Программа дополнительного образования “Военно-спортивного и патриотического воспитания молодежи”


Управление образования Администрации Шушенского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Казанцевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор школы ______/ Белоногова А.А.
На основании решения педсовета от
Программа дополнительного образования
“Военно-спортивного и патриотического воспитания молодежи”
Возраст детей 9-17
Срок реализации 3 года
Уровень: основное общее образование
Автор: Арзамасов Сергей Владимирович,
педагог-организатор ОБЖ
Казанцево – 2014г.
 Главной целью программы
является участие в реализации государственной политики в области физического и патриотического воспитания детей и молодёжи, в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». Развитие у молодёжи духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых знаний, умений, навыков и качеств, необходимых защитникам Родины.
Основные задачи Программы
воспитание чувства патриотизма, формирования у подрастающего поколения чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
передача и развития лучших традиций российского воинства;
противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;
физическое развитие молодежи, формирование традиций здорового образа жизни;
участие в подготовке граждан к военной службе, популяризации работы в органах внутренних дел;
усиление роли семьи в воспитании полноценных граждан общества.
Основными методами реализации Программы являются:
Использование материальной и технической базы школы, райвоенкомата и иных местных органов власти для проведения занятий с подростками;
Привлечение специалистов и преподавателей по профильным дисциплинам и организация занятий по ним.
Выполнение программы приведёт к Оздоровлению общества – совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у молодежи высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.Данная программа стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом!Ориентация на духовно-нравственные и историко-культурные традиции повышает значимость национально-регионального компонента. Военно-патриотическая тематика перекликается с тематикой школьных предметов: «История России», «ОБЖ», «НВП», «Физическая культура», «Литература» и др. Содержание программы включает в себя следующие блоки:1. Учебно-познавательный;1) Курс лекций по ОБЖ; 2) Военная история России; 3). Основы туризма.2. Духовно-нравственного воспитания:Казанцевский ДК, Совет ветеранов, школьный музей, райвоенкомат, военно-спортивный клуб «Снайпер» осуществляют разработку, организацию и проведение духовно-нравственных, учебно-познавательных и физических занятий и мероприятий программы.
Оценки реализации программы• видимое (отзывы, фото- и видеоматериалы);• долговременное (повышение общего культурно-образовательного уровня детей и подростков, «отрыв» от улицы, организацию досуга и навыков и спортивных мероприятиях района, села и школы, создание единого и сплоченного коллектива, способного оценивать и принимать правильные решения, формирование социальной среды).
Описание программы
Описание проблемы и потребности в реализации программыВоенно-патриотическое воспитание приобретает в последнее время особое значение. Националисты и лжепатриоты всех мастей превратили святые истины в конъюнктурные политические лозунги, растлевающие молодежь. Таким образом, даже само слово "патриотизм" приобрело негативный смысл. Это порождает безверие, цинизм, агрессивность. Необходимо преодолеть искаженные представления о любви к Родине, гордости за Отечество и воспитывать настоящих граждан своей страны.
Сейчас в России патриотическим воспитанием молодежи занимается большое количество разнообразных органов, организаций, представительств, сект и т.д. Некоторая их часть, и, по-видимому, не малая, под звучным и благовидным предлогом – патриотического воспитания молодежи, занимаются вербовкой людей для своих организаций и структур, с целями известными только им. Что происходит за их стенами неизвестно. Как впрочем, непонятно, в каком направлении идет воспитание, и чьим идеалам служат эти объединения. В результате количество молодежных организаций растет, а произвол на улицах , спровоцированный молодыми людьми не уменьшается.
В реализации программы мы рассчитываем на поддержку Шушенского райвоенкомата, РОВД, УО Шушенского района, Казанцевской сельской администрации, Совета ветеранов, общественности. Используя возможности перечисленных организаций, привлекать к участию в программе ветеранов спецподразделений, бойцов прошедших Чеченскую контртеррористическую операцию станет возможным действительно ориентировать юношей и девушек на понимание и принятие морально-этических норм поведения достойных гражданина России. Появится возможность наглядно и доступно показывать молодым людям значимость и необходимость прохождения службы в рядах ВС РФ, в органах внутренних дел, в ФСБ и других силовых структурах, на конкретных примерах. Работа клуба будет организована с учетом законов Российской Федерации.
В военно-спортивном и патриотическом воспитании можно выделить два основных компонента. Первый характеризуется широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как: позитивные мировоззренческие взгляды, которые в свою очередь опираются на социальные, исторические, нравственные и политические проблемы нашего общества. Социально-педагогический компонент является основным. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации защиты Отечества, службе в органах МВД и работе на благо страны.
Второй компонент военно-патриотического воспитания характеризуется более конкретной направленностью. Практическая реализация призвана обеспечить глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы. Формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах ВС РФ, в органах МВД. Основой содержания второго компонента воспитания является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу. Воспитание таких качеств как честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
Цели Создания Военно-патриотической спортивной секции
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств и умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни, верности конституционному и воинскому долгу, высокой дисциплинированности и ответственности, уважения к родному селу его жителям и гостям;
Подготовка к службе в рядах ВС РФ;
Сохранение военного, научного, духовного, интеллектуального потенциала России;
Воспитание у детей и подростков устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, спортом, туризмом, к здоровому образу жизни;
Укрепление и сохранение здоровья при помощи регулярных занятий спортом и участия в оздоровительных мероприятиях;
Организация здорового досуга учащихся.
Цели будут достигаться путём решения следующих задач
организация и проведение занятий по дисциплинам: история отечества, основы правовых знаний, огневая, техническая, строевая и физическая подготовка, основы топографии, гражданская оборона и т.п.
привлечение специалистов Шушенского райвоенкомата и УО для занятия с подростками и ориентации их на поступление в Академии, ВУЗы и колледжи МВД, ФСБ и другие учебные заведения.
Организация спортивных занятий в клубе.
осуществление профессиональной ориентации подростков при содействии военкомата, УО, классных руководителей и других специалистов.
Основными методами реализации Программы являются:
Привлечение специалистов и преподавателей по теоретическим дисциплинам (история Отечества, основы государства и права и др.) школьной программы;
Привлечение специалистов и преподавателей по практическим дисциплинам (огневая, строевая, физическая, техническая подготовка и т.п.);
Привлечение специалистов и преподавателей из ГИБДД для организации и проведения теоретических и практических занятий ;
Подготовка, оборудование и использование помещений для проведения теоретических занятий (лекции и семинары);
проведение спортивных мероприятий внутреннего значения и участие в спортивных мероприятиях районного масштаба;
организация походов, участие в военно-спортивных играх, турслете;
организованное посещение музеев п.Шушенское, г.Минусинска;
проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской кампаний;
участие в торжественных мероприятиях и праздниках;
организация занятий по ориентированию на пересечённой местности по карте, без карты, с выездом за пределы села;
сооружение и оборудование спортивной площадки и полосы препятствий.
Вовлечение родителей в мероприятия клуба.
Формы реализации:туризм.
Основы ориентирования: работа с картой и компасом; определение расстояний; определение высоты; определение сторон горизонта по Солнцу и звездам; определение сторон горизонта по растениям и поведению животных; определение сторон горизонта по рельефу, почвам, ветру, снегу, постройкам, звуку, свету, следам...
Автономное существование и выживание: первая помощь; поиск и очистка воды; животный и растительный мир; охота и рыбная ловля; стихийные бедствия и передвижение.
Пеший поход: подготовка к походу; преодоление препятствий; привал; заготовка дров; разведение костра; личная гигиена (уход за телом, одеждой, обувью); питание.
Горный поход: снаряжение; особенности режима и порядок движения; преодоление горных склонов; веревки и узлы; правила безопасности при движении в горах; исследование пещер; поиск воды и пищи в горах.
Водный поход: снаряжение; подготовка лодки к путешествию; особенности режима и порядок движения; линия движения; загрузка лодок и маневры; сплав на плотах; основные естественные и искусственные препятствия; пороги; аварии и их ликвидация; ремонт байдарки; организация безопасности.
Лыжный поход: снаряжение; пропитка и смазка; особенности режима и порядка движения; подъемы, спуски, торможения, повороты; ремонт лыж; ночлег.
Курс лекций по ОБЖ.
Общественная безопасность: «Общество как целостная система», «Социальные связи, взаимодействия и отношения», «Системный анализ общественной жизни», «Система общественной безопасности», «Организации, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность России», «Право, личность, общество», «Взаимодействие государства и права», «Сущность права», «Основные признаки права», «Право в системе социальных норм», «Нормы права», «Понятие и виды чрезвычайных ситуаций», «Типология и особенности чрезвычайных ситуаций», «Влияние на человека и общество чрезвычайных ситуаций», «Сигнал Внимание всем!!!»
Личная безопасность: «Понятие и виды экстремальных ситуаций», «Типология и особенности экстремальных ситуаций», «Влияние на человека и общество», «Выход из экстремальной ситуации», «Информационная защита», «Оценка информации», «Средства массовой информации», «Выбор средств информации», «Прогнозирование», «Защита от безработицы», «Психология безработного», «Выбор работы и проверка фирмы», «Права милиции в отношении граждан», «Поведение при проверке, задержании обыске». Стрессовые состояния и их влияние на поведение человека», «Способы преодоления психической напряженности», «Динамика развития эмоциональных состояний», «Коммуникация - роль и значение в жизни человека», «Построение информации, мотивы, конфликтология», «Наркомания в современном мире», «Терминология и классификация наркотических средств», «Установление факта употребления наркотических средств», «Табакокурение как проблема современного общества», «Алкоголизм как социальное заболевание и его последствия для семьи и общества», «Правильное питание», «Роль и значение физического воспитания», «Создание семьи как важная социальная потребность»
Военная история России:
Предмет военной истории. Краткая летопись военной истории. Русская армия и военное искусство в истории страны. Великая Отечественная война, ее ход и последствия. Локальные войны, межнациональные конфликты. Организация вооруженных сил и военное строительство в период с 1945 по 2005 г. г. Российские ордена, наградные медали и коллективные боевые награды. Выезды и экскурсии к местам боевой славы.
Проведение семинаров по духовно-нравственному воспитанию«Духовная природа человека». Духовность в природе человека. Проблема добра и зла. Идеал. Самовоспитание. Совесть как всеобщий естественный закон. «Нравственность и этика». Нравственность и человек. Творчество как способ осмысления жизни. Музыка, живопись, литература, как искусство. Массовая культура. «Защита духовных и нравственных ценностей». Культурологическая безопасность. Защита личности как носителя духовных и нравственных традиций. «Культура в общественной системе». Общество и культура. Состав культуры. Социальные нормы. Формы культуры. Посещение музеев, выставок, картинных галерей, театров.
Общеоздоровительное направлениеКомплексы физических упражнений, направленные на развитие координации, выносливости, гибкости, силы и ловкости. Комплексы упражнений корригирующей направленности. Предупреждение плоскостопия. Общее закаливание организма. Занятия на природе. Гигиеническая гимнастика.
Прикладное Физическое воспитаниераздел прикладной акробатики включает изучение основных восьми элементов: падение вперед, падение вбок, падение назад, перекат боком, кувырок вперед через плечо, кувырок вбок, кувырок назад через плечо, кувырок боком через бок. Соединение 8-и элементов в связках и комплексах. Изучение прикладной акробатики в трех уровнях положений тела
нижний уровень (положение страховки);
средний уровень (положение снайпера с упором на колено);
высокий уровень (положение верхней стойки).
Специальное физическое воспитаниеОгневая подготовка включает обучение приемам и технике обращения с оружием и практическим основам «пулевой стрельбы»:
правила обращения с оружием, меры безопасности при пользовании оружием и проведение стрельб в тире;
основы и способы стрельбы;
пневматическая винтовка, назначение, технические характеристики, общее устройство;
автомат Калашникова «учебный», назначение, технические характеристики, общее устройство.
Назначение, технические характеристики, общее устройство и практическое использование индивидуальных средств защиты (противогаз, респиратор, ватно- марлевая повязка).
Учебная граната, учебная мина, назначение, общее устройство.
Приложение № 1.
Учебно-игровая площадка «Полоса препятствий» ставит целью комплексную подготовку детей и подростков в ходе реализации игровых занятий по направлениям:
специальные и прикладные эстафеты, прикладная акробатика, преодоление полосы препятствий;
огневая подготовка (основные приемы и техника стрельбы);
туристическое многоборье (ориентирование на местности, специальные передвижения и преодоления полос препятствия, разведение костра, вододобыча, подготовка укрытия и ночлега, и т.д.);
военно-прикладная игра (курс специальной подготовки на местности).
тестирование по общему знанию военной истории России.
Приложение № 2.
Психолого-воспитательная работа.Цель работы - тестирование, консультации и практические занятия для детей, подростков:
диагностика общего психологического состояния;
выявление детей группы «риска», с психическими расстройствами (неврозами), из неблагоприятных семей, склонных к девиантному поведению;
помощь в адаптировании подростков к социуму и неблагоприятной окружающей среде;
консультирование родителей и подростков в форме бесед;
привлечение детей группы «риска» к участию в работе клуба.
Приложение № 3.
Выездные полевые сборы.Цель - продолжение учебно-воспитательной деятельности с детьми и подростками в условиях природы и активного отдыха.Сборы проводятся регулярно один раз в год, в полевых условиях. Основным содержанием программы являются практические закрепления знаний по курсу выживания в условиях автономного существования, военизированные и спортивно-прикладные игры на местности, культурно-развлекательные мероприятия, краеведение и свободный творческий процесс активного отдыха.
ПРИЛОЖЕНИЕ: ТАБЛИЦА 1. Учебный план
№п/пНаименование дисциплин Всего часов Из них
Лекции Семинары Пр. зан. Зачет
1 Патриотическое воспитание 12 4 8 2 Основы правовых знаний 6 6 3 Основы доврачебной помощи 18 8 10 4 Основы топографии 18 8 10 5 Гражданская оборона 11 5 6 6 Тактическая подготовка 24 6 18 7 Огневая подготовка 40 6 34 8 Физическая подготовка 75 2 часа в неделю 75 ВСЕГО ЧАСОВ: 204 ТАБЛИЦА 1.1. Патриотическое воспитание
№ п/пНаименование тем Всего часов Из них
Лекции Пр.зан. Зачет
1 История отечества 2 2 Формирование правовой и нравственной культуры 2 3 Встреча с ветеранами локальных войн 2 4 Участие в торжественных мероприятиях клуба 6 ИТОГО: 12 ТАБЛИЦА 1.2. Основы правовых знаний
№ п/пНаименование тем Всего часов Из них
Лекции Пр.зан. Зачет
1 Конституция РФ – основной закон государства. 2 2 Основные положения уголовного кодекса РФ. 2 3 Основные положения административного законодательства РФ. 2 ИТОГО: 6 ТАБЛИЦА 1.3. Основы доврачебной помощи
№ п/пНаименование тем Всего часов Из них
Лекции Пр.зан. Зачет
1 Личная гигиена и профилактика заболеваний. 2 2 Первая доврачебная помощь. 10 3 Психологическая подготовка к службе в В.С. и МВД 6 ИТОГО: 18 ТАБЛИЦА 1.4. Основы топографии
№ п/пНаименование тем Всего часов Из них
Лекции Пр. зан. Зачет
1 Ориентирование на местности по карте и без карты, движение по азимуту. 10 2 Топографические карты. Условные топографические знаки и пояснительные надписи. Чтение топографических карт, планов и схем местности. 8 ИТОГО: 18 ТАБЛИЦА 1.5. Гражданская оборона
№ п/пНаименование тем Всего часов Из них
Лекции Пр.зан. Зачет
1 Оружие массового поражения. Сигналы гражданской обороны. 5 2 Индивидуальные средства защиты 6 ИТОГО: 11 ТАБЛИЦА 1.6. Тактическая подготовка
№ п/пНаименование тем Всего часов Из них
Лекции Пр. зан. Зачет
1 Тактическая подготовка 6 18 ИТОГО: 24 ТАБЛИЦА 1.7. Огневая подготовка
№ п/пНаименование тем Всего часов Из них
Лекции Пр. зан. Зачет
1 Огневая подготовка 6 34 ИТОГО: 40 ТАБЛИЦА 1.8.Физическая подготовка
№ п/пНаименование тем Всего часов. Пр. зан.
1 Общая физическая подготовка 31
2 Полоса препятствий 5
3 Марш-бросок 12
4 Игровые виды спорта 27
ИТОГО: 75