Урок Различные виды 6 класс


Тема: Различные виды лингвистических словарей.
Цели. 1. Расширить знания учащихся о лингвистических словарях (назначение, структура словарей, их роль в жизни человека).
            2. Формировать умения пользоваться словарями, решая разные языковые задания.
            3. Сформировать представление о проектной деятельности на уроках русского языка.
  Оборудование: словари («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, толковый словарь С.И.Ожегова, фразеологический, словообразовательный, этимологический, словарь синонимов, орфографический; карточки с заданиями).                                   Ход урока
                                            Эпиграф к уроку:
                                            Словарь – вся вселенная в алфавитном порядке.
                                                                                                       А.Франс
                                             Знание состоит не столько в запасе сведений,
сколько  
                                             в умении найти нужные сведения в книге.
                                                                                                       В.Я.Брюсов
1. Орг. момент
 2. Введение в тему
1)Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С.Маршака «Словарь»
2) Слово учителя
Каждый день жизни дает нам знание. А как мы их приобретаем?
Особое внимание следует уделить словарям. Недаром словарь считают книгой книг и говорят, что «словарь – вся вселенная в алфавитном порядке».
Итак, тема урока – «Виды словарей».
А как бы вы объяснили значение слова «словарь»?
Словари делятся на энциклопедические и лингвистические. В чем заключается разница между этими словарями?
Сегодня мы будем работать с лингвистическими словарями.
3. Постановка целей урока
Вы должны были поработать в группах и подготовить презентацию лингвистических словарей.
Как вы объясните значение слова «презентация»? (общественное представление чего-либо)
Вам была предложена следующая проблемная ситуация:
Переиздается учебник русского языка за 7 класс. В него решили включить параграф «Виды словарей». Какие бы вы могли предложить задания, чтобы помочь ребятам научиться пользоваться лингвистическими словарями. Это задание можно считать проектной работой. Ведь проект – это замысел, план.
Определим цели нашей работы и предполагаемые результаты.
4. Формирование умений и навыков (презентация словарей)
1) Работа в группах (Учащиеся подготовили презентацию словарей и творческие задания.)
1 группа -  «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля
 Именно В.И Даль первый употребил слово «толковый». В его словаре содержится более 200000 слов, из которых около 80000 было собрано самим автором, и 30000 пословиц, поговорок, загадок для пояснения смысла приводимых слов. Над этим памятником русского языка автор трудился 53 года.
Чтение словарных статей
2 группа подготовила презентацию Толкового словаря С.И.Ожегова и творческие задания (лексический диктант)
3 группа  познакомит со Словарем иностранных слов. Задание: подобрать синонимы к иноязычным словам.
4 группа - Словообразовательный словарь. Задание: словообразовательный разбор.
5 группа - Этимологический словарь.
2) Создать текст-рассуждение на тему «Роль лингвистических словарей в жизни человека»
6. Чтение сочинений
7. Итог урока
Каким лингвистическим словарем вы воспользуетесь, если вам нужно:
уточнить, как пишется слово;
узнать историю происхождения слова;
узнать, многозначным или однозначным является слово;
 подобрать примеры синонимических рядов.
Ключевые слова урока