НОД в старшей группе «В гости к северным сказкам!»


НОД в старшей группе «В гости к северным сказкам!»
Цель: Развитие речи дошкольного возраста через соприкосновение со сказками разного жанра.
Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки.
Расширить и углубить знания детей о сказках, воспитывать любовь к ним.
Воспитывать нравственные качества (желание помочь, умение порадоваться,
сострадание, сопереживание).
Задачи: Углубить знания о жизни северного народа, условия их приспособления
к окружающей среде северного края, расширить кругозор,
используя сказки разных жанров.
Развивать связную речь, внимание, логическое мышление,
координацию речи с движениями.
Повышать интерес детей к сказкам, используя занимательные вопросы,
воспитывать чувства сопереживания желание помочь товарищу.
Оборудование: Рисунки для оформления, (чум, нарты, олень, собака,
иллюстрации к сказкам, волшебный мешочек -
внутри игрушки – собака, медведь, заяц, лиса),
рисунки следов собаки и оленя. Запись северной музыки.
Воспитатель - Здравствуйте, дети. Я, Татьяна Альбертовна! Сегодня мы с вами поиграем и вспомним наши любимые сказки!
- Но наше занятие будет посвящено не всем сказкам,
а сказкам народов севера.
А что вы знаете о народах севера?
Ответы детей.
В- Садитесь на коврик, (дети садятся полукругом).
- Сегодня по дороге в детский сад , я нашла маленького олененка.
Он дрожал и плакал. Я взяла его с собой. (демонстрируется игрушка).
- Дети, откуда в нашем поселке взяться олененку? Как вы думаете ребята?
Ответы детей.
- Правильно, ведь в нашем северном крае живет народ который разводит оленей. Наверное, этот олененок заблудился и, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу, и оказался в нашем поселке Кюсюр.
В - Ребята, сегодня нас ждет интересное путешествие. Давайте отправимся в тундру к оленеводам – чтобы вернуть олененка домой.
-Вы согласны? (ответы детей)
- Дети, на улице очень холодно. Подумайте в кого бы нам превратиться, чтобы по дороге не замерзнуть? (Ответы детей).
- Правильно, давайте превратимся на время путешествия в зверей. Ведь у них такие мягкие, теплые шубки!
- Волшебный мешочек сейчас покажет нам животных нашей тундры, а вы подумайте и выберите зверька с теплой шубкой, и превратитесь в этого зверька.
(Дети выбирают головные уборы зверей, и превращаются в зверушек. Отправляемся в дорогу.
Физминутка:
(Включается запись подвижной северной музыки, дети образуют круг и бегут друг за другом).
В - Смотрите, здесь какие - то следы. (На пол кладутся изображения следов оленя и собаки).
Это следы оленя и собаки. Они помогут нам найти дорогу к жилищу оленеводов. Отправляемся в путь. (Дети бегут дальше).
(включается запись северной песни).
- Вы слышите, кто то поет ? Значит волшебные следы нам помогли, и мы уже пришли.
(Ширма открывается, а за ней оформление подворье оленеводческого стада).
- Посмотрите, здесь чум, нарты, а вот и тот пес, и олень которые оставили следы на снегу.
- Из чума кто - то вышел!
- Кажется, это девочка.
(Надеваю на руку верховую куклу в северной одежде).
Кукла девочка - Дети, Здравствуйте!
В - Не ваш ли это олененок?Девочка: Как вы его нашли? А мы так переживали (гладит олененка).
- Иди домой, малыш!
(игрушка убирается).
Девочка: Спасибо за помощь, ребята! Заходите в чум и погрейтесь.
В: - Дети, давайте представим, что мы внутри чума, сидим на теплых шкурах и греемся около очага. Садитесь на ковер.
Девочка: - Я, очень рада что вы нашли нашего олененка. Раньше мы все собирались у костра, и бабушки нам рассказывали разные северные сказки.
Но злой колдун заколдовал и перепутал наши сказки.
Ребята , вы поможете нам найти и расколдовать наши сказки?
Дети – Да!
(Кукла остается).
В: - Тогда в путь в необычное путешествие! - Ребята, посмотрите какое красивое дерево – и не простое, а волшебное. Подойдите к нему и рассмотрите. На его ветках висят орешки.
- Я открою вам один секрет – это не просто орешки, а дерево добрых поступков, и цвет орешков означает различные поступки в сказках.
Черный – зло, жадность.
Красный – добро, радость.
Желтый – мне жалко.
За орешками иллюстрации к сказкам (дети выбирают рисунки и прикрепляют прищепкой к орешкам по цвету).
В:- Молодцы!
- Ребята, а вы заметили, что лежит под деревом?
(волшебный сундучок)
- Это, сундучок волшебный. (ставлю на столик).
- Как вы думаете, что в нем? А какие северные сказки знаете? Сейчас я проверю. Я из сундучка буду доставать сказочные персонажи, а вы мне сказку называть, говорить из какой сказки этот персонаж.
В - Ребята, а раз мы находимся в сказочной стране, то и эти персонажи должны быть из сказки.
- Давайте мы все вместе посмотрим на волшебный экран сказок и найдем из какой сказки этот персонаж.
Слайды: (солнце, злые духи – «тунгаки» , кукушка, чороон).
- Молодцы!
В- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру . Игра называется «собери картинку».
У меня 4 конверта на каждом столике по 2 конверта. А в конвертах задание. Задание такое : в каждом конверте лежит разрезанная иллюстрация к одной из сказки, надо собрать разрезанную картинку и угадать, из какой сказки картинка, когда будете готовы, поднимите руку.
- Молодцы!
- Следующее задание «Зашифрованная сказка».
Мультимедиа – вопросы на экране.
В какой сказке старуха превратилась в медведицу? (Старуха-медведица)
- В какой сказке мы можем встретить злых духов Тунгаков, которые похители солнце? ( как звери и птицы достали солнце).
В какой сказке женщина, покрылась перьями и улетела бросив детей? (Кукушка)
В какой сказке маленький олененок спасает маму Олениху? (Айхут)
- Сейчас вам предстоит вспомнить сказки о добре и зле.
Посмотрите на наш волшебный экран , как вы думаете какова мораль в этих сказках?
Ответы детей.
В- Ребята ,а вы помните что нас ждут, девочка и олененок. Вот мы помогли им со сказками,
Дети- Да!
- А давайте, чтобы они не скучали , и злой колдун не забирал у них сказки, сделаем им своими руками сказки и подарим им.
Дети- Да!
В- Давайте зайдем в творческую мастерскую. Мы с вами сделаем все необычным способом. Вот на столе у вас есть готовые трафареты с персонажами сказок, и крупа. Вы должны намазать на трафарет кисточкой клей, затем берем щепотью крупу , насыпаем на клей равномерно распределяя по всему рисунку.
- Но для начала давайте мы с вами приготовим пальчики.
Вот помощники мои (сжимаем)
Их как хочешь поверни (показ кисти)
Хочешь птичку ,покажи (показ кисти)
Хочешь курочек корми(кормим)
Можем пальчики размять (встряхнули)
И работать начинать.
В– Ребята, давайте приступим к работе. (Звучит мелодия)
- А теперь давайте подарим нашу сказку девочке и олененку, чтобы они читали ее и вспоминали нас.
- Молодцы!
-давайте вернемся в свой детский сад. Снимаем шапочки и попрощаемся с зверятами.
- Дети , а что мы сегодня на занятии делали?
- Что вам понравилось?
- Какие вспомнили сказки?
Спасибо всем, мне очень понравилось с вами заниматься.