Презентация внеклассного мероприятия по русскому языку на тему Умники и умницы для учащихся 6-7 классов

07.02.2017 год

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе. 6-7 классы Форма проведения: игра  Название: «Умники и умницы» Цель: формирование познавательного интереса к русскому языку и литературе.  Задачи:  1. Расширение кругозора, обобщение знаний;  2. Развитие логического и критического мышления, воображения, смекалки;  3. Воспитание чувства коллективизма, конкурентоспособности, толерантного отношения к другим.  Организация игры:  Учащиеся класса или классов делятся на команды по 6 человек, выбирают капитана команды и придумывают название, связанное с русским языком или литературой.  В каждом раунде участникам выдаётся задание на карточке, которое они выполняют сообща в течение определенного времени (5-7 минут) или отвечают устно. Затем карточка с ответами сдается на оценку жюри, за каждый верный ответ команда получает по 1 баллу.  В конце игры все баллы полученные командами подсчитываются, и выявляется победитель (команда, набравшее большее количество баллов).  Ход игры:  1.Вступление ведущего:  Уважаемые зрители и участники, мы приветствуем вас на игре «Умники и Умницы» для юных филологов, юных любителей слова. Сегодня на игре встречаются сильнейшие представители 6 и 7 классов. Их ждут пословицы и фразеологизмы, антонимы и анаграммы, орфографическая дуэль и многое другое.  Само название «Умники и Умницы » встречалось нам всем неоднократно. Мы знаем, что игроки состязаются не только в знаниях, но и в умении быстрее соперника дать правильный ответ. Поэтому команда, выполнившая задание первой поднимает сигнальный флажок, при помощи этого сигнального флажка команда может перехватить ответ соперника и заработать дополнительные очки. Задания, общие для трёх команд, будут высвечиваться на экране, команды будут отвечать в порядке очереди. А в жюри сегодня у нас:
1.
2.
3. Наше многоуважаемое жюри будет подсчитывать баллы, в каждом раунде по несколько заданий и за правильный ответ команда получает 10 баллов. После завершения каждого раунда на экране будут высвечиваться правильные ответы, результаты будут оглашаться после двух-трех раундов.  А мы начинаем игру!  Раунд первый «Найди общее слово».  - Вам необходимо найти общие слова к прилагательным.  Что бывает  Семейная и театральная (сцена).  Летающая и глубокая (тарелка).  Тюремная и телевизионная (камера).  Спасательный и семейный (круг).  Телефонная и прямая (линия).  Стройная и шахматная (доска).  Белый и высший (свет).  Арифметический и положительный (пример).  Светская и пиковая (дама).  Раунд второй «С портфелем по жизни».  - В известных фразах ключевые слова были заменены на слово «портфель». Вспомните, как звучат эти пословицы в оригинале и верните в них «пропавшие» слова.  Без труда - не выловишь и портфель из пруда (рыбку).  Гусь портфелю не товарищ (Гусь свинье не товарищ).  В каждом портфеле есть доля правды (каждой шутке).  Портфель спасет мир. (Красота спасет мир).  Портфель не приходит один (беда).  Портфель начинается с вешалки. (Театр начинается с вешалки).  Раунд третий  «Литературный»
- Этот раунд посвящен любителям сказок.  Подумайте и ответьте на вопрос: 
Из какой сказки героиня?
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает.
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит»
- Пока команды в раздумьях, мы просим жюри огласить результаты предыдущих раундов.  Раунд четвертый «Нарисуй пословицу».  - Название раунда говорит само за себя.  Участникам команды нужно с помощью иллюстрации изобразить пословицу так, чтобы команда соперников смогла её угадать.  Пословицы:  Дареному коню в зубы не смотрят.  Семь раз отмерь, один раз отрежь.  Одна голова – хорошо, а две – лучше.  Пословицы у команд на столе.  Раунд пятый. «Конкурс капитанов».  - И пока команды заняты делом, мы начинаем раунд под номером 5. Самый сложный, потому что здесь будут бороться капитаны поодиночке и без поддержки друзей.  - Капитаны, просим вас выйти вперед. За каждый правильный ответ капитана команде начисляется по 1 баллу.  Задания для капитанов команд.  1) Подберите поговорки или пословицы, в которых присутствует существительное «труд» 2) Найди парные имена существительные мужского и женского рода:
брат-
отец-
дедушка
дояр-
поэт-
сын-
3) замените фразеологические обороты словосочетаниями.  Для капитана 1-й команды:  А) Знать, как свои пять пальцев;  В) Бежать сломя голову;  С) Яблоку негде упасть.  Для капитана 2-й команды:  А) Бить баклуши;  В) Ахиллесова пята;  С) Ползти как черепаха.  Для капитана 3-й команды:  А) Без сучка, без задоринки;  Б) Ваньку валять;  С) Вертеться на языке.  - Молодцы! Вы достойные предводители команд на сегодняшней игре. Вы можете пройти на свои места, а представителей команд с иллюстрацией пословиц просим выйти вперед и показать ваши творения. Жюри будут оценивать не только отгадки команд, но и креативность, и таланты к рисованию.  - Увлекательное получается состязание. А что по этому поводу думает жюри  Раунд шестой. Конкурс «как».  - И мы подошли к раунду под номером шесть. Конкурс называется просто и лаконично, а главное необычно «КАК». Само задание же состоит в том, чтобы закончить устойчивые обороты со словом «как».  Задание для 1 команды:  Вертеться как (белка в колесе)  Льет как (из ведра)  Дрожит как (осиновый лист)  Задание для 2-й команды:  Свалился как (снег на голову)  Глухой как (тетерев)  Кататься как (сыр в масле)  Задание для 3-й команды:  Голодный как (волк)  Слететься как (пчелы на мед)  Свежий как (огурчик)  Раунд седьмой «Колорист».  В названиях известных произведений «потерялись» слова – прилагательные, обозначающие цвет или другие приметы. Верните их обратно.  « Шейка» сказка. Д.Мамин-Сибиряк « королева» сказка. Г.Х.Андерсен « Иван царевич и волк»  народная сказка « принц» повесть-сказка. А.Сент-Экзепюри  « ... луг» рассказ. А. Пришвин «пароход» - рассказ. Ч.Айтматов  « утёнок» - сказка Г.Х.Андерсен 
Раунд восьмой. «Подбери антонимы»  - Этот раунд один из перевалочных пунктов, после которого жюри огласят ваши баллы.  Итак, командам необходимо подобрать антонимы к словам.  Конец – (начало ) Холод – (жара)  Злость – (доброта)  Сила –(слабость)  Счастье – (горе)  Наказание –(награда)  Молодость –(старость)  Аккуратность –( неряшливость)  Жизнь –( смерть.)  - Жюри, вам слово.  Раунд девятый. Самый быстрый.  - Предпоследний раунд. Один из самых сложнейших. Вам нужно собрать всю силу воли, все знания и не забывать про скорость, чтобы добраться до истины, не запутавшись в правилах великого и могучего русского языка! Вопросы в этом раунде не будут задаваться в порядке очереди и индивидуально каждой команде, отвечать будут самые быстрые и самые умные. Команды, про сигнальные флажки помните? Тогда вперед!  Вопрос 1  Какое слово можно составить из 5-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита? (Йод)  Вопрос 2  Именно это является наименьшей единицей устной речи. (Звук)  Вопрос 3  Сколько согласных звуков в русском языке? (36)  Вопрос 4  Эта часть слова служит для образования форм слова и не входит в основу. (Окончание)  Вопрос 5  Сколько наклонений у русского глагола? Перечислите их. (Изъявительное, повелительное, условное)  Вопрос 6  Так называются слова, одинаково произносящиеся и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение. (Омонимы)  Вопрос 7  Как с точки зрения происхождения называются слова злато, длань, уста? (Архаизмы)  Вопрос 8  Значение этого словосочетания, как правило, не зависит от значений входящих в его состав слов. (Фразеологизм)  Раунд десятый. Редакторский. 
Командам нужно прочитать текст, отредактировать его, исправить речевые и орфографические ошибки, расставить правильно знаки препинания. Затем выйдут представители команд и зачитают уже отредактированные тексты, объяснят, где были допущены ошибки, и как они их исправили.  - Пока команды справляются с задачей, давайте и мы заглянем в их листочки.  Задание для первой команды:  Перепишите текст нормальным языком, вставив знаки препинания.  Житьетиграф.  Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк труга.  Задание для второй команды:  Перепиши текст, исправь речевые и орфографические ошибки.  В гастях.  И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разулся. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шыкарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося.  Задание для третьей команды.  Перепиши текст, исправь речевые и орфографические ошибки.  Ниграмотные  Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат. Смотрю - опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем.  - Команды уже на пути к финишу. Остались считанные секунды. Но что-то совсем не слышно болельщиков.  - Итак, представители команд выходите вперед  Мы дадим время нашему жюри подвести итоги и определить победитей: 
Игра со зрителями.
Укажите, кто из героев правильно (без ошибок) записал предложение.







Незнайка
Буратино
Пятачок
Винни-Пух

Подведение итогов. Награждение команд.На этом наша игра «Умники и Умницы» подошла к концу. Отдельное спасибо командам и болельщикам. До новых встреч!
Незнайка БуратиноРисунок 1Незнайка БуратиноВини-Пух, ПятачокРисунок 4Вини-Пух, Пятачок15