Конспект литературной игры Умники и умницы по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин


Автор - составитель:
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №4 п. КарымскоеЗабайкальского края:
Ардашова Татьяна Юльевна
Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
(по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Участники игры: в игре принимают участие учащиеся 9 классов.
Цель: создание условий для повышения интеллектуального уровня, эффективного общения; завершение цикла игр по творчеству А.С. Пушкина.
Задачи:
расширить знания учащихся в рамках изучения творчества А.С. Пушкина (роман «Евгений Онегин»), активизировать познавательную деятельность детей;
способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли; формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению;
создавать условия для развития умения организовать свою деятельность, развивать интуицию, эрудицию;
воспитывать такие нравственные качества личности как трудолюбие, упорство в достижении цели, любовь к произведениям классической литературы; осознавать себя носителями родного языка.
Межпредметные связи:  «Филология (Русский язык)», «Искусство (изобразительное искусство)».
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к роману (для оформления кабинета). Красная дорожка - 2 квадрата, желтая – 3 квадрата, зелёная – 4 квадрата, ордена умников.
Жюри: высшие судьи (ареопаг) формируется из учителей или старшеклассников.
Задачи ареопага:
указывать на первого отвечающего в отборочном туре,
оценивать ответ агониста в спорной ситуации и оповещать о принятом решении,
указывать на первого отвечающего теоретика в агоне,
принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.
указывать на первого отвечающего Ход игры:
1. Вступительное слово ведущего:
- Добрый день, уважаемые зрители, участники и болельщики! Я рада приветствовать всех присутствующих на очередной игре «Умники и умницы!» Все вопросы игры посвящены содержанию романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Игра будет состоять из отборочного тура, по результатам которого отбираются агонисты – ими станут те, кто первыми ответят на вопросы, и двух этапов игры. Агонисты будут соревноваться друг с другом, если кто-то из агонистов не смогут ответить, отвечают теоретики и получают за правильный ответ «орден умника». Перед началом игры мы разыграем дорожки: красная дорожка самая короткая, но на ней нельзя ошибаться. Желтая дорожка позволит вам сделать одну ошибку. На зеленой дорожке можно допустить две ошибки. Агон заканчивается, как только один из участников пересечет свою дорожку. Второй этап игры будет проходить без отборочного тура: участниками этого этапа станут победители первых двух игр (они не участвуют в отборочном туре) и первого этапа сегодняшней игры. В конце игры мы узнаем лучшего знатока творчества А.С. Пушкина.
2. Первый агон.
2.1. Отборочный тур:
1. В каком году был открыт Царскосельский лицей? (1811 г.)
2. Как звали отца Татьяны Лариной?
3. Период написания романа «Евгений Онегин» (1823-1830 г.г.)
2.2. Выбор дорожки: что такое красота человека? (на примере образов Татьяны и Ольги Лариных)
2.3. Первый тур: Татьяна Ларина и Евгений Онегин
Красная дорожка Желтая дорожка Зеленая дорожка
Первый вопрос Продолжить письмо Татьяны:
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы … ничем мы не блестим.
Хоть вам и рады простодушно….
(Зачем вы посетили нас…) Какими словами начинается письмо Татьяны? Из чьего письма следующие строки:
«Все решено: я в вашей воле и предаюсь моей судьбе»?
Второй вопрос Объяснение Татьяны и Онегина.
Супружество нам будет мукой,
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас,
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего.
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей.
Кто такой Гименей?
(У древних греков – бог брака) - Скажи, которая Татьяна?
- Да та, которая грустна и молчалива, как Светлана.
Назовите участников диалога. О какой Светлане идет речь? Сколько раз встречались Онегин с Татьяной в романе? (7 раз)
Третий вопрос -
Сон Татьяны. Медведь несет Татьяну.
Кругом все глушь; отвсюду он пустынным снегом занесен, и ярко светится окошко.
Дайте толкование лексического значения слова пустынный в контексте данного текста. Назвать автора письма:
… Страшно перечесть,
Стыдом и страхом замираю,
Но мне порукой ваша честь…
И смело ей себя вверяю.
(Татьяна Ларина)
Четвер-тый вопрос - - Расставить знаки препинания:
Он знак подаст – и все хлопочут;
Он пьет – все пьют и все кричат;
Он засмеется – все хохочут;
Нахмурит брови – все молчат.
2. Второй агон 2.1. Выбор дорожки: ответить на вопрос: доказать, что роман А.С. Пушкина является «энциклопедией русской жизни»
2.2. Второй тур: «энциклопедией русской жизни»
Красная дорожка Желтая дорожка Зеленая дорожка
Первый вопрос Они хранили в жизни
Привычки милой мирной старины
Настали святки, то-то радость
Гадает ветреная младость
- Что такое святки?
(период, длящийся от Рождества (25 декабря) до Крещения (6 января) Меня в сочельник навестил
Недавно сына он женил…
- Что такое сочельник?
(24 декабря, день накануне рождества)
Любили круглые качели, подблюдны песни хоровод…
- Что такое подблюдны песни?
(Старинные обрядовые песни, которые пели девушки при гаданиях)
Второй вопрос Сформулировать основание для объединения: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненном хрустале, гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые…(обстановка в кабинете Евгения Онегина ) Сформулировать основание для объединения:
Пустяков, Петушков,Буянов (гости на именинах Татьяны) …Служанки,
на грядах, Сбирали ягоду в кустах И хором по наказу пели…
- Почему пели? (чтобы ягоды тайком не ели)
Третий вопрос -
Расставить знаки препинания:
Но ошибался он: Евгений
Спал в это время мертвым сном. И память юного поэта
Поглотит медленная лета
Забудет мир меня…
-Что такое лета? (в древнегреческой мифологии река забвения)
Четвертый вопрос - - Сон Татьяны.
В помощь Татьяна обращается к главе?
халдейских мудрецов, гадателю, толкователю снов…
- К кому обращается Татьяна?
(Мартин Заден)
3. Награждение победителя и лучшего теоретика.