План-конспект урока истории для 11 класса «Политическая система СССР в 30-е годы»
Разработка урока и комплекта дидактических материалов по истории России в 11 классе по теме:
«Политическая система СССР в 30-е годы»
Цели урока.
1. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и длительного существования в СССР тоталитарного режима.
2. Обеспечить усвоение учащимися понятия «тоталитарный режим».
3. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, аргументированно высказывать свое мнение.
Учебное оборудование: рабочая тетрадь (вып. 2, § 24), можно взять любую карту, где есть изображение территории всего СССР в 30-40-х годах, например, карту «Народное хозяйство СССР в 1926-1940 гг.» и показать районы, где формировались лагеря для политических заключенных в 30-е гг.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (тоталитаризм, культ личности, репрессии, оппозиция, политические процессы), домашнее задание.
Форма урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Экономическая система в 30-е годы»
Как проходила индустриализация в СССР?
Каковы причины индустриализации?
Какова цель проведения индустриализации?
Какие источники использовались для проведения индустриализации?
Чем отличалась индустриализация в нашей стране от индустриализации крупных Европейских государств?
Расскажи о крупнейших стройках первых пятилеток (воспользуйся картой).
Как проходила коллективизация в СССР?
Почему коллективизацию начали проводить в нашей стране параллельно с индустриализацией?
Какие коллективные формы ведения хозяйства существовали в нашей стране после Октябрьской революции?
Какими методами осуществлялась коллективизация?
Какие перегибы были допущены в ходе проведения коллективизации?
Как вы думаете, насколько правильной была экономическая политика, проводимая Сталиным? Почему?
Как вы думаете, можно ли было другим способом (кроме коллективизации) перестроить сельское хозяйство СССР в 30-е гг.?
Как вы думаете, почему паспортная система, введенная в СССР в
1932 году, стала исключением для колхозников?
III. Изучение новой темы
План:
ВКП (б) стержень советской политической системы.
Массовые общественные организации.
Формирование культа личности Сталина. Репрессии и политические процессы.
Конституция 1936 года.
- Сегодня на нашем уроке мы постараемся ответить на вопросы политической жизни страны в 20-30-е годы. Почему это так важно, да потому, что без критического анализа и осмысления пройденного пути невозможно идти дальше и решать задачи сегодняшнего дня, тем более, что через несколько лет проблемы нашей страны придется решать нашим детям.
Десятки миллионов наших соотечественников пострадали от незаконных политических репрессий. Физическое уничтожение дворянства и казачества, раскулачивание и насильственная коллективизация крестьянских хозяйств, создание искусственного голода, поиск и ликвидация “врагов народа”, пытки и расстрелы в тюрьмах, издевательства и принуждение к непосильному труду в лагерях ГУЛАГа. В конце 30-х годов в жернова репрессивного механизма, представлявшего собой сложную систему несудебных и судебных органов, попало наибольшее количество честных и умных людей. Оперативный приказ о проведении массовых арестов в отношении всех антисоветских элементов, подписанный наркомом внутренних дел СССР Ежовым 30 июля 1937 года, положил начало невиданному политическому беспределу. Тема этого урока очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы навсегда очистить от них общество, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой. Сегодня нам очень важно выяснить, как же сложилась командно-административная система управления, корни которой и до сих пор дают о себе знать в экономике, политике и нравственности, в образе жизни и массовом сознании, которая до сих пор тормозит развитие нашей страны, что показывает и доказывает, насколько глубоки и серьезны те деформации, которые претерпело все наше общество от сталинизма.
Мы перелистаем те страшные страницы истории, к которым привел сталинизм, узнаем о массовых репрессиях и свертывании демократии.
1. Роль партии в жизни государства. Государственную власть в СССР фактически осуществляла коммунистическая партия. Партийные органы ведали назначением и смещением должностных лиц в стране, выдвигали кандидатов в депутаты Советов, только члены ВКП(б) занимали все ответственные государственные посты, стояли во главе армии, правоохранительных и судебных органов, руководили народным хозяйством. Ни один закон в стране не мог быть принят без одобрения Политбюро. Политбюро определяло внешнюю и внутреннюю политику Советского государства, решало вопросы планирования и организации производства. Даже партийная символика приобрела официальный статус красное знамя и партийный гимн «Интернационал» стали государственными .
К концу 30-х гг. ВКП(б) окончательно утратила остатки былого демократизма. Рядовые члены партии и даже большинство членов ЦК были отрешены от выработки партийной политики, которая стала уделом Политбюро и партийного аппарата.
Роль идеологии. К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм был уже официальной государственной идеологией. Из библиотек были изъяты и уничтожены все работы политических и идейных оппонентов большевиков. Изменениям подверглась и система образования. Были перестроены учебные планы и содержание учебных курсов. В их основе лежала марксистско-ленинская интерпретация не только обществоведческих курсов, но порой и естественных наук.
Особую роль играл контроль за средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение. Проникновение иных идеологических взглядов из-за границы стало невозможным.
Беседа по изученному материалу.
В чьих руках сосредоточилась вся власть в СССР к 30-м гг.?
Какими методами коммунистическая партия добилась полного подчинения граждан СССР своей воле, решениям?
Кто мог занимать важные государственные должности в стране?
Как назывался партийный орган, без одобрения которого не принимался ни один закон, ни одно решение государственных вопросов?
Как тратились партийные взносы?
Какова роль ВКП(б) в жизни нашего государства в 30-е гг. ?
Работа уч-ся с документом.
Из книги А. Жида «Возвращение из СССР».
1936 г.
В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естествен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие... Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить... Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми сразу. Не то чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может... Надо иметь в виду также, что подобное сознание начинает формироваться с самого раннего детства... Самое главное при этом убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).
- О каких особенностях жизни людей идет речь? Какими способами они формировались?
2. В 30-е гг. начался новый виток репрессий против церкви. Прошла кампания «торжественного» сбрасывания колоколов с храмов и отправка их на переплавку для нужд индустриализации. В деревнях, как правило, после создания колхоза церковь закрывали и превращали в склад или клуб, а священника арестовывали или отправляли в ссылку вместе с кулаками.
Идеологический контроль над деятельностью интеллигенции наряду с партийными органами осуществляли творческие союзы. В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Было решено «объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти», в единый Союз советских писателей и создать такие же союзы в других видах искусства. В августе 1934 г. прошел Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Он избрал правление Союза во главе с М. Горьким. Началась работа по созданию творческих союзов художников, композиторов, кинематографистов, архитекторов. За поддержку власть предоставляла определенные материальные блага и привилегии (дома творчества, мастерские, жилье и пр.). «Отклонившихся» от партийной линии исключали из Союза, лишали всех материальных благ и возможности публиковать свои произведения, устраивать выставки и пр. Они подвергались либо прямой травле, либо информационной блокаде. Многие из них закончили жизнь в сталинских застенках.
Членами официальных массовых организаций были представители всех других категорий населения. Работники пред-
приятий и учреждений состояли в профессиональных союзах, находившихся под партийным контролем. Молодежь с 14 лет была объединена в единую организацию Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ), считавшуюся резервом и помощником партии. Младшие школьники вступали сначала в октябрятскую, а затем в пионерскую организацию. Массовые объединения были созданы для рационализаторов, изобретателей, женщин, физкультурников и др.
3. Формирование культа личности Сталина.
Одним из элементов политического режима СССР стал культ личности Сталина. 21 декабря 1929 г. Сталину исполнилось 50 лет. До этого было не принято публично отмечать юбилеи руководителей партии и государства. Ленинский юбилей был единственным исключением. Но Сталину газета «Правда» посвятила статьи, приветствия, письма, телеграммы, поток славословий и лести. Почин подхватили другие газеты, от столичных до районных, журналы, радио, кино. Сталина называли мудрым, великим, гениальным организатором Октября, создателем Красной армии, выдающимся полководцем, хранителем ленинской «генеральной линии», вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилетки, «отцом народов» и «лучшим другом советских детей». Всех превзошел народный казахский поэт Джамбул, который в той же «Правде» говорил: «Сталин глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он учитель Вселенной».
- Как вы думаете, какие обстоятельства способствовали формированию культа личности Сталина? Вспомните об основном противоречии нэпа и проблеме вождя в 20-е гг.
Массовые репрессии. Наряду с идеологическими учреждениями сталинский режим имел и другую надежную опору систему карательных органов. В начале 30-х гг. прошли последние политические процессы над прежними оппонентами большевиков бывшими меньшевиками и эсерами. Почти все они были расстреляны или отправлены в тюрьмы и лагеря. В конце 20-х гг. Шахтинское дело послужило сигналом для развертывания борьбы с «вредителями» из числа научно-технической интеллигенции во всех отраслях народного хозяйства. С начала 30-х гг. развернулась массовая репрессивная кампания против кулачества и середняков. 7 августа 1932 г. был принят написанный Сталиным закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», вошедший в историю как закон «о пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения полагался расстрел. С ноября 1934 г. при наркоме внутренних дел было образовано Особое совещание. Оно наделялось правом в административном порядке, в отсутствие обвиняемого, без участия свидетелей, прокурора и адвоката отправлять «врагов народа» в ссылку или в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет.
Поводом для массовых репрессий стало убийство 1 декабря 1934 г. в Ленинграде члена Политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградского губкома ВКП(б) С. М. Кирова. Через несколько часов после этого трагического события был принят закон о введении «упрощенного порядка» рассмотрения дел о террористических актах и организациях. Отныне следствие должно было вестись ускоренным порядком и заканчивать свою работу в течение десяти дней; обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до рассмотрения дела в суде; дела слушались без участия прокурора и защитника; просьбы о помиловании запрещались. Приговоры о расстреле приводились в исполнение немедленно после их оглашения.
Постановление правительства от 7 апреля 1935 г. предписывало «несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, в убийстве или попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания», включая смертную казнь. (В последующем этот закон будет использоваться как метод давления на подсудимых с целью склонить их к даче ложных показаний, дабы уберечь от расправы своих детей.)
Работа уч-ся с документами.
Звучат строки поэта Анатолия Жигулина, прошедшего сталинские лагеря:
Как случилось такое,
Понять не могу,
Я иду под конвоем,
Увязая в снегу.
Не в неволе немецкой.
Не по черной золе.
Я иду по советской,
По любимой земле.
Показательные судебные процессы. Найдя повод и создав «правовой фундамент», Сталин приступил к физическому устранению всех недовольных режимом. В 1936 г. состоялся первый из крупных московских процессов над лидерами внутрипартийной оппозиции. На скамье подсудимых оказались ближайшие соратники Ленина Зиновьев, Каменев и др. Их обвиняли в убийстве Кирова, в попытках убить Сталина и его ближайших соратников, а также свергнуть советскую власть. Прокурор А. Вышинский заявил: «Взбесившихся собак я требую расстрелять всех до одного!» Суд удовлетворил это требование.
В 1937 г. состоялся второй процесс. Была осуждена еще одна группа лидеров «ленинской гвардии». В том же году была репрессирована большая группа высших офицеров во главе с маршалом Тухачевским. В марте 1938 г. прошел третий московский процесс. Были расстреляны бывший глава правительства Рыков и «любимец партии» Бухарин.
Каждый из таких процессов приводил в движение маховик репрессий, жертвами которого становились десятки тысяч людей родственники и знакомые осужденных, их сослуживцы, соседи по дому.
Только в высшем руководстве армии были уничтожены: из 5 маршалов 3; из 5 командармов I ранга 3; из 10 командармов II ранга 10; из 57 командиров корпусов 50; из 186 комдивов 154; из 16 армейских комиссаров I и II ранга 16; из 26 корпусных комиссаров 25; из 64 дивизионных комиссаров 58; из 456 командиров полков 401. Вслед за ними были репрессированы 40 тыс. офицеров Красной армии.
Тогда же был создан секретный отдел в НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти, оказавшихся за рубежом. В августе 1940 г. по приказу Сталина в Мексике был убит Троцкий. Жертвами сталинского режима стали деятели Белого движения, монархической эмиграции.
В тюрьмах не хватало свободных мест. Начала формироваться широкая сеть концентрационных лагерей.
По официальным данным, в 19301953 гг. по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности было репрессировано 3,8 млн человек, из них 786 тыс. расстреляно.
- «Сталин это не человек, которого можно похоронить. Сталин это явление, это болезнь».
«Но если это болезнь, каковы ее симптомы, проявления?» ставит вопрос учитель.
Учащиеся называют такие важнейшие элементы сталинщины, как укрепление тоталитарного режима, культ личности, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, массовые репрессии, превращение людей в «винтики» бесперебойно функционирующей системы. Учащиеся обращают внимание на то, что система и вождь всячески использовали в своих интересах лучшие качества, веру и чаяния миллионов людей.
4. Конституция «победившего социализма». С помощью «большого террора» Сталин пытался ликвидировать социальную напряженность в стране, вызванную его собственными экономическими и политическими ошибками. Признаться в них было невозможно. Надо было всеми средствами устрашения отучить людей думать и сомневаться, приучить их видеть то, чего на самом деле не было. Логическим продолжением данной политики стало принятие новой Конституции СССР. Она служила своего рода ширмой, прикрывавшей репрессивный режим демократическими и социалистическими одеждами.
Конституция была принята 5 декабря 1936 г. на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов. Сталин заявил, что советское общество «осуществило то, что у марксистов называется первой фазой коммунизма, социализм». Экономическим критерием построения социализма «сталинская» Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности и эксплуатации человека человеком, победу государственной и колхозно-кооперативной форм собственности. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся. Коммунистической партии отводилась роль руководящего ядра общества, марксизм-ленинизм был объявлен официальной государственной идеологией.
Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между его сессиями исполнительную и законодательную власть осуществлял Президиум Верховного Совета СССР. В составе СССР было закреплено 11 союзных республик: Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Грузинская, Армянская, Туркменская, Узбекская, Таджикская, Казахская, Киргизская Советские Социалистические Республики.
Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища, а также прямое равное избирательное право.
Большинство норм Конституции оказались пустой декларацией. Социализм «по-сталински» имел весьма формальное сходство с марксистским пониманием социализма. Его целью являлось не создание экономических, политических и культурных предпосылок для свободного развития каждого члена общества, а наращивание мощи государства. Собственность и политическая власть сосредоточились в руках Сталина и партийно-государственного аппарата. Они были отчуждены от народа.
Работа учащихся с историческим документом.
Политические и личные права советских граждан по Конституции СССР 1936 г.
(Извлечение)
Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:
а) свобода слова;
б) свобода печати;
в) свобода собраний и митингов;
г) свобода уличных шествий и демонстраций.
Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их орга-низациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.
Статья 126. В соответствие интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества, представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных. ,
Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда
или с санкции прокурора. "
Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.
(Хрестоматия по истории СССР, 1900конец 1930-хгг.: Пособие доя учителя Сост. СИ. Матрунетов; Под ред. Ю.И.Кораблева.
М.: Просвещение, 1988. С. 271.)
Беседа с учащимися по вопросам к документу.
Какие права по Конституции 1936 года имели граждане СССР?
что можно сказать о правах, данных Конституцией и реальной обстановкой, сложившейся в СССР в 30-е гг.?
Закрепление изученного на уроке (на выбор учителя)
- Итак, вернемся к главному вопросу урока:
Какие отличительные черты имела политическая система СССР в 30-е гг.?
Примерные ответы учащихся:
Господствовала однопартийная система. Коммунистическая партия была стержнем политической системы.
Существовало физическое уничтожение политических оппонентов.
Партийный аппарат выполнял функции государственного аппарата.
Существовала система массовых общественных организаций.
Создавался культ харизматического вождя.
Учитель обращает внимание учащихся на мысль, высказанную А.В.Антоновым-Овсеенко, ученым-историком, сыном видного деятеля большевистской партии одного из тех, кто руководил приходом сторонников Ленина к власти. По его мнению, в 1917-1924 гг. людьми руководили убеждения, в 1924-1934 гг. убеждения и страх, с 1935 г. только страх.
Звучат строки из поэмы Н.Коржавина «Начальник творчества»:
...Вспоминая это время,
Как смерч, как гром, как правды крах
Я только вижу страх над всеми...
Оркестры, митинги и страх.
Заключительное слово учителя: Сегодня у нас с вами состоялся разговор на очень важную и обширную тему.
Мы вместе попытались разобраться - как и почему сформировалась командно-административная система управления, как происходило свертывание демократии, каковы последствия массовых репрессий. Эти мрачные явления исторического прошлого затронули многих ваших родственников и знакомых. Сейчас идет реформирование нашего общества. Шаг за шагом, медленно и тяжело мы движемся к демократическому обществу. В недалеком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны, так постарайтесь сделать все необходимое, чтобы не повторились те страшные 20-30 годы XX века.
Домашнее задание: п.26 учебника. творческая работа по выбору:
Наш край в 30-е годы.
И.В. Сталин-реформатор или диктатор?
Дидактические материалы по теме.
Документ 1. Прокомментируйте следующий эпизод, рассказанный А. Солженицыным: «Идет (в Московской области) районная партийная конференция. Ее ведет новый секретарь райкома вместо недавно посаженного. В конце конференции принимается обращение преданности товарищу Сталину. Разумеется, все встают (как и по ходу конференции все вскакивали при каждом упоминании его имени). В маленьком зале хлещут «бурные аплодисменты, переходящие новацию». Три минуты, четыре... пять минут, они все еще бурные и все еще переходящие в овацию. Но уже болят ладони. Но уже задыхаются пожилые люди. Но уже это становится нестерпимо глупо даже для тех, кто искренно обожает Сталина. Однако: кто же первый осмелится прекратить? Это мог бы сделать секретарь райкома... Но он недавний, он вместо посаженного, он сам боится! ...Аплодисменты продолжаются... Шесть минут! Семь... восемь минут... Они уже не могут остановиться... Еще в глуби зала, в тесноте, можно хоть чуть сжульничать, бить реже, не так сильно, не так яростно, но в президиуме, на виду? Директор местной бумажной фабрики... стоит в президиуме и, понимая всю ложность, всю безвыходность положения, аплодирует! девятую минуту! Десятую! Он смотрит с тоской на секретаря райкома, но тот не смеет бросить. Безумие! Повальное! Озираясь друг на друга со слабой надеждой, но изображая на лицах восторг, руководители района будут аплодировать, пока не упадут... И даже тогда оставшиеся не дрогнут!..
И директор... на одиннадцатой минуте принимает деловой вид и опускается на свое место в президиуме. И о, чудо! куда делся всеобщий несдержанный неописуемый энтузиазм? Все разом на том же хлопке прекращают и тоже садятся. Они спасены!..
В ту же ночь директор фабрики арестован. Ему легко мотают совсем по другому поводу 10 лет. Но после подписания... следственного протокола следователь напоминает ему: «И никогда не бросайте аплодировать первый!»
Подумайте, не нуждается ли описанное выше не только в политической оценке, но и в психологической характеристике.
Сделайте выводы на основе знакомства с происходившим в годы культа личности относительно характера репрессий и нравственной атмосферы в обществе.
Документ 2. Камил Икрамов, сын расстрелянного первого секретаря ЦК КП Узбекистана, попал в тюрьму, еще не успев получить паспорт. Прокурор сказал ему: «Молодой человек, я знаю, что вы не виноваты, но вы сын своего отца и будете сидеть всю жизнь».
Когда арестовали Г. Сокольникова и его жену писательницу Г. Серебрякову, то их малолетняя дочь провела два дня в песочнице во дворе дома, где они жили, и никто из жильцов не подошел к ней и не покормил, не приютил ребенка.
Четверо дядьев литератора Льва Овруцкого были зачислены следователями в иранские шпионы. В живых остался только один, неграмотный извозчик... Вернувшись домой, он, увидев на столе племянника глобус, попросил: «Слушай, покажи мне, наконец, где этот Иран?»
В марте 1938 г. поэт А. Сурков написал следующие строки: «Жалким сбродом стоят перед нашим судом те, кто грязь заносили в наш солнечный дом. И Бухарин, и Рыков, Чернов и Ягода. Суд идет! Гнев в сердцах миллионов созрел. Нет пощады изменникам! Смерть им! Расстрел! Вот железная воля народа!»
Изучите материалы отрывки из дневника, воспоминаний, программного документа. Сделайте выводы возможности и способах сопротивления политике репрессий.
Документ 3. Писатель А. Письменный:
«В те годы было несколько способов душевного существования, или поведения. Первый способ выступить активным борцом против партии... Если говорить о себе... то этот путь для меня исключался полностью...
Второй способ... остаться в стороне от всяких общественных интересов, замкнуться в равнодушии... Был третий путь путь лицемерия. Это был весьма распространенный, но отнюдь не самый легкий путь... Можно ли посчитать справедливым мое суждение или нет, но самым правильным, и если не сказать честным, то самым разумным, во всяком случае чистосердечным, был четвертый способ существования... поверить. Поверить в то, что идет ожесточенная классовая борьба, что остротой ее формы объясняются все странности... происходившего вокруг. Поверить, что Сталин отстаивает интересы простого народа и ведет широкую борьбу с врагами».
Документ 4. Из дневника школьника Юры Баранова (1937 г.): «Страшное несчастье постигло нашу семью. Папу арестовали по обвинению в самом страшном во вредительстве. Я уверен, нет, более чем уверен, что он этого не заслуживает...
В результате случилось то, чего мы все боялись, о чем боялись даже думать, папу приговорили к расстрелу. Это совсем не значит, что я отказываюсь от своих замечаний о папе, которые давал в этом дневнике. Нет. Я мог бы много написать о его суде, но не могу сделать этого...
Не ждал я такого исхода
И горьких не ждал этих слез.
В страну, где кончалась свобода,
Меня этот год перенес.
Но разве сломить нашу силу
Рукою неверной судьбы?
Пока не увижу могилу,
Своей не закончу борьбы».
Документ 5. Из выступления С. Орджоникидзе 1 февраля 1937 г. (через день после завершения процесса над Пятаковым и группой крупных руководителей промышленности):
«Наш инженер... строит свой дом в своем Советском Союзе. Он отдает делу строительства социализма все свои силы, все свои знания. Таких я смею заявить имеется в нашей стране не менее 90%. Иначе и быть не может. Это наши родные сыновья, наши братья, которых мы воспитали».
Документ 6. Из платформы Союза марксистов-ленинцев (группа Рютина) (1932 г.):
«Страна, обнищавшая, ограбленная, разоренная, нагая и голодная, с подорванной в корне производительной, покупательной и платежной способностью, потерявшая веру в дело социализма, терроризированная, озлобленная, представляющая сплошной пороховой погреб, все дальше
и дальше загоняется в тупик... Таково сталинское руководство...
Сталин и его клика держатся... не на доверии, сочувствии и поддержке масс, а на каком-то другой основании, с помощью каких-то других рычагов. Каковы эти рычаги?.. Режим невиданного террора и колоссального шпионажа, осуществляемых посредством необычайно централизованного и вместе с тем разветвленного гигантского аппарата, сосредоточившего в своих руках все материальные ресурсы страны и поставившего в прямую зависимость от себя физическое существование десятков миллионов людей, вот главная основа диктатуры Сталина... Было бы непростительным ребячеством тешить себя иллюзиями, что эта клика, обманом и клеветой узурпировавшая права партии и рабочего класса, может их отдать обратно. ...Это тем более невозможно, что Сталин прекрасно понимает, что партия и рабочий класс не могут простить ему ужасающих преступлений перед пролетарской революцией и социализмом. При таком положении вещей у партии остается два выбора: или и дальше безропотно выносить издевательства над ленинизмом, террор и спокойно ожидать окончательной гибели пролетарской диктатуры, или силою устранить эту клику и спасти дело коммунизма».
- Выскажите свои соображения по поводу данной статьи. Возможно ли было отстранить Сталина от власти в то время?
Документ 7. А. Михник отмечал: «Сталин был детищем русского самодержавия и уничтожил его, но был еще и продуктом революционно-якобинского менталитета и предал его».
Попытайтесь раскрыть смысл утверждения видного польского публициста и общественного деятеля.
Согласились ли бы вы со следующей мыслью А. Михника: «Если оценивать Сталина как творца советской империи, то, конечно, здесь он преуспел больше, чем Иван Грозный, Петр I и Екатерина II, вместе взятые».
Обоснуйте свою точку зрения.
Документ 8.
Известный кинорежиссер А. Довженко писал в своем дневнике: «Мы единственная на свете страна построенного социализма, в которой слово «интеллигент» звучало... как пренебрежительное слово. У нас было заведено понятие «гнилой интеллигент». А между тем интеллигент никогда не был у нас гнилым. Напротив, он был пламенным, чистым, передовым. Гнилой у нас была не интеллигенция, а мещанство. Оно осталось гнилым и нестерпимо смрадным и сейчас, невзирая на высокие государственные посты, которые оно позанимало...» Как вам представляется, чем объяснить то, что репрессии 20-30-х годов в значительной степени были направлены против интеллигенции?
Документ 9. Изучите нижеприведенные документы: «Москва, ЦК ВКП (б), тов. Сталину.
Работа тройки закончена, в пределах лимитов по области репрессировано, осуждено 9600 кулацкого, эсеровского, повстанческого, других антисоветских элементов. Дополнительно вскрываются кулацко-белогвардейские элементы, проводящие подрывную работу, всего по области учтено до 9 тысяч кулацкого и антисоветского элемента. Обком просит установления дополнительного лимита первой категории 3 тысячи, второй категории 2 тысячи, продлить срок операции до 20 марта. Секретарь обкома ВКП(б) Ю.Каганович» (4 февраля 1938 г.).
«Секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий, наркому внутренних дел, начальникам УНКВД.
ЦК ВКП стало известно, что секретари обкомов крайкомов, проверяя работников УНКВД, ставят им в вину применение физического воздействия к арестованным, как нечто преступное. ЦК ВКП разъясняет, что применение физического воздействия в практике НКВД было допущено с 1937 года с разрешения ЦК ВКП. При этом было указано, что физическое воздействие допускается как исключение и притом в отношении таких явных врагов народа, которые, используя гуманный метод допроса, нагло отказываются выдать заговорщиков, месяцами не дают показаний, стараются затормозить разоблачение оставшихся на воле заговорщиков, следовательно, продолжают борьбу с советской властью также и в тюрьме. Опыт показал, что такая установка дала свои результаты, намного ускорила дело разоблачения врагов народа. Правда, впоследствии на практике метод физического воздействия был загажен мерзавцами Заковским, Литвиным, Успенским и другими, ибо они превратили его из исключения в правило и стали применять его к случайно арестованным честным людям, за что они понесли заслуженную кару. Но этим нисколько не опорочивается самый метод, поскольку он правильно применяется на практике. Известно, что все буржуазные разведки применяют физическое воздействие в отношении представителей социалистического пролетариата, притом применяют его в самых безобразных формах. Спрашивается, почему социалистическая разведка должна быть более гуманна в отношении заядлых агентов буржуазии, заклятых врагов рабочего класса и колхозников. ЦК ВКП считает, что метод физического воздействия должен обязательно применяться и впредь в виде исключения в отношении явных и неразоружающихся врагов народа, совершенно правильный и целесообразный метод. ЦК ВКП требует от секретарей обкомов, крайкомов,
Документ 10. Историк Р. Медведев утверждал: «Я считаю, что к жертвам репрессий нельзя относить только тех, кто сидел в лагерях или погиб. В принципе жертвой репрессий был весь народ».
Поддерживаете ли вы данную позицию? В любом случае обоснуйте свое мнение.
Документ 11. Обратите внимание на маленькое примечание к истории одного из процессов 1937 г., посвященное А. Солженицыным восьмилетней девочке Зое Власовой: «Она любила отца взахлеб. Больше она не смогла учиться в школе (ее дразнили: «Твой папа вредитель!» Она вступала в драку: «Мой папа хороший»). Она прожила после суда всего один год (до того не болела), за этот год ни разу не засмеялась, ходила всегда с опущенной головой, и старухи предсказывали: «В землю глядит, умрет скоро». Она умерла от воспаления мозговой оболочки и при смерти все кричала: «Где мой папа? Дайте мне папу!» Когда мы подсчитываем миллионы погибших в лагерях, мы забываем умножить на два, на три...»
Еще в 30-е гг. Н. Бердяев писал: «Сталинизм, то есть коммунизм периода строительства, перерождается незаметно в своеобразный русский фашизм... Ленин не был еще диктатором в современном смысле слова. Сталин уже вождь, диктатор в современном, фашистском смысле».
Какова ваша точка зрения по данной проблеме?
Документ 12. Обратите внимание на следующую характеристику М. Вселенским гитлеровского и сталинского режимов: «В главном все было у немцев при Гитлере так же, как у нас при Сталине: гениальный вождь; его ближайшие соратники; монолитная единая партия; партийные бонзы вершители человеческих судеб; псевдопарламент; узаконенное неравенство; жесткая иерархия; свирепая политическая полиция; концентрационные лагеря; назойливая, лживая пропаганда; слежки и доносы; пытки и казни, напыщенная военщина; до духоты нагнетенный национализм; принудительная идеология; социалистические и антикапиталистические» лозунги... в общем, очень многое».
Философ и биолог А. Любищев утверждал: «Сталинизм это марксизм, выродившийся в аракчеевщину».
Разделяете ли вы данный тезис? Если да, то можете ли выделить факторы, обусловившие это вырождение.
несколькими ступенями выше и оторвались от масс. Так, после беспримерного напряжения сил, надежд и иллюзий наступил длительный период усталости, упадка и прямого разочарования в результатах переворота... Было бы наивностью думать, будто неведомый массам Сталин вышел внезапно из-за кулис во всеоружии законченного стратегического плана. Нет, прежде еще, чем он нащупал свою дорогу, бюрократия нащупала его самого. Сталин приносил ей все нужные гарантии: престиж старого большевика, крепкий характер, узкий кругозор и неразрывную связь с аппаратом как единственным источником собственного влияния. Успех, который на него обрушился, был на первых порах неожиданностью для него самого...
Академик А. Н. Яковлев писал: «Я часто думал и думаю о том, почему, каким злым волшебством случилось так, что над моей страной была вознесена личность, вроде бы заметно уступавшая соперникам из большевистской верхушки, той, что позднее стала именоваться ленинской гвардией и была вся целиком пущена Сталиным под нож. Простого ответа не нахожу. Коварство, беспредельная жестокость, сильная воля, расчетливый политический ум все это очевидно, но не объясняет его кровавого преуспевания в течение столь долгого времени».
Какие факторы необходимо учитывать, с вашей точки зрения, чтобы правильно ответить на данный вопрос?
Документ 13. Размышляя над поставленной проблемой, обратите внимание на следующие рассуждения А. Яковлева: «Как ни горько это сознавать, Сталин не чужеродное детище нашей трагической истории. Он прямой наследник тех великодержавных тиранов, которые время от времени возникали на российском троне, лепили и уродовали страну по своим прихотям. Сталин гнездился в наших генах, его родословная идет от насаждения властями рабской покорности подданных, от удушения любого вольномыслия, насаждения лакейства мысли, вечного неприятия верхами Гражданина, Гражданских чувств, Гражданского сознания».
Философ А. Ципко писал о Сталине следующее: «Всевластие революции, ни за что ни про что доставшееся ему, окончательно его развратило. Но во всем, что он делал, был протест против всего человеческого. Что обозлило его? Может быть, так выразился бунт посредственности, решившей отомстить за все свои нули».
А как думаете вы? Согласны ли с таким подходом к личности Сталина?
Документ 14. Характеризуя Гитлера, писатель Т. Манн считал необходимым «проследить, как складываются обстоятельства, при которых затаенная обида, гноящаяся где-то глубоко, мстительность никчемного, невыносимого, не единожды терпевшего поражение человека, патологически не способного ни к какой работе, хронического обитателя ночлежек и отвергнутого, безнадежно обойденного жизнью третьесортного художника, соединяются с чувством неполноценности... побежденного народа, не умеющего сделать правильные выводы из своего поражения и только и думающего о восстановлении своей чести; как он, никогда ничему не учившийся и не желавший учиться из какой-то неясной, но упрямой заносчивости, не владеющий никакими навыками и немощный физически, не умеющий ничего из того, что умеют делать мужчины... Каким образом он сумел воспитать в себе одно именно то, что требуется для этого соединения: самое низкосортное, но зато действующее на массы красноречие... которым он бередит раны народа, заставляет его растрогаться с помощью разглагольствований о его оскорбленном величии, одурманивает его посулами и превращает уязвленное национальное чувство в средство продвижения к собственному величию, восхождению к сказочным высотам, неограниченной власти».
Если же говорить о злом гении нашего народа, то, видимо, многие из вышеперечисленных обстоятельств неприменимы к взлету Сталина к вершинам власти.
Какие, с вашей точки зрения? В то же время ряд из них, надо полагать, имел место и в данном случае. Постарайтесь выделить их. Кстати, насчет гения... Обычно, употребляя это понятие, имеют в виду нечто позитивное. Правомерно ли говорить о злом гении?
Документ 14. В 1936 1937 гг. прошли громкие открытые процессы над видными деятелями партии и государства: Каменевым, Зиновьевым, Пятаковым, Сокольниковым, Бухариным, Рыковым, многими другими яркими личностями. Все они (за исключением Крестинского) признавали свою вину. Обвинители и подсудимые будто играли роли в одном и том же дьявольском спектакле. Что же вынудило этих людей соглашаться с предъявленными им чудовищными обвинениями, мало походящими на правду, а иногда и абсолютно несостоятельными? Что же стояло за этим? Пытки? Нечто, не поддающееся логике? Во всяком случае, А. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» объяснил это таким образом: «Оставался уже нетрудный диалог с Вышинским по схеме:
Верно ли, что всякая оппозиция против партии есть
борьба против партии?
Вообще да. Фактически да.
Но борьба против партии не может не перерасти в войну против партии?
По логике вещей да.
Значит, с убеждениями оппозиции в конце концов могли бы быть совершены любые мерзости против партии (убийства, шпионства, распродажа родины)?
Но, позвольте, они не были совершены.
Но могли бы?
Ну, теоретически говоря...
Но высшими-то интересами для вас остаются интересы партии?
Да, конечно, конечно!
Так вот, осталось совсем небольшое расхождение... Надо в интересах посрамления всякой впредь оппозиционной идеи признать за совершенное то, что только могло теоретически совершиться... Надо возможное признать действительным, только и всего. Небольшой философский переход. Договорились!.. Да, еще!.. Ну не вам объяснять: если вы теперь на суде отступите и скажете что-нибудь иначе вы понимаете, что вы только сыграете на руку мировой буржуазии и только повредите партии. Ну и, разумеется, вы сами тогда нелегкой умрете смертью. А все сойдет хорошо
мы, конечно, оставим вас жить: тайно отправим на остров... Там вы будете работать над экономикой социализма.
Но в прошлых процессах вы, кажется, расстреляли?
Ну, что вы сравниваете они и вы! И потом, мы многих оставили, это только по газетам.
Так, может, уж такой пустой загадки и нет? Все та же непобедимая мелодия, через столько уже процессов... Ведь мы же с вами коммунисты! И как же вы могли склониться выступить против нас! Покайтесь! Ведь вы и мы вместе это мы! Медленно зреет в обществе историческое понимание... А когда созреет такое простое. Ни в 1922, ни в 1924, ни в 1937 еще не могли подсудимые так укрепиться в точке зрения, чтобы на эту завораживающую... мелодию крикнуть с поднятой головой: «Нет, с вами мы не революционеры!.. Нет, с вами мы не русские!.. Нет, с вами мы не коммунисты!»
Документ15. В постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» 30 января 1930 г., в частности, говорилось: «...принять в отношении кулаков следующие меры: а) первая категория контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии; б) вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края в отдаленные районы края; в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых, отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках». Это постановление было секретным. Объясните почему. Обсудите в классе, почему в конце 20-х начале 30-х гг., по словам известного писателя А. Солженицына, неудержимо шло раздувание хлесткого термина «кулак».
Документ 16. В дневнике писателя К. Чуковского есть такая запись (октябрь 1932 г.): «Вчера парикмахер, брея меня, рассказал, что он бежал с Украины, оставил там дочь и жену. И вдруг истерично: «У нас там истребление человечества! Ис-треб-ле-ние человечества. Я знаю, я думаю, что вы служите в ГПУ (!), но мне все равно: там идет истреб-ление человечества. Ничего, и здесь то же самое будет. И я буду рад, так вам и надо!» Что вам известно о голоде начала 30-х гг.? Напишите короткое эссе (сочинение-размышление) на тему «Голод и коллективизация: рукотворная трагедия?», используя дневниковую запись Чуковского.
Документ 17. Письмо академика И.П.Павлова?
наркому здравоохранения
Г.Н.Каминскому
От 10 октября 1934 г.
Глубокоуважаемый Григорий Наумович! Примите мою сердечную благодарность за Ваш чрезвычайно теплый привет по случаю моего 85-летия. К сожалению, я чувствую себя по отношению к нашей революции почти прямо противоположно Вам. В Вас, увлеченного некоторыми, действительно огромными положительными достижениями ее, она «вселяет бодрость чудесным движением вперед нашей Родины», меня она, наоборот, очень тревожит, наполняет сомнениями.
Думаете ли Вы достаточно о том, что многолетний террор и безудержное своеволие власти превращает нашу и „без того довольно азиатскую натуру в позорно-рабскую?.. А много ли можно сделать хорошего с рабами? Пирамиды? Да; но не общее истинное человеческое счастье. Останавливаете ли Вы Ваше внимание достаточно на том, что недоедание и повторяющееся голодание в массе населения с их непременными спутниками повсеместными эпидемиями подрывают силы народа? В физическом здоровье нации, в этом первом и непременном условии, прочный фундамент государства, а не только в бесчисленных фабриках, учебных и ученых заведениях и т.д., которые, конечно, нужны, но при строгой разборчивости и надлежащей государственной последовательности.
Прошу простить, если я этим прибавлением сделал неприятным Вам мое благодарственное письмо. Написал искренне, что переживаю.
Преданный Вам Ив. ПАВЛОВ.
- На какие тревожные явления обращает внимание И.П.Павлов в письме наркому? Оправдались ли опасения ученого? В чем выразилась трагедия молодого поколения 1930-х гг.?
Тест № 1
1. В 1930 г. завершилась административная реформа. В чем заключалась ее суть:
а) волости преобразовывались в районы, губернии и уезды в области и округа, прошла массовая чистка аппарата;
б) административно-территориальное деление страны было приведено в соответствие со структурой партийных органов;
в) были созданы Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) и его рабочие органы на местах?
2. Назовите причину победы сталинизма в СССР на рубеже 19201930-х гг.: а) отсутствие свободы слова в стране; б) отсутствие развитых форм частной собственности;
в) наличие значительного слоя бюрократии;
г) все названные причины.
3. Укажите период великого голода, спровоцированного политикой коммунистов на Украине и в некоторых районах России:
а) 1929-1930 гг.;
б) 1938-1939 гг.;
в) 1932-1933 гг.
4. Почему в 1934 г. в Ленинграде по прямому указанию И.В.Сталина был убит секретарь городской партийной организации С.М.Киров:
а) он практически выдвинулся на вторую роль в партии, и генеральный секретарь считал его опасным политическим соперником;
б) С.М.Киров возглавил политический заговор против И.В.Сталина;
в) С.М.Киров открыто выступил против сталинской диктатуры?
5. Сколько из 57 командиров корпусов Красной Армии было репрессировано в 1937г.:
а) 50;
6)12;
в) 30;
г) все?
6. Когда был подписан договор о ненападении между Россией и Германией:
а) в августе 1939 г.;
б) в марте 1940 г.;
в) в июле 1941 г.?
7. Когда произошло военное столкновение СССР и Японии в районе озера Хасан:
а) в сентябре 1940 г.;
б) в августе 1939 г.;
в) в июле 1938 г.?
Тест № 2
1. Для какой категории населения СССР были введены паспорта в начале 1930-х гг.:
а) только для жителей городов;
б) только для рабочих крупных промышленных предприятий;
в) только для колхозников?
2. Почему И.В.Сталин и его сторонники приступили к свертыванию политики нэпа в 1928 г.:
а) экономические принципы нэпа не соответствовали принципам директивного государственного управления, прочно утвердившимся к концу 1920-х гг.;
б) нэп не оправдал себя экономически;
в) к изменению курса вынудила международная обстановка?
3. Какой регион страны лидировал в проведении сплошной коллективизации в начале 1930-х гг.:
а) Верхневолжский;
б) Нижневолжский;
в) Средневолжский?
4. В конце 1920-х гг. на душу населения в СССР приходилось 2530 кг мяса и около 470 кг зерна в год. Каковы были эти показатели в конце 1930-х гг.:
а) они не изменились;
б) 50 и 550 кг соответственно;
в) 20 и 430 кг?
5. С какой целью руководством СССР в 1930-х гг. были сфальсифицированы судебные процессы над «врагами народа»:
а) сталинское руководство стремилось переложить ответственность за провалы в экономике на происки классового врага;
б) сталинское руководство стремилось спасти страну от шпионов и диверсантов;
в) сталинское руководство стремилось предотвратить гражданскую войну в стране?
6. Какая страна в 1930 г. приняла решение об ограничении ввоза советских товаров:
а) Чехословакия;
б) Венгрия; г) Польша?
7. Когда министр иностранных дел Германии И.Риббентроп приехал в Москву на переговоры с советским правительством:
а) 15 мая 1939 г.;
б) 20 июня 1939г.;
в) 23 августа 1939 г.?
Список рекомендуемой литературы:
Хрестоматия по истории СССР 1900 конец 1930-х гг. пособие для учителя, М.: «Просвещение» 1988 г.
Хрестоматия по истории СССР. Учебное пособие для педагогических институтов 1917-1945 гг. под. ред. Э.М. Щагина.
«История России XX - нач. XXI в.» 11 класс А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, М.: «Просвещение» 2004 г.
«История Отечества XX - нач. XXI в. 9 класс» Л.Н. Жаров, И. А. Мишин, М.:«Центр гуманитарного образования» 2005 г.
«Урок дает история» Афанасьев, Смирнов, М.: «Политиздание» 1989 г.
«Тоталитаризм и независимая культура» Вопросы философии. 1991 г. - А. Р. Якимович.
«В круге первом» А.И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ», М., Издательство «Художественная литература» 1990 г.
15