не появится добыча. Тогда щука внезапно бросается вперед и хватает ее своими острыми зубами. Длина тела достигает до 1,5 м, а вес – до 35 кг
Слайд 23
Живу глубоко, Плыву легко. Зубастая, большая, Я рыба морская. (Акула.)
Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. По мере выпадения старых зубов на их месте вырастают новые. Самая маленькая акула достигает длины 1 м. Гигантская акула вырастает до 12 м и весит 3500 – 4000 кг.
V. Рефлексия урока.
Слайд 24
– Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуей.)– Приведите примеры. (Ответы детей.)– Кто такие насекомые? (Животные, у которых шесть ног.)– Приведите примеры. (Ответы детей.)
Самооценка
Изобразите салют настроения на уроке.(Ребята подходят к доске и прикрепляют цветные звёздочки )
Оранжевый – отличное
Зелёный – грустноеСиний – спокойное
Спасибо за работу. Молодцы!