Это нужно не мертвым, это нужно живым
Технологическая карта классного часа,
посвященного Дню Победы
Это нужно не мертвым, это нужно живым»
Классный руководитель: Москалева Оксана Николаевна
Учитель музыки и истории искусств ВКК
Класс: 6 «Б» МБОУ СОШ № 156 с УИП ХЭЦ
г. Новосибирска
Цели:
Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;
воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности;
раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия.
Технологии:
Личностно-ориентированная технология.
Информационно-коммуникационныеные технологии.
Технология деятельностного подхода.
Здоровьесберегающая технология.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, синтезатор
микрофон, диск с музыкальным материалом, флеш-диск с визуальным материалом, оформление: орден Победы плоскостной, дата 1941-1945, салют, выставка «Наши» на той войне».
Предварительная работа:
Презентация - Переберина Ольга.
Слайд-шоу на песню А. Розенбаума «Красная стена» - Москалева О. Н.
Подбор фото для слайд-шоу – Захарченко Андрей.
Сбор информации «Что я знаю о той войне» - Боднарь Алексей, Мешков Максим, Жукович Алина.
Поисковая работа: «Мои предки на войне» - Семенова Анастасия, Моджаров Тимур, Лушникова Анастасия.
Исследовательская работа Седиченко Юлия «На Мамаевом Кургане», Савинова Елизавета «Аджимушкайские каменоломни»
Оформление рисуют: Харитонова Кристина, Паветко Анна.
Разучивание песен: «До свидания, мальчики» (муз. Б. Окуджавы) – Паветко Анна, «Ты же выжил, солдат» (муз. В. Мигуля) – Семенова Анастасия, «Журавли» (муз. Я. Френкель) – Харитонова Кристина.
Подбор стихов и материалов – Москалева О.Н и творческая группа.
Сценарий классного часа – Москалева О. Н и творческая группа.
Сценарий классного часа.
Вступительное слово Классного руководителя и эмоциональный настрой
Обращает внимание ребят на даты 1941-1945. Как давно это было – середина прошлого века! Что знаете об этой памятной дате?
«Что я знаю о войне»: длилась война четыре года, памятные даты, 900 дней и ночей осада Ленинграда, 200 дней и ночей Сталинградская битва, Гибли не только солдаты, но и мирные жители.
У. Война, какое страшное слово, война. Ассоциации: боль, смерть, страх, разрушение, раны, кровь, потери, разлуки. А вы знаете точно день, в который началась война?
У: Лето. 22 июня – только что отгремели выпускные балы! Впереди взрослая жизнь, столько планов и надежд и ВДРУГ
Звучит песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики
Ах война, что ж ты сделала подлая
Стали тихими наши дворы
Наши мальчики головы подняли
Повзрослели они до поры
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат
До свидания мальчики мальчики
Постарайтесь вернуться назад
Нет не прячьтесь вы будьте высокими
Не жалейте ни пуль ни гранат
И себя не щадите вы и все-таки
Постарайтесь вернуться назад
Ах война что ж ты подлая сделала
Вместо свадеб разлуки и дым
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим
Сапоги ну куда от них денешься
Да зеленые крылья погон
Вы наплюйте на сплетников девочки
Мы сведем с ними счеты потом
Пусть болтают что верить вам не во что
Что идете войной наугад
До свидания девочки девочки
Постарайтесь вернуться назад
До свидания девочки девочки
Постарайтесь вернуться назад
У: Почему в песне Б. Окуджава обращается к людям, идущим на фронт «мальчики», «девочки»? Сколько было лет твоему дедушке, Тимур? А твоему, Настя? А бабушке Алины Жукович было 18 всего, думаете им хотелось идти на войну, думаете им было не страшно?, А может им жить не хотелось? Хотелось, но шли! А сколько не вернулось? Сколько жизней забрала та война? 27 млн. человек.
СЛАЙД1 «Это нужно не мертвым, это нужно живым»
У: Почему нужно знать? Зачем? Ответ детей
8 Начало мая.
Красные гвоздики,
Как слезы тех далеких страшных лет.
И ветеранов праведные лики,
Особенно, которых больше нет.
Когда опять подходят даты эти.
Я почему-то чувствую вину -
Все меньше вспоминают о Победе,
Все больше забывают про войну.
Идут по телевизору парады,
Горят в архивных фильмах города.
Тем, кто остался, раздают награды.
И кажется, что было так всегда.
Война еще исчезнуть не готова.
Те годы - миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам. ( Петр Давыдов)
Результаты поисковой работы: Моджаров Тимур рассказывает о своем дедушке.
Жукович Алина о своей бабушке. Семенова Анастасия о своем дедушке
У: Да люди благодарны и потому в каждом городе горит вечный огонь, есть могилы неизвестных солдат, В Новосибирске - Монумент Славы.
На месте страшных, кровопролитных битв сделаны мемориалы: В Севастополе, Крепости – герое – Бресте. Огромный мемориальный комплекс создан на Мамаевом Кургане под Волгоградом, во время войны он назывался - Сталинград. 200 дней и ночей грохотала здесь Сталинградская битва.
СЛАЙД 2 СЛАЙД-ШОУ на песню А. Розенбаума «Красная стена» (Последнюю картинку остановить как только закончится музыка)
О мемориальном комплексе рассказывает Седиченко Юлия
Аджимушкайские каменоломни – рассказывает Савинова Елизавета.
13 У: Не только битвам посвящены мемориалы, но и конкретным людям. Таков памятник в Болгарии русскому солдату Алеше, 7 братьям Газдановым. Все семь ушли на войну и все семь сложили головы, защищая Родину. За то поставлен им памятник и песню сложили.
14. СЛАЙД 3 Звучит песня «Журавли».
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня.
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может это место для тебя
Настанет день и журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле.
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Включить синтезатор
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
У(за инструмент) : Зачем столько памятников на земле? Ответ детей. Помнить надо. Узнали о своих предках – запомните и детям своим расскажите! Звучит «Адажио» Альбинони.
СЛАЙД 4. «Помните», читает Анна Паветко. Музыка звучит фоном
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!
(Р.Рождественский)
17. У: Почему весною, в праздник Победы плачут ветераны, почему замирают у вечного огня в скорбном поклоне?
18 Звучит песня «Ты же выжил, солдат».
Пролетели года, отгремели бои,
Отболели, отмаялись раны твои,
Но, великому мужеству верность храня,
Ты стоишь и молчишь у святого огня.
Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь
Говорят, что не плачет солдат - он солдат,
И, что старые раны к ненастью болят.
Но вчера было солнце и солнце сутра
Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра?
Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь
Посмотри же, солдат, - это юность твоя,
У солдатской могилы стоят сыновья
Так о чем же ты думаешь, старый солдат?
Или сердце болит, или раны горят
Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь (Повтор 2 раза)
19. СЛАЙД 5 Итог
У: Памятью жив человек! Нам надо знать историю своей страны, своей семьи, помнить и гордится предками!
Отдавая дань павшим, не забывайте о живых! Их так немного осталось. Увидев, не посчитайте за труд сказать – спасибо. Спасибо за жизнь, за мирное небо, за то, что не испугались они тогда, в том страшном 41- м, Тем, что живем - им обязаны. Низкий им поклон за это!