Внеклассное мероприятие по химии: Умники и умницы.
Внеклассное мероприятие по химии: «Умники и умницы».
Цели. Систематизировать знания учащихся по естественным наукам (химии, биологии, географии), развивать познавательный интерес, доказать значимость учебных предметов, воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний.
Ведущий:
О, физика, наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть будет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанья человеческие шире.
У М. Алигер
В этом стихотворении говориться только о трех науках, но в действительности связь изучаемых в школе предметов значительно глубже.
Невозможно представить, что медицина, химия, биология могут обойтись без физики и математики. Но ведь истинный ученый должен знать и историю открытия и изучения элементов, веществ, законов. А другие посчитают, что химии связана с литературой.
Поэтому внеклассное мероприятие поможет нам разобраться в связях между науками.
В игре участвуют все желающие с 9 по 11 классы.
Игра состоит из туров.
Время размышления 1 минута. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
I тур «Химия».
1. Какие элементы можно зажечь холодной водой? (Щелочные металлы)
2. Газ, применяемый в производстве световых рекламных трубок? (Неон).
3. В названии благородного металла замените первую букву на "д" и вы получите
название столярного инструмента (Золото-долото).
4. В названии галогена измените порядок букв и получите название твердого топлива,
которое часто используется, как органическое удобрение (Фтор-торф).
5.Одно вещество, образованное этим элементом, во много раз дороже золота, а за
другое приходится платить деньги, лишь бы только от него избавиться.
(Аллотропные видоизменения углерода: алмаз и сажа).
II тур « Биология».
1. Что быстрее всего на свете? (Мысль).
2. Кого из русских царей можно назвать основателем русской экологии?
(Петр 1 издал указ о заповедных лесах вокруг крупных рек).
3. Если корабль в море получает пробоину команда старается закрыть образовавшуюся
дыру любым подсобным материалом. Природа снабдила кровь собственными
заплатками. Назовите их? (Тромбоциты).
4.Это растение посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Им награждали
художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно
отсюда произошло слово "лауреат" (Лавр).
5. Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь
от троих юношей -это стало причиной смерти. Почему?
(Несовместимые группы крови).
III тур «Химические элементы и биология».
1. В название каких химических элементов входит название животного?
(Мышьяк- мышь, як; менделевий- лев; вольфрам- вол; цирконий- кони.).
2. Заменив одну букву в названии химического элемента семейства актиноидов на
другую, получите название летучей мыши с большими ушами. (уран- ушан).
3. Названия каких живых существ произошло от названия химических элементов?
(Змея медянка, ящерица медяница; рыбки серебрянки, золотая рыбка, золотистый
фазан и др.)
4. Выбросите из названия полуводного млекопитающего семейства грызунов одну
букву и получите название химического элемента третьей группы. (Бобр- бор).
5. Без какого серебристо-белого металла растение не будет зеленым?
(Магний, так как он входит в состав хлорофилла).
IV тур « Химия и медицина».
Каким химическим элементом богата морская капуста-ламинария? (Йод)
Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов?
(Фтор).
Назовите химические элементы, которые входят в состав гемоглобина?
(Железо, медь).
4. Какой металл может болеть "чумой"? (Олово)
5. Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (Серебро)
V тур « Химия и география».
Угадайте элементы, названные в честь стран? (Германий, франций).
Какой элемент назван в честь планеты Земля? (Теллур).
Название какого элемента произошло от названия полуострова?
(Скандий- Скандинавский полуостров).
4. Какой элемент называют по имени одной части света?
(Европий, америций)
5. Прибавьте к названию химического элемента название ноты, получите название
города во Франции.( Бор – Бордо).
Пауза - игра со зрителями.
Зрителю, перечислявшему больше всех пословиц, поговорок с упоминанием названий химических элементов, вручается приз.
Например:
Куй железо, пока горячо.
Мал золотник, да дорог.
Не кует железо молот, а кует кузнец.
Добро серебро, а золото лучше.
VI тур «Химия и история». Угадайте вещество:
По описанию особенностей свойств, истории открытия, применения вам надо угадать, о каком металле идет речь. Угадав вещество с первой попытки, вы получите 14 баллов, со второй-12 баллов и т.д.
1. 1) Среди сокровищ египетских пирамид, где золота очень много, ученые нашли
несколько украшений из этого металла. Они назвали его "ваепере" - "родившееся
на небе.
Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки
живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота.
3) В "Одиссее" Гомера рассказывают, что победителям в спортивных
соревнованиях вручали кусок этого металла и кусок золота.
4) Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки
живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота.
5) По имени этого металла назван век. (Железо)
2. 1) Зерна кристалла этого вещества хрупкие, их не удается расплющить даже
молотком на наковальне. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щелочах.
"Ни огнем, ни искусством" – алхимики.
2) Его привезли в Европу из Колумбии из Дель Пинто.
3) Он был под запретом в Испании 43 года. Покупали его для подделок.
4) Он следовал за золотом как тень. Его примесь в золоте проявлялась в том, что
мерк червонный блеск присущий высокопробному золоту: монеты приобретали
сероватый тусклый оттенок. Такое золото называли гнилым или "испанским".
Дукаты самого могущественного государства – Испании - упали в цене. Злые
языки утверждали, что монеты померкли, как сама испанская корона.
5) В 1752г. в актах Стокгольмской академии наук появилось сообщение о белом
золоте, или седьмом металле, "называемом серебром из Пинто".
Предложили назвать этот элемент белое золото. (Aurum Album). Предложенное
название не прижилось. Серебришко осталось серебришком. Теперь это металл
роскоши, "ювелирный король", из него сделаны первые эталоны длины и массы.
(Платина)
VII тур «Химия и литература».
Ведущий приглашает финалистов за стол, на который он выставляет табличку со словом «Золото». Игрокам необходимо вспомнить как можно больше стихотворных строк с этим словом.
Например:
Строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова, А.С.Пушкина.
Под ним струя светлей лазури
Под ним луч солнца золотой
(«Парус»)
В багрец и золото одетые леса.
(«Осень».)
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе той
Там царь кощей
Над златом чахнет
( «Руслан и Людмила».)
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой,- золотою
( «Сказка о рыбаке и рыбке».)
После выступлений жюри объявляет результаты последних конкурсов и подводит итоги игры.
Жюри, гости, участники высказывают свои пожелания.
Литература.
1. Акимова Т.А. Интеллектуальные игры с химическим содержанием //Химия в школе.
№6, 1988.
2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М., АСТ-Пресс, 1999.
3. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. М. Дрофа, 2004
4. Марковская Е.В. Внеклассное мероприятие. Ярмарка эрудитов// Химия в школе.
№8,2004.
5. Энциклопедический словарь юного химика. М. Педагогика-пресс, 1999