ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «ПОДРАСТАЙКА» по направлению научно – техническое творчество детей «ТЕХНИЧЕСКАЯ ВОЛНА — 2016»


Утверждаю:
Директор МБОУ СШ 2 с
_______________Т.В. Иглина
«____»________________2016г.
Согласовано:
Начальник летнего оздоровительного лагеря при МБОУ СШ 2
______________О.Н. Куликова
«____»________________2016г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«ПОДРАСТАЙКА»
по направлению научно – техническое творчество детей
«ТЕХНИЧЕСКАЯ ВОЛНА - 2016»
в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении
«Средняя школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа Красноуфимск
Свердловской области
на 2016 год
Автор:
Константинова Н.А.
учитель физики
г.Красноуфимск
2016 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Титульный лист ___________________________________________1 стр
Информационная карта программы ___________________________3 стр
Пояснительная записка _____________________________________6 стр
4.Целевой блок (цели, задачи, ожидаемые результаты)___________10 стр
5.Содержание программы (механизмы реализации, этапы )________13стр
Организационно – педагогические условия реализации программы (ресурсное обеспечение) ___________________________________19 стр
Система контроля и оценивания результатов __________________21 стр
Возможные риски и их преодоление ________________________24 стр
Список литературы и интернет-ресурсов ____________________26 стр
Приложения ____________________________________________28 стр
Приложение 1. Входная анкета _____________________________28 стр
Приложение 2.Анкеты по изучению удовлетворенности детей организацией лагерной смены ________________________________28 стр
Приложение 3.Примерный график мероприятий на 2016 год _____29 стр
Информационная карта программы
1 Полное название программы Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием«Техническая волна – 2016 »в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
2 Цель программы Cоздание благоприятных условий для:
укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие личности ребенка;
развития компетентностей учащихся через инженерное образование, включающее в себя: инженерное обучение и научно – техническое воспитание;
формирования у детей системного мировоззрения в сфере технического проектирования, готовности к осознанным поступкам и ответственности за них.
3 Направление деятельности Программа направлена, на раскрытие талантливых учащихся, способных к инженерным специальностям,  подготовку  их  к  жизни  в  высокотехнологичном конкурентном  мире, на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота своей страны.
4 Краткое содержание программы Программа является первой ступенью в освоении программ научно- технической направленности.
5 Ожидаемый результат развить творческий потенциал и познавательную активность через групповые и индивидуальные формы работы;
приобрести опыт коллективного творчества, толерантного общения, выработки индивидуальных стратегий и тактик эффективного партнерского общения;
развитие творческих и технических способностей детей посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов;
осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
6 Автор программы
(ФИО, должность) Учитель физики Константинова Неля Аркадьевна
7 Муниципальное
образовательное
учреждение,
представившее программу Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»
8 Адрес, телефон 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Березовая, 6. Тел. 8 – 343 – 94 - 92342
9 Место реализации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»
10 Количество, возраст учащихся 36 человек с 12-15 лет
11 Сроки проведения,
количество смен 30 мая – 23 июня 2016 года
1 смена
Пояснительная записка
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.              М. Монтень
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Посещая пришкольный лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами. Еще один момент – это возможность общения ребенка с привычным кругом друзей. Огромное значение для родителей имеет тот фактор, что в отрядах работают педагоги, которые обучают детей в течение года. Родители спокойны за своих детей.
Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей, так как пришкольные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления и развития личности.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. к. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания и развития, социального, научно - технического творчества у детей. Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется поэтапно с постепенным усложнением заданий. В начале обучения у детей формируются начальные знания, умения и навыки, обучающиеся работают по образцу. На основном этапе обучения продолжается работа по усвоению нового и закреплению полученныхзнаний умений и навыков. На завершающем этапе обучения школьники могут работать по собственному замыслу, над созданием собственного проекта и его реализации. Таким образом, процесс обучения осуществляется от репродуктивного к частично-продуктивному уровню и к творческой деятельности.
Актуальность программы определяется потребностью в занятиях техническим творчеством у школьников. Дети такого возраста располагают значительными резервами развития. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление), которые начали формироваться у ребенка в дошкольный период. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд. Коллективные формы работы стимулируют общение. Детские игры приобретают более совершенные формы, становятся развивающими. Наиболее перспективный путь в этом направлении – это внедрение робототехники, позволяющей в интереснейших формах знакомить детей с наукой, так как начинать готовить представителей инженерных специальностей, нужно с самого младшего возраста.
Занятия по робототехнике поощряют детей мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. Работа в команде и сотрудничество укрепляет коллектив. На занятиях - дети работают не столько над сборкой робота, сколько над его возможностями, ведь для любой созданной модели можно найти аналог в реальном мире. Таким образом, такие занятия позволяют развивать креативность мышления, навыки исследовательской и экспериментальной работы, смотреть на проблемы шире и находить пути их решения. И тогда на выходе из стен школы мы получим выпускника, обладающего достаточным уровнем самостоятельного инженерного мышления, навыками работы в команде, планирования, организации и экспериментирования.
Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Ученики открывают для себя важный философский момент, что они живут в разных мирах: цифровой и аналоговый, между которыми надо делать порталы и мосты. Это философия творца и созидателя, а не пользователя и потребителя. Философия – от прототипа к продукту. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному опыту моделирования и конструирования, которые способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.Для обеспечения преемственности в работе лагеря с дневным пребыванием детей и профильной сменой «Техническая волна - 2016» предполагает сохранение и дальнейшее развитие прогрессивного, рационального опыта предыдущих лет.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014);
Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Постановления Правительства Свердловской области от 09.04.2015 № 245-ПП «О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Свердловской области в 2015-2017 годах».
Постановления Правительства Свердловской области от 21 декабря 2012 г. N 1484-ПП «О Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года»;
Постановления Правительства Свердловской области от 25.05.2012 № 569-ПП «О размере, порядке и условиях предоставления родителям (законным представителям) детей частичной компенсации расходов на оплату стоимости путевок в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия и загородные оздоровительные лагеря, расположенные на территории Свердловской области»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. № 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;
Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» (с изменениями на 30 июня 2015 года);
Инструкции:
- по правилам соблюдения требований пожарной безопасности (типовые требования);
- инструкции при работе с электроприборами.
Целевой блок.
В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем инженерно – научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов. Формирование такого современного инженера-конструктора желательно начинать уже с младшего школьного возраста.
Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.
Программа «Техническая волна - 2016» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует научно-техническую направленность. Творческая деятельность на занятиях позволяет ребенку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации и развитию творческого потенциала.
Пребывание здесь для каждого ребенка – время развития ключевых компетентностей,  получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Цель программы: создание благоприятных условий для:
укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие личности ребенка;
развития компетентностей учащихся через инженерное образование, включающее в себя: инженерное обучение и научно – техническое воспитание;
формирования у детей системного мировоззрения в сфере технического проектирования, готовности к осознанным поступкам и ответственности за них.
Задачи программы:
раскрыть творческий потенциал обучающихся средствами игровой, творческой деятельности;
развитие инженерного мышления;
создать систему интересного, разнообразного, активного и познавательного отдыха и оздоровления детей летний период;
создать атмосферу психологического комфорта для каждого ребенка;
укрепить физическое здоровье.
Ожидаемые результаты:
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Основные результаты разработки и реализации настоящей программы:
усовершенствование программного обеспечения отдыха и досуга детей во время летнего каникулярного отдыха в условиях лагеря;
определение перспектив дальнейшего развития программы;
создание безопасной, комфортной обстановки и психологической атмосферы для детей и педагогов лагеря.
предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Реализация данной программы позволит детям:
развить творческий потенциал и познавательную активность через групповые и индивидуальные формы работы;
приобрести опыт коллективного творчества, толерантного общения, выработки индивидуальных стратегий и тактик эффективного партнерского общения;
развитие творческих и технических способностей детей посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов;
осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
Педагогам:
выйти на уровень сотворчества детей и педагогов;
приобрести навыки в работе по формированию здорового образа жизни детей, проектирования и конструирования эффективных средств общения с детьми и сотрудниками;
приобрести новый опыт организации игровой и познавательной деятельности детей, возможность применения этого опыта в основной педагогической деятельности.
Содержание программы
В основе концепции летнего оздоровительного лагеря «Техническая волна - 2016» эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребёнка через включение его в различные виды деятельности  с целью формирования личности, развития творческого потенциала, навыков исследовательской, экспериментальной работы и формирования инженерного мышления. Концепция основана на следующих идеях:
Идея развития личности в процессе деятельности (В.Бехтерев, И.Блонский, Л.Выготский);
Идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала учащихся (А.Щетинская);
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский);
Идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н.Талызина, В.Ясвин).
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей «Техническая волна - 2016» опирается на следующие основные принципы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2.Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3.Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4.Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
6.Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
безопасность всех мероприятий;
учет особенностей каждой личности;
возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой, инженерной деятельности всеми участниками лагеря;
распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
В течение смены планируется реализация программы по направлениям:
1.Организационное.
знакомство детей друг с другом, со взрослыми;
обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;
формирование чувства «Мы» (вместе), доверия друг к другу;
формирование групповых норм, ценностей и традиций.
название отряда, девиз, утреннее построение, подведение итога дня.
2.Интеллектуальное. Направленно на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности
развитие интеллектуальных способностей детей;
развитие мышления, памяти, внимания;
3. Техническое. Направлено пробуждать в детях инженерного мышления:
формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели,
развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление;
развитие творческих и технических способностей детей посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов.
4. Спортивно-оздоровительный.
осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
утренняя гимнастика;
соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
организация спортивно – массовых  мероприятий и подвижных игр;
культурно – массовые и спортивные мероприятия
5. Экологическое.
экологические акции;
выставки рисунков и поделок;
6. Патриотическое.
беседа «Россия – мы дети твои»;
день памяти (22 июня)
конкурс рисунков «Мой город!».
Механизм программы
Учитывая возрастные особенности и значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы лежит игра, как ведущий тип деятельности. Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а так же с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий необходимо выдержать следующие этапы
I этап: подготовительный (апрель-май). Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
организация помещений лагеря согласно нормам и требованиям СанПин;
формирование списка детей, посещающихлетний оздоровительный лагерь, на основании заявлений родителей.
II этап: организационный (первый день работы лагеря).Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
линейка, открытие лагерной смены;
запуск программы «Техническая волна - 2016»;
знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря;
выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
сплочение отряда;
работа по плану воспитательных мероприятий.
III этап: основной (16 дней) Это самый большой по времени период смены. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально - личностные и коллективные цели развития. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.
Главная задача:
создать условия для организации воспитывающей и развивающей деятельности и общения детей, стремиться к тому, чтобы дети могли реализовать себя по максимуму;
возможность каждому проявить себя в различных видах деятельности.
Для успешного решения задач этого оргпериода, деятельность детей должна иметь разносторонний творческий характер, быть насыщенной, эмоциональной, а само настроение – романтическим, приподнятым.
Педагоги, родители, дети:
познают, отдыхают, трудятся;
реализуют основную концепции смены;
делают открытия в себе, в окружающем мире;
помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
укрепляют свое здоровье.
реализуют основную идею смены – развивают инженерное мышление;
работают в творческих мастерских.
участвуют в акциях, трудовых десантах, спортивных мероприятиях.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок, выставку рисунков.
IV этап: заключительный (последний день работы лагеря). Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены (линейка, закрытие лагерной смены, вручение грамот и благодарностей)
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Организационно - педагогические
условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
четкое представление целей и постановка задач;
конкретное планирование деятельности;
нормативно-правовые условия;
кадровое обеспечение программы;
методическое обеспечение программы;
педагогические условия;
материально-техническое обеспечение.
Организационно-педагогическая деятельность
комплектование штата лагеря кадрами;
участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;
совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;
проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Методическое обеспечение программы
В основе реализации программы лежит деятельностный подход. Основным методом организации деятельности являются:
наличие необходимой документации программы лагеря, плана работы отрядов, плана-сетки;
должностные инструкции всех участников процесса;
отслеживание результатов и подведение итогов;
подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Педагогические условия
отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;
организация различных видов деятельности;
добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;
создание ситуации успеха;
систематическое информирование о результатах прожитого дня;
организация различных видов стимулирования.
Материально-технические условия
Образовательный Лего-конструктор: LEGO MINDSTORMS EV3 версии 8547. В наборе 625 ЛЕГО-элементов, включая EV3-блок, датчик цвета, 2 датчика касания, 1 ультразвуковой датчик, 3 сервомотора 9 В.
платформы APDUINO;
3 Д принтер;
компьютер, принтер;
интерактивная доска, цифровой фотоаппарат;
спортивное оборудование (спортивная площадка, мячи, скакалки, теннисные ракетки, обручи);
настольно-игровое оборудование (шашки, шахматы, настольные игры и т.д.);
материалы для оформления и творчества детей;
наличие канцелярских принадлежностей.
Система контроля и оценивания результатов.
 Заявленная программа является краткосрочной (по продолжительности), деятельностной (по стратегии). Инструментом, позволяющим измерить эффект программы, являются показатели. Однако, в социальной сфере, особенно в психолого-педагогической практике, показатели приобретают специфические черты. Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально-полезного деяния. Поэтому для оценки результативности программы будем пользоваться следующими показателями:- количественные (количество конкретных дел, акций, мероприятий);- показатели социального развития личности (не умел- научился, не знал-узнал, качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции));-показатели социальной адаптации личности (активность, повышение уровня успешности);- творческие показатели (уровень организации и координации деятельности);- уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством реализации программы.
Критерии оценки результативности реализации программы:
№ критерии индикаторы формула форма определения
1 Уровень комфортности  Доля детей, которые чувствуют себя комфортно Отношение количества детей ответивших «да» к общему количеству детей в лагере анкетирование
2 Уровень самореализации Доля детей, проявивших свои инженерные способности и умения Отношение количества детей проявивших свои способности и умения к общему количеству детей в лагере анкетирование
3 Уровень саморазвития Доля детей, которые приобрели конкретные умения и навыки Отношение количества детей, которые приобрели конкретные умения и навыки к общему количеству детей в лагере анкетирование
4 Уровень оздоровления Прибавка детей в массе и росте Отношение количества детей с оздоровительным эффектом к общему количеству детей в лагере мониторинг массы и веса
5 Оценка лагерной смены Доля детей удовлетворенных лагерной сменой Отношение количества детей, которые удовлетворены лагерной сменой к общему количеству детей в лагере анкетирование
Диагностика и мониторинг
Вводная диагностика Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе:
- анкетирование;
- беседы ;
- планерки администрации лагеря
Пошаговая
диагностика Леетопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы.
Итоговая
диагностика Анкетирование
Творческий отзыв (рисунок « Вместе мы »)
Беседы
Летопись
Формы подведения итогов.
Ребятами будут выполнены исследовательские работы, творческие проекты и модели, которые в дальнейшем примут участие на научно-практических конференциях обучающихся школы и области. По результатам деятельности пришкольного лагеря с дневным пребыванием будет подготовлен аналитический, фото отчёт, презентация о результатах реализации программы, выполненной участниками лагеря.Реализация цели и задач программы осуществляется через организацию общих мероприятий по тематическим дням.
Возможные риски и их преодоление.
Возможные
факторы
риска Меры профилактики
факторы окружающей среды: плохая погода, дождь заменить мероприятием без выхода на улицу
жара, палящее солнце. защита головы от солнечного удара, питьевой режим. Не позволять длительное время, находится на открытом солнце
клещевая опасность не планировать походов и выездов в лес.
не желание принимать участие в мероприятиях организовать индивидуальную работу: беседа воспитателя, помощь психолога.
нарушение правил дорожного движения беседы, лекции, практические занятия по предупреждению и профилактике ДТТ.
травмы и ушибы. предупреждение и профилактика. Иметь средство для дезинфекции ссадин и ран, порезов. Помощь медицинского работника.
несоблюдение режима
дня разъяснительные беседы о необходимости соблюдения режима дня.
кишечные инфекции. постоянное мытьѐ рук перед едой и после посещения туалета. Беседы медицинского работника по теме.
отсутствие воды. запас питьевой воды, два комплекта чистой посуды.
терроризм. профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев

Профилактические мероприятия и мероприятия
по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей
в летний период
Инструктажи для детей:
правила пожарной безопасности;
правила поведения детей при прогулках и походах;
правила при поездках в автотранспорте;
безопасность детей при проведении спортивных мероприятий;
правила дорожного движения;
правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде.
Беседы, проводимые медицинским работником:
если хочешь быть здоров – закаляйся!
мой рост, мой вес.
Список литературы и интернет ресурсов
Безруких, М.М., Филиппова, Т.А., Макеева, А.Г. Две недели в лагере здоровья.– М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2005.
Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе.– М.: Аркти, 2006.
Гончарова, Е.И., Савченко, Е.В., Жиренко, О.Е. Школьный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2004.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа. М.:Педагогическое общество России, 2001. 
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2.Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. М.: Педагогическое общество России, 2002.
Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. -М., 1990.
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. 
Кочубей Б. И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника// Педагогика и психология. № 3. - М.: Знание, 1988. 
Лаврентьев В.В. «Советы организатору и вожатому по подготовке летнего лагеря»,  2002.
Ложникова Н.А. Имитационные педагогические игры: Методические рекомендации. - Омск, 1990.
Пенькова, Л.А. Под парусом лето плывёт по земле.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
Реэрдон, Б.Э. Толерантность – дорога к миру. – М.: 2001 
Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. 
Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. М.: Педагогическое обществоРоссии,2001.
Шерер, И.О., Григорьева М.И. Культурологическое развитие детей. – Н.:2003.
Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому. - М., 1994. 
Учебно-методический комплект: Робототехника для детей и их родителей. Книга для учителя. С.А. Филиппов, - 263 с., илл., Руководство пользователя LEGO MINDSTORMS EV3, - 64 стр., илл.
ЦОР: Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS EV3-G, язык интерфейса русский и английский, сайт с инструкциями и уроками: http://www.prorobot.ru/lego.php
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Анкеты (на входе).
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1 Анкета жителя Солнечного города (на входе).
1.Фамилия, имя,отчество_________________________________________
2. Дата рождения: число ____, месяц _____________, год ______________
3. В какой класс перешѐл _________________________________________
4. Я пришѐл в лагерь для того, чтобы _______________________________
5. Вожатого представляю себе как _________________________________
6. Моѐ самое любимое занятие ____________________________________
7. Мои первые впечатления о лагере _______________________________
8. Каким должен быть житель вашего дома __________________________
9. Укачивает ли тебя в автобусе? ___________________________________
10.Есть ли у тебя аллергия (на что)? ________________________________
11.Был ли ты в лагере раньше? (каком) _____________________________
12.Любишь ли ты общаться с людьми? ______________________________
13.Как ты относишься к спорту? ___________________________________
О себе хочу дополнительно сообщить ____________________________
Приложение 2.
Анкеты по изучению удовлетворенности детей организацией лагерной смены.
Анкета (последний день смены): Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
Что ты ожидал (а) от лагеря?_______________________________________
Что тебе понравилось в лагере?_____________________________________
Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? ________________________________________________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам? ____________________________
Самое важное событие в лагере? Было или оно?_______________________
Закончи предложения: Я рад, что____________________________________
Мне жаль, что ___________________________________________________
Я надеюсь, что ___________________________________________________
Твое имя, фамилия и автограф на память _____________________________
Приложение 3.
Примерный график мероприятий на 2016 год.
Дата Время Отряд
5 – 6 классов Отряд
7 – 8 классов
Вместе весело шагать по просторам…
10.00-10.45 Торжественное открытие лагеря «Творческая волна – 2015». Мероприятие, посвященное Дню защиты детей. Куприна Т.Т.
10.45-11.30 Вводное занятие. Материалы и инструменты в НТМ. Инструкции по ТБ,
ПБ,ЧС.ЧП. Константинова
Н. А. 209 каб Технические термины. Начальные графические понятия. Кокорина Р. А.
302 каб
11.30-12.15 Технические термины. Начальные графические понятия. Кокорина Р. А.
302 каб Вводное занятие. Материалы и инструменты в НТМ. Константинова Н. А. 209 каб
12.15-13.00Весёлые старты. Попов А. Н.
13.30-14.15 Фестиваль визиток «История начинается» Руководители отрядов Тренинг на знакомство
Мигалко М. И.
14.15-15.00 Тренинг на знакомство
Мигалко М. И.
Фестиваль визиток «История начинается» Руководители отрядов
15.00-15.45 Оформления отрядных уголков «Знакомьтесь – это мы!» Руководители отрядов Оформления отрядных уголков «Знакомьтесь – это мы!» Руководители отрядов
Лету физкульт - ура!
10.00-10.45 Начальные графические понятия
Кокорина Р. А.
302 каб Влияние НТР на экологию Земли.
Бабина Т. В.
каб 306
10.45-11.30 Влияние НТР на экологию Земли.
Бабина Т. В.
каб 306 Начальные графические понятия
Кокорина Р. А.
302 каб
11.30-12.15 Весёлые старты. Попов А. Н.
12.15-13.00 Презентация рисунков «Природа глазами ребёнка» Руководители отрядов Элементы технического дизайна.
Стахеев А. П.
13.30-14.15 Элементы технического дизайна.
Стахеев А. П.
Презентация рисунков «Природа глазами ребёнка» Руководители отрядов
14.15-15.00 Ярмарка идей и предложений.
Юный изобретатель
Константинова
Н. А. 209 каб Подведение итогов Руководители отрядов
15.00-15.45 Подведение итогов Руководители отрядов Ярмарка идей и предложений.
Юный изобретатель Константинова
Н. А. 209 каб
Лето во дворце фантазеров
10.00-10.45 Робототехника ДТД и М
Робототехника ДТД и М
10.45-11.30 11.30-12.15 12.15-13.00. Весёлые старты.Попов А. Н.
13.30-14.15 Тренинг на лидерство
Мигалко М. И. Материалы и инструменты в НТМ Стахеев А. П.
14.15-15.00 Материалы и инструменты в НТМ Стахеев А. П. Тренинг на лидерство
Мигалко М. И.
15.00-15.45 Подведение итогов Руководители отрядов Подведение итогов Руководители отрядов
Лето красное - пора прекрасная !
10.00-10.45 Начальные графические понятия (основы черчения) Кокорина Р. А.
302 каб Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб
10.45-11.30 Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб Начальные графические понятия (основы черчения) Кокорина Р. А.
302 каб
11.30-12.15 Элементы технического дизайна Кокорина Р. А.
302 каб Материалы и инструменты в НТМ Стахеев А. П.
12.15-13.00. Весёлые старты. Попов А. Н.
13.30-14.15 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб Элементы технического дизайна Кокорина Р. А.
302 каб
14.15-15.00 Материалы и инструменты в НТМ Стахеев А. П. Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб
15.00-15.45 Подведение итогов Руководители отрядов Подведение итогов Руководители отрядов
Цветная карусель
10.00-10.45 Робототехника ДТД и М
Робототехника ДТД и М
10.45-11.30 11.30-12.15 12.15-13.00. Весёлые старты.Попов А. Н.
13.30-14.15 Начальные графические понятия (основы черчения) Кокорина Р. А.
302 каб Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб
14.15-15.00 Влияние НТР на экологию Земли.
Бабина Т. В.
каб 306 Начальные графические понятия (основы черчения) Кокорина Р. А.
302 каб
15.00-15.45 Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб Влияние НТР на экологию Земли.
Бабина Т. В.
каб 306
День правил всех безопасностей
10.00-10.45 «Пожелания водителю» изготовление буклетов Запольских Н.А. каб 303 Викторина «Дорожные знаки» Феденева К. А.
Каб 213
10.45-11.30 Викторина «Дорожные знаки» Феденева К. А.
Каб 213 «Пожелания водителю» изготовление буклетов Запольских Н.А. каб 303
11.30-12.15 Правила пожарной безопасности.
Правила дорожного движения. Феденева К. А.
Каб 213 Правила безопасности при терактах Каракулова Л. М. каб 206
12.15-13.00 Правила безопасности при терактах Каракулова Л. М. каб 206 Правила пожарной безопасности.
Правила дорожного движения. Феденева К. А.
Каб 213
Выходной
Лес – полный чудес
10.00-10.45 ДТД и М
Зеленая волна МБОУ СШ 2
2 здание
ДТД и М
Зеленая волна МБОУ СШ 2
2 здание
10.45-11.30 11.30-12.15 Влияние НТР на экологию Земли.
Бабина Т. В.
каб 306 Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб
12.15-13.00. Весёлые старты. Ярушина Е. Г.
13.30-14.15 Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб Влияние НТР на экологию Земли.
Бабина Т. В.
каб 306
14.15-15.00 Материалы и инструменты в НТМ Стахеев А. П. Информзнайка Запольских Н.А. каб 303
15.00-15.45 Информзнайка Запольских Н.А. каб 303 Материалы и инструменты в НТМ Стахеев А. П.
День здоровья!
10.00-10.45 ДТД и М
Тропа здоровья МБОУ СШ 2
2 здание
МБОУ СШ 2
2 здание
10.45-11.30 11.30-12.15 Влияние НТР на экологию Земли.
Бабина Т. В.
каб 306 Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб
12.15-13.00. Весёлые старты. Ярушина Е. Г.
13.30-14.15 Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб Влияние НТР на экологию Земли.
Бабина Т. В.
306 каб
14.15-15.00 Информзнайка Запольских Н.А. 303 каб Игра турнир по экологии « Что? Где? Когда?» вожатые
15.00-15.45 Игра турнир по экологии « Что? Где? Когда?» вожатые Информзнайка Запольских Н.А. 303 каб
Вести с книжной полки
10.00-10.45 Начальные графические понятия (основы черчения) Кокорина Р. А.
302 каб Влияние НТР на экологию Земли.
Бабина Т. В.
306 каб
10.45-11.30 Влияние НТР на экологию Земли.
Бабина Т. В.
306 каб Начальные графические понятия (основы черчения) Кокорина Р. А.
302 каб
11.30-12.15 Шашки. Шахматы. Уголки. вожатые Шашки. Шахматы. Уголки. вожатые
12.15-13.00. Весёлые старты. Шавкунов А. В.
13.30-14.15 Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб Информзнайка Запольских Н.А. каб 303
14.15-15.00 Информзнайка Запольских Н.А. каб 303 Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб
15.00-15.45 Литературная игра «Говорун. Шоу» вожатые Литературная игра «Говорун. Шоу» вожатые
Русь. Россия. Родина моя! День России.
10.00-10.45 Информзнайка Запольских Н.А. каб 303 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб
10.45-11.30 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб Информзнайка Запольских Н.А. каб 303
11.30-12.15 Игра «Символика Российской Федерации» вожатые Игра «Символика Российской Федерации» вожатые
12.15-13.00 Игра «Зарничка»
Выходной.
Час весёлых испытаний.
10.00 -10.45 Начальные графические понятия (основы черчения) Кокорина Р. А. 302 каб Развитие космонавтики Манохин А.Н.
209 каб
10.45-11.30 Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб Начальные графические понятия (основы черчения) Кокорина Р. А. 302 каб
11.30-12.15 Игротека на всё лето вожатые Игротека на всё лето вожатые
12.15-13.00. Игры наших предков. Ярушина Е. Г.
13.30-14.15 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб Информзнайка Запольских Н.А. каб 303
14.15-15.00 Информзнайка Запольских Н.А. каб 303 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб
15.00-15.45 Подведение итогов вожатые Подведение итогов вожатые
Техника вокруг нас
10.00-10.45 ДТД и М
«Робототехника» ДТД и М
ДТД и М
«Робототехника» ДТД и М
10.45-11.30 11.30-12.15 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб Информзнайка Запольских Н.А. каб 303
12.15-13.00. Весёлые старты.Ярушина Е. Г.
13.30-14.15 Материалы и инструменты в НТМ Стахеев А. П. Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб
14.15-15.00 Информзнайка Запольских Н.А. каб 303 Материалы и инструменты в НТМ Стахеев А. П.
15.00-15.45 Подведение итогов вожатые Подведение итогов вожатые
Знаешь ли ты себя?
10.00-10.45 Начальные графические понятия (основы черчения) Кокорина Р. А. 302 каб Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб
10.45-11.30 Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб Начальные графические понятия (основы черчения) Кокорина Р. А. 302 каб
11.30-12.15 Игра «Что значит твоё имя?» вожатые Игра «Что значит твоё имя?» вожатые
12.15-13.00. Весёлые старты. Ярушина Е. Г.
13.30-14.15 Тренинг Мигалко М. И. Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб
14.15-15.00 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб Тренинг Мигалко М. И.
15.00-15.45 Подведение итогов вожатые Подведение итогов вожатые
Жизнь каждого человека – это вселенная, потерю которой невозможно восполнить...
10.00-10.45 ДТД и М
Юный спасатель МБОУ СШ 2
2 здание
ДТД и М
Юный спасатель МБОУ СШ 2
2 здание
10.45-11.30 11.30-12.15 Английский язык Мокрова С. А.
Попова Е. Ю Информзнайка Запольских Н.А. каб 303
12.15-13.00. Весёлые старты. Ярушина Е. Г.
13.30-14.15 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб Английский язык Мокрова С. А.
Попова Е. Ю
14.15-15.00 Информзнайка Запольских Н.А. каб 303 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб
15.00-15.45 Подведение итогов вожатые Подведение итогов вожатые
День хороших манер!
10.00-10.45 Эстет-шоу «Живая шляпа» Куприянова Т. Т. Эстет-шоу «Живая шляпа» Куприянова Т. Т.
10.45-11.30 Английский язык Мокрова С. А.
Попова Е. Ю Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб
11.30-12.15 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб Английский язык Мокрова С. А.
Попова Е. Ю
12.15-13.00. Весёлые старты. Попов А. Н.
13.30-14.15 Информзнайка Запольских Н.А. каб 303 Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб
14.15-15.00 Развитие космонавтики Манохин А. Н.
209 каб Информзнайка Запольских Н.А. каб 303
15.00-15.45 Беседы о хороших манерах вожатые Беседы о хороших манерах вожатые
В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся
10.00-10.45 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб Информзнайка Запольских Н.А. каб 303
10.45-11.30 Эстафета «Спорт любить – сильным и здоровым быть»
Попов А. Н.
11.30-12.15 Информзнайка Запольских Н.А. каб 303 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб
12.15-13.00 Подведение итогов вожатые Подведение итогов вожатые
Выходной.
От клинка и штыка до могучих ракет
10.00-10.45 «Люди мира, на минуту встаньте!» митинг, посвященный началу Великой Отечественной войне.
Возложение цветов к мемориалу. Школьный музей славы.Изготовление коллажа «Воинам – победителям»
10.45-11.30 Техника в годы Великой отечественной войны.
Кинофильм «Белый тигр»
11.30-12.15 12.15-13.00. Весёлые старты. Шавкунов А. В.
13.30-14.15 Материалы и инструменты в НТМ Стахеев А. П. Информзнайка Запольских Н.А. каб 303
14.15-15.00 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб Материалы и инструменты в НТМ Стахеев А. П.
15.00-15.45 Информзнайка Запольских Н.А. каб 303 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб
В мире прекрасного.
10.00-10.45 Материалы и инструменты в НТМ Стахеев А. П. Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб
10.45-11.30 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб Материалы и инструменты в НТМ Стахеев А. П.
11.30-12.15 Игра «Семь чудес света» вожатые Игра «Семь чудес света» вожатые
12.15-13.00. Весёлые старты. Попов А. Н.
13.30-14.15 Тренинг на лидерство
Мигалко М. И. Информзнайка Запольских Н.А. каб 303
14.15-15.00 Информзнайка Запольских Н.А. каб 303 Тренинг на лидерство
Мигалко М. И.
15.00-15.45 Подведение итогов вожатые Подведение итогов вожатые
Город будущего.
10.00-10.45 Начальные графические понятия (основы черчения) Кокорина Р. А. 302 каб Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб
10.45-11.30 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб Начальные графические понятия (основы черчения) Кокорина Р. А. 302 каб
11.30-12.15 Проектная игра «Мой город в 21 веке» Вожатые Проектная игра «Мой город в 21 веке» Вожатые
12.15-13.00. Весёлые старты. Ярушина Е. Г.
13.30-14.15 Игра турнир по экологии « Что? Где? Когда?» вожатые Информзнайка Запольских Н.А. каб 303
14.15-15.00 Информзнайка Запольских Н.А. каб 303 Игра турнир по экологии « Что? Где? Когда?» вожатые
15.00-15.45 Подведение итогов вожатые Подведение итогов вожатые
Интеллектуальное шоу.
10.00-10.45 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб Информзнайка Запольских Н.А. каб 303
10.45-11.30 Мастер – класс «Натурные эксперименты по физике» Константинова
Н. А. 209 каб Шашки. Шахматы. Уголки Запольских Н.А. каб 303
11.30-12.15 Информзнайка Запольских Н.А. каб 303 Юный техник Константинова
Н. А. 209 каб
12.15-13.00 Шашки. Шахматы. Уголки Запольских Н.А. каб 303 Мастер – класс «Натурные эксперименты по физике» Константинова
Н. А. 209 каб
13.30-14.15 Презентация проектов.
14.15-15.00 15.00-15.45 Мы обязательно встретимся вновь!
10.00-10.45 Круглый стол. Подведение итогов
Константинова
Н. А. 209 каб Информзнайка Запольских Н.А. каб 303
10.45-11.30 Живая химия Андарзянова
С. А. каб 307 Круглый стол. Подведение итогов
Константинова
Н. А. 209 каб
11.30-12.15 Информзнайка Запольских Н.А. каб 303 Живая химия Андарзянова
С. А. каб 307
12.15-13.00 Весёлые старты
Попов А. Н.
13.30-14.15 Творческие игры Вожатые Английский язык Мокрова С. А.
Попова Е. Ю
14.15-15.00 Английский язык Мокрова С. А.
Попова Е. Ю Творческие игры Вожатые
15.00-15.45 Ярмарка идей и предложений Вожатые Ярмарка идей и предложений Вожатые