Социальный проект Исчезающие деревни Спасского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Спасская средняя общеобразовательная школа Спасского района Нижегородской области
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Исчезающие деревни Спасского района»
Автор проекта:
учитель математики
Скачкова Т.Г.
Спасское
2013г.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Школьные годы жизни имеют решающее значение в становлении основ личности учащихся, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ими опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания школьниками окружающей его социальной действительности.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).
В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования в школьном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Задача учителя – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.
Основной из задач образовательных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному городу, родной природе, селу, краю».
Данный проект имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут учащимся и преподавателям при подготовке заданий по истории района. Кроме того ребята научатся создавать карты в сервисе Google, и получат навыки поисковой, исследовательской работы.
Знание истории страны, края, посёлка нужны не только старшему поколению, которое создавало эту историю, но, даже в большей степени, это знание необходимо молодым, тем, кому передается эстафета истории.
Демографическая проблема в России была обозначена на самом высоком уровне власти примерно в начале 21 века, когда естественная убыль населения составляла почти 700 тысяч ежегодно. Первыми тревогу бить начали на Дальнем Востоке, районы которого и так нельзя назвать густонаселёнными, а в сравнении с многолюдными приграничными территориями Китая демографический спад в стране ощущался особенно резко. Неуклонное снижение численности населения, высокая смертность, старение и сокращение трудоспособной части населения ставят под угрозу будущее развитие страны. Неблагоприятная демографическая ситуация отрицательно сказывается на состоянии экономики, стабильности в стране, и, в конечном счёте, на благосостоянии её граждан. Поэтому демографический кризис волнует и политиков, и деятелей науки, и простых граждан.
Население российской деревни, как и любое другое, формируется за счет рождаемости, смертности и миграций. Оценить последние не удается, так как в статистике переселения внутри региона из села в село и из села в город и наоборот не всегда различаются, поэтому о них можно судить лишь по косвенным признакам.
Люди переселяются из деревень в города. Это происходит во всем мире, но в России особенно быстрыми темпами. Даже катастрофическими. Российские деревни исчезают чуть ли не ежедневно. И наш район не исключение. Кто сохранит безвестные Сосновки и Федоровки для истории? Хотя бы имена. Или никто про них так и не вспомнит?
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Цель проекта: привлечение общественности к проблеме исчезновения деревень, установление причинно- следственных связей, сохранение культурного наследия.
Для достижения поставленной цели потребуется решить ряд задач:
Найти социальных партнёров
Наладить контакты с администрациями сельских поселений для получения достоверной информации по ситуации на настоящий момент
Изучить труды историка Сергея Ледрова о Спасском крае
Опубликовать материал с призывом о сохранении русской глубинки в районной газете «Сельские Зори»
Создать интернет карту с населёнными пунктами Спасского района в фотографиях
поиск сведений об ушедших деревнях; сбор материальных свидетельств, обработка и сохранение информации, привлечение молодежи, других жителей района к исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты :
Для учащихся
воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с маленького района;
приобретение школьниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах;
развитие и поддержка социально-значимой деятельности детей;
Для района
Сохранение культурного наследия, истории родного края
Систематизация информации по затронутой теме
Отображение результатов работы в интернет - картах и пополнение информации о районе в различных краеведческих интернет- источниках.
создание единой информационной базы об ушедших и уходящих деревнях
Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации : 2013-2015г.
Участники проекта: учащиеся 5-9 классов района
Этапы работы над проектом:
Подготовительный ( Постановка целей и задач, выбор методов и целевой группы)
Практический (Сбор и систематизация информации, работа поисковых групп, работа с картами)
Аналитический ( Подведение итогов, отчёт о проделанной работе)
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Сбор информации.
Разработка плана действий.
Реализация плана.
Социологический опрос: «Знаете ли вы историю своего родного района?»
-30480072390
- С чего начинается Родина?
- Знаем ли мы историю своей малой Родины?
Анкета 1.
Уважаемый респондент!
К Вам обращается инициативная группа социального проектирования. Просим ответить на вопросы нашей анкеты. Результаты опроса помогут определить тему социального проекта в нашей школе.
Вопросы:
Знаете ли Вы историю возникновения нашего района, его названия?
Что Вы знаете об улицах вашего села? В честь кого они были названы?
В каком году построена ваша школа?
Ваш пол.
Возраст.
Род занятий.
Спасибо за сотрудничество!
-20320163830
Социологический опрос: «Коренной ли вы житель Спасского района?»
Уважаемый респондент!
К Вам обращается инициативная группа социального проектирования. Просим ответить на вопросы нашей анкеты. Результаты опроса помогут определить тему социального проекта в нашей школе.
Вопросы:
Назовите посёлок, который вы считаете своей малой Родиной?
Где вы проживаете?
Как часто бываете в Спасском районе?
Есть ли среди ваших родственников, знакомых, друзей люди, которые переехали в молодости в город из деревни и там продолжают проживать?
Спасибо за сотрудничество!
Два социологических опроса ( «Знаете ли вы историю своего родного края?» и «Коренной ли вы житель Спасского района») показали следующие результаты.
Ответы респондентов свидетельствуют, что участники опроса понимают важность знания историю своей страны, своей малой Родины, однако этих знаний недостаточно. Следовательно, необходима просветительская и пропагандистская работа по распространению знаний по истории своего родного края. Проблема является актуальной и может стать предметом рассмотрения в школьной проектной лаборатории.
План сбора информации.
Встреча с компетентными специалистами, интервью.
Анализ материалов по проблеме обзора:
Исследовательских работ научно-практических конференций;
Публикаций газет и журналов;
Информации печатных источников;
Ресурсов Интернет;
Для реализации социального проекта создаются три рабочие группы:
Разведчики 5-6 классы. Реализуют свою деятельность через походы выходного дня, велокроссы с целью обогащения проекта фото- и видео- материалами
Краеведчики 7-9 классы. Изучают интернет-источники, проводят интервью с историками, работниками музеев, сельскими администрациями по вопросам численности населения того или иного населённого пункта, причин сокращения населения, миграций и т. п.
ШТАБ Проводит отбор, анализ и систематизацию полученных материалов, осуществляет работу с картами в сервисе Google.
Схема сотрудничества с социальными партнёрами:
Историк Сергей Ледров
Участники проекта
СМИ
(Газета «Сельские зори»)
Коммерческие организации
Спасский районный краеведческий музей
Администрации МСУ Сельских советов
Школы района
Возможные причины исчезновения деревень:
Разрушительные последствия войны
Закрытие школ, фельдшерских пунктов
Развал колхозов
Закрытие фабрик, производства на селе
Политика государства «неперспективная деревня»-отсутствие необходимых коммуникаций ( газ, свет, водоснабжение…)
Природные катаклизмы
Что мы можем сделать чтобы сохранить русскую глубинку?
Вести пропаганду о чистоте свежего воздуха, близости к природе
Создавать благоприятные условия для жизни на селе, благоустраивать территории
Воспитывать патриотов, любящих свой родной край и стремящихся жить под лозунгом «Пусть будет хорошо там, где мы есть!»
Хочется поставить в пример в этом отношении наших соседей – татар, так же проживающих на территории Спасского района. Их сёла и деревни то же конечно опустошаются, много молодёжи уезжает в города, но они заботятся о родном селе где бы ни были. Не забывают своих родных, свою Родину и по возможности оказывают посильную помощь по благоустройству своих сёл.
Подробнее о них можно ознакомиться в приложении № 2
Демографическая ситуация в Спасском районе
Численность постоянного населения района по данным переписи населения в 2010г. составила– 10949 чел., плотность населения – 15,5 человек на кв.км.
В экономике района занято – 0,48 тыс. чел.Составной частью социальной политики в районе является демографическая политика, которая представляет собой систему принципов, оценок и мер социально-экономического, правового и профилактического характера, направленных на улучшение демографической ситуации в районе, в т.ч. на сохранение и укрепление семьи, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, регулирование внутренней и внешней миграции. Администрация района ведет работу по таким важным направлениям в решении демографических проблем, как - создание условий для закрепления специалистов на селе, сохранение социальной инфраструктуры (школы, клубы, почтовые отделения, отделения филиала сбербанка), создание новых и реконструкция действующих коммуникаций, транспортное сообщение между населенными пунктами, газификация сел, развитие физкультуры и спорта.
Многие из этих проблем решаются через реализацию федеральных, областных и районных целевых программ.
Таблица соотношения смертности и рождаемости в Спасском районе.
Количество населения 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Родились 80 96 104 89 75
Умерло 291 306 251 241 242
Результаты исследования
Математические подсчёты
Вычисление средней рождаемости за 5 лет:
(80+96+104+89+75) / 5 = 444 / 5 =88,8– среднее арифметическое.
Средняя рождаемость за 5 лет –89 человек.
Вычисление средней смертности за 5 лет:
(291+306+251+241+242) / 5 = 1331 / 5 = 266,2 – среднее арифметическое.
Средняя смертность за 5 лет – 266 человек.
Вычисление количества ежегодного убывания населения:
Для того чтобы вычислить количества ежегодного убывания населения необходимо из количества смертности вычесть количество рождаемости. Среднее количество прибывших и убывших одинаковое и поэтому на результаты подсчёта не влияют.
266.2– 88,8 = 177,4 =177
Количество ежегодного убывания населения – 177 человек.
Вычисление продолжительности жизни района:
Вычисления проводим по формуле нахождения n – го члена арифметической прогрессии, где а1 – количество населения, d = -177 (ежегодно количество жителей убывает на 177 жителей), n – количество лет, аn = о (не останется ни одного жителя).
аn = а1 +d (n – 1).
Из этой формулы выразим n:
аn - а1 = d *n – d;
d *n = аn - а1+ d;
n = (аn - а1+ d) / d.
Вычисление средней продолжительности жизни района:
n = (10949 - 177) /177 = 60,85
2.4.2. Результаты исследования:
Продолжительность жизни района в среднем – 61 лет.
Приложение 1
Татарское население Спасского района
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Территория Маклаковского сельсовета входит в состав территории Спасского муни- ципального района Нижегородской области. Маклаковский сельсовет расположен в юго-западной части района. Административный центр сельсовета - село Татарское Маклаково
Расстояние от райцентра до с.Татарское Маклаково 13км. Сельсовет граничит с северной
стороны с Высокоосельским сельсоветом, с восточной Спасским сельсоветом, с южной
сельсоветами Сергачского района, с западной сельсоветами Княгининского района.
Площадь территории сельсовета включает земель - 13270 га
в том числе сельхоз.угодий – 9584 га, из них: пашня – 8065 га; сенокосы – 156 га;
пастбища -1363 га.
По территории сельсовета протекают речки: Черная, Маклак.
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ МАКЛАКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
43093572144 В состав сельсовета входят населенные пункты:
- село Татарское Маклаково;
- деревня Высоково;
- село Ключищи;
- село Русское Маклаково;
- деревня Яблонка.
НАСЕЛЕНИЕ СЕЛЬСОВЕТА
Численность населения всего - 1699 чел.
в т. ч. постоянно проживающее население - 1302 чел.
из них: дети до 15 лет - 158 чел.
трудоспособные - 628 чел.
пенсионеры - 516 чел.
временно отсутствующее население - 397 чел.
НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Население сельсовета: русские - 18,0 %
татары - 78,2 %
армяне - 3,0 %
марийцы - 0,4 %
чуваши - 0,4 %
СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
На территории Маклаковского сельсовета проживают:
Многодетные семьи - 2
Инвалиды - 342 чел.
Дети-сироты - 5 чел.
Престарелые граждане - 72 чел.
Малоимущие граждане - 218 чел.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
На территории сельсовета 2 религиозных объединения:
1. Религиозное объединение мусульман, мечеть №1 - мяхалля №1.
Руководит объединением имам-хатыб Кинзябаев Наиль Атауллович
Число посещающих - 18чел.
2. Религиозное объединение мусульман, мечеть №2 - мяхалля №2
Руководит объединением имам-хатыб Фатехов Равиль Хамзинович.
Число посещающих - 10чел.
Службы в мечети совершаются один раз в неделю, по пятницам и во время религиозных
праздников.
Демографическая ситуация в селе
Татарское Маклаково
Национальный состав населения Маклаковского сельского совета:
русские - 18,0 %
татары - 78,2 %
армяне - 3,0 %
марийцы - 0,4 %
чуваши - 0,4 %
Основная черта демографической ситуации в российской деревне, как и в России в целом, характеризуется превышением смертности над рождаемостью. Рождаемость невелика. Очевидно, рождаемость на селе определятся прежде всего эмиграцией из села молодежи, которая ближе к центрам яснее видит преимущества и соблазны современной городской жизни.
Таблица соотношения смертности и рождаемости в с. Татарское Маклаково
Количество населения 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Родились 4 3 8 4 5
Умерло 20 19 22 18 25
Результаты исследования
Математические подсчёты
Вычисление средней рождаемости за 5 лет:
(4+3+8+4+5) / 5 = 24 / 5 =4,8– среднее арифметическое.
Средняя рождаемость за 5 лет –5 человек.
Вычисление средней смертности за 5 лет:
(20+19+22+18+25) / 5 = 104 / 5 = 20,8 – среднее арифметическое.
Средняя смертность за 5 лет – 21 человек.
а1 – количество населения, d = -21 (ежегодно количество жителей убывает на 21 жителей), n – количество лет, аn = о (не останется ни одного жителя)
n = (1214 – 21)/21 = 56.8
Продолжительность жизни села в среднем – 57 лет
Вывод
Наше исследование показало, если рождаемость и количество прибывших будет таким катастрофически маленьким, а количество уезжающих жителей и смертность будет таким же большим, село Татарское Маклаково больше 60 лет не проживёт.
Схема реагирования
Для того, чтобы село не вымерло в такой короткий срок необходимо:
Создать рабочие места с достойной зарплатой в различных сферах деятельности.
2. Поддержка фермерских хозяйств.
№ п/п Район. Название села Характеристика Число мечетей Имамы, преподавание
Сасский
1 Татарское Маклаково Одно из крупнейших сел области. Активно в плане торговли и бизнеса. Одна из мечетей не закрывалась и в советское время. 2 Местные. Молодежь активно участвует в деятельности общины.
2 Ишеево Небольшое село, население - средне 1
3 Базлово Небольшое село, население - средне 1
4 Тукай (до рево-люции - Парша) Маленькое село, население назначительно 1
История Татар-Мишарей
Татары (сергачские мишари) компактно проживают на юго-востоке области. Выходцы из этой местности составляют крупную диаспору в Нижнем Новгороде, представляют весьма значительную часть (больше 40%) современного татарского населения Москвы (и Московской области); также они образуют небольшие, но довольно активные и самобытные общины в Санкт-Петербурге (и Ленинградской области), Таллинне и в Финляндии, куда эмигрировали в основном в начале 20 века.
В основе разговорного языка мишар лежит западный (мишарский) диалект татарского языка (сыгравший значительную роль в формировании национального литературного языка). Характерной особенностью нижегородских мишар является цокающий говор. Эта группа татар начала формироваться в районе Кадома (совр. Мордовия), в 14-15 вв. заселив нынешний ареал обитания - юг Нижегородчины.
Единой общепризнанной точки зрения на происхождение мишарей вообще и нижегородских в частности на сегодня нет; наиболее распространенная гласит о том, что в основу этого этноса легли тюркские (буртасы, булгары, кипчаки и др.) и угро-финнские (мещера, эрзя, мокша и др.) племена. Этнонимы "буртас" ("буртасы") и "можар" ("мижер") применялись по отношению к татарам-мишарям вплоть до 17 века. После присоединения к Золотой Орде в районы проживания потомков буртасов проникли многочисленные кипчакско-ногайские группы. В 14 в. разные этнические группы входили в состав Наровчатского княжества с центром в г.Мукшы (совр. Наровчат Пензенской области), в этот период и позже активизируется употребление этнонима "можар" - "мещера". Становление Касимовского ханства также оказало большое влияние на развитие мишарей.
Легенда, распространенная среди самих нижегородских мишар, гласит о "семи дедах" - "eaa aaaae", которые ушли из Булгара во время нашествия монгол, поселившись с женами на пустом месте ("буш урынга"), от которых и пошел весь мишарский род. Их вспоминают во время ритуальных молитв после чтения Корана, обращаясь к Аллаху с просьбой донести эти молитвы до их душ.
В 13 веке, когда возник Нижний Новгород, территория вокруг современных Арзамаса, Лукоянова, Сергача была заселена редкими мордовскими племенами; с 14 века начинается проникновение сюда кочевых тюркских племен. Татары-мишари складываются как обособленная группа в конце 14 - начале 15 веков. В сочинении конца 14 в. "Аноним Искандера", между землею Укек на Волге (совр. Саратовская область) и Булгаром отмечается земля "Маджар". В то же время упоминается о том, что "мачяры" дают дань (ясак) касимовскому царевичю. Известны этнонимы "мещера", "можары", "мачяр", "месчора" и др. (Вспомним в связи с этим, что самоназвание венгров - одного из угорских народов - "мадьяр" (magyar)).
Будучи в основном твердыми и убежденными мусульманами, мишари стали разграничительным этносом между православным (Русь) и мусульманским (Казань) мирами. Кстати говоря, момент "исламизации" мишарей практически не изучен: хотя степняки (кипчаки) исповедовали Ислам с 11-12 веков, все-таки религиозные убеждения и знания кочевников довольно поверхностны и слабы; в случае же с нижегородскими мишарями мы, наоборот, видим высокую степень религиозности и высокий уровень исламских знаний. Здесь, безусловно, чувствуется преемственность исламской культуры от высокоразвитого земледельческого населения Волжской Булгарии - государства на территории современного Татарстана, официально принявшего Ислам в 922 г. от делегации аббасидского халифа аль-Муктадира. Существование этнического компонента мишарей, восходящего к дозолотоордынскому периоду, несомненно; обычно этот компонент связывают с буртасами, подвергшимися сильному влиянию булгар. Однако этнические истоки самих буртасов остаются неясными - возможно, они были тюрко-угорского или угорского происхождения. Распространение же Ислама собственно на территории Мещеры связывают с именем родоначальника мещерских князей Гусейна Ширинского и его сына Бахмета (??), пришедших из Большой Орды в 1298 г. и завоевавших Мещеру.
На территории Нижегородчины сложилось несколько этнографических групп татар. Некоторые из них позднее ассимилировались. Среди них - мугреевские татары, в р-не с.Мугреево на северо-западе от НН (совр. пос.Мугреевский на юго-востоке Ивановской области). Также приходилось видеть упоминание об "остатках татарского населения Дальнеконстантиновского р-на" (В.Садур; подтверждается наличием на этнографической карте 1960-х гг. соответствующего обозначения - примерно в 30 км к С-З от Д.Константинова, в р-не дер. Оранки, на берегу реки). В работе Снежневского 1894 упоминается татарское село Ликеево с деревнями в нынешнем Нижегородском уезде, принадлежавшее в 162 астраханскому царевичу:" Среди сохранившихся до сего дня групп татар важнейшие - сергачские (нижегородские, или горьковские) мишари.
Мишари Нижегородчины практически с 15-16 вв. признали власть московских правителей. Становясь на службу московскому князю (позже - царю), татары получали за это привилегии (отсюда частое название "служилые татары"). Наиболее интенсивно мишари расселились на юге современной Нижегородской области в 16 веке, после разгрома Казани (1552) Иваном Грозным. Тогда же по мишарским землям прошла первая волна христианизации. Обратившиеся в 16 в. в православие стали называться "старокряшенами"; в 18 в., после второй волны крещения, появились "новокряшены". Крещеные мурзы (татарские князья), получая землю за службу, становились дворянами. В этом случае крестьян (татар? русских?) называли "кряшены". Так, на Нижегородчине рядом с Татарским Маклаковым возникло Русское Маклаково, "кряшенское" по происхождению (совр. Спасский р-он).
В 18 в., когда пошла вторая сильная волна насильственной христианизации, много мишарей бежало в Башкирию, за Урал. Сегодня их потомки (мещеряки) составляют значительную часть населения Башкирии.
При первых Романовых, укрепивших институт дворянства, служилые татары продолжали получать свободные земли в южных районах Нижегородского Поволжья, где и жили из поколения в поколение. Такие поселения татар Сергачского уезда, как Грибаново, Ендовищи, Ключищи, Карга, Кочко-Пожарки, Красный Яр, Шубино, Овечий Овраг и др., уже в конце 17 века имели обширные земельные владения. В конце 18 века упоминаются татарская деревня Малая Анда (Сергачский округ; наряду с дер. Анда - в ней 1 мечеть и 189 прихожан мужчин, а в Мал.Анде мечети нет и 10 прихожан мужчин), деревни Новый Усад (татарское население с кон.16 - нач.17 в.; совр. Спасский р-он) и Ломать, где татары жили совместно с русскими. На р. Пьяна упоминается татарское поселение Ачекьев Усад (возм., совр. Ачка Сергачского р-на). В 1621 в дер. Старое Андосово упоминается 6 дворов служилых татар (возм., совр. Бол.Андосово Пильненского р-на, о котором сообщается как о русско-татарской деревне). Окончательно современные поселения татар сформировались в 19 в.
По данным Нижегородской епархии от 1862 г., среди 30 тысяч татар губернии чуть более тысячи были кряшенами. Наибольшее количество их было в Татарском Маклакове (0,5 тыс.), Пошатове (120 чел.), Карге, Семеновке, Уразовке, Базлове, Андреевке и др. Но православие исповедовалось кряшенами чисто формально; фактически абсолютное большинство их придерживалось мусульманских обрядов, что признавалось и священниками церквей. Лишь на рубеже 19-20 вв. официально был признан тот факт, что "кряшены" Нижегородской губернии на деле являются мусульманами. "Кряшенами", как уже говорилось выше, считалось население Русского Маклакова, а также деревни Сосновка (19 в.) - совр. Сергачский р-он.
Сергачский уезд являлся ядром татарской общины губернии: здесь к середине 19 в. насчитывалось 18 деревень в 5 волостях (в современных границах: 13 из 17 деревень Краснооктябрьского р-на - все, кроме Чембилей, Медяна, Бол. и Мал. Рыбушкино; 5 из 7 деревень Сергачского р-на - кроме Камкино и Андреевки).
Васильевский (Васильсурский) уезд того времени имел 6 поселений татар в 3 волостях (в современных границах: все деревни Спасского (4) и Княгининского (1) р-нов + Андреевка). В деревне Татарское Маклаково ранее проживавшие новокрещенные чуваши были вытеснены или поглощены татарским населением.
В Княгининском уезде в середине 19 в. отмечалось наличие двух деревень с татарским населением - Камкино (совр. Сергачский р-он) и Фоминки (совр. Княгининский р-он). Последняя, однако, к концу 50-х гг. 19 века почти полностью обрусела. К концу века как мусульманское население фиксируется только деревня Камкино с числом жителей более 2 тысяч чел.
Остальные татарские деревни в современных границах Нижегородской области входили в 19-начале 20 вв. в состав Курмышского уезда Симбирской губернии (4 деревни совр. Кр.октябрьского р-на, 4 - Пильненского и 1 - Сеченского).
Общая численность татар в 1914 в губернии - 74,5 тыс. (???) (около 4,5% населения губернии).
В 1812 г. в 25 татарских деревнях Нижегородской губернии насчитывалось 26 мечетей (при этом в Камкино, Урге и Красном Яре не было ни одной); в 1829 г., через 17 лет, число мечетей возросло до 30. В 1859 в деревнях губернии было 33 мечети, в 1878 - 47, а в 1898 - 63. В Татарском Маклакове было в конце века 7 мечетей, в Ендовищах и Ключищах - по 5, в Пице - 4, в семи деревнях - по 3 мечети, в семи - по 2 мечети, и в семи - по одной. Всего по губернии в конце 19 в. мусульман было 2,61% от общего населения (1.585 тысяч человек).
В самом НН селиться татарам было запрещено вплоть до 16 в. В 17 веке татарские мурзы-землевладельцы стали приезжать в НН торговать хлебом и т.д. С этого времени и позже, с увеличением товарооборота Макарьевской ярмарки, здесь уже встречалось немало мусульман - как местных, так и приезжих. С открытием Нижегородской ярмарки (1817) численность мусульманской общины НН резко возросла, тогда же начала функционировать Ярмарочная мечеть, расположившаяся в той части ярмарки, которую облюбовали купцы с Востока - Средней Азии, Закавказья, Ирана, Турции и др. К началу века мечеть значительно обветшала, и с 1908 мусульмане добиваются разрешения на строительство второй мечети. В 1913 началось, а в 1915 закончилось возведение второй мечети, "на горе", названной позднее Соборной. Что же касается Ярмарочной мечети, то в 1911-12 были подготовлены документы по реконструкции этой мечети, однако из-за противодействия властей этот проект так и не был осуществлен и мечеть "ликвидировалась" сама собой (была разобрана еще до 1917 г.).
15 августа 1905 г. в НН состоялся I Всероссийский съезд мусульман. Он прошел полулегально, и на нем впервые мусульмане заявили о необходимости уравнять Ислам с православием и предоставить свободу исламскому вероисповеданию. После II съезда, состоявшегося в Санкт-Петербурге в 1906, были приняты программные заявления "Союза мусульман России". Относительно III съезда, предположительно прошедшего также нелегально в НН в 1907, у жандармов не было достоверных сведений. Во всяком случае, известно, что в 1907, 1909, 1910 и 1913 гг., т.е. до начала мировой войны, в НН во время проведения летней ярмарки купцы-мусульмане (а под видом их, возможно, и прочие гости) собирались для обсуждения различных вопросов, в т.ч. в здании Соборной мечети НН. В 1914 в Казани, НН и в Санкт-Петербурге побывали агенты османского султана, имевшие цель выяснить умонастроения российских мусульман в преддверии войны с Турцией. Однако, менталитет нижегородских татар, складывавшийся на протяжении нескольких веков, не давал возможности для пропаганды здесь идей панисламизма и пантюркизма: мусульмане Нижегородчины были ярыми приверженцами российской государственности.
Приложение 2
Материалы старшей возрастной поисковой группы « Краеведчики»
Список населённых пунктов Спасского района
Антоново (село) сельское поселение Турбанский сельсовет
Базлово (село) сельское поселение Базловский сельсовет
Большое Сущево (село) сельское поселение Спасский сельсовет
Борковка (деревня) сельское поселение Высокоосельский сельсовет
Бронский Ватрас (село) сельское поселение Бронско-Ватрасский сельсовет
Бутениха (поселок) сельское поселение Сосновский сельсовет
Быковы Горы (село) сельское поселение Турбанский сельсовет
Вазьянка (село) сельское поселение Вазьянский сельсовет
Высокий Оселок (село) сельское поселение Высокоосельский сельсовет
Высоково (деревня) сельское поселение Русско-Маклаковский сельсовет
Горки (село) сельское поселение Бронско-Ватрасский сельсовет
Грязновка (деревня) сельское поселение Сосновский сельсовет
Долгое Поле (село) сельское поселение Высокоосельский сельсовет
Дюжаковка (поселок) сельское поселение Вазьянский сельсовет
Елховка (село) сельское поселение Спасский сельсовет
Ивановское (село) сельское поселение Новоусадский сельсовет
Ишеево (деревня) сельское поселение Базловский сельсовет
Кирилловка (деревня) сельское поселение Новоусадский сельсовет
Ключищи (село) сельское поселение Русско-Маклаковский сельсовет
Красные Мары (поселок) сельское поселение Вазьянский сельсовет
Красный Ватрас (село) сельское поселение Красноватрасский сельсовет
Латышиха (село) сельское поселение Новоусадский сельсовет
Малое Сущево (деревня) сельское поселение Высокоосельский сельсовет
Масловка (село) сельское поселение Спасский сельсовет
Низовка (село) сельское поселение Сосновский сельсовет
Новая (деревня) сельское поселение Бронско-Ватрасский сельсовет
Новое Дружково (деревня) сельское поселение Высокоосельский сельсовет
Новый Усад (село) сельское поселение Новоусадский сельсовет
Петровка (деревня) сельское поселение Красноватрасский сельсовет
Прудищи (село) сельское поселение Вазьянский сельсовет
Раков (поселок) сельское поселение Высокоосельский сельсовет
Русское Маклаково (село) сельское поселение Русско-Маклаковский сельсовет
Саблуково (село) сельское поселение Вазьянский сельсовет
Скучиха (деревня) сельское поселение Спасский сельсовет
Солониха (село) сельское поселение Красноватрасский сельсовет
Сосновка (деревня) сельское поселение Сосновский сельсовет
Спасское (село) сельское поселение Спасский сельсовет
Старое Дружково (деревня) сельское поселение Сосновский сельсовет
Сыромятниково (деревня) сельское поселение Бронско-Ватрасский сельсовет
Татарское Маклаково (село) сельское поселение Татаро-Маклаковский сельсовет
Тубанаевка (село) сельское поселение Красноватрасский сельсовет
Тукай (деревня) сельское поселение Базловский сельсовет
Турбанка (деревня) сельское поселение Турбанский сельсовет
Яблонка (деревня) сельское поселение Русско-Маклаковский сельсовет
Общее количество населенных пунктов, входящих в Спасский район : 44.
Спасское – село в 150 км к востоку от Нижнего Новгорода, в 45 км от станции Сергач. Центр района (0,7 тысяч кв. км, 17 тысяч жителей). Известно с конца XIV века. В селе - предприятия и организации, обслуживающие район. (Источник: Н.В.Морохин «Географический краеведческий словарь», г. Нижний Новгород, фирма «Просвещение», 1993 год).
В «Нижегородском топонимическом словаре» (г. Нижний Новгород, «КиТиздат», 1997 год) Н.В.Морохин уточняет, что название райцентра происходит от престольного праздника. Другое название – Спасово селище. Известно с 1399 года (Трубе, 1962).
До наших дней дошли образцы жилой застройки села Спасского конца XIX – начала XX века, в том числе деревянные дома с уникальной резьбой. Сейчас в селе есть Спасская церковь, перестроенная в постсоветское время из торгового комплекса, а также благоустроен Карашев колодец – легендарное место основания села Спасского.
В селе работает Спасский районный народный исторический музей. С 1991 года музей расположен в бывшем доме купца II гильдии А.В.Данилова (датировка объекта – начало XX века). В 1929 – 1963 годах в здании располагался Спасский райисполком. Большую роль в формировании народного музея в Спасском сыграл историк Сергей Ледров – автор книг «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области», «Два села», «…Уведомляю Вас насчет торговых обстоятельств» и др.
В книге Сергея Ледрова «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» высказано предположение, что основателем и первым владельцем Спасского был Савва Сюзев, который в 1399 году передал свою вотчину «на помин душ» нижегородскому Благовещенскому монастырю, однако оригинал данной (от глагола - давать) до нас не дошел, документ сохранился лишь в копии конца XVI века. Предполагается, что уже тогда через окрестности Спасского пролегала сухопотная дорога из Нижнего Новгорода на Курмыш и далее в верховье Суры - к русским крепостям Кишь и Саре. Спасско-Курмышская степная полоса стратегически связывала юг и центр будущей Нижегородской губернии.
В Спасском организовывались ярмарки, где главным товаром было кожевенно-меховое сырье, обрабатывавшееся в Спасской волости.
В 1840 году здесь был возведен Спасопреображенский каменный храм с приделом во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Практически через сто лет – в советское время – храм был разрушен.
Базлово – Памятник градостроительства и архитектуры – мечеть. Датировка объекта – XIX век.
Большое Сущево – До 1631 года – пустошь Роздериха. Земли пожалованы царем Михаилом Федоровичем Романовым дворянину и потомственному военному С.Ф.Сущеву. Его потомок М.Н.Сущев был знаком со знаменитым нижегородцем – композитором М.А.Балакиревым, который несколько раз был у него в гостях. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – Казанская церковь (датировка объекта – 1751 год). По сведениям историка и краеведа Сергея Ледрова, от церкви в настоящее время уже ничего не осталось.
Бронский Ватрас – В книге Сергея Ледрова «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» есть сведения о селе Бронский Ватрас с деревнями Малиновка, Новая и Сыромятниково. В XVII веке это – вотчина боярина князя Я.Н.Одоевского, в XVIII веке – Голицыных, с 1784 года – Масловых, затем – княжеского рода Оболенских и помещиков Волковых.
Вазьянка – Другое название – Никифоровка. По данным историка Сергея Ледрова, самым известным владельцем села был граф А.Е.Мусин-Пушкин (его отец Е.И.Мусин-Пушкин был незаконнорожденным сыном царя Алексея Михайловича и братом Петра I). В 1760 году было выкуплено известным уральским заводчиком П.А.Демидовым. Спустя 20 лет было продано А.Н.Зубову – отцу фаворита Екатерины II Платона Зубова. Памятник градостроительства и архитектуры – Владимирская церковь. Датировка объекта – 1890-1902 гг.
Долгое поле – В книге Сергея Ледрова «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» есть сведения о владельцах села – думном дворянине И.С.Хитрово, роде князей Долгоруких и дворянах Нертовских. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе Долгое поле есть памятник градостроительства и архитектуры – Спасопреображенская церковь (датировка объекта – 1868 год). По сведениям историка и краеведа Сергея Ледрова, от церкви в настоящее время уже ничего не осталось.
Ишеево – Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в деревне есть памятник градостроительства и архитектуры – мечеть (датировка объекта – XIX век). По сведениям историка и краеведа Сергея Ледрова, датировка объекта – 1868 год. В 2004 году в Ишееве построили новую мечеть.
Ключищи – Современные историки связывают это село с прямым предком Льва Николаевича – графом Петром Андреевичем Толстым (1645 – 1729), сподвижником Петра I и талантливым дипломатом. Подробнее - в материалах Галины Филимоновой «Нижегородская вотчина рода Толстых» и Сергея Ледрова «Нижегородская вотчина рода Толстых: дополнительные сведения».
Красные Мары – Ведется восстановление Маровского Крестовоздвиженского женского монастыря.
Красный Ватрас – По сведениям историка Сергея Ледрова, село было патриаршим, а затем государственным (отсюда прежние названия – Монастырский Ватрас и Казенный Ватрас). Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе Красный Ватрас есть памятник градостроительства и архитектуры – Рождественская церковь. Датировка объекта – 1830 год.
Малое Сущево – деревня в Спасском районе, в трех километрах от Большого Сущева. Другое название – Высокая Слобода. Владелец Малого и Большого Сущева – дворянин и потомственный военный С.Ф.Сущев. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в Малом Сущеве есть памятник градостроительства и архитектуры – церковь (датировка объекта – XIX век, документ о приобретении статуса приказ от 24 апреля 2000 года № 5-ОД). По сведениям историка и краеведа Сергея Ледрова, в деревне Малое Сущево церкви никогда не было, она была в Большом Сущеве.
Масловка – Принадлежало помещикам Теряевым и Зыбиным. Памятник градостроительства и архитектуры – Спасопреображенская церковь. Датировка объекта – 1750 год.
Низовка – В 1760 году было выкуплено известным уральским заводчиком П.А.Демидовым. Спустя 20 лет было продано А.Н.Зубову – отцу фаворита Екатерины II Платона Зубова. Памятник градостроительства и архитектуры – Архангельская церковь. Датировка объекта – 1822 год.
Новый Усад – В книге Сергея Ледрова «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» содержатся сведения о том, что села Латышиха и Новый Усад были разделены между семьями Оболенских, Юсуповых, Колтовских и Извольских. Местные промыслы – кожеобработка и кирпичное производство. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в Новом Усаде есть памятник градостроительства и архитектуры – церковь (датировка объекта – XIX век, документ о принятии на госохрану № 471). По сведениям историка и краеведа Сергея Ледрова, Казанская церковь в Новом Усаде построена не в XIX веке, а в начале XX века.
Прудищи – Другое название – Зверево. В 1760 году было выкуплено известным уральским заводчиком П.А.Демидовым. Спустя 20 лет было продано А.Н.Зубову – отцу фаворита Екатерины II Платона Зубова. Памятник градостроительства и архитектуры – церковь Иоанна Крестителя. Датировка объекта – 1812 год.
Русское Маклаково – Вероятно, названо по фамилии владельца боярина Маклакова. Местность известна с конца XVII века (Трубе, 1962). В 1612 – 1613 годах земли были пожалованы служилым татарам, которые основали здесь свои деревни. В «Нижегородском топонимическом словаре» (г. Нижний Новгород, «КиТиздат», 1997 год) Н.В.Морохин ссылается на академика И.И.Лепехина, который писал о том, что в Татарском Маклакове жили татары-мусальмане, в Русском Маклакове – татары крещеные. Другие названия – Русское Моклоково, Коропово.
По дороге из Русского Маклакова в Ключищи справа просматривается лесной массив – «лес Оболенских» с кедровыми посадками. Сергей Ледров в книге «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» называет Оболенских помещиками, которым принадлежало самое большое количество крепостных в этих краях (2554 души). Общая площадь владений Оболенских составляла 2500 га, в том числе 500 га занимал лес. В имении располагалась оранжерея, в которой выращивались теплолюбивые растения. Велось по многопольной системе земледелие. В зерноводстве использовались сеялки, жатки и молотилки на конной тяге. Была построена паровая мельница и четыре конных двора.
Саблуково – В 1760 году была выкуплена известным уральским заводчиком П.А.Демидовым. Спустя 20 лет было продано А.Н.Зубову – отцу фаворита Екатерины II Платона Зубова.
Солониха – Памятник градостроительства и архитектуры – церковь Рождества Богородицы. Датировка объекта – 1890 год.
Тубанаевка – Согласно исследованию историка Сергея Ледрова, село – столица кожевников Спасского района. Памятник градостроительства и архитектуры – Вознесенская церковь. Датировка объекта – 1862 год.
Согласно исследованию историка Сергея Ледрова, село – столица кожевников Спасского района. По данным краеведа Владимира Бакунина, в Тубанаевке сохранились дома, построенные владельцами кожевенных заводов. Так, до наших дней дошла усадьба А.И.Копашина, крупнейшего тубанаевского заводчика с конца XIX века, а также его кожевенный завод (конец XIX – начало XX века).
Ивановское- село располагающееся на территории Красноватрасского сельского совета. За селом сохранился мост- переправа, который был сконструирован по приказу Екатерины Великой. В селе сохранились старинные колодцы и мазанки.
Литература
www.nachalka.com/www.1september.ru/www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=245&ob_no=39571&oll.ob_no_to=
www.obrazpress.ruПроектная деятельность в начальной школе. Автор-составитель Н. Б. Полянина и др. – Волгоград: учитель, 2008.
Школьная проектная лаборатория. Авторы-составители Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева, Т.В.Игнаткина. – Волгоград: учитель, 2009.
Новикова С. Методика составления социологической анкеты. – М.: МПА, 1993
Прутченков А.С. шаг за шагом. Технология разработки и реализации социальных проектов. – М., 2001
Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005.
Журнал Педагогическая мастерская – 2004 г
Журнал Современный урок – 2008 г