План практического занятия по Экономике организации по теме Кадры предприятия и организация оплаты труда
Министерство образования Кировской области
КОГПОАУ «Кировский технологический колледж пищевой промышленности»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по дисциплине «Экономика организации»
тема: «Расчет повременной и сдельной
заработной платы»
специальность: 21.02.05. Земельно-имущественные отношения
Преподаватель: Кириллова А.А.
Киров, 2017г
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
РАЗДЕЛ: ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
ТЕМА УРОКА: Расчет повременной и сдельной заработной платы.
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ (ДЦ): Создать условия для закрепления изученного студентами учебного материала средствами учебной деятельности и формирования практических умений.
ТДЦ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:
1. Способствовать формированию общих компетенций, а именно способностей:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
- организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность;
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- работать в коллективе, в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством;
- брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения задания.
2. Способствовать
-обобщению и систематизации знаний о категориях персонала предприятия, видах и системах заработной платы;
-формированию умений и навыков расчета по принятой методологии часовых тарифных ставок и сдельных расценок в соответствии с квалификацией работника, должностных окладов и надбавок, тарифного фонда заработной платы.;- использовать необходимую информацию для заполнения первичных документов по экономической деятельности организации (форма №Т-3 «Штатное расписание»).
РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: Способствовать развитию экономического мышления и самостоятельной мыслительной деятельности студентов, коммуникативных навыков и навыков работы в команде с помощью группового выполнения ситуационного задания
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Воспитывать толерантность, взаимоуважение, чувство ответственности за принятое решение, личностные качества (умения слушать и работать в команде).
ТИП УРОКА: Урок применения знаний и умений: применение полученных теоретических знаний на практике, выработка умений самостоятельно применять знания и умения в новых условиях.
ВИД УРОКА: Практическое занятие.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: фронтальная, работа в малой группе, индивидуальная
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
Математика - решение задач с использованием конкретных формул расчета часовой тарифной ставки, сдельной расценки, фактически отработанного времени, фонда заработной платы.
Основы экономической теории – теоретические связи с темой «Труд. Рынок труда. Заработная плата. Стимулирование труда»
Документационное обеспечение управления – теоретические связи с темой «Унифицированные формы документов»
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: с темами «Организационная структура предприятия», «Кадры. Характеристика кадров», «Производительность труда. Показатели производительности труда», «Организация оплаты труда на предприятии».
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ:
раздаточный материал с данными о предприятии;
инструкция по заполнению штатного расписания;
инструкционно-технологическая карта;
бланк штатного расписания;
бланк расчетов к штатному расписанию.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ этапа п/пНаименование этапа урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся1 Организационный этап Приветствует студентов, проверяет готовность к занятию, озвучивает тему занятия Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку
2 Актуализация знаний Озвучивает положения ранее пройденной темы «Организация оплаты труда на предприятии», задает вопросы по изученному материалу Отвечают на вопросы педагога
3 Постановка целей и задач урока Осуществляет постановку учебной проблемы ситуационного задания.
Формирует ориентировочную основу действий студентов, знакомит с требованиями и критериями оценки, выдает задания. Слушают преподавателя, участвуют в процессе постановки учебной проблемы, знакомятся с содержанием задания, задают уточняющие вопросы
4 Самостоятельная работа обучающихся Проводит текущий инструктаж, контролирует ход выполнения заданий в группах, консультирует студентов по возникшим вопросам. Выполняют в соответствии с заданием расчеты по каждой категории работников в предложенном бланке. В соответствии с инструкцией оформляют штатное расписание.
5 Подведение итогов урока, рефлексия
Проверяет правильность выполненных расчетов, оформление заполненных бланков штатного расписания, оценивает, выставляет оценки.
Выдает листы рефлексии. Письменно отвечают на контрольные вопросы
Заполняют лист рефлексии
6 Домашнее задание Объявляет домашнее задание (подготовка к проверочной работе) Записывают Д/З
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 6
Дисциплина: Экономика организации
Курс – 2
Специальность 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Тема: КАДРЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ.
Наименование работы: Расчет повременной и сдельной заработной платы
Цель: обобщить и систематизировать знания о категориях персонала предприятия, видах и системах заработной платы; отработать навыки расчета часовых тарифных ставок и сдельных расценок в соответствии с квалификацией работника, должностных окладов и надбавок, тарифного фонда заработной платы.
Вы работаете в небольшой компании, где нет специалиста отдела кадров. Руководитель предприятия поручил вашей группе составить штатное расписание на следующий календарный год (на период с 10.03.2017 по 10.03.2018 г.г..).Задание:
1.Заполнить форму № Т-3 «Штатное расписание»
2. Сделать письменные расчеты в Бланке расчетов к штатному расписанию
3. Письменно в тетради для практических работ ответить на контрольные вопросы:
Какой процент от численности персонала составляют основные работники вашего предприятия?
Какие системы оплаты труда наиболее эффективно применять для основных работников и почему?
Какие надбавки и доплаты выплачиваются работникам?
Где должно храниться штатное расписание?
Каковы сроки хранения штатного расписания?
Источник:
Данные для составления штатного расписания
Инструкция по заполнению штатного расписания
Опорный конспект
Данные для составления штатного расписания
ООО «РосРиэлтор»
Компания ООО «РосРиэлтор» предоставляет посреднические услуги при сделках с недвижимостью на рынке первичного и вторичного жилья: подбор вариантов, поиск продавцов и покупателей, оформление необходимых документов, юридическое сопровождение сделок.
ДИРЕКТОР
Бухгалтерия:
- бухгалтер (1 чел.)
Отдел оформления сделок:
- риэлторы (3 чел.)
- агенты (2 чел.)
Правовой отдел:
- юрист (1 чел)
Вспомогательный отдел:
- офис-менеджер (1 чел)
- водитель (1чел)
Выписка из Положения об оплате труда
Общество использует повременную систему оплаты труда для администрации и служащих, сдельную для основного персонала
На предприятии установлена часовая тарифная ставка 1 разряда в размере 42,6 руб.
На предприятии установлены следующие надбавки и доплаты:
За выездной характер работы (риэлторам) – 1500 руб.
Персональные надбавки в процентах от оклада:
директор – 20%
бухгалтер, юрист – 15%
основной персонал – 10%
Районный коэффициент начисляется всем категориям работников в размере 15%
Перечень должностей и профессий персонала
Наименование должности, профессии Тарифный разряд Тарифный коэффициент
1.Администрация
- директор 18 10,07
2.Специалисты:
- бухгалтер
- юрист 15
14 7,36
6,51
3.Основной персонал:
- риэлтор
- агент 13
12 5,76
5,10
4. Вспомогательный персонал:
- офис-менеджер
- водитель 9
8 3,53
3,12
Режим работы на предприятии: для администрации и служащих – пятидневная рабочая неделя. Продолжительность рабочего дня – 8 часов.
Для основного персонала установлен план объема выполненных работ – 15 услуг в месяц, с нормой времени на выполнение 1 услуги – 8,2 часа.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ (ФОРМА Т-3)
Штатное расписание – это документ, который содержит информацию о должностях, количестве штатных единиц и тарифных ставках с учетом различных надбавок структурных подразделений организации.
Графа 1 «Наименование структурного подразделения»
К структурным подразделениям относятся филиалы, представительства, цеха, отделы и т.д.
Начинают обычно с подразделений высшего руководящего звена, затем бухгалтерские и финансовые службы, производство, хозяйственные службы.
Например: правление, отдел финансов и инвестиций, экономический отдел, отдел реализации и т.д.
Графа 2 «Код подразделения»
Здесь кодирование присваивается по тому же принципу, который используется в первой графе и указывает на подчиненность структурных подразделений. Например, правление 01, подчиненная ему бухгалтерия будет иметь код 02.
Графа 3 «Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации»
Должности вписываются в именительном падеже и единственном числе, полностью, без сокращений.
Работодатель вправе сам определять название должностей, кроме тех, которые связаны с тяжелыми и вредными условиями труда и получением государственных льгот (досрочная пенсия). Эти должности должны вноситься в соответствии с квалификационно-тарифным справочником, либо профессиональным стандартом, которые в настоящее время только еще разрабатываются.
Графа 4 «Количество штатных единиц»
Здесь указывается количество штатных единиц для каждой должности, оно может быть как целым, так и дробным, например 0,5 или 0,25 ставки, это означает, что количество рабочего времени для такой должности сокращается в два или в четыре раза.
Примечание: при указании должностей и штатных единиц работодатель вправе указывать любое количество, не зависимо от фактически работающих. То есть он может внести в штатное расписание 3 единицы бухгалтера, но принять на работу 2, а 3 единица может оставаться вакантной сколько угодно долго.
Исключением является штатная единица, которая отведена под квоту для инвалидов. О ее вакантности нужно обязательно сообщать в органы занятости.
Графа 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.»
Здесь все зависит от принятых в организации систем оплаты труда. Сюда может проставляться оклад, тарифная ставка, либо различные проценты и коэффициенты.
Если нет возможности проставить конкретные цифры, то можно просто указать форму оплаты труда «сдельная», «аккордная». Но тогда в следующих графах должна быть ссылка на Положение об оплате труда или другой документ, где расписано начисления заработной платы.
Графы 6,7,8 «Надбавки, руб.»
Заполняются согласно Положению об оплате труда и других локально-нормативных документов. Сюда обычно проставляется:
надбавка за работу в ночное время;
уборка санузлов;
северные надбавки (районный коэффициент);
прочие доплаты и надбавки.
Единственное, что не указывается в этих графах — это надбавки которые начисляются на всю оплату труда. Например, премия, которая платится в размере определенного процента от всех ранее начисленных сумм (оклад или тарифная ставка плюс надбавки).
Графа 9 «Всего в месяц»
Эту графу можно заполнить только если в графах 5-10 суммы прописаны в рублях и за одинаковый промежуток времени (руб./день, руб./час), в противном случае ставится либо прочерк, либо сумма только оклада, умноженного на количество штатных единиц.
Графа 10 «Примечание»
Здесь может указываться локально-нормативный акт, регламентирующий оплату труда, минимальный размер оплаты если он установлен (например оплата сдельная, а в примечании указывается: «не менее 10000 руб.»)
Как уже было сказано выше, работодатель может исключить ненужные ему графы.
О чем следует помнить
При заполнении графы 5 штатного расписания нужно помнить, что так называемую «вилку» оплаты труда нельзя проставлять в штатном расписании. Поскольку законодательно установлено, что за равный труд – равная оплата (ст. 22 ТК РФ).
То есть если в одном подразделении 2 штатной единицы бухгалтера, то оклад или тарифная ставка должна быть одинаковой. Но можно устанавливать индивидуальные доплаты и надбавки.
Кто подписывает
Форма Т-3 предусматривает две подписи под штатным расписанием: работника отдела кадров и главного бухгалтера. Если какая то категория отсутствует, то можно обойтись одной подписью, либо соответствующим приказом по организации назначить других лиц.
Сроки и место хранения
Оригинал штатного расписания хранится в отделе кадров либо в бухгалтерии, это определяется документооборотом конкретной организации. В любом случае если оригинал находится в отделе кадров, то в бухгалтерии должна быть копия и наоборот.
Штатное расписание хранится в организации постоянно.
Внесение изменений
Законодательство не устанавливает срок действия штатного расписания, поэтому оно может быть единственным на протяжении всего срока действия предприятия, а все изменения и дополнения будут оформляться отдельными приказами об изменении штатного расписания.
Работодатель сам принимает решение об изменении данных в штатном расписании, в данном случае он не ограничен во времени и количестве изменений. Исключения составляют случаи предусмотренные законом, например, проведение мероприятий по сокращению. В этом случае срок внесения изменения установлен Трудовым Кодексом.
Итоги
Штатное расписание является одним из основных документов предприятия любой формы собственности, содержащим важные документы. Поскольку в документообороте не предусмотрено аналогов данному документу, то ведение штатного расписания является не только обязательным, но и необходимым для оптимальной организации работы предприятия.
Унифицированная форма № Т-3
Утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.04 № 1
Код
Форма по ОКУД 0301017
по ОКПО наименование организации
Номер документа Дата составления ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ УТВЕРЖДЕНО
на период с “ ” 20 года по “ ” 20 ___ года Приказом организации от “ ” 20 года № Штат в количестве единиц
Структурное подразделение Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации Количество
штатных
единиц Тарифная ставка
(оклад),
руб. Надбавка,
руб. Всего,
руб.
(5+6+7+8)* гр.4 Примечание
наименование код 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Итого Директор должность подпись расшифровка подписи
Главный бухгалтер подпись расшифровка подписи
РЕФЛЕКСИЯ
Ответьте на следующие вопросы:
Я узнал…
Я научился…
Я повторил…
Комфортно ли Вам было на уроке?
Смогли ли Вы выполнить самостоятельно практическое задание?
С какими трудностями Вы столкнулись?
Что Вам дала работа в команде?
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе