Доклад «Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »


ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа- интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»








Доклад
«Воспитание гражданственности
и патриотизма у обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья »
( выступление на педсовете)




Подготовила:
Жданкина И.Н.,
учитель русского языка
и литературы





2016 г.





Сегодня в обществе растёт понимание необходимости изменения отношения к ребенку-инвалиду, которое связано с утверждением ценности его человеческого достоинства и потенциальной возможности стать полноправным и компетентным членом социума. В образовательной практике это понимание реализуется в идее интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями.
Личностно-ориентированный компонент построения адаптивной среды обучения означает, что в ней ставится и решается основная задача образования создание условий развития гармоничной, нравственно полноценной, социально активной (через активизацию внутренних резервов), компетентной и саморазвивающейся личности. Все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т. д.; оно принимает их и соразмеряется ими.
        В направлении развития личности социальная культура включает традиционные источники нравственности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода).
Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству”
         
Большими потенциальными возможностями в воспитании гражданственности и патриотизма обучающихся располагают уроки письма и чтения.
Цель моей работы - создание условий для развития патриотически и нравственно направленной личности учащихся через изучение русского языка и литературы.
Для достижения поставленной цели определены следующие воспитательные задачи:
1. Воспитывать гражданско-патриотические качества обучающихся.
2. Воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию.
3. Формировать чувство гордости за свой родной край, свою малую родину.

Поставленную цель воспитания и вытекающие из нее задачи реализую в первую очередь через содержание учебного материала, изучаемого школьниками на моих предметах. Во-вторых, через организацию учебно-воспитательного процесса.
Работа по данным направлениям проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала и метапредметных связей уроков письма и чтения с другими школьными предметами.
В качестве учебного материала, который использую для воспитания гражданственности и патриотизма на уроках письма, являются: тексты упражнений учебника, тексты изложений, диктантов, темы для составления предложений, рассказов, написания сочинений.
В учебниках русского языка с 5 по 9 классы содержатся тексты, которые знакомят с историей России, её культурой; рисуют разные уголки нашей страны, показывают их красоту; тексты о труде, пользе знаний, о выборе профессии. В заданиях к упражнениям содержатся вопросы по содержанию текста. На уроках развития связной письменной речи обучающиеся выполняются задания творческого характера: составление описания местности, посёлка, описание природы, рассказы и сочинения по репродукциям картин.
Любовь к родному языку – одно из проявления патриотизма. Обучая учащихся правильно писать и говорить, пытаюсь воспитать у них интерес и любовь к русскому языку.
Работа по воспитанию гражданственности и патриотизма на уроках чтения ведётся через знакомство с биографией писателей и поэтов, чьё творчество является неоценимым вкладом в сокровищницу отечественной и мировой культуры и предметом славы и гордости русского народа.
Устное народное творчество содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, сказки, загадки, песни, былины.
В пробуждении чувства Родины самый верный помощник – классическая литература: произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Л. Толстого и многих других писателей и поэтов отличаются высокими нравственно-патриотическими чувствами. Они направлены на формирование у учащихся чувства справедливости, долга, ответственности, милосердия, уважения, любви к родному краю, интерес к историческим ценностям.
Кроме работы над произведением на уроках чтения и развития речи для воспитания гражданственности и патриотизма привлекается дополнительный материал, ведётся работа по репродукциям картин, прослушиваются музыкальные произведения.

К. Паустовский писал: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране». Именно на уроках письма и чтения учащиеся знакомятся с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, обращаюсь к писателям и поэтам, создавшим незабываемые картины природы. Кроме знаний природы, умения понимать и эстетически воспринимать её учу детей заботливо и бережно относиться к природе.
Произведения о Великой Отечественной войне несут огромный гражданский и патриотический заряд. Планируя уроки чтения по изучению произведений о войне, ставлю перед собой цель: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающие в нем с поразительной стойкостью и самоотверженностью. На примере величия народного подвига стараюсь воспитывать у детей чувства уважения к героям, восхищения их храбростью и мужеством, стремления быть похожими на них.
Работая над содержанием отрывков из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, рассказов М. Шолохова «Судьба человека» и А. Толстого «Русский характер», обучающимся предлагается ответить на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?», «Прав ли был герой, скрывая от близких свое несчастье?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. Чтение и анализ произведений завершается просмотрами одноимённых фильмов, которые еще раз дают школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека.
Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь сделать всё возможное, чтобы после моих уроков дети становились хоть немного добрее душой друг к другу и окружающим людям, чтобы понятия долг, честь, ответственность, патриотизм не оставались для них фразой из книги.








13PAGE 15




13PAGE 15


13PAGE 14415