Сценарий классного часа Памятник матери солдата Великой Отечественной войны, 9 класс.
Сценарий классного часа
"Памятник матери солдата" ( май 2016 года)
Классные руководители Т.Т. Евсеева, Г.В. Мигунова.
Видеоролик "Памятники Великой Отечественной войны" (под песню "Журавли") (4 минуты)
Учитель.
- Наступила 71-ая Победная весна в нашей стране. Именно столько лет день 9 мая является одним из самых главных праздников нашего народа. Праздником мужества и скорби, гордости и печали. Сегодня почти не осталось тех, кто воевал и выжил, кто ковал Победу в тылу и выстоял. Их память хранила имена погибших героев, факты их военных и трудовых подвигов. Сегодня мы, поколение внуков и правнуков победителей. принимаем эстафету их памяти. Давайте вспомним ветеранов великой отечественной войны и тружеников тыла.
Ученики (встают и называют имена бессмертного полка).
Учитель.
- Ребята, каким образом была увековечена память о героях той войны?
(Книга Памяти, памятники, фильмы, песни стихотворения, георгиевские ленточки).
- Сегодня мы хотим рассказать историю особенного памятника. (Фотографии памятника) Он установлен в деревне Михайловка Саргатского района Омской области в 2000 году. Это памятник Ларионовой Анастасии Акатьевне (1883 - 1973), которая проводила на фронт семерых сыновей и двух зятьев. Ни один из них не вернулся назад, все погибли. Такова цена Победы для этой семьи.
(Выходят к доске участники литературной композиции: мать и 7 сыновей. Все дети держат в руках березки, которые прикрепляют к доске после того, как расскажут свою историю).
Мать изображена стоящей у калитки в простой одежде. Скорбное лицо обрамлено платком, горе запечатлелось в морщинках лба. Глаза устремлены вдаль в надежде увидеть своих сыновей. Левая рука прижата к сердцу, чтобы сдержать его боль. Мать окружают семь березок, посаженных в память о семи погибших сыновьях. Это памятник всем русским матерям, потерявшим в годы Великой Отечественной войны своих сыновей.
(Литературная композиция. Мать читает стихотворение. Затем сыновья по очереди рассказывают историю своего последнего боя. После третьего и шестого чтеца звучат видеоролики песен. После седьмого - минута молчания).
- МАТЬ
Семь надежд
Было у радуги семь одежд.
Не скажешь, какая лучше.
Было у матери семь надежд,
семь сыновей растущих!
Спящую избу будил чуть свет
их босоногий топот.
Надо же так - семь непосед.
А всех накормить и обштопать.
Звонкоголосы. На ногу легки.
Всяк со своей отметинкой.
К солнцу тянулись ее топольки
шумной, веселой лесенкой.
Думала, время придет - отдохну:
парни - помощники ладные.
Ан накатила война на страну
тучей нежданной-негаданной.
Всех проводила. Всех собрала.
Не голосила. Не ахала...
Всех понапрасну с войны прождала.
Всех семерых оплакала!
Время проносит холод и зной.
Время в просторы уносится.
Тяжко душе в немоте избяной.
душно в тисках одиночества.
Черною рамкою обведены,
собраны все воедино,
смотрят сыны с потемневшей стены
на старость своей родимой... (В. Кондратович - Сидорова)
- ПЕРВЫЙ СЫН
Перед атакойКогда на смерть идут – поют,А перед этимможно плакать.Ведь самый страшный час в бою – Час ожидания атаки.Снег минами изрыт вокругИ почернел от пыли минной.Разрыв –и умирает друг.И, значит смерть проходит мимо.Сейчас настанет мой черед.За мной одним идет охота.Будь проклят сорок первый годИ вмерзшая в снега пехота…(С. Гудзенко)
- ВТОРОЙ СЫН
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,--
Точно в пропасть с обрыва --
И ни дна ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я -- где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я -- где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я -- где крик петушиный
На заре по росе;
Я -- где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, --
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
- ТРЕТИЙ СЫН
По плачущей земле, не чуя сапогов,
Наш обескровленный отряд уходит от врагов,
Питаясь на ходу щавелевым листом,
Ночуя в буераке под калиновым кустом.
Нам отдохнуть нельзя - бегом, бегом, бегом,
А наши, якобы, друзья засели за бугром
И смотрят, как нас бьют, не отрывая глаз,
И только длинные дороги полностью за нас! (И. Растеряев)
(Звучит композиция по одноименной песне И. Растеряева)
- ЧЕТВЕРТЫЙ СЫН
Нет, не до седин, до славы
Я век свой хотел бы продлить,-
Мне бы только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить;
Прижаться к земле и в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне б только вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить ее, врезать как надо
В четырежды проклятый дзот!
Чтоб стало в нем пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву!
...Прожить бы мне эти полмига,
А там я всю жизнь проживу!(П. Шубин)
- ПЯТЫЙ СЫН
Шла война к тому Берлину, Шёл солдат на тот Берлин.Матушка, не плачь по сыну -У тебя счастливый сын. Шёл не медленно, не быстро,Не жалел солдатских ног. Матушка, ударил выстрел -Покачнулся твой сынок.Опрокинулся на спину И застыл среди осин. Матушка, поплачь по сыну -У тебя счастливый сын.
Б. Окуджава
- ШЕСТОЙ СЫН
Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра наконец последний бой.
Еще немного, еще чуть-чуть,
Последний бой - он трудный самый.
А я в Россию, домой хочу,
Я так давно не видел маму!(М. Ножкин)
(Звучит видеоклип с одноименной песней в исполнении группы "ЛюбЭ" по фильму "Звезда")
- СЕДЬМОЙ СЫН
Помяни меня
Дни и ночи под ветром, дождями и солнцем
я солдатом стою на охране страны.
Я несу в своем теле отлитые в бронзе
неизбывную тяжесть и скорби войны.
Это Я защищался в истерзанном Бресте!
Это Я на себя вызывал артобстрел!
И, развеянный взрывом, Я сгинул без вести.
Я в подорванном танке под Курском сгорел!
Помяни меня, Друг! Но не горькою чарой,
а борьбой помяни. И других подними,
чтоб твоим сапогам в пьедесталовый мрамор
не врастать навсегда, как врастали мои.
Помяни меня, Брат! Чтобы Мирное знамя
над страной широко развернула весна.
И не мне, неживому, нужна эта память,
а тебе она нынче, как воздух, нужна.
Помяни меня, Сын! Чтобы ветры затихли.
Чтоб земля успокоилась, Мир сохраня,
чтобы новой войны окаянные вихри
не убили тебя, как убили меня. (В. Кондратович-Сидорова)
(Видеофрагмент с минутой молчания).
Учитель.
- Ребята, сформулируйте и задайте вопросы, созревшие у вас в течении урока.
- Мы просим тех, кто желает прочесть еще стихи о войне , выступить.
- Предлагаем вашему вниманию фильм, который будет вам интересен. В течение просмотра будьте внимательны , тобы поучаствовать в викторине "Лучший зритель".