Реализация системно-деятельностного подхода при обучении говорению на уроках английского языка в условиях перехода на ФГОС.
Реализация системно-деятельностного подхода при обучении говорению на уроках английского языка в условиях перехода на ФГОС.
Современный урок английского языка-это урок в условиях ФГОС. Отличительной особенностью новых стандартов является то, что основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход помогает формированию основ умения учиться, умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Он обеспечивает планирование своей деятельности, даёт возможность осуществлять ее контроль и оценку, обеспечивает взаимодействие с учителем и сверстниками в учебном процессе.
Применение системно-деятельностного подхода даёт очень хороший результат при обучении говорению. Говорению сейчас отводится огромная роль, так как любой человек начинает учить английский язык для того, чтобы говорить на нём. Английский язык стал играть роль языка международного общения в мире. Навыки диалогического и монологического общения являются ключевыми.
Раньше говорению не уделялось достаточного внимания, поэтому многие из тех, кто раньше окончил школу по-английски говорить не умели.В основном выпускник умел писать и говорить заученными фразами. Существует две формы общения: диалогическая, монологическая. Сейчас рассмотрим каждую из них.
Е.Н. Соловова в своей книги,, Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей” пишет, что ,,обучение диалогу путем «сверху вниз» является наиболее оптимальным для обучения стандартным, или типовым, диалогам.” Вовремя обучения нужно придерживаться следующей схемы.
Учитель определяет наиболее типичные ситуации диалогического общения, отбирает диалоги образцы, определяет последовательность предъявления различных диалогов, знакомит учащихся с новыми словами и речевыми структурами, проигрывает запись диалога, осуществляет его отработку, организует работу с текстом диалога направленную на его понимание и запоминание, отрабатывает другие диалоги, осуществляет речевую установку для творческих учебных диалогов по теме, знакомит учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога, читает диалог и обеспечивает его отработку, организует работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, отрабатывает другие типовые диалоги, даёт речевую установку для творческих учебных диалогов по теме, планирует пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса. Ученики знакомятся с новыми словами, отрабатывают реплики типового диалога, отвечают на вопросы учителя, учатся реагировать на определенные реплики, разыгрывают диалоги близко к тексту.
Опорами для составления диалогов в данном случае могут являться:
•тексты диалоги-модели;
•описание ролей, для каждого участника диалога;
•картинки или видеосюжет;
При обучение диалогу путем «снизу вверх» предполагается, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. Здесь могут быть следующие варианты:
1)учащиеся не умеют читать и не могут воспользоваться данным образцом;
2)языковой уровень достаточно высок, поэтому единый образец уже не нужен;
3) диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец в данном случае не нужен;
При обучении диалогическому общению нужно сконцентрироваться на умение задавать вопросы разных типов, грамотно отвечать на поставленные вопросы, использовать различные реплики реагирования во время общения, употреблять вводные структуры и клишированные выражения, пользоваться различными способами реализации речевых функций.
При обучении монологу Е.Н. Соловова отмечает следующие пути 1) «сверху вниз»;2)«снизу вверх».
Первый путь рассматривает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь обеспечивает развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики обсуждаемых вопросов, пройденной лексики и грамматики, а также речевых структур.
При овладении говорением очень важно сочетать теорию с речевой практикой .Активная речевая практика способствует формированию навыка говорения, являющегося неотъемлемым компонентом речевой деятельности. Для становления навыков говорения должны проводиться уроки с использованием специальных упражнений, заданий и коммуникативных игр, направленных на реализацию поставленной задачи. Следует сделать акцент на то, что формирование навыков говорения должно проходить непосредственно в общении группы учащихся под руководством учителя. И именно системно-деятельностный подход обеспечивает такую учебно-познавательную деятельность.
На своих уроках английского языка при обучении говорению в старших классах я люблю применять ролевые игры. Наглядным примером может служить следующая парная мини ролевая игра, взятая из книги И.Б. Васильевой, В.М. Шафоростовой ,,СОЗДАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ . Методические рекомендации для преподавателей.” Вместе с ролью оба школьника получают объявление.
ADVERTISEMENT: Small, third floor flat in Maple Street to rent. Suit a student.
£80 a month. Phone Mrs. Holt, 475 386.
Role I. You see an advertisement in a newspaper. Phone up and find out more about the flat. [Make a note of things you want to ask about before you phone]. If the flat sounds suitable, arrange to go round and see it.
Role II. You have a flat to rent. You put an advertisement in a newspaper. Someone phones up about the flat. Answer their questions. [Think first what they might ask and have the answer ready]. If the person is interested arrange for him / her to come and have a look at it.
Role I. You work in the overseas department Bolton brothers. You’re on a business trip. You’re in the hotel lounge, writing reports. You’re tired, you want peace and quiet. You don’t want to talk to anyone. You do not want to go out tonight, but finally agree to it. Be polite, but negative.
Role II. You’re in your hotel lounge. You want to watch TV. If you can’t do that you might as well chat to someone. You think you recognize the other person in the room. You have recently visited the firm of Bolton brothers. It might be there that you met. Try and strike up a conversation, and invite the other person out tonight. Try to persuade him / her.
В средней школе можно применять так называемый “Skeleton dialogues”:
Excuse me, where's the next train to ?
At.How much is aticket?
And which platform does it leave from?
Thank you.
Следует дать сначала полный диалог, отработать его чтение. Затем одному ученику из пары выдается расписание, а информация стирается.
Группе с более сильным уровнем можно предложить следующие мини диалоги.
Role I. You’re in a new town, at the railway station. You want to go to the Grand Hotel. Stop someone and ask the way.
Role II You’re at the railway station. Help the tourist, [the student has a map].
Role I. You go into the Hilton Hotel, where your friend David Hunt is staying. Ask the receptionist which room he has, and if he is in his room. Describe David to the receptionist [the student has the picture of a person].
Role II. You're the receptionist at the Hilton Hotel. Mr. Hunt has room 159. He is not in his room. Ask for a description of him. You saw him go a moment ago.