Технологическая карта урока истории по теме СССР 1953-1964


Технологическая карта урока истории
(игровая технология)
Тема: «СССР в 1953 – 1964 гг.».
1 курс
Оборудование: документы, таблички с надписями приглашенных участников конференции и представителей прессы, высказывания на доске,
Опережающее задание: заранее составляется программа урока и задание
Урок постановки проблем и их решения
Урок первый.
Этап
урока Цели, задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Система ожидаемых умений
I.
Организацион-ный момент, актуализация, мотивация урока.
(5 минут) Актуализация знаний учащихся по теме:
«СССР в 1953 – 1964 гг.».
Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях Урок проходит в виде пресс-конференции. Организационный момент: класс разбивается на группы. Присутствуют:
Никита Сергеевич Хрущев – глава государства.
Лидия Ивановна Семенова – жительница города Кирова.
Маленков Георгий Максимилианович, партийный и государственный деятель
Михайлов Николай Александрович, министр культуры СССР 1955 – 1960.
А. Алексеев посол СССР на Кубе
Малиновский Родион Яковлевич, министр обороны СССР 1957 – 1967
А также – представители прессы, корреспонденты газет и журналов.
«Комсомольская правда»
«Литературная газета»
«Известия»
«Правда»
Представитель зарубежной прессы.
Вступительное слово:
- читает эпиграф,
- демонстрирует фоторяд (см. слайд 2),
Организует выступления представителей от каждой группы прессы, которые задают свои вопросы о хрущевском времени.
Правление Н. С. Хрущева имело весьма противоречивый характер. - Рассаживаются по группам.
- Формируют «корзины идей»: которые ассоциируются с историческим периодом Хрущевского десятилетия.
- Умение координировать свои действия для работы в группе.
- Знание фактического материала.
- Умение выступать на публику.
II. Постановка проблемы Создание проблемной ситуации
Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач - Организует учащихся на постановку проблемы: представляет различные точки зрения, различные документальные источники о Хрущеве Н. С. и его политике.
- зачитывает мнения политиков о Хрущеве Н. С.:
«Хрущев, несомненно был человеком мира, несомненно выражал мирные устремления нашего народа, но его о анализ обстановки, неся черты сталинского догматизма, не отличался точностью, преувеличивал агрессивность другой стороны, а избранные им средства отталкивали США и другие западные державы и поэтому скорее отдаляли, чем приближали, достижение мирных целей». (С. Кондратов (журналист-международник газеты «Известия»).- «В лице Никиты Хрущева – коммуниста самого отчаянного толка – я встретился с коммунизмом в действии, а не только в теории…»
Р. Никсон
- Формулирует проблему: «Стало ли хрущевское десятилетие временем относительной либерализации жизни советских граждан и экономического развития страны?» - Знакомятся с представленными точками зрения.
- Высказывают свое отношение. Идет совместная формулировка проблемы.
- Формирование критического мышления.
- Умение выступать на публику, формулировать свои выводы, видение эпохи.
III. Осмысление нового материала
Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное.
Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления. Организует групп. В работе используются следующие документы
А) Из речи Председателя Совета министров СССР Г. М. Маленкова на сессии Верховного совета СССР (8.08.1953 г.),
Б) Из доклада Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС (1956 г.),
В) Из постановления пленума ЦК КПСС 10—18 января 1961 г.
Г) Из выступления в Новочеркасске 3 июня 1962 г. Члена Президиума ЦК КПСС, секретаря ЦК Ф. Р. Козлова.
Д) Из выступления в Новочеркасске 3 июня 1962 г. Члена Президиума ЦК КПСС, секретаря ЦК Ф. Р. Козлова.
Е) Из программы КПСС, принятой XXII съездом партии
Ж) Из воспоминаний К. Ф. Катушева, работавшего в 50-е гг. секретарем парткома Горьковского автомобильного завода.
Подводит итог данного этапа урока:
выписывает на доске ключевые термины. - Изучают тексты документов.
Задают вопросы
Г.М и Н.С каково ваше видение развития экономики СССР?
Н.С. какой путь развития хозяйства в СССР видите Вы
Как планируется решить продовольственную проблему?
Н.С. в чем Вы видите причины культаличности?
Н. С. какие меры Вы предлагаете дляпреодоления культа личности?
Н.С. на каких принципах должна основываться советская внешняя политика?
Н.С. как Вы видите отношения СССР и других социалистических государств?
Н.С. дайте оценку отношениям СССР с Китаем.
Н.С. что такое по Вашему мнению коммунизм?
Н.С. Недавно Вы побывали в США. Какие у вас впечатления о поездке и какие новые планы?
Господин Алексеев, какие последствия размещения Советских ракет на Кубе Вы видите?
Р.Я. как Вы оцениваете
Н.С. может ли, на Ваш взгляд, партия, какчасть народа, всецело определять направлениеразвития культуры?
Н.А. дайте оценку ситуации вокруг Нобелевского лауреата Пастернака.
Л.И. как Вы оцениваете материальное положение советского народа? Какие настроения существуют в народе.
- Проводить поиск необходимой информации
- соотносить единичные факты и общие явления;
- объяснять смысл и значение исторических понятий;
- объяснят, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности Н. С. Хрущева.
IV. Закрепление - Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач.
-Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов.
Организует работу в составе групп с визуальным рядом.
Обобщает оценки, данные по правлению Н. С. Хрущева. - Проводят корреляцию двух снимков, объясняют смысл и значение событий, представленных на фотографиях, дают свою оценку.
- Развивать умения творческого подхода к решению практических задач, технологическое (абстрактное, логическое, творческое) мышление
V.Рефлексия Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
- Организует работу учащихся по составлению синквейна.
- Организует выступление учащихся.
- На доске записывает один из наиболее удачных вариантов синквейна.
- Предлагает учащимся записать на доске 10К, ассоциирующихся с правлением Хрущева.
- Предлагает ответить на вопрос «С какими их этих понятий связаны вопросы внешней политики?» - Составляют синквейны.
- Выступают представители от групп.
Кукуруза
Космос
Куба
Карибский кризис
Культ
Китай
Крым
Кеннеди
«Кузькина мать»
Культура
Выбирают понятия из перечня:
Кукуруза, Куба, Карибский кризис, Китай, Кеннеди, «Кузькина мать». - Развивать внимательность, наблюдательность и умения выделять главное в оценке различных процессов, явлений и фактов.
- выступать в аудитории, презентовать результат своей работы.
2-ой урок
Этап
урока Цели, задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Система ожидаемых умений
I.
Мотивация урока.
(5 минут) Актуализация знаний учащихся по теме:
«Международное положение и внешняя политика СССР в период 1953 по 1965 гг.».
Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях - Читает эпиграф: «Я не знаю, каким будет оружие III Мировой войны, но я знаю, каким будет оружие IV Мировой – им будет каменный топор» А. Эйнштейн.
- Организует работу учащихся с текстом документа «Отчетным докладом», прозвучавшим на XX съезде ЦК КПСС.
- Организует выступления представителей от каждой группы, которые представляют свои выступления по прочитанному документу.
- Обобщает информацию, прозвучавшую в выступлениях учащихся:
«В отчётном докладе ЦК КПСС и в решениях съезда были обоснованы важные теоретические вопросы современности. Подтвержден и развит ленинский принцип о возможности мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Съезд указал, что мирное сосуществование государств с различными общественными системами не означает сглаживания классовых противоречий между социализмом и капитализмом, классовой борьбы между ними, не исключает, а предполагает борьбу двух идеологий: коммунистической и буржуазной».
А так же сформулированы пять основных принципов международных отношений. - Внимательно слушают учителя.
- Знакомятся с отчетным докладом.
- Выделяют и формулируют основные идеи, отраженные в документе.
- Начинают заполнение первой координаты логико-смысловой схемы К1 «XX съезд»:
Мирное сосуществование.
Взаимное уважение.
Ненападение.
Невмешательство во внутренние дела.
Развитие межгосударственных отношений.
Экономическое сотрудничество.
- Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации.
- Умение выделять главное и характерное.
- Овладение необходимыми навыками самостоятельной и групповой учебной деятельности.
II. Постановка проблемы Создание проблемной ситуации
Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач - Организует учащихся на постановку проблемы:
А) знакомит с тезисом из программы КПСС 1961 г.
«Мирное сосуществование служит основой мирного соревнования между социализмом и капитализмом в международном масштабе и является специфической формой классовой борьбы между ними».
Б) и в доказательство и подтверждение тезиса читает стихотворение Игоря Рассихина:
Седьмого ноября в Москве парад,
Эффектны войск могучие колонны,
А в Будапеште – настоящий ад!
Здесь истекают кровью батальоны.
- Формулирует проблему: «Вступил ли СССР на путь мировой интеграции?»
Учащиеся знакомятся со стихотворением, слушают учителя.
- Ставят вопрос: «В чем противоречие внешнеполитического курса СССР?»
- Умение слушать, сопоставлять, анализировать.
- Формирование критического мышления.
III. Осмысление нового материала
Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное и характерное.
Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления. Организует работу групп с историческими источниками:
- учебники Левандовский Л. А. «История России, XX век», Алексашкина А. А. «Новейшая история».
- Организует выступление групп.
- Изучают тексты учебников, документов.
- Члены групп делают записи на своих осях логико-смысловой схеме:
К2: «СССР и соцлагерь»,
К3: «СССР и капиталистические страны»,
К5: «Берлинский вопрос»,
К7: «США и СССР».
- Выступают представители от групп: оформляют на доске записи по теме. - Проводить поиск необходимой информации,
- Преобразование информации графическим способом;
- Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты решений, принимаемых во внешней политике.
IV. Закрепление -Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов.
- Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Организует беседу с учащимися:
Сравните внешнеполитический путь И.В. Сталина после окончания Второй мировой войны и международную политику, проводимую Н.С.Хрущевым. Какие новые черты этой политики можно отметить?
Какие события мировой политики показали необходимость решения внешнеполитических проблем мирным путем, недопущения новой мировой войны?
Выскажите свое мнение о событиях внешней политики 1953 – 1964 годов.
В чем же противоречивость внешней политики, проводимой в период правления Н. С. Хрущева?
Вступил ли СССР встал на путь мировой интеграции?
-Делает вывод по теме:
«Укреплению мира способствовало заключение в Москве 5 августа 1963 г. Договора между СССР , США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой, а так же соглашение о нераспространении ядерного оружия (1964 г.).
В целом СССР удалось достичь снижения накала «Холодной войны» и упрочить свое положение одной из двух мировых сверхдержав».
«В оценке хрущевского периода существуют различные точки зрения.
Некоторые историки концентрируют внимание на позитивных оценках, но эта группа исследователей критикует Хрущева Н. С. За непоследовательность, противоречивость, быстрый отход от своих же позиций.
Другая, большая часть историков резко осуждает Хрущева за его действия, обвиняя его в подрыве позиций СССР на мировой арене, в расшатывании советского общества. Среди подобных взглядов существуют и те, кто связывают деятельность Хрущева с последовавшим на рубеже 80—90 х гг. крахом советского режима и распадом СССР.
Третья группа исследователей придерживается более сбалансированных оценок, отмечая его значение для отхода от «ортодоксального социализма» и в то же время крайнюю непоследовательность и довольно быстрое сворачивание начавшихся реформ». - Отвечают на вопросы учителя. - Развивать умения для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
V.Рефлексия - Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля. - Раздает тесты по теме. - Решают тестовые задания. - Развивать умения обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
VI. Домашнее задание. - Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности Записывает на доске домашнее задание:
- заполнить координаты на логико-смысловой схеме
К4 «СССР и Китай»
К6: «СССР и страны третьего мира»;
- § 27, 28 учебник О. В. Волобуев, С. В. Кулешов История России, 11 класс, М. – Мнемозина.
- записывают домашнее задание. - Овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
VI. Итог урока Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником. Заключительное слово учителя:
«Хрущёв был не тот человек, который позволил бы кому-либо формировать за него внешнюю политику. Внешнеполитические идеи и инициативы били из Хрущёва ключом. „Доводить до ума“, обрабатывать, обосновывать и оформлять должен был министр со своим аппаратом» (А. М. Александров-Агентов).
Жорес Медведев, Рой Медведев«Никита Хрущев. Годы у власти»:
Влияние Америки и других западных стран на реформаторство Хрущева
Именно промышленные и сельскохозяйственные достижения США в значительной степени определяли желание Хрущева улучшить отношения между СССР и США и окончить холодную войну. Политика «мирного соревнования», выдвинутая Хрущевым, была его главным внешнеполитическим достижением, а демократические преобразования – прежде всего реабилитация жертв сталинского террора, – создавали в США и в других странах атмосферу доверия и заставляли поверить в искренность Хрущева и его попыток наладить отношения. Достигнутый в этом направлении прогресс, несмотря на многие периодические обострения, является главной заслугой Хрущева перед всем человечеством, заслугой, которая перевешивает многие его просчеты и недостатки. - Осмысление, обобщение полученной информации.