Урок-диспут на тему: Доброта спасёт мир! (на основе художественных текстов русской литературы)
Урок-диспут
на тему: «Доброта спасёт мир!»
(на основе произведений С.А.Есенина «Шёл Господь пытать людей в любови», И. С. Тургенева «Живые мощи», Л. Н.Толстого «Чем люди живы»)
Участники – учащиеся 9-10 классов
Дата проведения: 13.12.14г.
Учитель Мамаева Е.В.
Цель: приобщение к духовно-нравственным ценностям и культурно-моральным нормам русского народа; развитие милосердия и сострадания как основополагающих качеств духовно развитой личности.
Задачи:
- образовательные: обсудить проблемы людей с ограниченными возможностями и выработать пути оказания посильной помощи им; приобщиться к духовно-нравственным ценностям на примере героев произведения; ответить на вопрос: почему же «доброта спасет мир»?; продолжить работу над анализом художественного текста;
- воспитательные: воспитание духовно богатой личности; чувств сострадания и милосердия;
- развивающие: развитие устной и письменной речи, навыков аналитической работы с текстом произведения; всей когнитивной сферы личности.
Тип урока - урок внеклассного чтения
Форма проведения – урок-диспут
Урок разработан в рамках декады инвалидов
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,
Знать, от голода качается, болезный».
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй... маленько крепче будешь».
С.А.Есенин
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он будет проведен в форме диспута, в ходе которого мы с вами должны будем приобщиться к духовно-нравственным ценностям, заложенным в основу художественных текстов, взятых нами для анализа.
Этот урок посвящен декаде инвалидов. В одном из рассматриваемых нами тексте главная героиня - человек с ограниченными физическими возможностями.
Итак, почему вообще возникла необходимость посвятить урок Международному Дню Инвалида? Наверно, потому, что люди с ограниченными возможностями нуждаются в нашей помощи, милосердии, заботе, как никто другой. И тема диспута «Доброта спасёт мир!» взята для раскрытия этой проблемы не случайно.
На дворе XXI век, век нанотехнологий, модернизации и, казалось бы, что с развитием современной медицины, техники должно быть меньше больных людей, людей, ограниченных вследствие болезни в нормальных жизненных условиях, но К сожалению, ни медицина, ни нанопрогресс не в силах помочь людям избавиться от тяжелых болезней, сделавших их инвалидами. Тогда возникает вполне закономерный вопрос: а что же делать таким людям? Как им помочь? Откуда им черпать веру и силу жить? И ответы на поставленные вопросы мы с вами сегодня должны найти в текстах русских классиков.
-Первое произведение к которому мы обратимся – это стихотворение С.А.Есенина «Шёл Господь пытать людей в любови». Оно и будет своеобразным эпиграфом к нашему уроку. (Я читаю наизусть).
-Скажите: какова тема данного лирического текста?
- Почему доброта так важна в нашей жизни?
- Как вы думаете: а легко ли быть добрым, находясь в сложных жизненных ситуациях: в голоде, в нищете, в болезни?
- А что же помогает людям несмотря ни на что сохранять в себе добро?
- Как вы думаете: за образом лирического героя (нищего старика) скрывается какой-то конкретный человек, пусть даже вымышленное лицо, или это некий собирательный образ?
- Какова идея стихотворения?
- Почему этот лирический текст я взяла в качестве эпиграфа?
Хорошо. Обратимся к прочитанному вами рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи».
- Давайте разберемся с названием «Живые мощи». Что такое мощи?
- Ответьте: какой троп использует автор в названии? С какой целью?
- Ребята, какой эпиграф Тургенев подбирает к своему рассказу?
Край родной долготерпенья –
Край ты русского народа!
Ф.И.Тютчев
- Что отражают данные стихотворные строки?
- Кто является героем произведения?
- Кто такая Лукерья? Какую историю из ее прошлого рассказывает она сама?
- Что случилось с героиней? Почему она заболела и стала парализованной?
- Найдите по тексту и зачитайте момент встречи героя с Лукерьей. Какой предстает она перед очами героя? Что поражает в ее образе рассказчика больше всего?
- Ответьте на вопрос: как принимает свою участь Лукерья? Зачитайте по тексту примеры и аргументируйте их.
- Как вы думаете: что помогает героине жить, причем жить с радостным духом, несмотря на то, что она прикована к постели? Найдите по тексту и зачитайте примеры, аргументировав их.
- Чему радуется героиня и почему не тяготится своим одиночеством и положением? Найдите по тексту и зачитайте примеры.
- Почему Лукерья не держит зла на бывшего мужа, который бросил ее больную?
- Какие сны снятся Лукерьи и как она сама их трактует?
- Что испытывает рассказчик в тот момент, когда Лукерья рассказывает ему о своей жизни?
- Как люди относятся к героине?
- Каково авторское отношение к Лукерьи?
- В чем героиня видит смысл жизни?
- Как принимает Лукерья свою незавидную участь? Найдите по тексту и зачитайте.
- Как воспринимает окружающие, включая рассказчика, смерть героини?
- Как вы думаете: почему автор в начале рассказа описывает нам прежнюю жизнь Лукерьи?
- В чем, по мнению самого Тургенева, заключается духовная сила Лукерьи?
- Какова идея произведения «Живые мощи»?
Следующее произведение, которые мы с вами проанализируем – «Чем люди живы» Л.Н. Толстого.
- Итак, о чем говорит нам название рассказа?
- Какова роль эпиграфа – цитат из Евангелия?
- Какова тема художественного текста?
- Какие черты человека ярко демонстрируются автором уже на первых страницах произведения?
- Какова композиция рассказа? Чем она интересна и необычна?
- Какое место отводится библейским реминисценциям?
- Кем является один из главных героев рассказа?
- Как вы думаете: почему Бог направляет Ангела именно в семью Семена?
- Каким рисует нам автор образ Семена и его жены Матрены?
- Как вы думаете: почему, несмотря на нищенское существование, Семен приводит в дом Михаила?
- Почему Матрена сменила гнев на милость по отношению к Михаилу? Найдите по тексту и зачитайте.
- Какие еще герои появляются в ходе повествования?
- Каким автор рисует образ женщины с приемными дочерьми? Какие черты характера восхищают в ней читателя?
- С какой целью Бог послал Ангела на Землю? За что «наказан» Ангел? - На какие три вопроса предстояло ответить Ангелу на Земле?
Найдите по тесту и зачитайте.
- Так чем же люди живы , по мнению, Ангела? Зачитайте, аргументируйте.
- Какова идея рассказа?
- Ребята, так чем же люди живы? Зачем в нашем мире нужны такие качества как доброта, милосердие, сострадание? Почему эти извечные ценности никогда не перестанут быть актуальными?
- Ответьте: можно ли развить в себе эти качества или они врожденные? Аргументируйте ответ примерами из проанализированных произведений.
- Ребята, так ответьте мне на вопрос: верно ли суждение, что «доброта спасет мир»?
Заключительное слово учителя.
15