Обобщение опыта Ермолиной С.М. по теме Организация нравственно-патриотического воспитания учащихся изостудии через социальное проектирование


-1021613-68351400
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр детского и юношеского творчества
Рабочего поселка СолнечныйСолнечного муниципального района
Хабаровского края
Организация нравственно-патриотического воспитания учащихся изостудии «Радуга» через социальное проектирование.
Автор работы: Ермолина Светлана Михайловна педагог дополнительного образования
(первая квалификационная категория)
Солнечный район
2015 г.
I. Раздел (информационный) ………………………………..3
II. Раздел (технологический) ………………………………..4
1.Теоретическое обоснование проблемы нравственно-патриотического воспитания учащихся через социальное проектирование.……………………………………...................4
2.Социальный проект как воспитательный аспект решения педагогических задач……………………………………………………………..6
3.Результаты нравственно-патриотического воспитания учащихся через социальное проектирование.…………………..........................10
II1. Раздел (внедренческий) …………………………………13
Заключение …………………………………………………….14
Литература ……………………………………………………16

I. Раздел (информационный)Опыт представлен описанием организации нравственно-патриотического воспитания у учащихся изостудии «Радуга» через социальное проектирование в системе дополнительного образования.
Новизна опыта.
Новизна представленного опыта заключается в организации воспитания детей в изостудии через социальное проектирование в жилищно-коммунальной сфере (художественная деятельность)
Социальное проектирование создает эффективные педагогические условия, способствующие патриотическому воспитанию школьников в процессе приобщения их к художественно-прикладному творчеству через проекты.
Сочетание образовательного процесса и практической деятельности, позволяющей в простой и доступной форме с юного возраста обучить детей основам управления многоквартирным домом и рациональному использованию коммунальных ресурсов, повышает уровень правовой грамотности в сфере ЖКХ, способствует быстрому освоению и применению энергосберегающих технологий в повседневной жизни, так необходимых для сбережения природных ресурсов страны.
Тема жилищно-коммунальной сферы всегда остается актуальной, ведь это не только тепло, свет, вода, но и уют нашего дома, двора, детских и спортивных площадок. Это наш дом, который надо любить и беречь. Из домов складываются поселки, города, страна, Родина.
Воспитание у подрастающего поколения чувства бережливости и хозяина, одна из основных задач государства в реформировании системы ЖКХ. Тема воспитания гражданина – хозяина своего и общего дома актуальна для всей страны.
Одним из эффективных средств воспитания подрастающего поколения является социальное проектирование.
Любить Родину - беречь, сберегать, вот основная тема нравственно-патриотического воспитания через социальное проектирование.
Данная тема обозначена в письме Минобрнауки России от 30.01.2015 №09-196: Министерство образования и науки РФ предложило общеобразовательным организациям рассмотреть возможность проведения учебных занятий и мероприятий, направленных на социальную подготовку молодежи по вопросам жилищно-коммунальных услуг.
Актуальность опыта.
Жилищно-коммунальное хозяйство города, поселка — это сложная социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятия различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла, от результата функционирования которых, зависит развитие объектов и состояние среды обитания жителей.
Сегодня трудно назвать какую-то другую отрасль нашей экономики, которая бы вызывала столько споров и суждений как жилищно-коммунальное хозяйство. Это объясняется целым рядом причин:
Во-первых, кризис экономики в целом нарастал одновременно с кризисом жилищно-коммунального хозяйства, передача хозяйства в частные руки и их нерадивое управление (цель обогащения) привело к разрушению всей системы ЖКХ.
Во-вторых, за многие годы у населения страны сформировалось понятие «я оплачиваю, а кто-то должен прийти и навести порядок». Жизнь показывает, что чувство «хозяина своего дома» утрачено, следовательно, даже вкладывая большие деньги в эту сферу, порядка не навести. Необходимо развивать у населения чувство хозяина и бережливости. Можно каждый год красить и ремонтировать подъезды в доме, но если их не беречь, то такой процесс носит фатальный характер.
Современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения в сознании людей и изменения системы управления жилищно-коммунальной сферой эффективное ее функционирование невозможно. Все структурные преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве должны сопровождаться поддержанием высокого уровня грамотности населения (жилищного законодательства) и социального обустройства мест проживания населения.
Следовательно, чем раньше начать воспитывать настоящего хозяина у подрастающего поколения, тем быстрее будет наведен порядок в наших домах.
Одним из направлений воспитательной работы явилось развитие патриотических чувств и убеждений, качественным показателем развитости которого, стало умение учащихся создать новые взаимоотношения с взрослыми, умение ориентироваться в сложной системе жилищно-коммунальных услуг.
Педагог, опираясь на положительные качества ребенка, может формировать другие, более значимые свойства его личности.
II. Раздел (технологический)
Теоретическое обоснование проблемы нравственно-патриотического воспитания учащихся через социальное проектирование.
Образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социально - общественными и индивидуальными потребностями. Технологии, которые, запуская механизм саморазвития, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности. Одной из таких технологий является социальное проектирование.
Целью социального проектирования является повышения качества педагогического процесса и развития профессионально-инновационной деятельности педагога, а также развитие разнообразных форм взаимодействия детского объединения и социума.
Целью проводимой педагогической работы является создание условий для развития и формирования полноценной личности, с развитыми творческими способностями, сформированными профессиональными умениями и социально-значимыми личностными качествами через художественное творчество и проектную деятельность в условиях дополнительного образования.
Основная работа изостудии «Радуга» – художественное творчество, декоративно-прикладное творчество, рисунок, живопись, проектная деятельность. Занятия различными видами творчества и проектной деятельностью способствуют социально - педагогической защите детей, помогают решить проблемы адаптации в обществе, позволяют раскрыть потенциальные возможности детей.
Деятельность детского объединения (изостудии) направлена на формирование у воспитанников ключевых компетенций, духовно-нравственных качеств, воспитание этнической, социально-культурной и психологической толерантности, являющихся условием их успешной социализации:
•приобщение к социально-значимой деятельности, воспитание гражданственности и патриотизма;
•формирование высокого уровня положительной мотивации к приобретению новых знаний;
•возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности;
•приобщение воспитанников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям, формирование представления о здоровом образе жизни;
•создание условий для повышения творческого потенциала;
Задачи авторской образовательной программы «Радуга» в данном направлении пересекаются и соответствуют задачам социальных проектов. (Приложение 1)
В своей воспитательной работе приоритетным считаю нравственно-патриотическое воспитание детей. Как воспитать патриота? Как сформировать их гражданскую позицию, как воспитать человека порядочного, гражданина? Как маленькому ребенку привить чувство теплоты от слова Родина, мой край, моя страна?
Проблема: Наблюдая за детьми, все замечают, как бережно они несут работу, выполненную своими руками. Но в этом возрасте возникает противоречие - небрежное отношение к работе других людей, к их творчеству. Учащиеся твердо пишут сочинения на тему Родина, мой край родной, но при этом могут сломать деревце, скамейку, которая возле его дома. Как воспитать у детей такие качества, как бережное отношение к родной природе, личному и общественному имуществу?
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. В интернете показано очень много ностальгических видеороликов по прошлому: мой дом, заброшенная деревенька, мой двор, старая школа. Родной край, его люди, природа, становятся частью человеческой судьбы.
Память вызывает чувства, положительные эмоции: там человек жил, мастерил первые свои кораблики, встретил первую любовь, друзей, помогал отцу, т.е. выполнял действие. На действия и деятельность накладывались эмоции, а память закрепляла их в сознании человека. На уровне физиологии это чувство приходит в зрелом возрасте, а у ребенка пока нет «прошлой» памяти.
В основе воспитания, особенно – патриотического, главное - воспитание чувств, а источником чувств является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за успех и достижения коллектива, чувство гордости за свой вклад, чувство удовлетворенности.
Проанализировав это, я пришла к выводу, что создавая, прилагая усилия к чему-либо, это становится ближе, теплее, т.к. ты вкладываешь частичку своей души. Через созидательную деятельность ребенка происходит закрепление эмоций и чувств.
Воспитание гражданина своей страны это любить и беречь свой дом не только эмоционально, на чувствах, но и на знаниях действительности, окружающего мира. Прочные теоретические знания становятся не целью, а средством успешной деятельности.
Поиск ответов на эти вопросы привели к новым формам деятельности, в частности, к проектной деятельности в сфере ЖКХ.
Социальный проект как воспитательный аспект решения педагогических задач.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образования, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине.
Очень много сделано в этом направлении всеми социальными институтами государства. Последние заслуги отечественной науки, спорта, политики, культуры подняли престиж страны на новый уровень патриотизма и гордости за свою Россию. Олимпийские победы всколыхнули все слои населения страны. Чувство сплочения народа сегодня не пустой звук на фоне кризисной обстановки в мире.
В сознании молодежи меняются, навязанные из вне различные культы и субкультуры. Сегодня не модно быть не успешным, нереализованным человеком.
Современные дети четко понимают и планируют свою будущую профессию, жизнь – это умение школьников составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, которые свидетельствует о росте его самосознания, самоопределении.
Но есть дети, у которых стремление к самоутверждению ярко проявляется уже в младшем возрасте, часто толкая подростка на совершение поступков, выделяющих их среди сверстников (поступков, далеко не всегда положительных). Часто такая тенденция сохраняется и существенно изменяет характер их поведения: начинается переход от внешнего самоутверждения, стремления обратить на себя внимание к поиску своего места в жизни и стремлению утвердить себя в ней.
Самый простой пример: Учащиеся 8 класса Виктор К. и Иван А. (состоящие на ВШУ и КДН) начали проявлять тягу к росписи аэрозольными баллончиками и маркерами стены подъездов. Раз есть тяга к искусству – пожалуйста, рисуйте, только красиво и чтобы всем нравилось. Участие в проекте «Сказка в дом» (Приложение 2) помогло их тягу к искусству поддержать и получить похвалу от всех жителей дома. Сейчас они уже студенты, но активно участвуют в проектах на каникулах.
Задача педагога создать или подобрать им такую созидающую деятельность, которая обеспечит наиболее интенсивное развитие социальной активности подростка. С одной стороны, должна отвечать его потребностям в самоутверждении, с другой – создавать условия для развертывания определенных форм отношений, не просто взаимопонимания с товарищами, а признания реальной значимости подростка как члена общества.
Задачей обучения учащихся проектной деятельности, в процессе которой и осуществляется развитие их творческих способностей, является преобразование учебно-творческой деятельности обучаемых в их объективное творчество. План работы над проектом, исследовательская работа учащихся – основные компоненты образовательного процесса. (Приложение 33)
Решение этой задачи во многом зависит от того, удастся ли педагогу направить развитие деятельности учащихся от процесса достижения цели к процессу самостоятельного усмотрения учащимися ситуаций нового вида и к самостоятельному осознанию ими общественно значимых целей этой деятельности. Поэтому наиболее важным моментом обучения творчеству является взаимодействие педагога и учащихся.
Участие подростка в общественно полезной деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками. Она должна быть сориентирована с учетом специально значимых задач и получать общественную оценку. Социальное проектирование можно рассматривать как методический прием организации образовательного и воспитательного процесса.
Проектирование предполагает наличие проблемы, которая носит практический характер и разрешается в процессе организации различных видов деятельности.
Социальный проект – образовательный продукт, который измеряется не только качеством и количеством работ, но и в более главном мериле: в похвале, улыбках, уважительном отношении старшего поколения, родителей, сверстников к участникам проекта. Алгоритм и критерии хорошего проекта структурированы в (Приложение 4)
Начиналось все с желания изменить облик своего поселка, чтобы он отличался от других, чтобы в подъездах было красиво и уютно.
При составлении круга социальных проблем после анкетирования и опроса жителей поселка, определили множество объектов для деятельности, выделили самые главные по следующим критериям: важность проблемы (для поселка, жителей) и актуальность решения с точки зрения всего сообщества. (Приложение 5)
Так как проблем в поселке много, значит много путей решения этих проблем - проектов. Часть проблем обозначилась в программе проектной деятельности (долгосрочных и краткосрочных) изостудии «Радуга» ЦДЮТ на 2009 – 2016 гг. Программа не имеет точки завершения - это непрерывный процесс перемен. (Приложение 6). Программа осуществляет следующие приоритетные направления:
1.Социально-культурная абилитация (художественно-творческая абилитация).
Данное направление является одним из ведущих в силу его социально - интеграционных возможностей. Включение ребенка в творческий процесс позволяет повысить уровень социальной адаптации человека, расширение его социальных связей, повышение социального статуса как активного члена общества. Использование педагогических технологи (артпедагогика, изотерапия) способствуют развитию личности детей, создает условия для их творческого самовыражения.
2.Социально-адаптационная абилитация. Основные задачи этого направления:
•расширение круга интересов;
•формирование ценностных ориентаций;
•повышение коммуникативной культуры личности; профориентационная подготовка.
3.Правовая абилитация.
•участие в мероприятиях гражданской направленности;
•развитие опыта социального партнерства.

В процессе работы над проектами, дети сотрудничали и заседали за круглым столом с различными организациями поселка, депутатами, администрацией поселка, Советом председателей домов, администрацией школы на заседаниях социально-культурного общественного объединения «Грани». При этом открывается возможность развития социального партнерства и использования его для образовательной среды.
Социальный проект «Раскрась свой мир» и его подпроекты (Приложение 7) особенны тем, что в нем участники проекта взрослые и дети. Такая совместная деятельность способствует возникновению у школьников ответственности за достижения результатов, заинтересованности в работе, убеждения в ее социальной необходимости, что ведет к формированию положительного отношения к труду.
247459510922000-39306510668000
Заседание социально-культурного общественного объединения
«Грани» по самоуправлению.
Уже три года у нас в поселке действует социальный проект «Юный помощник» (Приложение 3) дети за оплату разносят квитанции, расклеивают информационные листки, объявления, а пригласительные билеты на концерт или тематический вечер - отдыха, поздравительные открытки, плакаты разносят адресатам бесплатно.
Нельзя забывать, что сложная экономическая обстановка в стране отражается на каждом человеке и его семье, «как заработать деньги» волнует не только взрослых.
Стимулирование зарплатой (пусть хоть не большой) учащихся, поддерживает мотивационную черту участия в общественно - социальной деятельности. Усилия каждой семьи направлены прежде всего на социализацию ребенка, как будущую поддержку родителям в старости. Родители одобряют и поддерживают, что их дети могут самостоятельно заработать деньги своим трудом.
Подобная форма работы с семьей позволила увидеть и оценить родителей как помощников, вовлечь их в процесс полноценной педагогической деятельности.
Создавая условия для осуществления реальной проектной деятельности учащихся, надеюсь на получение детьми положительного ценного социального опыта, который необходим сознательному и активному гражданину.
Осваивать новое, быстро реагировать на социальные изменения в обществе, уметь лавировать в жизненных ситуациях, находить способы решения, научиться взаимодействовать с различными структурами, системами, быть востребованным в обществе – вот основные качества, которые находят для себя участники социального проектирования.
Результаты нравственно-патриотического воспитания учащихся через социальное проектирование.
Педагогический мониторинг изостудии «Радуга» проводится по результатам наблюдений, диагностических бесед, объективных методов психолого-педагогической диагностики, анкетирования и тестирования (как для обучаемых, так и для родителей) по основным параметрам: динамика состояния детского коллектива;
сформированность знаний, умений и навыков;
сформированность нравственного потенциала личности обучающихся;
психолого-педагогическая диагностика
сформированность детской одаренности, способностей;
С целью выявления результатов педагогической деятельности по социальному проектированию в изостудии «Радуга», уровня развития творческого потенциала, социальной активности, воспитанности учащихся провожу диагностический анализ.
Для этого использую диагностическую карту педагогов Дворца творчества детей и молодежи г. Оренбурга с использованием методики М. Шиловой, Р.В. Овчаровой, Н.П. Капустина.
Диагностика результатов ведется по трем показателям: ЗУН, творческая активность, воспитанность (нравственность, отношение к труду). Обследование проводится в начале учебного года (сентябрь), в середине (январь), в конце учебного года (май). (Приложение 21)
Прослеживается положительная динамика образовательных результатов обучающихся на протяжении всего обучения. Результатами проектной работы стало повышение образовательного уровня, у детей сформировались новые навыки командной работы, новые личностные качества. Учащиеся не только воспроизводят знания, но и самостоятельно применяют их на практике:
Всего за 6 лет изостудия разработала 19 проектов:
На сегодняшний день реализовано 11 социальных проектов.
Действующих проектов восемь.
- Создание эмблемы (символики) детского объединения «Радуга» - 2009г. (Приложение 8)
- «Раскрась свой мир» (подпроект) роспись спортивной площадки - 2015г. (Приложение 9)
- «Зимний городок» создание снежных скульптур по замыслу (Конкурс для семьи) - 2013г. (Приложение 10)
- «Вещам вторую жизнь» создание пляжного ансамбля из пластиковых бутылок - 2011г. (Приложение 11)
- «Раскрась свой мир» (подпроект) роспись скамеек, детских площадок МАФ - 2014-15г. (Приложение 12)
- «Дерево желаний» проект украшения интерьера Центра досуга барельефом из монтажной пены - 2010г. (Приложение13)
- «Интерьеру новый облик» (подпроект) росписи интерьера Центра досуга, школы - 2012г. (Приложение14)
- «Интерьеру новый облик» проект оформления стен Центра досуга картинами из соленого теста -2009-2010г. (Приложение15)
- Дизайн костюма из нетрадиционных материалов на конкурс «Магия стиля» -2013г. (Приложение 16)
- Социальный проект «Техника Победы» - 2014г. (Приложение 17)
- Социальный проект «Не стареют душой ветераны» - 2014г. (Приложение 18)
- Социальный проект «Юный помощник» - 2009г. (Приложение 3)
- Социальный проект «Раскрась свой мир» (подпроект) роспись домов - 2014г. (Приложение 7)
- Социальный проект «Джамку будущего» проект уличного спортивного комплекса - 2014г. (Приложение 19)
- Социальный проект «Юный оформитель» изготовление декораций к спектаклям, сказкам, концертов, тематических стендов - 2009г. (Приложение 20)
В результате реализации данных проектов поселок получил новый облик, зависть других поселков, одобрение жителей. Проблема «испорченных» подъездов ушла, а если единично возникает, то имеет широкий резонанс у всего населения.
Жители активно участвуют в проектах вместе с детьми, предлагают новые идеи, свою помощь, т.е. повысилась гражданская сознательность.
По результатам педагогического мониторинга выявлено:
Наличие устойчивого интереса обучающихся к выбранному направлению деятельности.
Сохранность контингента обучающихся:
В объединении постоянный детский коллектив с высокой сохранностью (около 89-94%) контингента на весь период обучения (4 года). Уход воспитанников из объединения связан только с переменой места жительства семьи.
Стабильное количество одних и тех же обучающихся на начало и конец кода: от 90 до 100% обучающихся на начало и конец года постоянно посещает занятия изостудии «Радуга».
Высокий процент обучающихся, прошедших полный курс обучения по программе дополнительного образования:
90 – 92% % обучающихся проходят полный курс по программе художественно-эстетического цикла изостудии «Радуга».
Уровень мотивации к направлению деятельности:
Программа объединения способствует формированию ключевых компетенций, необходимых для полноценной жизни в семье, обществе, трудовом коллективе.
По результатам анкетирования, проведенного мной, наиболее предпочитаемой сферой деятельности для воспитанников 10-16 лет являются профессии типа:
- «Человек – художественный образ» (64,8%) –стилист, визажист, дизайнер и т.д- «Человек-Человек»(25,9%) –психолог, педагог, журналист;
- «Человек-знаковая система»(36,7%) –экономист, бухгалтер;
- «Человек-природа» (9%);
- «Человек-техника»(41%);
Занятия в изостудии повлияли на выбор профессиональной деятельности выпускников:
17% - выбрали педагогические ВУЗы по специальности художественного направления,
2% - учатся на специалистов по рекламе и дизайну,
Большинство выпускников (по результатам бесед с ними и их родителями) продолжает активно участвовать в организации мероприятий, персональных выставках на работе и в учебных заведениях, а на каникулах активно участвуют в проектах, зарабатывая собственные деньги.
Практическая значимость данного опыта по нравственно-патриотическому воспитанию учащихся через социальное проектирование заключается в том, что данная технология имеет перспективу распространения социального опыта в масштабах страны: распространения накопленного опыта для педагогов дополнительного образования художественного направления, образовательных учреждений (профтехучилищ), организаций жилищно-коммунальной сферы.
Полученные результаты могут найти применение в качестве реальной основы для дальнейшего совершенствования проектной деятельности в школе, для дальнейшего обеспечения личностно-ориентированного взаимодействия учителя и учащихся, интенсивного личностного развития учащихся.
Растет популярность изостудии «Радуга» в нашем поселке. Родители благодарят за занятость детей. Поступают новые социальные заказы и, как следствие, возникают новые проекты, обдумываются новые идеи по благоустройству нашего села Джамку.
III раздел (внедренческий)
Вышеописанная система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей через социальное проектирование имеет практическую направленность и может быть ориентиром в воспитательной работе для педагогов.
С целью ознакомления с моим опытом по применению социального проектирования в педагогической деятельности и достижениями проектной деятельности учащихся:
- выступила с докладом «Социальный проект как воспитательный аспект решения педагогических задач при обучении подростков в области дополнительного образования» на межрайонном семинаре педагогов дополнительного образования «Создание условий для развития творческого потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования» (МБУДО ЦДЮТ, р.п. Солнечный, 2014 г.) (Приложение 22);- представила стендовый доклад «Применение нетрадиционных материалов на занятиях декоративно-прикладного направления как фактор развития творческих способностей детей» на региональном методическом семинаре-практикуме «Педагогика дополнительного образования: опыт, проблемы, перспективы» (МОУ ДОД ДДТ, г. Комсомольск-на-Амуре, 2014 г.) (Приложение 23);
- представила работу в краевом конкурсе методических материалов «Созвездие талантов» (г. Хабаровск, 2010 г.) (Приложение 27)
Одним из показателей положительной результативности моей педагогической деятельности по социальному проектированию как методу воспитания учащихся является успешное участие в конкурсах, где представленные социальные проекты изостудии «Радуга» занимали призовые места:
- представила работу на всероссийский конкурс «Творческие работы и методические разработки педагогов» на сайте (http://moi-talanty.ru/diploms) «Мои таланты» - 2 место. (Приложение 26)
- представила работу на всероссийский конкурс «Педагогические проекты» на сайте (http://moi-talanty.ru/diploms) «Мои таланты» - 1 место. (Приложение 24)
- представила работу на Международный конкурс творчества «Артсеть» в номинации «Педагогический проект» на сайте (http://art-konkurs.ru/index.php?id=100) «Артсеть» - 1 место. (Приложение 25)
- награждение дипломами участника межрайонного конкурса «Магия стиля» за коллекцию моделей «Хорошее настроение» номинация «Бумажный дизайн» (Приложение 28)
- награждение дипломами участника межрайонного конкурса «Магия стиля» за коллекцию моделей «Полет» номинация «Вдохновение» (Приложение 29)
Благодарственные письма отражают высокую оценку деятельности изостудии «Радуга»:
- Благодарность начальника отдела культуры администрации Солнечного муниципального района за вклад в воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения детей в культурно – досуговые мероприятия, популяризацию культурного досуга среди детей и подростков. (Приложение 31)
- Благодарность Главы сельского поселения «Поселок Джамку» за вклад общественную и культурную жизнь поселка, за создание «Снежного городка» и ледовых фигур. (Приложение 30)
- Благодарность Главы сельского поселения «Поселок Джамку» за вклад общественную и культурную жизнь поселка, за создание социального проекта «Джамку будущего» (Приложение 32)
- Социальный проект «Джамку будущего» (уличный спортивный комплекс) участвовал в конкурсе общественных инициатив, был признан самым успешным среди проектов, принял участие на грант общественных инициатив по Хабаровскому краю. В результате победы поселение получило грант в сумме 2 миллиона рублей на строительство уличного спортивного комплекса. (Приложение 19)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Социальное проектирование – это школа гражданского воспитания подрастающего поколения.
Социальное проектирование это современная педагогическая технология воспитательной работы, предполагающая взаимодействие различных социальных институтов. Механизмом такого взаимодействия выступает социальный проект, интегрирующий воспитательные ресурсы социальной среды.
Участие в социально-творческих проектах способствует нравственно-патриотическому воспитанию школьников, помогает им адаптироваться в социуме, формирует у детей активную жизненную позицию, способствует раскрытию творческих способностей, воспитывает ответственность за свои слова и поступки. В результате социально-творческой деятельности, участники объединения не только смогли проявить свои творческие способности, но и приобрести практический опыт, получить знания в сфере жилищно-коммунального хозяйства улучшить внешний вид поселка, снять социальную напряженность.
Социальное проектирование позволяет сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть его в социальном пространстве учреждения.
Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью. Такая социальная практика дает школьникам опыт, пригодный в любой сфере деятельности. Многие современные области человеческой деятельности основаны на технологии проектирования, поэтому приобретение учащимися данного опыта в дальнейшем может служить хорошим основанием для будущей сферы профессиональной и социальной деятельности.
Социальное проектирование позволяет активно включать в общественную жизнь подрастающее поколение, одновременно воспитывая, обучая и развивая.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2 -С. 92 - 115
Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005.- 288 с.
Муравьева, Г. Проектирование технологии обучения Текст. / Г. Муравьева // Школьное планирование. —2003. —N 2. — С. 4-21.
Сазонов Б. В. К определению понятия «проектирование» // Методология исследований проектной деятельности. - М., 1973. – С. 12-16
Программа (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 (ред. от 17.01.2013) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Письмо Минобрнауки России от 30.01.2015 №09-196:
Жилищный Кодекс РФ ст. 161, 164.
Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.