НПК Славянская календарно-обрядовая культура в Восточной Сибири: весенне-летний период


XIII Районная научно-практическая конференция
для школьников «Шаг в будущее!»
Направление: Социально-гуманитарное
Славянская календарно-обрядовая культура в Восточной Сибири: весенне-летний период
Автор: Шелковников Юрий, обучающийся 10 класса МБОУ «Верхне-Идинская СОШ» с.Тихоновка Боханского района Иркутской области
Руководитель: Канурина Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории МБОУ «Верхне-Идинская СОШ» с.Тихоновка Боханского района Иркутской области
с.Тихоновка, Боханский район
2014 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Народный земледельческий календарь восточных славян……………………...….4
Глава 2. Славянские календарные обряды и праздники весенне-летнего периода..………8
2.1. Масленица…………………………………………………………………………….…..…8
2.2. Вербное воскресенье………………………………………………………………………10
2.3. Пасха………………………………………………………………………………….…….10
2.4. Иван Купала……………………………………………………………………….……….11
Заключение…………………………………………………………………………….………..12
Список литературы………………………………………………………………….………….13
Приложение…………………………………………………………………………….……….14
Введение
С глубокой древности в жизни славян огромную роль играли аграрные праздники и обряды, тесно связанные с трудом и бытом.
Исследованием календарных обрядов давно уже занимаются как этнографы, так и фольклористы, которые обращают внимание на разные стороны их бытования. Среди работ на данную тему можно назвать следующие: монографию В.К. Соколовой «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов», книгу В.Я. Проппа «Русские аграрные праздники». Интерес к весенне-летнему циклу славянского календаря в той или иной степени присутствовал всегда в отечественной науке.
Среди ученых, которые внесли ценный вклад в изучение календарной обрядности Восточной Сибири, можно назвать В.С.Виноградова, исследовавшего фольклор Иркутской области; А.А.Макаренко, занимавшегося рассмотрением региональной традиции (Красноярский край).
Региональная традиция календарного фольклора, которой посвящена данная работа, также в полной мере еще не изучена, чем определяется актуальность нашего исследования.
Цель работы: выявить особенности календарной обрядности весенне-летнего периода в Восточной Сибири в результате наблюдения над ее современным состоянием.
В ходе работы предстоит решить следующие задачи:
На основе сравнительно-сопоставительного анализа выявить своеобразие данной региональной традиции образного фольклора весенне-летнего периода.
Систематизировать рассказы о календарных обрядах и праздниках.
Объект исследования – календарный фольклор Восточной Сибири.
Предметом исследования является региональная традиция календарного фольклора (Восточная Сибирь).
Глава 1. Народный земледельческий календарь восточных славян
Слово «календарь» восходит к латинскому «calendal» (первый день месяца), и оно, в свою очередь, к глаголу «calare», что означает «выкликать»: в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца.
Вообще же календари создавались независимо от Древнего Рима, задолго до и после него в разных уголках Земли, потому что потребность измерять время возникла у всех народов.
Исстари основным занятием восточных славян, и русских в том числе, было земледелие, поэтому культура в целом носила земледельческий характер. Календарь русского крестьянина прошлого века представлял собой сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, произведения устного творчества. Это своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями.
Жизненный уклад земледельца изначально определялся в первую очередь сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особо выделялись четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия.
На Руси в течение некоторого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный), которые то совпадали, то расходились. Так, встреча Нового года приурочивалась в Древней Руси к началу марта, с XIV века церковь пыталась перенести начало года на сентябрь, но официально празднование церковного и гражданского года с 1 сентября было окончательно определено лишь в 1492 году. Спустя два века Петр I обнародовал указ «лета счислять» с января, таким образом, в российском государстве 1699 год продолжался всего четыре месяца (сентябрь-декабрь), и новое столетие началось 1 января 1700 года. Петр I принял юлианский календарь, из-за чего к ХХ столетию Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей на более точный – григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 году декретом Совнаркома был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый «новый стиль».
Как бы ни менялись официальные сроки начала года, народное времяисчисление по-прежнему опиралось на смену времен года и за основные вехи принимало период зимнего солнцеворота – Спиридоньев день, позднее перенесенный (23 июня / 6 июля) до Петрова дня (29 июня / 12 июля); середину марта (Сороки – Благовещение), а также Семен – день (1/14сентября), который и в XIX в. сохранял черты, напоминавшие о бывшем когда-то сентябрьском «Новом годе»
По народным представлениям, две половины года взаимно влияют и обуславливают друг друга, отчего в пословицах, приметах, загадках много сравнений зимы с летом, осени с весной. в земледельческом календаре все составные части увязаны: одно время года определяется по другому, а каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия.
Крестьянину надо было заботиться об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче опыта подрастающему поколению, и все в его буднях и праздниках подчинялось этой главной цели, истолковывались с точки зрения земледельца. О такой особенности крестьянского ума ярко и правдиво писал еще в прошлом веке Глеб Успенский. Цикл очерков под характерным названием «Власть земли» включал рассказ о земледельческом календаре, где писатель рассматривал народные приметы – прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Сравнивая календари «для господ» и народный месяцеслов, Г.Успенский писал: «Без перерыва на целый год, вплоть до будущего крещения, - у господ идут: взятие, покорение, одоление и т.д., а у крестьян: «На Трифона звездно – весна поздняя». «На Евдокен снег – урожай». <…> «Коли на Юрья березовый лист в полушку, на Успенье клади хлеб в кадушку». «Если на «Если на Николу заквакают лягушки – хорош будет овес». «На Луку полуденный ветер – к урожаю яровых» [8; 127].
Полная зависимость от природы заставляла земледельца тщательнейшим образом изучать окружающий мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, знать которые не грех и сегодняшнему сельскому жителю, да и не только ему.
«Если галки большой стаей летают – к ненастью, садятся высоко на деревьях к морозу, низко – к оттепели».
«Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки начинают квакать».
«Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, зима не наступит, оттепель его сгонит».
«Круг около солнца или месяца зимою предвещает продолжительные метели с морозами» и т.д.
Зоркий крестьянский глаз подмечал все, детальность наблюдений и, соответствие примет поражает современного человека. К примеру, такое наставление «В конце сентября бывают иногда морозы, повреждающие картофель, свекловицу и другие огородные овощи. Признаки, по которым можно узнать наступление холода, - пролет диких гусей <…>, собирание в стаи мелких птичек, а также ясный блеск луны, рога которой принимают острую форму после новолуния, и притом малые и низкие облака стремятся к северу» [7].
В народном календаре существовала иерархия дней, то есть выделялись дни более или менее значимые, но практически не существовало дней безымянных, неотмеченных. Каждый день здесь – особый, со своим богатым или скромным содержанием, своим смыслом и предназначением, он не сам по себе, а в цепи других, подготовлен предшествующими и готовит следующие. К примеру, «какой день в Миколу зимнего, такой и в Миколу летнего»; зимний Никола, в глазах крестьян, завершает ту работу по установлению зимы, которую начинали Платон и Роман (18 ноября/1 декабря), продолжал Прокоп (22 ноября/5 декабря), «заваривала» Варвара с Саввой (4 и 5 / 17 и 18 декабря).
Кроме обычного числового обозначения внутри месяца и наименования внутри недели (3 мая, среда), некоторые дни имели и «личное» определение: великий четверг, чистый понедельник, Красная горка, радуница, семик, духов день и др., что указывало на их особое место и роль в народном месяцеслове.
Сравнивая праздники и обряды земледельческого года между собой, можно убедиться в том, что отдельные компоненты в них совпадают, повторяются некоторые действия, употребляются одни и те же ритуальные кушанья. В.Я.Пропп объясняет это тем, что все действия и помыслы земледельца направлены на то, чтобы вырастить и сохранить урожай.
От урожая зависело благополучие, да и сама жизнь хлебороба, поэтому он старался в точности выполнять предписанные традицией правила крестьянской агрономии (проведение сева, подготовка семян, пахота, удобрение навозом, уход за всходами и пр.). Насущный хлеб доставался тяжким трудом и нуждался, по мнению крестьянина, в защите от злых сил. Для этого в течение веков выработалась целая система обрядовых действ, включая песни, пляски, особые ритуальные тексты (заговоры, заклички, обращения, издевки, плачи и др.)
Земледелец был уверен, что особой силой воздействия на природу и человека обладает слово. Неудивительно, что в обрядовых текстах так много повелительной интонации и обращений: «Родись, капуста, бела и кругла!», «Покров – батюшка, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком», «Жаворонки, прилетите! Весну красну принесите!» и т.п.
Народный месяцеслов дает прекрасную возможность увидеть, услышать, прочувствовать всю красоту и емкость фольклорного слова. Наши неграмотные предки умели находить особую прелесть и смысл в звучании слова.
Еще есть одна сторона годового аграрного цикла. Это ритмичность календаря. В нем чередуются праздники и будни, работа и отдых, посты и дни неумеренной сытной еды. В традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понималось как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Наконец, праздник – это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен. Земледельческий праздник давал к тому же ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней.
Глава 2. Славянские календарные обряды и праздники весенне-летнего периода
Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, справляли родины и свадьбы. Будничная жизнь русского народа, по словам многих наблюдавших ее, была «уныло – однообразна с бесхитростными радостями и скорбями».
Будням противопоставлялся праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.
Все русские праздники выстраивались в определенную иератическую лестницу. Главным праздником для всех православных людей была Пасха, которою называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств.
Среди праздников, связанных с деревнями языческой традицией, особенно почитались Святки, Масленица, братчины, заветные праздники.
Отношения русских к празднику было довольно своеобразным. Они считали его совершенно необходимым для человека, едва ли не главным событием в круговерти жизни: «Мы целый год трудимся для праздника», «Хоть все заложи, да Масленицу проведи», «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» - любили говорить крестьяне.
Кроме того, праздник, с точки зрения русских, требовал подчеркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявляя гостеприимство ко всем, прибывшим в деревню, даже к совершенно незнакомым, к нищим, странникам, калекам перехожим – слепцам, поющим духовные стихи.
Праздники, с их весельем, плясками, песнями, кулачными боями, борьбой, позволяли людям продемонстрировать свои творческие возможности, таланты и способности, передать свое умение более молодым.
Масленица
А мы масленицу прокатили.
А мы в глазах не видали,
Мы думали: масленица сем недель
Ажно масленица семь денечков
Масленица сподманила,
Великий пост посадила
И на хрен аге, на редьку
На белую капусту.
Известно, - пишет Р.Н.Сахоров, - что с древних времен на Руси масленица служит самым веселым и раздольным общенародным праздником. На масленицу каждый день имел в старину особенное значение, которому обыкновенно определялся и самый характер народных забав и развлечений. Понедельник, например, называется встречею, потому что тогда праздновалось начало масленицы; вторник – заигрыши, так как с этого дня начинались разного рода развлечения, катанья; среда – лакомка, так как открывались угощения у всех блинами и другими подобными яствами; четверг – широким, потому что с него начинался масленичный разгул; пятница – тещины вечеринки, когда тещи угощали своих зятьев; суббота – золовкины посиделки, так как в этот день молодые невесты приглашали к себе на пир родных. Суббота являлась и днем проводом масленицы, поскольку на следующий день наступал прощенный день [Приложение № 4].
В России во всю Масленицу пекут блины, оладьи. В народном быту Масленица слывет честною, а по разгульности и раздолью широкою, так как русский человек в эти дни предается широкому разгулу.
Главною роль в русской Масленице играют блины, которые добрыми хозяйками пекутся всю неделю. Но все же центральной фигурой оказывалась сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу.
В селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжали на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала.
С Масленицей прощались и в шутку и в серьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
И в преддверии великого поста стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощение.
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье проходит под знаком освященной вербы. Растение это, особенно сережки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным, наделенным особой силой.
В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и обязательно скармливали его скотине.
По верованию крестьян, если съесть девять вербных сережек, то это предохранит от лихорадки.
Почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам.
Повсюду принято было выгонять в первый раз скотину в поле вербой с вербного воскресенья.
«Ветки вербы, принесенные из церкви, обыкновенно прячутся и в случае летней грозы, и в особенности града, их выбрасывают на двор в уверенности, что от этого гроза прекращается, и град перестает идти».
Освященная верба у нас в России то же, что пальмовая ветвь Палестины, уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение всего года [Приложение № 2].
Пасха
Праздник Пасха в православной традиции почитается как «праздник праздников и торжество торжеств». Происхождение самого слова «пасха» вызывает споры у этимологов. Одни ученые говорят, что слово берет начало от древнееврейского «песах», означающее «происхождение», другие же настаивают на его древнегреческом начале. С греческого оно переводится как «страдание». Эти два взгляда отражают неоднозначную историю праздника Светлого Воскресения.
Давай те же посмотрим традицию Пасхи, чтобы понять основное значение этого великого праздника и правильно соблюдать его ритуалы.
Итак, первоначально Пасхой называли праздник скотоводческих племен, перенявших затем оседлый образ жизни. В этот день они приносили жертвоприношения духам природы. Люди просили богов плодородия (Осириса, Диониса, Адониса) послать на землю благодать, богатый урожай и сочную траву.
Культура христианства внесла иной смысл в этот праздник, который стали называть Светлым Христовым Воскресением. В центре христианского праздника – чудо Воскресение Христа – свидетельство о божественном даре вечной жизни.
На Руси к пасхальному столу начинают готовиться с Великого Четверга: готовят пасхи, пекут куличи, блины, пироги, красят и расписывают яйца.
Вообще к Чистому четвергу была отнесена основная подготовка к Пасхе: в этот день убирали в избе, все мыли, чистили, и это органически увязывалось с очистительным характером обрядов этого дня [Приложение № 1].
На Пасху был обычай: в этот день прощать друг другу обиды, в знак чего было принято целоваться («христосоваться») [Приложение № 1].
Существовал обычай дарения крашеных яиц. Согласно легенде, он исходил от Марии Магдалены, которая подарила крашеное яйцо римскому императору со словами «Христос Воскрес». Крашеное яйцо является символом воскресения Христа – символизирует возрождение, а красный цвет – наше возрождение кровью Христа.
На Пасхальной неделе на центральных площадях городов возникали пестрые волшебные городки с балаганами, качелями, каруселями, с шатрами, в которых продавались напитки [Приложение № 3].
Традиционно на Пасху было принято загадывать желания, так как существовало поверье, что желание, загаданное в праздник Воскресения Христова, обязательно исполнится.
Иван Купала
День рождения св. Иоанна Предтечи, совершенное 24 июня, составляет один из особенно торжественных праздников не только в славянском мире, но почти во всей Европе. Праздник этот в народе известен под названием Ивана Купалы.
Из явлений природы, столь важных для человека, как повороты солнца, разделяющие год на две равные части, были сильным поводом к тому, чтобы учредить коляду и Купалу, как праздники, столь важные в отношении и к нуждам человека.
Замечательно, что богу Купалу приносят жертву купаньем.
В Ивановскую ночь, по народному мнению, цветет для счастливцев папоротник.
В Малороссии, накануне этого праздника, молодые люди купаются в реках до захода солнца. Потом в сумерки, раскладывая огонь на выгонах, полянах и садах, держась за руки, попарно перепрыгивают через огонь. Если во время перепрыгивания руки не разойдутся – это означает, что пара, то есть парень и девушка поженятся.
Заключение
Подводя итоги исследования, мы пришли к следующим выводам:
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается мы знаем поверхностно. Историю мыслим как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий; историю какой бы то ни было эпохи представляем по вершинам, шедеврам, высшим проявлениям умственной деятельности, техники, искусства.
Что заботило, радовало, тревожило крестьянина или ремесленника, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели; что передавали своим детям и внукам?
Все это просто любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей; поможет избежать некоторых ошибок и найти способ с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.
Одним из ведущих в обрядности весенне-летнего периода является культ растительности. В семантике весенне-летней обрядности можно выделить следующие темы:
тема очищения;
тема избавления от грехов;
тема начала и обновления;
тема плодородия.
Сопоставив региональную традицию календарно-обрядового фольклора славянского населения на современном этапе ее бытования с другими региональными традициями календарной обрядности, можно сказать, что отдельные элементы праздника весенне-летнего периода сохранили свое архаичное смысловое содержание (обряды с вербой). В основном же компоненты праздничных обрядовых комплексов весенне-летнего периода народного аграрного календаря стали восприниматься как различные формы забав и увеселений.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может быть применена при изучении традиционной культуры и устного поэтического творчества.
Основная часть работы и материалы приложения могут послужить основой при составлении сценариев фольклорных праздников, викторин.
Список использованной литературы
Байбородин А. Русский месяцеслов. Православный календарь. Народные обычаи, обряды, поверья, приметы на все случаи жизни. Календарь хозяина. – Иркутск, 1998.
Гуревич А.В. Фольклор Восточной Сибири. Иркутск, 1938. – 180 с.
Забылин М. Русский народ: Его обычаи, придания, обряды и суеверия. – М.:ЭКСМО, 2003. – 608 с.
Иванова Л. Русский фольклор// Воспитание школьников, 2001. - № 10.
Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. – М.: Лабиринт, 2008. – 480 с.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – СПб, 1993.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: Елис, 1995.
Успенский Г.Н. Власть земли // Собр.сочинений: в 9 т. – М., 1956. – Т.5. – С. 127-128.
Приложение
Воспоминания Ильясовой Жанны Анатольевны
№ 1 Воспоминание о Пасхе
Мы встречали Пасху. Перед Пасхой за неделю, где-то в Чистый Четверг красили родители яйца куриные. Мы ложили, значит, перья от лука и красили яйца. Мы дети ждали этого праздника. А в субботу или в пятницу, мама моя пекла куличи. Потом наступал этот праздник. Утром рано мы вставали, бежали и брали яйца каждый, подходили и били яйца, стукали друг о друга и у кого яйцо выдерживало удары, тот и выигрывал и забирал разбитое яйцо себе… Потом бежали на гору, и катали яйца укого как бы дальше прокатится яйцо. А еще я помню, что у нас в деревне, на улице собирались. Каждый в доме стряпали куличи. К обеду собирались в одном доме и приносили свой кулич. Было очень весело и пробовали куличи, у кого вкуснее.
№ 2 Воспоминание о Вербном воскресенье
Я из детства также помню, как мы встречали Вербное воскресенье. Мы перед воскресеньем, праздником вербным, ходили гурьбой с ребятами к реке за вербой, рвали веточки, приносили домой. Дома ставили эти веточки, держали целый год.
Воспоминания Алексеевой Галины Михайловны
№ 3 Воспоминание о Пасхе
Пасха. Это раньше мы были маленькие, но все помним хорошо. Родители наши уходили в 6 часов вечера, да и до утра в церкви. С вечера готовят, стол накрывают и потом уходят на всю ночь в церковь. Молятся всю ночь и потом освещают все, что есть на столе. И потом приходят домой родители, пожилые. Они собираются в один дом и начинают чай пить, угощение у кого ничего нет им все раздают или в дом приносят, они с ними чаепитие делают. И всю неделю ходят по домам и чай пьют, угощают друг друга.
[А вот вы, дети, играли. Игры какие-нибудь были? – Собир.]
Да, они ходят. А мы уходим, яйца наберем и уходим где-то на гору.
[А что вы там делали? – Собир.]
И мы там играемся и босиком бегаем, носимся, яйца катаем, значит, у кого разобьется, плачем, и идем домой со слезами и опять берем одно яичко и …
№ 4. Воспоминание о Масленице
В Масленицу на конях катались. Утром уже идем на конный и нам конюх запрягает самую лучшую тройку. И мы выезжаем, одеваемся, наряжаемся и коней наряжаем и колокольчик, и по деревне ездим по улице и берем значит блины и орехи, и семечки, конфеты, и еще знаешь в соседнюю деревню поедем и мы туда приезжаем, а они нас встречают хорошо. Все выходят, смотрят, а мы их угощаем и нас угощают. Мы полную корзинку набираем: угощение, гостинцев, блинов много. Приезжаем домой. Нет, еще на 2 соседнюю деревню поедем. Что делать-то? Кони хорошие, красивые и там нас тоже угощают, мы угощаем. Оттуда приезжаем, или ко мне зайдем или к кому-нибудь и делаем чаепитие, все вылаживаем на стол.
Сидим, разговариваем, смеемся.