Исследовательская работа О политизации частушки в переломные годы России

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубровская средняя школа»
Всеволжского района Ленинградской области






« Ай, да славный, красный Питер!»

( О политизации частушки в переломные годы России)






Автор:
Дмитриева Ирина
Александровна

учащаяся 7 б класса
МОУ «Дубровская СОШ»
Всеволжского района
Ленинградской области


научный руководитель:
Васильева Татьяна Анатольевна
учитель русского
языка и литературы






2015 г.

Содержание:
I.Вступление:

Частушка как жанр словесно-музыкального народного творчества.
1.Происхождение частушки
2.Структура частушки
3. Частушка - это не просто эмоция и отклик, но еще и акт познания, позволяющий хоть немного приблизиться к тайне личности, а также к сущности жизненных явлений.
II.Главная часть:

Фольклор периода Октябрьской революции и гражданской войны.
1.Возникновение частушек общественного содержания как отклик на события дня.
2.Высокая художественность частушек(использование изобразительно-выразительных средств языка( метафора, метонимия, гипербола)
3.Выход за пределы традиций ( на примере подборки частушек первой мировой войны:
1914-1918 )
3. «Ай, да славный красный Питер!»
а) о создании временного правительства
б) о вождях
в) о большевиках
г) о праздновании Октября
д) о бедствиях народа
е) модель «Ленин Троцкому сказал» или , наоборот,- была очень продуктивной:
ж) о вере в Бога
4.Совмещение нескольких тем в частушке.
5.Частушка во многом еще остается и традиционной
6.Любовная тема в 20-ые годы.
7. Роль женщины в обществе, проблема воспитания детей и другие бытовые вопросы.


III. Вывод:

1.Придание частушке нового идеологического значения.
2.Закономерности сохранения или преодоления традиций
3.Частушка-жанр основного советского фольклора.





Целью исследования было:
обозначить роль частушки в 20-ые годы как отклик на события.

Задачи исследования:
1 проследить роль народного фольклора в литературе;
2. проанализировать тексты частушек , как менялись симпатии и антипатии улицы от месяца к месяцу; услышать , понять город, голос улицы в переломные годы истории;
3. исследовать некие закономерности сохранения или преодоления традиций, унаследованных частушкой от лирической песни ;
4.доказать, что частушка - это не просто эмоция, но еще и акт познания, позволяющий хоть немного приблизиться к тайне личности, а также к сущности жизненных явлений.;

















Частушка, жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 в.; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине XX в. Каждая частушка - это высказывание отдельной личности, ее отклик на явления действительности. Так как действительность бесконечна, то и назвать конечное число откликов на нее не представляется возможным. Но продолжительность жизни частушек различна: одни из них, только родившись, как бабочки-однодневки, почти сразу забываются, умирают; другие же, напротив, отличаются долговечностью и прочно оседают в памяти.. Частушка - это творение личное, индивидуальное, но в то же время в ней проглядывает общее, типичное и даже, если угодно, общечеловеческое.
Частушка - это не просто эмоция и отклик, но еще и акт познания, позволяющий хоть немного приблизиться к тайне личности, а также к сущности жизненных явлений.
Начиная свое исследование частушек я постоянно имела в виду то положение, которое сформулировал отец Павел Флоренский для исследователей этого жанра. Он писал, что перед ними «ставится задача понять процессы народной жизни из самой жизни... Прочесть жизненное явление в контексте жизни не из общих положений науки, которые и сами нуждаются в проверке, и не в свете субъективных толкований, а из самой жизни....»
Однако уже в дооктябрьский период возникают частушки общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка. обычно рождается как поэтическая импровизация. Стих частушек хореический, рифмовка перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой частушек являются короткие одночастные, реже двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность народного творчества в жанре Ч. несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных Ч. возникла литературная Ч. (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.); многочисленные Ч. создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, Ч. появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках СССР.
В своем исследовании я использовала частушки ,изученные мной на уроках внеклассного чтения, но также обратилась и к частушкам из классических сборников Зеленина Д.К. «Песни деревенской молодежи», «Сборник деревенских частушек»Симакова В.И., сборник «Частушки в записях советского времени» под ред. Власовой З.И. и Горелова А.А., сборники частушек под ред. Селиванова В.М., под ред. Селиванова Ф.М.
И среди них мне особенно бы хотелось отметить частушки в записях советского времени ;собрание частушек А. Е. Недвига «Ты, Германия и Англия, давайте делать мир!»
Всех их объединяет общая закономерность, выраженная в показе роли частушки как не просто эмоции, но еще и акта познания, позволяющего хоть немного приблизиться к тайне личности, а также к сущности жизненных явлений
По роли своей в народном быту, по своему жанровому типу частушка родственна поговорке, афоризму, пословице, то есть в ней содержится народная мудрость.
Большинство исследователей считают, что частушка генетически связана с лирической песней, и, как следствие, вобрала в себя ее традиции, однако во многом их переосмыслила, трансформировала, в чем можно убедиться на примере исследования
И цель моей работы состоит в том, чтобы
-проследить роль народного фольклора в литературе;
-услышать , понять город, голос улицы в переломные годы истории;
-проследить на текстах частушек , как
менялись симпатии и антипатии улицы от месяца к месяцу
-исследовать некие закономерности сохранения или преодоления традиций, унаследованных частушкой от лирической песни
- показать, что частушка - это не просто эмоция, но еще и акт познания, позволяющий хоть немного приблизиться к тайне личности, а также к сущности жизненных явлений.
- обозначить роль частушки в 20-ые годы как отклик на события
Вообще, частушка как вид творчества не очень свойственна даже русскому фольклору . Она получила популярность лишь в 60-е годы XIX века, явившись своеобразным вариантом городского романса. После 1917 года частушки появляются на страницах революционных газет и журналов. Большинство из них “являлись пропагандистскими и агитировали новую жизнь”
Продолжают развиваться не только частушки традиционных видов (любовные, семейно-бытовые, социальные, сатирические, юмористические и плясовые), но и новых жанровых разновидностей (публицистические, агитационные, гимнические, лозунговые и др.).
Вот пример гимнической частушки, в которой прославляется
Советская Родина:
Между сосен, между елей
Наша Родина Советов
Льется быстрая река.
И могуча, и крепка!
Многие частушки, созданные в советское время, отличает высокая художественность. В них часто используется метафора:
На полях гудят моторы,
Землю пашут трактора
Разноцветными цветами
Жизнь в колхозе расцвела
Встречаются в частушках метонимии и гиперболы:
Никогда я не ходила Мы с миленком расставались
Одна с улицы домой, Между белых двух берез-
Всегда меня провожали Листья падали и вяли
Глазки кари, чуб волной. От моих горячих слез
Приведенные примеры показывают, что в песнетворческом процессе пооктябрьского периода отчетливо проявляются как традиции, так и новаторство. В советское время создаются песни как в старых фольклорных, так и в новых литературных жанровых формах.
Основоположник советской фольклористики Ю.М. Соколов отмечает, что необходимо использовать частушку для ее проникновения в массы.
В это же время общественно-политическая тема заняла в них главенствующее место.
Частушки знаменательны тем, что в них можно увидеть чистый искусственный фольклор с соответствующей идеологией. В 20-е годы основное место в них занимают выборы, Советская конституция, вождь и учитель товарищ Сталин, и тому подобный стандартный набор любого более позднего советского “фольклора”. Вся окружающая действительность распределена по четким структурам социалистического реализма и аккуратно описывает происходящие события в нужном ракурсе
Представлю Вашему вниманию подборку частушек
первой мировой войны 1914-1918 гг.
(Из статьи: А. Е. Недвига «Ты, Германия и Англия, давайте делать мир!»: Первая мировая война в русской частушке //Живая старина, 2003, № 4. )
Австрияк спознался с немцем,
Обижают всех славян,
Не дадим славян в обиду
Мы, француз и англичан
Ты не трогай, немец, русских,
Ихних братьев и сестер,
Не даст русский их в обиду,
И тесак его остер
Приказал нам царь Российский
Сестру Сербию спасать,
И пошли мы с австрияком,
Дальше с немцем воевать
Пойдем, товарищ, добровольцем,
Будем родине служить:
Распроклятого австрийца
Будем вместе с тобой бить
Шли в Губину мы на немца,
Говорили – немец строг.
На него пошли в атаку,
А он стонет: ох да ох!
Россия начала военные действия 5 августа 1914 года наступлением армий Павла Ренненкампфа и Александра Самсонова в Восточную Пруссию. 7 августа Ренненкампф разбил немецкие войска в пограничном Гумбиннен-Гольдапском сражении и начал, как тогда казалось, триумфальный марш на Берлин (Гумбиннен – совр. Гусев, Гольдап – совр. Голдап; нынче между этими городками проходит граница между Калининградской областью России и Польшей).
Жалко было командера,
Был бедовый генерал,
Как дитё любил солдат,
Навсегда сожалевал
На гибель Александра Васильевича Самсонова (1859-1914), генерала от кавалерии, командующего 2-й армией Северо-Западного фронта. После победы под Гумбинненом армии Самсонова и Ренненкампфа повели наступление в разных направлениях. Немцы, собрав имеющиеся в районе силы, бросили их на марширующего Самсонова, окружили его и уничтожили. В отчаянии 17 августа Самсонов застрелился.
Что ты вылупил, брат, бельмы?
Нету тут твово Вильгельма, -
Ранемкап, наш генерал,
Все портки с него содрал
Ранемкап - Павел Карлович фон Ренненкампф (1854-1918), генерал от кавалерии, участвовал в подавления революции 1905-1907 гг., командующий 1-й армией Северо-Западного фронта. После разгрома Самсонова получил приказ удерживать захваченные позиции в Восточной Пруссии, но в конце-концов в сентябре был отброшен под напором свежих сил противника. После этого был обвинен в провале операции и гибели Самсонова, отстранен от командования и уволен в отставку. Из-за немецкой фамилии прослыл изменником; в 1918 году линчеван солдатами.
Генерал Брусилов бравый
Нас повел на немцев лавой,
Рузский храбрый генерал
Его к Львову уже гнал
Николай Владимирович Рузский (1854-1918), генерал от инфантерии, командовал 3-й армией Юго-Западного фронта, Северо-Западным фронтом, 6-й армией, Северным фронтом. С апреля 1917 в отставке.
Немцу ноченька не спится:
Казака очень боится,
Наш казак-то не дурак,
Знает ладить с немцем как!
Мой-то милый на войне,
Служит в артиллерие.
Пришло от милого письмо –
Узнали все в деревне
Здесь австриец, там пруссак,
А мы их этак, мы их так,
Франц-Иосифу по шее,
А Вильгельма по башке
Уж как наши-то ребята
Не боятся немчуры;
Как поймают супостата,
Оттаскают за вихры!
Охи, ахи, охи, ахи!
Трусы все те австрияки,
Немцы тоже все трусы,
Только храбрые усы
Вы послушайте, ребята,
Немцы глупы, как телята,
А казак Крючков провор –
Десять разом заколол!
Казак К. Крючков – реальная личность. В открытке, выпущенной в его честь, говорится, что он заколол в бою 11 немцев, получив 16 ран.
Ну какие с них вояки,
Щей да каши не признают,
А заместо нашей каши
У накладку кофей пьют
Немцы забрали Варшаву.
Бог, помилуй Питерград!
В Питерграде много учится
Молоденьких ребят
Русские оставили Варшаву 20 июля (2 августа) 1915 года, а вскоре оставили и всю Польшу. См. сатирическую песню «Как Варшаву мы сдавали».
По германской по границе
По канавке кровь бежит:
Ох, мой братка здесь убита,
Другой раненый лежи
Севодни раненько, раненько
Заморозило маленько.
Снежок беленький напал, -
Милый без вести пропал!
Ты, Германия и Англия,
Давай делать мир!
По последнему милому
Все равно не отдадим
Бога нет, царя не надо,
Губернатора убьём,
Подати платить не будем,
На войну мы не пойдем
Нашу рощу спустовали
За нового царя,
С-за войны царя сменили,
Теперь новые права
Слава богу, утишается
В Германии война.
Может, в живности вернется
Ягодиночка моя
2 (15) декабря 1917 г. было заключено перемирие с Германией, завершившееся 3 марта 1918 г. подписанием большевиками Брестского мира. Первая мировая война для России закончилась.
По Германии проклятой
Революция прошла.
Убежал Вильгельм жестокий
На голландские края
В конце 1918 г. в Германии произошла революция, свергнувшая монархию. Советская Россия аннулировала условия Брестского мира.
В этой подборке интересно также то, что все «патриотические» частушки оказались взяты из сборников царского времени (1, 2, 4), а все «антивоенные» - из советских сборников (3, 5), причем все частушки подлинные.
Просто в царское время тексты, иронизирующие над русской армией, не попадали в печать по цензурным соображениям, зато печатались хвалебные, пусть даже не очень соответствующие действительности.
В советское время, напротив, акцент делался на изображение тягот войны и рост революционных настроений: это гуманней, но для фольклористики интересны все частушки
а) о создании временного правительства.
Николай II у низов популярностью не пользовался. Отречение царя воспринимается с радостным злорадством :
Ай, да славный , красный Питер;
Николашке нос он вытер
Революции час настал,
Николашка забежал.
Создание Временного правительства тоже не оправдывало надежд народа..
Проблемы оставались нерешенными. А толпа нетерпелива.
Тут же обличает в частушках министров первого состава
Временного правительства.
Слово « большевик » оказался символом надежды петербургских низов .
Убирайтесь к черту , черти!
Расстреляем вас до смерти.!
Милюков и ты , Гужов!
Надо нам, большевиков.
б) о вождях
К июлю1917 г образы больших лидеров , обещавших многое народу- Ленин и Троцкий -входят в уличную поэзию:
Эх, июльские денечки,
Светлы дни да жарки ночки!
Ленин, Троцкий вести шлет ;
« Скоро нашая возьмет»
8 июля 1917 г. образовался 2-й состав временного правительства, который возглавил А.Керенский. Это в питерской – революционной толпе вызвало враждебное настроение:
Вот чертовские напасти ,
Вы уйдете ли от власти?
А не то, живей, матросы,
Мы покажем вам, барбосы
О слухе о том, что Керенский поздней осенью бежал из Зимнего дворца:
В женском платье, в частушках пелось так:
Ну и трус же ваш Керенский ,
Разрядившись в кохте женской ,
Запрягает лошадей
И в Финляндию скорей.
в) о большевиках
Октябрьский переворот петроградская чернь встречает с радостью.
Фигура большевика становиться привлекательной.
Впрочем, как и во всякой революции, толпу прельщает прежде всего дух разрушителя, анархии:
То-то счастья, то-то радость,
Мы прогнали эту гадость .
Надо нам сначала пить
А потом жидов ловить
Хоть теперь я большевик
А к жидам все не привык.



г) о праздновании Октября
Слово « октябрь» как символ социальной справки , очень скоро вошло в сознание петроградцев. Торжественные празднования Октября , организованные в первую годовщину, вызывали у многих искреннюю радость:
Мы не спали долги ночки
Шили красные платочки
И взошла наша заря.
В день счастливый Октября.
Праздники нравились. Нравились красные знамена, транспаранты,красные платки, торжественные шествия . Радовала невиданная дерзость-купание ребятишек в Неве напротив Зимнего дворца:
Ишь, собачим- то лица
Стинксы, как ругаются
На бережной столицы
Мальчишки купаются.
Эх, вы, собачоночки, собачонки
Возле вас сидят
Все девчоночки
А на каждой девочке
Платочек красной
Будущее рисовалось прекрасным, светлым. Казалось, что автомобили и аэропланы – завидная недостаточная роскошь буржуазии – приблизилась к представителям петербургской бедноты.
Как врага мы победим,
На машинке полетим,
Ух, как хочется мне страсть ,
В грузовик большой попасть.
д) о бедствиях народа
Но эти частушки ,которые вы услышали , рождались в среде сознательных пролетариев. Большинство питерцев видели одновременно с революционными праздниками и тяжелую реальность: кровь, смерть, разруху, голод, неустроенный быт .
Задача незадачная –
Ни палки на бугре.
Продал штаны удачно я
В Апраксином дворе.(рынок в Питере)
Родился у жены ребеночек,
Слабый как котеночек.
Ей питание нужно дать,
Нету хлеба-где достать?
С сахаринком чай попьешь,
Завтра к вечеру помрешь.
Самолучная повадка-
Пить чай с сахаром вприглядку.
Кто же виноват? Виновников ищут среди власти, делая опасные сравнения представителей власти:
Покушал чаек у Плоцкина( на заводе Плоцкина в 1918г. выдавали
паек рабочим испорченной воблой)
Воблу и треску.
Дал бы его Левке Троцкину
В самую башку.
Как можно заметить из приведенных выше примеров, большинство частушек не смешны, литературная рифма в них подобрана наспех и часто просто не ложится на обычный частушечный мотив. И при подробном изучении это впечатление не рассеивается, а только усиливается.
Философ-искусствовед и собиратель частушек П.А.Флоренский писал: «это шутливое в глубоком и глубокое в шутливом придают частушке дразнящую и задорную прелесть, постоянно напоминающую гейновскую музу. Как и уГейне, в глубине частушки порою нетрудно разглядеть слезы и боль разбитого сердца: однако, как и у поэта, так и у народа, эти слезы и эта
боль показаны более легкими, нежели они суть на деле».
е) Модель «Ленин Троцкому сказал» или , наоборот,- была очень продуктивной:
Троцкий Ленину сказал:
«Я б буржуев наказал;
Выселения, уплотнения,
Среди белого дня ограбления»
Троцкий Ленину сказал:
«Пойдем, Володя, на базар,
Купим кобылу карюю
Накормим пролетарию»
Ленин Троцкому сказал:
«Ты б мне русских показал.
Ну а то- не будь в обиде
Что за царство? Жид на жиде».
Троцкий Ленину сказал:
« Ты бы русских в шею гнал.
Ведь еврей- поумней,
Все б наладилось скорей!»
Ленин Троцкому сказал:
«Я б с тебя сейчас начал.
Ты хоть – жид, а – дуралей!
Выкидайся поскорей!»
ж) о вере в Бога
Все знают, что в первые послереволюционные годы большевики пытались решить экономические проблемы за счет церковных ценностей Народ принял это болезненно, был оскорблен в своей вере в большевиков.
Всю ночь до нас таскаются
Сребро в больших кулей.
А громом называется -
Изъятие церквей.
Мы усе большевики,
Я не лицемерю.
Только знайте , дураки.
Я у Бога верю.
В 1921 году большевики объявили новую экономическую политику .Страна выходила из разрухи гражданской войны. Но НЭП воспринимался питерцами как возврат к старому. С одной стороны появились « толстозадые купчины», с другой- «обдуренная пролетария».
Идет купчина толстопузый,
В Гостиный двор снов торговать,
И будут снов все те же тузы,
Пролетарию страшно жить.
Все это показывает, что русская частушка в период революции и гражданской войны была чрезвычайно политизирована.
Этот жанр оказался очень удобным для выражения народом своих политических симпатий и антипатий.
Таким образом, мы наблюдаем и выход за пределы традиций в силу того, что для частушки, универсальной по своему содержанию, они оказались слишком узки, и она, в своем стремлении откликнуться на все жизненные явления и изменения, не разрушает, но преодолевает сковывающие ее формы, и в то же время во многом еще остается традиционной, следуя предписанным канонам.
Частушке, как правило, свойственно лирическое настроение, интимное обращение к слушателю. В советском же варианте лирика должна была прозвучать с общественно-политическим смыслом. И так как этот жанр абсолютно не типичен, у его создателей (”фольклористов”) был полный простор для фантазии. Они совмещали сразу несколько обязательных тем в одной коротенькой песенке:
Вышла луна,
Давай погуляем,
За лучшего тракториста
Буду я голосовать!
“Престижная” профессия тракториста сочетается и с темой выборов, да еще и в обрамлении лирического описания природы. Таким же образом освещаются и другие темы. Определяющим мотивом здесь является выражение любви к Сталину и другим вождям Советского государства. Сталин в этих песнях и солнце, и смысл жизни, и освободитель и т. п.
В некоторых случаях особенно чувствуется, что образ Сталина вставлен искусственно, слабо вписываясь в сюжет. Тогда эти несуразности комично выпячиваются с совершенно другой стороны. В этом отношении показательны те произведения, в которых воспевается коммунистический труд и радость служения советскому государству.
Мой сын стахановец,
Он носит шитые рубашки
У нас есть свободная страна
Лучше, чем все страны
Здесь опять видно совмещение нескольких тем любовь к родине и стахановский труд плюс “нужные” профессии. Интересно также, что в данном случае мать гордится своим рабочим сыном.
В частушках, как и во всех других фольклорных песнях советского периода важное место занимает Красная армия и служба в ней. Рассматривается это с различных точек зрения. Затрагиваются и патриотические чувства защитника, и его новое социальное положение в обществе:
Я теперь красноармеец,
Берегу мою дорогую страну,
И за большого вождя Сталина
Всех злодеев перебью!
И защита достижений советской власти:
Нет безработицы,
Мы не знаем больше нужды
Защищать нашу Родину
Мы всегда готовы.
Более подробно об этом говорится в других “специализированных” песнях, целиком посвященных Советской армии. В частушках же акцент, как правило, делается на личные мотивы. Подавляющее большинство частушек, связанных с Советской армией, поются в основном от лица женщины, которая ждет своего мужа (жениха, возлюбленного) из армии, или, реже, от лица самого военного, который возвращается к своей семье. Такой сюжетной схемой подчеркивается глубокое проникновение идей советского государства в менталитет общества.
Любым способом подчеркивается сексуальная привлекательность военного, его преимущества перед невоенными.
Я хочу, чтобы мой возлюбленный
Смог плясать и плавать
Чтобы он был красноармейцем у
Клима Ворошилова
Мне не нужно серебра и
Не нужно золота.
Мой возлюбленный стахановец
И он меня обнял!
Ключевая идея этой песни: самое главное это социальный статус человека (солдат, рабочий и пр.), а не количество “zilber un gold”. Такой мотив уже встречался в советских песнях про любовь, в частушках же эта тема доводится до совершенства.
Любовная тема в 20-ые годы не исчезает.
Рядом с образом «милки» появляется реальность политической жизни города:
Вправду стало ожиданье
Нету более царя.
Стречу милку на свиданье,
На проспекте Октября.
Любовная частушка Петрограда периода гражданской войны отражает растерянность и отчаянность героини уличной жизни:
Нам-то ,бабам, революцья
Только на беду.
Комиссары поцелую,
С охвицером спать пойду.
Но героиня частушек быстро сориентируется в жизни и решает опереться на тех, кто оказался победителем в гражданской войне .Место юнкеров и офицеров занимают матросы и большевики.
Говорила мне Наташа:
«Ну и глупая ты, Даша,
Любишь ты большевиков,
Нету лучше моряков».
Надсмехалася мне Даша:
«А ты глупая, Наташа!
Любишь грубых моряков,
То ли дел-большевиков».
И действительно, большевики сравниваются с идеалом стабильной семейной жизни.
В воскресенье повенчались,
А во вторник с ней подрались.
В среду утром взял развод
И ушел на пароход.
Значительное место в частушках уделяется изменению роли женщины в обществе, проблеме воспитания детей и другим бытовым вопросам.
Женщина в частушке это особый мотив, взявший традицию из более ранних песен русского фольклора. Частушка как жанр была вообще скорее женским, чем мужским, исходя из всех основных его свойств и назначений.
Любопытен также и состав героев частушки. В отличие от любого другого жанра песни, здесь нельзя выделить наиболее часто встречающийся социальный тип. Практически ни одна частушка не содержит повторяющегося набора действующих лиц, хотя темы, естественно, в них затрагиваются практически одинаковые. Но, несмотря на это, чаще всего частушка поется именно от лица женщины, так как именно женщина выражает наиболее искренние и сокровенные мысли простым и доступным языком народного творчества. К 1922 году закончилась гражданская война и одна из эпох напряженной жизни.
Частушка , наконец-то , получила возможность уйти от политики и вернуться только к единственной своей вечной теме любви, не примешивая ей идеологические взгляды.
Следующий всплеск политической мысли в частушках произойдет
в начале 30-х годов в период коллективизац
Проделанные мною исследования доказывают, что русская частушка в период революции и гражданской войны была чрезвычайно политизирована.
Этот жанр оказался очень удобным для выражения народом своих политических симпатий и антипатий.
Приведенные примеры показывают, что в песнетворческом процессе пооктябрьского периода отчетливо проявляются как традиции, так и новаторство. В советское время создаются песни как в старых фольклорных, так и в новых литературных жанровых формах.
В Советской историографии принято считать, что частушки “не являются традиционно песнями, доставшимися народу от буржуазного наследия, а наоборот порождены новой системой, могут служить образцом культурного взаимодействия народов СССР, и особенно русского, украинского, белорусского и еврейского”.
Таким образом, мы наблюдаем и выход за пределы традиций в силу того, что для частушки, универсальной по своему содержанию, они оказались слишком узки, и она, в своем стремлении откликнуться на все жизненные явления и изменения, не разрушает, но преодолевает сковывающие ее формы, и в то же время во многом еще остается традиционной, следуя предписанным канонам.
В 1931 году в Москве прошло совещание “Значение фольклора и фольклористики в реконструктивный период”, на котором идеологическая установка “фольклор это литература” была закреплена. В 1933 году частушка была определена, как основной жанр советского фольклора, поэтов призывали создавать частушки для повышения уровня народных масс. Предполагалось, что они будут работать совместно с народными сказителями, помогая им выбирать подходящие темы для творчества. Задача была с успехом выполнена, о чем говорилось на всесоюзном совещании частушечников в январе 1935 года. На совещании отмечалось, что тексты политического содержания в основном исполнялись для фонографа, а в деревне бытовала скорее любовная частушка. Тем не менее, говорилось о необходимости “политического натаскивания” вместо просвещения.
Стали создаваться соответствующие сборники, частушки публиковались в методических пособиях агитбригадам и др. Они стали самым распространенным видом народного творчества.
Советский песенный фольклор является одной из наиболее ярких иллюстраций социально-политических процессов, происходящих в России в 20-е 30-е годы. В нем как в зеркале отразились метания советской власти по наиболее удачному разрешению разных проблемных вопросов в жизни страны.

Используемая литература:


Недвига А. Е «Ты, Германия и Англия, давайте делать мир!»: Первая мировая война в русской частушке //Живая старина, 2003, № 4
Симаков В. И. Частушки про войну, немцев, австрийцев, Вильгельма, казаков, монополию, рекрутчину, любовные и т. д. Пг., 1917
Коллекция частушек И. Д. Фридриха, записанных в 1920-е – 1930-е на территории Латгалии (Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. P. V. Ф. 280. Оп.1)
Солдатские частушки, записанные со слов раненых / Собр. В. Б. Лехно. М., 1915.
Частушки в записях советского времени / Изд. подг. З. И. Власова и А. А. Горелов. М.-Л., 1965
Сборник великорусских частушек, М., 1914; Частушка. Вступ. ст., подгот. текста и прим. В. С. Бахтина, М.Л., 1966; Власова З. И. и Горелов А. А., Частушки в записях советского времени, М.Л., 1965.
Лит.: Гиппиус Е., Интонационные элементы русской частушки, в сборнике: Советский фольклор, №45, М.Л., 1936; Колпакова Н., Русская народная и литературная частушка, "Звезда", 1943, №4
Лазутин С. Г., Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра, Воронеж, 1960; Власова З. И., Частушка и песня, в сборнике: Русский фольклор, т. 12, Л., 1971; Буртин Ю., О частушках, "Новый мир", 1968, № 1; Зырянов И. В., Поэтика русской частушки, Пермь, 1974.
Частушка в записях советского времени./Изд. подгот. З.И. Власова, А.А. Горелов.- М.;Л., 1965. С.18.











13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 115