Рабочая программа кружковой деятельности по тестопластике Волшебное тесто
План –программа кружковой деятельности
«Веселое тесто» (тестопластика)
Для детей 5-6 лет
Воспитатель Аркадьева Н.Н.
Пояснительная записка.
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования. Решение одной из важных задач педагогической теории и практики по формированию творческой личности должно начаться уже в дошкольном возрасте. Актуальность:
Я решила проводить образовательную деятельность по лепке из соленого теста, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Реализуя в практике основную общеобразовательную программу ДОУ «Истоки» мною была создана программа кружка «Веселое тесто».
Цель методической разработки: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через тестопластику.
Задачи:
теоретически исследовать проблему развития творческих способностей детей посредством тестопластики;
создать творческую среду, позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников;
разработать систему планирования кружковой работы;
развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение;
обеспечить интеграцию тестопластики с другими видами деятельности детей;
Этапы реализации:
I этап – Цель: создание условий для развития мотивации и интереса у детей к лепке,
как виду художественно-творческой деятельности посредством
тестопластики; развитие простых формообразующих движений,
знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.
II этап – Цель: развитие воображения, художественного вкуса, творческих
способностей старших дошкольников.
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Методы и приемы обучения:
1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:
Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2.Словесный метод:
беседа, рассказ;
объяснение, пояснение;
вопросы;
словесная инструкция;
3.Наглядный:
рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
показ выполнения работы (частичный, полностью);
работа по технологическим картам.
4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
математикой;
развитием речи;
художественной литературой.
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю, 25-30 минут, во второй половине дня.
Наблюдая за детьми, за их самостоятельной исследовательской деятельностью, я решила, что на первых порах не стоит загружать их техникой лепки, призывать их к усидчивости и ждать от них высокохудожественных поделок. Детям нравится заниматься совершенно неконструктивными вещами: отщипывать от большого куска теста маленькие кусочки, делать отпечатки деталями конструктора, пальцами, ладошками, «начинять» тесто. Я на практике убедилась, что только свободное творчество, свободная игра включает в сознании ребенка механизмы обучения и формирования творческой личности.
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Я обратила внимание, что объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми. Занятие лепкой из соленого теста открывает безграничные возможности игры.
Считаю, что лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. Происходит слияние образного и логического мышления. При этом интеграция содержания предполагается не в рамках одного занятия, а в границах нескольких занятий. Объединяющим ядром выступает общий познавательный контекст.
В своей работе я применяю интеграцию образовательной деятельности по художественной литературе и тестопластике. После прочтения сказки дети изготавливают фигурки сказочных героев из соленого теста по мотивам народных игрушек. Таким образом, у детей появляется возможность не только наделить образы сказочных героев определенным характером, но и проиграть фрагменты сюжета. Создавая условия для возникновения игрового взаимодействия, я получаю возможность решать задачи развития речи.
Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.
Кружковая работа помогает активизировать имеющийся опыт на основе полученных знаний об окружающем мире на фронтальных занятиях.
Мною разработан перспективный план работы кружка «Веселое тесто» по тестопластике.
На этапе работы с детьми 5-6 лет основной задачей работы кружка являлось повышение интереса к новому виду деятельности и новому материалу – соленому тесту.
В старшей группе главным направлением деятельности кружка является знакомство детей с различными способами лепки и способами оформления вылепленных изделий.
Один из наиболее удачных вариантов интеграции разных видов детского творчества – создание самодельного настольного театра вместе с детьми. Из соленого теста можно изготовить не только героев сказок, но и фоновые композиции, дополнительные атрибуты. Это помогает еще раз вернуться к тексту сказки, что приучает детей вслушиваться в содержание, обращать внимание на мелочи. В процессе разыгрывания сюжетов с вылепленными персонажами развивается диалоговая речь детей, умение детей договариваться друг с другом.
Ожидаемые результаты:
интерес к лепке из соленого теста;
приготовление теста;
знание необходимых инструментов для работы с тестом;
скатывание прямыми движениями;
скатывание круговыми движениями;
расплющивание;
соединение в виде кольца;
защипывание края формы;
лепка из нескольких частей;
соблюдение пропорции;
оттягивание части от основной формы;
сглаживание поверхности формы;
присоединение части;
прижимание;
примазывание;
вдавливание;
лепка из нескольких частей;
соблюдение пропорций;
лепка с натуры;
лепка по представлению;
лепка на воображение;
устойчивость изделия;
выразительность образа;
динамика движения;
работа с красками;
использование дополнительных материалов;
использование стеки.
Продукты детской деятельности можно покрыть акриловым лаком и предложить детям в качестве атрибутов в сюжетно-ролевых играх, оформить выставки для родителей, использовать для оформления сезонных выставок в детском саду.
Используемая литература:
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.
Грибовская А.А., Халезова – Зацепина М.Б..Лепка в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2015.
Фирсова А. Чудеса из соленого теста. М.: Айрис – Пресс, 2013.
Перспективное тематическое планирование
кружковой деятельности «Веселое тесто»
СЕНТЯБРЬ
Тема недели Тема Задача
«Наш детский сад. Встречи после лета» «Познакомим ручки с тестом» -знакомство детей с понятием
«тестопластика»; диагностика развития основных формообразующих движений, сформированности ЗУН соединения деталей из соленого теста.
«Наш детский сад. Мы – группа» Коллективная композиция «Летняя поляна» -учить детей лепить жуков конструктивным способом, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек); продолжать учить лепить полусферу, частично сплющивая шар; развивать чувство композиции; учить отражать в поделке летние впечатления.
«Жизнь людей и природа в городе» «Пластина – лицо человека» -учить детей составлять лицо из отдельных частей (овал-лицо, круги-глаза, полоски-прическа и т.п.); познакомить со способами изготовления нужных деталей; учить отображать увиденное на рисунке в поделке.
«Жизнь людей и природа в городе» «Городской автотранспорт» -учить анализировать особенности строения разного автотранспорта, соотносить части по величине и пропорциям; учить составлять несложную сюжетную композицию из однородных объектов.
ОКТЯБРЬ
Тема недели Тема Задачи
«Жизнь людей в деревне. Урожай» «Что выросло на огороде» -учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой; вызвать интерес к созданию выразительных образов (фрукты, овощи); продолжать освоение скульптурного способа (лепка из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей, предлагать использование приемы декорирования лепного образа.
«Жизнь людей в деревне.Ферма» «Домашние птицы»
-учить выбирать тему для лепки по представлению;
-передавать характерные особенностиформы, пропорций, деталей, пластичность предмета, его красоту;
-лепить из целого куска, предметы в состоянии покоя и движении;
«Золотая осень» «Ёжик» -учить рассматривать ежа, выделять основные части, характерные признаки (острый нос, иголки);
-лепить ежа, передавая овальную форму туловища (овоид), шарики для ног, утягивать части (нос, уши, иголки);
-дополнять изображение (маленьким яблоком, грибом и пр.)
«Дождливая осень» «Грибы» -учить рассматривать грибы, выделять их части, форму;
-делить тесто на две части, передавать их форму ножки (столбик), шляпки – из шара сделать диск;
-лепить несколько грибов – семейство на пластине.
НОЯБРЬ
Тема недели Тема Задачи
«Лес в жизни человека и жикотных» «Моя любимая сказка» -учить выделять образ лисы в русских народных сказках (хитрая, ловкая);
-создавать композицию по одной из сказок, передавая образ лисы и другого персонажа, объединяя их на подставке;
-выбирать способы лепки;
-передавать движение.
«Лес в жизни человека и жикотных» «Что лежит в корзинке у ежа?» -формировать интерес к экспериментированию с пластичными материалами для передачи формы «даров леса»; совершенствовать технику скульптурной лепки.
«Кто во что одет?» «Красивый головной убор» -учить детей создавать головные уборы разными способами, украшать их; развивать воображение.
«Кто во что одет?» «Украшения для мамы» -формировать знания о празднике, вызвать желание изготовить подарок для мамы;
-лепить бусы разной формы, броши;
-передавать форму, особенности оформления поверхности (рельеф, налепы)
-развивать образное мышление, творческое воображение.
ДЕКАБРЬ
Тема недели Тема Задачи
«Времена года. Календарь» «Девочка в длинной шубке» -учить рассматривать фигурку ребенка, выделять особенности зимней одежды;
-лепить фигурку девочки в шубке, создавая фигурку по частям;
-учить способу соединения частей, утяжелять фигурку;
-передавать движение;
-располагать на подставке.
«Новогодний праздник. Ёлка наряжается» «Елочка-красавица» -учить детей лепить елочку рациональным способом – из конуса;
-показать возможности использования стеки, зубочистки для прорисовывания деталей;
-развивать чувство формы, пропорций.
«Новогодний праздник. Дед Мороз и Санта Клаус» «Дед Мороз торопится к детям на елку» -учить изображать фигурку деда мороза по представлению, передавать движение, отмечая это определенным положением рук и ног;
-создавать выразительность образа;
-воспитывать самостоятельность в изображении общей формы, пропорций фигуры, отдельных деталей.
«Новогодний праздник. Кляда» «Пряники для Коляды» -учить способам изготовления пряников (лепка, вырезание, печать);
-развивать воображение,аккуратность и вниамание.
ЯНВАРЬ
Тема недели Тема Задачи
«Цирк» «Клоун» -учить видеть выразительность образа клоуна (жабо, большие пуговицы, колпак);
-лепить его из целого куска, плотно соединять части (руки);
-располагать фигурку на подставке.
«Зимние игры и соревнования» «Лыжник» -учить видеть выразительность образа лыжника, разное движение;
-лепить его из целого куска, плотно соединять части (руки);
-передавать разное движение;
-располагать фигурку на подставке.
«Путешествие на Север» «Пингвин» -учить лепить, передавая основную форму предмета, соотношение частей;
-отмечать характерные признаки животного;
-выбирать способ лепки;
-передавать несложное движение.
ФЕВРАЛЬ
Тема недели Тема Задачи
«Путешествие на Юг» «Крокодил» -учить изображать крокодила;
-передавать характерную форму частей животного;
-передавать пропорциональные соотношения частей и их расположение;
-закрепить способы лепки по частям: плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой, оттягивание деталей от общей формы.
«Кто в море живет, что по морю плывет?» «Рыбки» -учить рассматривать рыб, определять форму туловища, характерные признаки;
-лепить рыб, передавать овальную форму;
-украшать поверхность стекой нарисовать чешую, или вылепить маленькие шарики, сжать их между пальцамии и прилепить их на туловище рыбки;
-учить создавать композицию, используя природный материал (ракушки), собирать ее и оформлять (на картоне).
«Про храбрых и отважных» «Пограничник с собакой» -учить создавать в лепке композицию из двух предметов, объедененных одним содержанием, изображать этот предмет в определенном состоянии;
-передавать характерные особенности формы;
-устанавливать фигурки на подставке.
«Про самых любимых» «Портрет папы» -учить передавать круглую форму пластины, используя разные детали (глаза, рот, нос, волосы и т.д.), передавать задуманный образ (папы, дедушки);-учить располагать изделие на картоне.
МАРТ
Тема недели Тема Задачи
«Здравствуй, солнышко» «Подсолнух» -учить создавать образ цветка, передавать особенности формы;
-украшать середину цветка семечками;
-показать возможности использования стеки, зубочистки для прорисовывания деталей.
«Весна. Капель. Половодье» «Сюрприз для мамы» -учить рассматривать украшения (кулоны, броши, бусы), их форму;
-лепить украшения разной формы;
-передавать форму, особенности оформления поверхности (рельеф, налепы).
«Вода и ее свойства» «Сосуды (вазочки)» -учить делать сосуд, путем продавливания теста шарообразной или цилиндрической формы;
-обрабатывать поверхность и внутреннюю часть сосуда;
-заделывать края сосуда, украшать его узором.
«Весна. Прилет птиц» «Утка (по мотивам дымковской игрушки)» -учить изображать предметы путем вытягивания частей из целого куска;
-передавать характерную форму туловища – сплюснутый овал (овоид);
-закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке;
-учить делать стекой узор на крыльях утки.
АПРЕЛЬ
Тема недели Тема Задачи
«Камни и их свойства» «Вазочка из камней» - учить делать вазу, путем выкладывания ее из отдельных элементов (шариков);
- украшать узором, размещать на подставке.
«Жизнь людей и природа в горах» «Овечка» -учить рассматривать изображение, выделять основную форму, характерные признаки, соеденять образ с художественным словом;
-лепить предмет по частям, передавать форму частей (овальное туловище и голова);
-передавать движение.
«Телевидение» «Змей Горыныч» -учить создавать сказочный образ Змея Горыныча, одно туловище и много голов;
-лепить конус и делить толстую часть на несколько частей;
-использовать прием прищипывания для передачи особенностей поверхности.
«Телевидение» «Веселые буквы» -учить лепить буквы из колбасок;
-украшать буквы различными деталями (голова, ручки и т.п.);
-развивать воображение.
МАЙ
Тема недели Тема Задачи
«Моя страна» «Барышня» (по мотивам дымковской игрушки0-продолжать знакомить с дымковской игрушкой, видеть средства выразительности (форму частей, пропорции, детали украшения);
-лепить дымковскую барышню с натуры из целого куска, передавать исходную форму (конус), полую форму (юбка), плотно примазывая руки, использовать дополнения (волосы – жгутики, шляпа или кокошник и пр.);
-учить сглаживать поверхность для последующей росписи.
«Казань – столица» «Герб Казани» -учить точно передавать в лепке изображение герба;
-закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей;
-размещать на поверхности картона.
«Скоро лето» «Декоративные тарелки» -учить создавать образ цветка, лепестков, передавать особенности формы;
-украшать тарелки одноразовые тарелки вылепленными изображениями цветов и лепестков;
-размещать узор на тарелке, составлять композицию
-показать возможности использования стеки, зубочистки для прорисовывания деталей.