Презентация внеклассного мероприятия по русскому языку на тему Умники и умницы для учащихся 6-7 классов
07.02.2017 год
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе. 6-7 классыФорма проведения: игра Название: «Умники и умницы»Цель: формирование познавательного интереса к русскому языку и литературе. Задачи: 1. Расширение кругозора, обобщение знаний; 2. Развитие логического и критического мышления, воображения, смекалки; 3. Воспитание чувства коллективизма, конкурентоспособности, толерантного отношения к другим. Организация игры: Учащиеся класса или классов делятся на команды по 6 человек, выбирают капитана команды и придумывают название, связанное с русским языком или литературой. В каждом раунде участникам выдаётся задание на карточке, которое они выполняют сообща в течение определенного времени (5-7 минут) или отвечают устно. Затем карточка с ответами сдается на оценку жюри, за каждый верный ответ команда получает по 1 баллу. В конце игры все баллы полученные командами подсчитываются, и выявляется победитель (команда, набравшее большее количество баллов). Ход игры: 1.Вступление ведущего: Уважаемые зрители и участники, мы приветствуем вас на игре «Умники и Умницы» для юных филологов, юных любителей слова. Сегодня на игре встречаются сильнейшие представители 6 и 7 классов. Их ждут пословицы и фразеологизмы, антонимы и анаграммы, орфографическая дуэль и многое другое. Само название «Умники и Умницы » встречалось нам всем неоднократно. Мы знаем, что игроки состязаются не только в знаниях, но и в умении быстрее соперника дать правильный ответ. Поэтому команда, выполнившая задание первой поднимает сигнальный флажок, при помощи этого сигнального флажка команда может перехватить ответ соперника и заработать дополнительные очки. Задания, общие для трёх команд, будут высвечиваться на экране, команды будут отвечать в порядке очереди. А в жюри сегодня у нас:
1.
2.
3.Наше многоуважаемое жюри будет подсчитывать баллы, в каждом раунде по несколько заданий и за правильный ответ команда получает 10 баллов. После завершения каждого раунда на экране будут высвечиваться правильные ответы, результаты будут оглашаться после двух-трех раундов. А мы начинаем игру! Раунд первый «Найди общее слово». - Вам необходимо найти общие слова к прилагательным. Что бывает Семейная и театральная (сцена). Летающая и глубокая (тарелка). Тюремная и телевизионная (камера). Спасательный и семейный (круг). Телефонная и прямая (линия). Стройная и шахматная (доска). Белый и высший (свет). Арифметический и положительный (пример). Светская и пиковая (дама). Раунд второй «С портфелем по жизни». - В известных фразах ключевые слова были заменены на слово «портфель». Вспомните, как звучат эти пословицы в оригинале и верните в них «пропавшие» слова. Без труда - не выловишь и портфель из пруда (рыбку). Гусь портфелю не товарищ (Гусь свинье не товарищ). В каждом портфеле есть доля правды (каждой шутке). Портфель спасет мир. (Красота спасет мир). Портфель не приходит один (беда). Портфель начинается с вешалки. (Театр начинается с вешалки). Раунд третий «Литературный»
- Этот раунд посвящен любителям сказок. Подумайте и ответьте на вопрос:
Из какой сказки героиня?
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает.
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит»
- Пока команды в раздумьях, мы просим жюри огласить результаты предыдущих раундов. Раунд четвертый «Нарисуй пословицу». - Название раунда говорит само за себя. Участникам команды нужно с помощью иллюстрации изобразить пословицу так, чтобы команда соперников смогла её угадать. Пословицы: Дареному коню в зубы не смотрят. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Одна голова – хорошо, а две – лучше. Пословицы у команд на столе. Раунд пятый. «Конкурс капитанов». - И пока команды заняты делом, мы начинаем раунд под номером 5. Самый сложный, потому что здесь будут бороться капитаны поодиночке и без поддержки друзей. - Капитаны, просим вас выйти вперед. За каждый правильный ответ капитана команде начисляется по 1 баллу. Задания для капитанов команд. 1) Подберите поговорки или пословицы, в которых присутствует существительное «труд»2) Найди парные имена существительные мужского и женского рода:
брат-
отец-
дедушка
дояр-
поэт-
сын-
3) замените фразеологические обороты словосочетаниями. Для капитана 1-й команды: А) Знать, как свои пять пальцев; В) Бежать сломя голову; С) Яблоку негде упасть. Для капитана 2-й команды: А) Бить баклуши; В) Ахиллесова пята; С) Ползти как черепаха. Для капитана 3-й команды: А) Без сучка, без задоринки; Б) Ваньку валять; С) Вертеться на языке. - Молодцы! Вы достойные предводители команд на сегодняшней игре. Вы можете пройти на свои места, а представителей команд с иллюстрацией пословиц просим выйти вперед и показать ваши творения. Жюри будут оценивать не только отгадки команд, но и креативность, и таланты к рисованию. - Увлекательное получается состязание. А что по этому поводу думает жюри Раунд шестой. Конкурс «как». - И мы подошли к раунду под номером шесть. Конкурс называется просто и лаконично, а главное необычно «КАК». Само задание же состоит в том, чтобы закончить устойчивые обороты со словом «как». Задание для 1 команды: Вертеться как (белка в колесе) Льет как (из ведра) Дрожит как (осиновый лист) Задание для 2-й команды: Свалился как (снег на голову) Глухой как (тетерев) Кататься как (сыр в масле) Задание для 3-й команды: Голодный как (волк) Слететься как (пчелы на мед) Свежий как (огурчик) Раунд седьмой «Колорист». В названиях известных произведений «потерялись» слова – прилагательные, обозначающие цвет или другие приметы. Верните их обратно. « Шейка» сказка. Д.Мамин-Сибиряк « королева» сказка. Г.Х.Андерсен« Иван царевич и волк» народная сказка« принц» повесть-сказка. А.Сент-Экзепюри « ... луг» рассказ. А. Пришвин «пароход» - рассказ. Ч.Айтматов « утёнок» - сказка Г.Х.Андерсен
Раунд восьмой. «Подбери антонимы» - Этот раунд один из перевалочных пунктов, после которого жюри огласят ваши баллы. Итак, командам необходимо подобрать антонимы к словам. Конец – (начало )Холод – (жара) Злость – (доброта) Сила –(слабость) Счастье – (горе) Наказание –(награда) Молодость –(старость) Аккуратность –( неряшливость) Жизнь –( смерть.) - Жюри, вам слово. Раунд девятый. Самый быстрый. - Предпоследний раунд. Один из самых сложнейших. Вам нужно собрать всю силу воли, все знания и не забывать про скорость, чтобы добраться до истины, не запутавшись в правилах великого и могучего русского языка! Вопросы в этом раунде не будут задаваться в порядке очереди и индивидуально каждой команде, отвечать будут самые быстрые и самые умные. Команды, про сигнальные флажки помните? Тогда вперед! Вопрос 1 Какое слово можно составить из 5-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита? (Йод) Вопрос 2 Именно это является наименьшей единицей устной речи. (Звук) Вопрос 3 Сколько согласных звуков в русском языке? (36) Вопрос 4 Эта часть слова служит для образования форм слова и не входит в основу. (Окончание) Вопрос 5 Сколько наклонений у русского глагола? Перечислите их. (Изъявительное, повелительное, условное) Вопрос 6 Так называются слова, одинаково произносящиеся и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение. (Омонимы) Вопрос 7 Как с точки зрения происхождения называются слова злато, длань, уста? (Архаизмы) Вопрос 8 Значение этого словосочетания, как правило, не зависит от значений входящих в его состав слов. (Фразеологизм) Раунд десятый. Редакторский.
Командам нужно прочитать текст, отредактировать его, исправить речевые и орфографические ошибки, расставить правильно знаки препинания. Затем выйдут представители команд и зачитают уже отредактированные тексты, объяснят, где были допущены ошибки, и как они их исправили. - Пока команды справляются с задачей, давайте и мы заглянем в их листочки. Задание для первой команды: Перепишите текст нормальным языком, вставив знаки препинания. Житьетиграф. Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк труга. Задание для второй команды: Перепиши текст, исправь речевые и орфографические ошибки. В гастях. И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разулся. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шыкарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося. Задание для третьей команды. Перепиши текст, исправь речевые и орфографические ошибки. Ниграмотные Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат. Смотрю - опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем. - Команды уже на пути к финишу. Остались считанные секунды. Но что-то совсем не слышно болельщиков. - Итак, представители команд выходите вперед Мы дадим время нашему жюри подвести итоги и определить победитей:
Игра со зрителями.
Укажите, кто из героев правильно (без ошибок) записал предложение.
Незнайка
Буратино
Пятачок
Винни-Пух
Подведение итогов. Награждение команд.На этом наша игра «Умники и Умницы» подошла к концу. Отдельное спасибо командам и болельщикам. До новых встреч!
Незнайка БуратиноРисунок 1Незнайка БуратиноВини-Пух, ПятачокРисунок 4Вини-Пух, Пятачок15