Рабочая программа по русскому языку 8 класс УМК Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
г. Россоши Россошанского муниципального района
Воронежской области
«Согласовано»
Руководитель МО
_____/ Т.А.Паровозина/
Протокол № 1от
«29» августа 2014 г. «Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
_________/ М.В. Рожок /
«29» августа 2014г.
«Утверждаю»
Директор
МКОУ СОШ №10
_______ / А.Г.Климова /
Приказ № 129от
«29» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Ступень обучения (8 «А» класс)
основное общее образование (5-9 классы)
Количество часов 105
Составитель Коба Надежда Александровна
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по русскому языку для основной школы 5-9 классы под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучевой, подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева, издат. «Баласс»,2006 г.
2014- 2015 учебный год
Содержание
Пояснительная записка
Содержание учебной программы
Требования к уровню подготовки учащихся
Контроль уровня обученностиКритерии и нормы оценки знаний учащихся
Календарно-тематическое планирование
Учебно-методический комплект
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и Программы по русскому языку для основной школы 5-9 классы под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучевой, подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева. Программа Рекомендована Министерством образования и науки РФ. Программа обеспечена учебниками «Русский язык» для 5–9 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. (заключения РАО (№ 01-106/5/7д от 06.08.2007) и РАН (№ 101106-5215/390 от 04.07.2008), заключения РАО (от 13.10.2005) и РАН (от 30.09.2005), заключения РАО (№ 01-188/5/7 от 06.07.2006) и РАН (№ 10106-5215/392 от 04.07.2008).Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа поддерживается следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089;
-Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Воронежской области, утверждённый Приказом департамента образования и молодёжной политики Воронежской области от 27.06.2012 г. №760 и от 31.08.2012 г. №851.
-Программа по русскому языку для основной школы 5-9 классы под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучевой, подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева. Программа Рекомендована Министерством образования и науки РФ.
-Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом МОН РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- учебный план МКОУ СОШ №10 на 2012-2013 учебный год, утверждённый директором школы. Приказ № от . 08.2012г.
В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык». Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
Формирование у учащихся языковой интуиции.
Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.
Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование уменийопознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Эти цели обуславливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе – 105 часов (3 часа в неделю).
Учебник:«Русский язык» 8кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И. В. Текучёва. Изд. 2-е. –М.: Баласс, 2011.
Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации
Содержание учебной программы
Наука о русском языке. Русистика и ее разделы.
Развитие науки о русском языке в XVIII–XX вв.
Видные ученые-русисты и их работы.
Основные направления в русистике наших дней.
Цели изучения русского языка в школе
Повторение, углубление и систематизация изученного в 5–7-м классах
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Фонетическая система.
Классификация звуков. Сильная и слабая позиция для гласных и согласных звуков. Слог. Ударение словесное и логическое. Интонация и ее основные элементы (логическое ударение, пауза, тон, темп речи, мелодика).
Предмет изучения орфоэпии. Систематизация знаний о русской графике.
Систематизация знаний по орфографии. Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. Условия выбора орфограммы. Орфографическое правило.
Типы орфограмм. Орфограммы-гласные буквы. Орфограммы-согласные буквы. Орфограммы-буквы ъ и ь. Орфограммы-большие буквы. Орфограммы-пробелы, -контакты, -дефисы.
Лексика и фразеология. Этимология.
Систематизация знаний о лексике: слово как основная единица языка, лексическое значение слова, многозначность, омонимы, синонимы, антонимы; нейтральные и стилистически окрашенные слова; тематические группы слов.
Прямое и переносное значение слов.
Происхождение слов; исконно русские и заимствованные слова.
Устаревшие слова.
Диалектные слова. Профессиональные слова.
Фразеологизмы, лексическое значение фразеологизмов.
Систематизация знаний по лексикографии: виды словарей. Этимология. Этимологический словарь русского языка.
Морфемика. Словообразование.
Систематизация знаний: морфема (значимая часть слова), корень, суффикс, приставка, окончание, основа (производная и производящая), членение слова на морфемы, чередование звуков в корне слова, основные способы словообразования, словообразование частей речи, морфемные и словообразовательные словари. Неморфологические способы словообразования.
Морфология.
Систематизация знаний: лексическое и грамматическое значение слова, способы выражения лексического и грамматического значений, часть речи: обобщенное значение, морфологические признаки, функция в предложении; знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи, междометия.
Классификация частей речи.Синтаксис. Пунктуация. Речь
Предмет изучения синтаксиса. Цели изучения синтаксиса в школе.
Систематизация знаний о словосочетании: функция словосочетания, строение словосочетания, способы связи слов в словосочетании. Систематизация знаний о предложении: функция предложения, виды предложений по цели высказывания, восклицательные предложения, смысловая функция интонации, простое и сложное предложение.
Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение. Стилистическая функция порядка слов в предложении.
Способы связи предложений в тексте. Цепной и параллельный способы связи.
Предмет изучения пунктуации. Принципы русской пунктуации.
Пунктуационное правило. Функции знаков препинания.
Синтаксис простого предложения.
Систематизация знаний: грамматическая основа предложения, средства связи слов в простом предложении, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы выражения подлежащего, типы сказуемого; второстепенные члены предложения, способы их выражения, виды обстоятельств. Предложения нераспространенные/распространенные.
Предложения односоставные/двусоставные. Типы односоставных предложений. Стилистические функции разных типов простого предложения.
Предложения полные/неполные.
Определения согласованные/несогласованные. Приложение как особый вид определения.
Сравнительный оборот.
• Пунктуация.
Тире в простом предложении.
Пунктуация в предложении со сравнительным оборотом.
• Синтаксис.
Осложненное предложение.
Систематизация изученного об однородных членах предложения: понятие «однородные члены предложения», союзы при однородных членах предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения.
Однородные и неоднородные члены предложения.
Стилистические функции однородных членов предложения.
• Пунктуация.
Знаки препинания между однородными членами предложения.
• Синтаксис.
Понятие об обособленных членах предложения.
Обособленные определения, приложения.
Обособленные дополнения.
Обособленные обстоятельства.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Синонимика предложений с обособленными членами предложения и простых (сложных) предложений. Стилистические функции осложненных предложений.
• Пунктуация.
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
• Синтаксис.
Предложения с обращениями, вводными словами и предложениями.
Систематизация изученного: обращение и его роль в речи. Обращение в художественном тексте.
Основные смысловые разряды вводных слов.
Вводные предложения. Вставные предложения.
Стилистические функции обращений, вводных слов, вставных предложений.
• Пунктуация.
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных предложениях.
Развитие речи.
• Текст. Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Повествование в художественном стиле. Рассказ.
Повествование с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного.
• Публицистический стиль (расширение понятия).
Повествование и описание в публицистическом стиле. Отзыв о книге.
Описание с элементами рассуждения. Портретный очерк.
• Научный стиль (расширение понятия).
Повествование в научном стиле.
Рассуждение с элементами повествования и описания в научном стиле.
Тезисы и конспект. Доклад.
• Официально-деловой стиль (расширение понятия).
Тексты официально-делового стиля: заявление, автобиография.
• Повторение изученного в 8-м классе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Результаты 8-го года обучения
Учащиеся должны уметь:
по фонетике: производить фонетический разбор слов;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;
по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;
по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;
по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений;
по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию;
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;
по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.
Контроль уровня обученностиУровень и количество часов, общее количество контрольных работ ККласс 8
Контрольный диктант 3
16.10
09.04
18.05
Диктант 1
08.12
Контрольная работа 2
20.01
05.05
Изложение 2
11.11
12.03
Сочинение 2
12.02
07.04
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Оценка сочинений и изложений
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических,
пунктуационных и грамматических.
Отметки Основные критерии оценки
Содержание и речь Грамотность
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта. Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка.
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; 4) а также 2 грамматические ошибки.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибкиошибки.
«2» 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
«1» В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов. Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов.
Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п Тема урока Кол-во часов. Дата проведения Примечание
план
факт
Введение (1 ч)
1 Введение (1). Русистика – наука о языке 1 02.09 ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5–7-м КЛАССАХ
I. Фонетика (2 ч)
2 Фонетика. Классификация
звуков русского языка 1 04.09 3 Слог и слогоделение. Ударение. Интонация 1 08.09 II. Орфоэпия (1 ч)
4 Орфоэпия. Орфоэпические
нормы 1 09.09 III. Графика (1 ч)
5 Систематизация знаний о
русской графике 1 11.09 IV. Орфография (16 ч)
6 Систематизация знаний поорфографии 1 15.09 7 Типы орфограмм. Орфограммы-гласные буквы 1 16.09 8 Орфограммы-гласные буквы 1 18.09 9 Р/р Свободный диктант 1 22.09 10 Орфограммы-согласные буквы 1 23.09 11 Орфограммы-согласные
Р/р Свободный диктант 1 25.09 12 Орфограммы-буквы ъ и ь разделительные 1 29.09 13 Орфограмма-букваь неразделительный 1 30.09 14 Орфограммы-большие буквы 1 02.10 15 Типы орфограмм. Орфограммы-пробелы. Орфограммы-
контакты 1 06.10 16 Р/р Свободный диктант 1 07.10 17 Типы орфограмм. Орфограммы-пробелы 1 09.10 18 Р/р Свободный диктант 1 13.10 19 Типы орфограмм. Орфограммы-дефисы
Р/р Свободный диктант 1 14.10 20 Контрольный диктант 1 16.10 21 Практическая работа по анализу контрольного диктанта 1 20.10 V. Лексика. Фразеология (4 ч)
22 Лексика и фразеология. Систематизация знаний полексике и фразеологии 1 21.10 23 Общеупотребительная лексика и лексика, ограниченная в употреблении. 1 23.10 24 Профессиональные слова 1 27.10 25 Виды словарей. Исследовательская работа. 28.10 VI. Этимология (4 ч)
26 Происхождение слов русского языка 1 30.10 27 Р/р Речь. Устная и письменная речь. Разговорная речь.
Художественный текст повествование 1 10.1 28 Р/р Подробное изложение
художественного текста-повествования с элементами
рассуждения 1 11.11 29 Р/р Сочинение-рассказ 1 13.1 VII. Морфемика. Словообразование (1 ч)
30 Морфемика. Способы словообразования 1 17.11 VIII. Морфология (4 ч)
31 Морфология. Классификация частей речи 1 18.11 32 Систематизация знаний о
самостоятельных частяхречи 1 20.11 33 Систематизация знаний о
служебных частях речи и
междометиях1 24.11 34 Р/р Речь. Разговорный
стиль. Повествование с эле-
ментами рассуждения 1 25.11 СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ (70 ч)
35 Синтаксис. Основные единицы синтаксиса 1 27.11 36 Словосочетание. Виды связи
слов в словосочетании 1 01.12 37 Виды словосочетаний поглавному слову. Словосочетание 1 02.12 Простое предложение
38 Предложение. Классификация предложений 1 04.12 39 Пунктуация. Функции знаков препинания
Р/р Свободный диктант 1 08.12 40 Р/р Речь. Научный стиль.
Рассуждение с элементами
повествования 1 09.12 41 Р/р Тезисы и конспект 1 11.12 42 Р/р Тезисы и конспект. Доклад 1 15.12 43 Р/р Доклад 1 16.12 44 Главные и второстепенные
члены предложения. 1 18.12 45 Способы выражения подлежащего 1 22.12 1. Двусоставные предложения (20 ч)
46 Способы выражения подлежащего 1 23.12 47 Способы выражения подлежащего 1 25.12 48 Простое глагольное сказуемое 1 26.12 49 Способы выражения сказуемого 1 26.12 50 Составное глагольное сказуемое 1 12.01 51 Составное глагольное сказуемое 1 13.01 52 Составное именное сказуемое 1 15.01 53 Составное именное сказуемое 1 19.01 54 Контрольная работа 1 20.01 55 Тире между подлежащим и
сказуемым 1 22.01 56 Определение. Согласованные и несогласованные определения 1 26.01 57 Согласованные и несогласованные определения 1 27.01 58 Приложение как вид определения
Р/р Свободный диктант 1 29.01 59 Приложение как вид определения
Р/р Свободный диктант 1 02.02 60 Дополнение. Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение 1 03.02 61 Обстоятельство. Виды обстоятельств. Сравнительный оборот в роли обстоятельства 1 05.02 62 Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств. Сравнительный оборот в роли обстоятельства
Р/р Свободный диктант 1 09.02 63 Р/р Речь. Соединение разных типов речи в одном тексте. Отзыв о книге 1 10.02 64 Р/р Написание отзыва о самостоятельно прочитанной
книге 1 12.02 65 Определённо-личные предложения 1 16.02 2. Односоставные предложения с главным членом-сказуемым (7 ч)
66 Определённо-личные предложения
Р/р Свободный диктант 1 17.02 67 Неопределённо-личные предложения 1 19.02 68 Неопределённо-личные предложения 1 24.02 69 Р/рСвободный диктант.
Обобщённо-личные предложения 1 26.02 70 Безличные предложения
Р/р Свободный диктант 1 28.02 71 Безличные предложения
Р/р Свободный диктант 1 02.03 72 Назывные предложения
Р/р Свободный диктант 03.03 3. Односоставные предложения с главным членом-подлежащим (1 ч)
73 Понятие о неполных предложениях
Р/р Свободный диктант 1 05.03 4. Полные и неполные предложения (5 ч)
74 Понятие о неполных предложениях
Р/р Свободный диктант 1 09.03 75 Понятие о неполных предложениях
Р/р Свободный диктант 1 10.03 76 Р/р Речь. Публицистический стиль. Подробное изложение текста публицистического стиля 1 12.03 77 Р/р Речь. Публицистический стиль. Подробное изложение текста публицистического стиля 1 16.03 78 Р/р Соединение разных типов речи в одном тексте.
Портретный очерк 1 17.03 5. Осложнённые предложения (25 ч)
79 Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах предложения 1 19.03 80 Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах предложения 1 30.03 81 Предложения с обобщающим словом при однородных членах
Р/р Свободный диктант 1 31.03 82 Предложения с обобщающим словом при однородных членах
Р/р Свободный диктант 1 02.04 83 Однородные и неоднородные
определения.
Р/р Написание текста-описания внешности человека с использованием однородных и неоднородных определений 1 06.04 84 Однородные и неоднородные
определения.
Р/р Написание текста-описания внешности человека
с использованием однородных и неоднородных определений 1 07.04 85 Контрольный диктант 1 09.04 86 Понятие об обособлении 1 13.04 87 Обособленные определения.
Согласованные обособленные определения 1 14.04 88 Обособленные определения.
Согласованные обособленные определения 1 16.04 89 Несогласованные обособленные определения
Р/р Свободный диктант 1 20.04 90 Обособленные приложения 1 21.04 91 Обособленные приложения
(продолжение)
Р/р Свободный диктант 1 23.04 92 Обособленные дополнения 1 27.04 93 Обособленные обстоятельства 1 28.04 94 Обособленные обстоятельства (продолжение)
Р/р Свободный диктант 1 30.04 95 Обособленные уточняющие
члены предложения 1 04.05 96 Обособленные уточняющие
члены предложения (продолжение)
Контрольная работа 1 05.05 97 Сравнительный оборот 1 07.05 98 Вводные слова 1 11.05 99 Вводные предложения.
Вставные предложения
Р/р Свободный диктант 1 12.05 100 Обращение. Предложения собращениями 1 14.05 101 Контрольный диктант 1 18.05 Повторение изученного в 8-м классе (5 ч)
102 Синтаксис простого предложения 1 19.05 103 Пунктуация в простом предложении 1 21.05 104 Текст. Стили и типы речи 1 26.05 105 Повторение 1 28.05 Учебно- методический комплект
Учебник: «Русский язык» 8 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И. В. Текучёва. Изд. 2-е. –М.: Баласс, 2011.
Тетрадь на печатной основе «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ». 8 класс, авторы Е. С. Барова, М. Р. Богданова. – М.: Баласс, 2012.-112с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Методические рекомендации для учителя «Русский язык. 8-й класс.», авторы Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова,Н. А. Исаева. Изд. 2-е. –М.: Баласс, 2011.