Конспект оод Красная книга Хакасии


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана
«Центр развития ребенка - детский сад «Светлячок»
Конкурс Уроки патриотизма
«С Родиной в душе…»
Конспект образовательной деятельности: «Красная книга Хакасии»
(подготовительная к школе группа)
Шинкарева Ольга Викторовна,
воспитатель
г. Абакан, 2016
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
 Тема: «Красная книга Хакасии»
Цель: создать условия для развития познавательной активности детей, посредством ознакомления детей с животными и растениями, занесенными в Красную книгу Хакасии.
Задачи:Создать условия для формирования экологической культуры, воспитывать бережное отношение к природе, родному краю (нравственно-патриотическое развитие).
Создать условия для ознакомления детей с растениями и животными, занесённых в Красную книгу Хакасии (нравственно-патриотическое развитие).
Создать условия для развития поисковой активности детей (познавательное развитие).
Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие).
Создать условия для побуждения к речевой активности, обогащение словарного запаса детей (речевое развитие).
Организация детских видов деятельностей:
общение ребенка с взрослым;
общение ребенка со сверстниками.
Предварительная работа:
Рассматривание энциклопедии с представителями флоры и фауны Хакасии.
Создание макета Красной книги Хакасии.
Беседа на тему: «Все животные и растения важны?»
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какая чудесная погода! Многие из вас отдыхали в выходные дни на даче, а я побывала в лесу. Сейчас там очень красиво! Осень только-только вступает в свои права, кругом много грибов, ягод, а на кедрах созрели шишки. И встретила я там лесного старичка, которого зовут Лесовичок. Долго живёт он в лесу, все секреты знает. Поговорили мы с ним, я рассказала о вас. А он мне поведал о лесных делах, да пожаловался, что некоторые люди не берегут природу, не берегут её, не жалеют. Я же заверила его о том, что все мои знакомые и взрослые, и дети не такие. Правда? Я даже рассказала ему, что существует Красная книга Хакасии. Ребята, давайте вспомним, что это за книга.
Дети: Красный цвет – цвет запрета, эта книга привлекает внимание к животным и растениям, которые исчезают и вымирают. Они подают сигналы «SOS».
Воспитатель: Совершенно верно. Красный цвет означает сигнал тревоги и опасности.
А давайте вспомним представителей Красной книги Хакасии?
Дети: (перечисляют животных и растения из книги).
II. Основная часть.
Воспитатель: После моего рассказа, Лесовичок предложил нам несколько конвертов с заданиями. Давайте узнаем, какие там задания?
Дети: Да!
Воспитатель: Итак, первый конверт, а в ней игра: «Кто-кто в лесочке живёт?».
(Дети называют животных и растения, которые находятся на территории Хакасии)
Дидактическая игра «Назови семью»
Мама-лиса, папа-лис, детёныш – лисёнок, много детёнышей – лисята;
волчица, волк, волчонок, волчата;
мама - белка, папа – белка, бельчонок, бельчата;
зайчиха, заяц, зайчонок, зайчата;
лосиха, лось, лосёнок, лосята;
медведица, медведь, медвежонок, медвежата.
Воспитатель: Второй конверт. Лесовичок предлагает разделить фотографии по группам: птицы, звери и растения Хакасии. (Дети классифицируют представителей Красной книги, называя их.)
Физминутка «Звериная тропа».
Пять шагов - зайчата,
три шага - медвежата,
четыре шага, как лисята,
семь шагов – волчата,
шесть шагов – бельчата.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту на территории Хакасии очень много предприятий. Все они загрязняют воздух и воду. Давайте покажем Лесовичку, что можно, а что нельзя делать в лесу.
Третий конверт: карточки-правила
Слушать громко музыку.
Ходить по тропинкам.
Бросать мусор.
Собирать грибы, ягоды, орехи.
Мыть машины.
Наблюдать за насекомыми.
Топтать и рвать цветы.
Ловить жуков и бабочек.
Разводить огонь и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Все ответы правильные. Какое же задание в четвёртом конверте?
Итак: назови сказку, где животные помогают человеку.
«Маша и Медведь».
«Иван Царевич и Серый Волк».
«Царевна – лягушка».
«Сказка о Царе Салтане».
«Сказка о Рыбаке и Рыбки».
«Конёк – Горбунок».
«Сивка – Бурка».
Воспитатель: ребята, а Лесовичок приготовил для нас викторину. Итак, первый вопрос…
1. Кого называют хозяином тайги? (Медведь)
2. Кто строит жильё (хатки) под водой? (Бобр)
3. Какая из птиц Хакасии выводит птенцов зимой? (Клёст)
4. Какая птица живёт постоянно с человеком? (Воробей)
5. Какая птица прилетает к нам на зиму? (Снегирь)
6. Какую птицу называют доктором леса? (Дятел)
7. Кого летом можно встретить в малиннике? (Медведь)
8. У какого животного хвост является рулём? (Белка).
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что на территории нашей республики существуют особо охраняемые места.
- Мы с вами много читали и вы знаете, что  на Земле постоянно исчезают некоторые особи животных, птиц, растений, кто помнит и расскажет, почему же это происходит? Люди истребляют животных из-за ценного меха, шкуры, вкусного мяса, вырубает лес, безмерно охотиться. Человек занимает всё больше места на Земле, а животным его остаётся всё меньше.
- Да, ребята, многие уже исчезли совсем,  их нет, и никогда уже не будет в природе.
- Но есть такие, которых осталось немного, но их ещё можно спасти. Что же мы можем сделать, чтобы сохранить животных и не дать их в обиду? ( Мы можем оберегать их, защищать, создавая заповедники).
Природа в России - роскошна, прекрасна,
Красив заповедник, хоть в песнях спою.
Чудесные парки живут не напрасно
Они украшают природу мою!
- А что же такое заповедник? (Ответы детей).
Да, в заповеднике животные – полные хозяева, их жизни ничего не угрожает. Заповедник – это дом не для человека, а для животных, птиц, растений. Заповедники находятся под охраной государства. А кто же следит за порядком в заповеднике? (Лесники, егеря, экологи, биологи, государственные инспекторы.)
А как же нужно вести себя в заповеднике? (Ответы детей)
- Ребята, обратите внимание на то, что в заповеднике очень много кабанов, они ищут жёлуди  под снегом, следы у них глубокие, да и кабаны тоже не безопасные животные. С ними лучше не встречаться.
- Как вы думаете, почему лиса не живет в своей норе зимой?  ( От дыхания лисы в норе становится влажно и её шубка делается сырой и если она выйдет из норы, то тут же замёрзнет.) Обратите внимание на зимние танцы лисы. Вы думаете, что она танцует? Нет, это она ищет мышей под снегом. Красивая лиса, пушистая,  но   она тоже небезопасна. Лисы являются основными переносчиками бешенства. Их тоже надо остерегаться.
- А как же лось питается зимой? Вспоминаем с детьми, что лоси – травоядные животные, кушают в основном лесную растительность: кустарники, кору деревьев, молодые ветки, хвою. Но лосям нужна ещё и соль и были случаи, когда лоси зимой слизывали соль с шоссейных дорог. Поэтому, в заповеднике лесники специально раскладывают соль. Зимой лоси кормятся днём, а ночь проводят на своих лежаках, а летом - наоборот. Лоси очень осторожные, боязливые животные. Увидев людей, они сами прячутся от них. А вот  если лоси вышли нечаянно на автомобильную дорогу, то они идут смело на свет фар, что приводит очень часто к автомобильным катастрофам.
- Как же зайцы проводят зиму? Вспоминаем с детьми, что заяц сменил свою шубку, чтобы лучше спрятаться от своих врагов-хищников. На зиму он ничего не запасал, поэтому он всю зиму бегает в поисках еды. Питается он молодыми ветками деревьев и грызёт кору.
- Бобры - удивительные животные, отличные строители. Хатку они строят из палок, а вход в неё делают под водой, чтобы враги не смогли добраться. Живут бобры семьями. Каждое лето в заповеднике отлавливают бобров и переселяют в другие заповедники по всей России.
Ребята, на территории нашей республики есть тоже заповедники, например такой как: заповедник «Хакасский», Хакасский национальный музей-заповедник «Казановка».
В заповедниках все растения и животные чувствуют себя под защитой.
Ребята, как вы уже заметили, что на участках нашего детского сада все веранды представлены рисунками на стене с изображением животных, которые занесены в Красную книгу Хакасии. Это наша экологическая ТРОПА. (Презентация видеофильма «Наш любимый детский сад»). Мы с вами должны любить свою Родину, охранять и защищать природу нашего края.
А сейчас я предлагаю нарисовать вам подарок Лесовичку (дети рисуют животных и растения).
III. Заключительная часть.
Остался последний конверт. Конверт пятый, что же здесь? А здесь письмо от Лесовичка. (Лесовичок приглашает ребят в гости.)
Подведение итогов занятия. Рефлексия:
-Ребята, что было самым интересным?
- Что открыли для себя нового?
- Что было самым трудным? Кто помог?
- Кому расскажите о своих открытиях?
Список литературы:
1. Л.В. Анжиганова, Т.И. Зеленецкая, Л.П. Орлова, И.Е. Ауль, Современная Хакасия, Абакан, Хакасское книжное издательство, 2007г.
2. В. Полежаев, Хакасия, судьбой нам дарованная, Абакан, 2012г.
3. С.М. Прокофьев, Природа Хакасии, пособие, Хакасское книжное издательство, Абакан, 1993г.
4. П.И. Чебодаев,  История Хакасии, Хакасское книжное издательство, 1992г.
5. Ляхов П.Р.  Я познаю мир: Детские энциклопедии. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 2014. – 560 с.
6.  Тишурина, О. Н. Животные леса. Растения леса / О. Н. Тишурина. – М. : Дрофа, 2014 г.
7. Красная книга Республики Хакасия: Редкие и исчезающие виды растений и грибов. Новосибирск, 2002.