Конспект урока по химии Химические свойства металлов. Ряд активности


Тема урока. «Химические свойства металлов. Ряд активности».
Дата проведения: 17.03.2017г
Тип урока – урок изучения нового материала
Технология урока: Комбинированный.
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.
Задачи урока:
​  развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
​  развивать логическое мышление, умение анализировать увиденное;
​  закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
​  сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
​  Развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.
Метод: словесный с применением наглядности, и с использованием мультимедийного проектора и компьютера.
Оборудование: Оборудование и реактивы: на столах учащихся: раствор соляной кислоты (НCl), CuSO4 (раствор), металлы: цинк, медь, железо ( железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива.
На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка, порошок магния.План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Подготовка к восприятию новых знаний (1-2 мин.)
Проверка опорных знаний (5-7мин.)
Изучение нового материала (25-30 мин.)
Закрепление изученного материала -(5-7 мин.)
Организованный конец урока (1 мин.).
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Орг. момент (1 мин.)
Учитель оценивает готовность учащихся к работе.
Приветствие учителя Учитель здоровается с учащимися и предлагает им сесть.
Учащиеся стоя приветствуют учителя.
II. Подготовка к восприятию новых знаний (1-2 мин.) Сообщение темы урока. Слайд №2
Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число, в центре листа “Классная работа” и тему урока
Учащиеся открывают тетради и записывают в центре листа: Классная работа, Тему урока, на полях ставят сегодняшнюю дату.
111Проверка опорных знаний (10 мин.).
- Вопросы классу:
1)​ По каким свойствам мы узнаём простые вещества металлы. Слайд №2
2)​ Где находятся в ПСХЭ химические элементы металлы.
3)​ Является ли деление элементов на металлы и неметаллы условным?
Почему?
2. Программированный опрос
(учащимся предлагается тест из 5 вопросов (2 варианта)).
В тесте выделены ответы – верные и неверные. Приём пед. техники «Лови ошибку».
Учащиеся записывают номера ответов в тетрадях.
Приём пед. техники « Самопроверка».слайд №3
Объявление результатов: 5 правильных ответов – «5»
4 правильных ответа – «4»
3 правильных ответа – «3»
Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют тест, выполняют самопроверку
III. Основная часть. (25 .- 30 мин.)
Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.
Учитель: Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение.
Примечание: результат работы учащихся – конспект, включающий схему-опору по определённым свойствам металлов и уравнения реакций в качестве примера.
1. Металлы – восстановители. Слайд №4
Как же ведут себя простые вещества металлы при взаимодействии с неметаллами?
Демонстрационный опыт (учитель): горение Mg в кислороде.
Вопрос: Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?
( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)
Ученик у доски: Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде,
определяет окислитель и восстановитель.
2.Металлы и неметаллы слайд №5
Вопрос: Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью на слайдах).
слайд №6 ( видеоклип). Горение алюминия в броме.
Обсуждение: Приём пед. техники: «Представьте, что»… этот опыт проводится на вашем столе …» .Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия алюминия с бромом Фиксирует признаков химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.
3. Металлы и вода. слайд №7
Приём пед. техники : «Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы часто слышим в сказках: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».
слайд №8 Опыт: «Активные металлы и вода».(видеоклип)
Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.
Составление уравнений взаимодействия с водой калия и лития (самостоятельно, в тетрадях. Проверяем устно.
Анализируем процессы: Zn + H2O → ; Fe + H2O ; Au + H2O →;
4. Металлы и кислоты.
В тетради записывают опору. слайд №9
Опыт выполняют учащиеся:
1 вариант - Zn + HCl | Инструктаж
2 вариант - Cu + HCl | по ТБ.
Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения
Zn + HCl → ZnCl2 + H2
Cu + HCl → не идёт
слайд №10(1,2) (видеоклип), слайд №11. (видеоклип)
Fe + HNO3 (разб.) → Fe(NO3)3 + H2O + NO
Fe + HNO3 (конц.) → не идёт
Hg + HNO3 (конц.) → Hg(NO3)2 + NO2 + H2O
5. Металлы и соли. слайд №12(видеоклип)
Учащиеся записывают: опору; уравнения реакций; наблюдения.
Металл + Соль → Нов.Металл + Нов. Соль
Опыт выполняют учащиеся: CuSO4 + Fe. Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Уравнения: CuSO4 + Fe → FeSO4 + CuKCl + Na → (из учебника).
Анализируем увиденноеСтавят цель урока.
Записывают опорный конспект со схемами. Составляют уравнения и определяют ОВР. Учащиеся дают ответы на вопросы и обсуждают вопросы.Проводят анализ
Закрепление материала (2-3мин.)
Просмотр слайдов
IV. Вывод по уроку: (2-3 мин.) слайд №12 Вопрос: исходя из химических свойств металлов можете ли вы сказать, какое практическое применение они находят.
Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.
Рефлексия. Еще раз прочитайте цель урока
Приём педагогической техники «Самооценка».
Оцените свою работу и ответьте на следующие вопросы. Достигли ли мы цели урока? В какой степени? Что вы узнали для себя нового? (опрос каждого ученика). Что делали на уроке? Что мне понравилось?
Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал.
Учащиеся оценивают свою работу.
V. Домашнее задание (1мин.) Слайд №14 § 36, Упр. № 2. (для всех). Наиболее активным учащимся предлагается работа по составлению кроссворда на тему: « Металлы и сплавы .Способы получения металлов.» Учащиеся записывают домашнее задание.
Список используемой литературы
Химия 8 класс О.С.Габриелян издательство Дрофа, Москва-2007г.
Поурочные разработки по химии к учебнику Химия 8 класс О.С. Габриелян издательство Дрофа, Москва «Вако»-2007г.
Контрольно-измерительные материалы по химии 8 класс Н.П. ТроегубоваЗадачник по химии 8 класс Н.Е. Кузнецова
Современные открытые уроки химии 8-9 классы Е.П. Сгибнева