Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению Мир вокруг нас


Пояснительная записка.
             Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию «Добрый мир вокруг» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования.
Нормативно-правовая основа:
         Закон Российской Федерации «Об образовании»;
         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения);
         Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
         Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
        Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;
      Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);
         САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
    Проект перспективного развития образовательного учреждения;
    Модель внеурочной деятельности обучающихся в начальной школы;
Воспитание — это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи. Единым народом, Россией мы ощущаем себя, когда живём по единым ценностям, идеалами, нравственными принципами. Важнейшие ценности – справедливость, свобода личная и национальная, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, свобода предпринимательства; жизнь человека; Межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации. В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества. Важно, чтобы он видел богатство окружающего мира, стремился реализовывать в полной мере свои жизненные возможности.
Любое общество проектирует свое будущее через воспитание. Во все века воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающее поколение включалось в уже существующую общность, становилось носителями определенного образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживало и сохраняло передаваемые традиции и нормы жизни. Ведущей целью воспитания в данный момент, на наш взгляд, является гражданственность, патриотизм, нравственность и духовность, приверженность демократическим ценностям, национальная и религиозная терпимость. Только на этой основе вырастут люди, способные не только жить в гражданском обществе, но и укреплять его.
Новое время требует от школы содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
К сожалению, в настоящее время патриотическому воспитанию уделяется мало времени. В связи с этим возникла необходимость создания программы, ориентированную на учащихся начальной школы.
Программа определяет основные пути реализации системы формирования гражданской идентичности, ее основные компоненты. При этом учитываются опыт и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества.
Основой для составления данной программы послужили следующие нормативные документы:
Конвенция ООН о правах ребенка (10.12.2004г);
Конституция Российской Федерации;
Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями на 21.07.2007 г.);
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (одобрена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под ред. Данилюк А. Я., Кондакова А. М., Тишкова В. А., Москва, Просвещение, 2009;
Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин образования России от 01.03.2003г. № 30- 51 -131/ 16).
Календарь знаменательных событий на 2011 – 2012 учебный год.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин, с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности, военно-патриотической работы педагогического коллектива с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.
Особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.
Цели программы:
Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Создание условий для воспитания и социализации школьников,
обеспечивающих их духовное развитие.
Задачи программы:
Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
Принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им.
Формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценки).
Формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Базовые национальные ценности
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обу Ожидаемые результаты
Метапредметные результаты:
1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
7. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
Личностные результаты:
1 Оценка своего и чужого поведения, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
2 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
3 Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.
4 Мотивация к бережному отношению к природе, развитие эстетических чувств, развитие личной ответственности за свои поступки.

Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному развитию «Добрый мир вокруг»
№ п/п Тема по программе. Кол-во
часов Дата проведения
план Факт.
1 Праздник первого звонка. 1 01-02.09 2 Мой школьный дом. Экскурсия по школе. 1 05-09.09 3 Мои права и иобязанности.. Правила поведения в школе. 1 12-16.09 4 Беседа «Твой новый режим дня». 1 19-23.09 5 Час откровенного разговора. Мой сосед по парте. 1 26-30.09 6 Моя семья, мой род. Отношения в семье, семейные ценности. Беседа. 1 03-07.10 7 Беседа «Школа вежливости» 1 10-14.10 8 Беседа о нравственности «Что такое этикет?» 1 17-21.10 9 Подготовка к празднику «День учителя». 1 24-28.10 10 Беседа о нравственности «Мимика и жесты». 1 07-11.11 11 Правила безопасного поведения «Очень подозрительный тип». 1 14-18.11 12 Беседа о нравственности «Общение и настроение». 1 21-25.11 13 Дружная семья. Отношения в семье, семейные ценности. 1 28.11-02.12 14 Кто такие мальчики и какие они, какие девочки, чем отличаются девочки от мальчиков, правила поведения. 1 05-09.12 15 Кто я, какой я, чем я отличаюсь от других, каким я хочу быть, на кого хочу быть похожим. 1 12-16.12 16 Беседа о нравственности «Культура спора». 1 09-13.01 16-20.01 Беседа о нравственности «Собираемся в гости, приглашаем в гости». 1 23-27.01 18 Беседа о нравственности «Доброе слово». Что значит доброе слово, волшебные возможности добрых слов. 1 30.01-03.02 19 Беседа о нравственности «Я и мои близкие». 1 06-10.02 20 Подготовка к Новому году. 1 13 -17.02 21 Правила безопасного поведения. Форсмажорные ситуации.. 1 27.01 -03.03 22 ПДД «Знаем правила на «5»!» 1 06 -10.03 23 Правила поведения в общественных местах. 1 13 -17.03 24 «Добрая дорога детства». 1 20 -24.03 25 Календарь знаменательных событий. 1 03 -07.04 26 Проведение акции «Как живешь книга»? 1 10 -14.04 27 Игра «Счастливый случай». 1 17 -21.04 28 КВН «С чего начинается Родина?» 1 24 -28.04 29 Конкурс рисунков «Они защищают Родину» 1 01 -05.05 30 9 мая – митинг, посвященнвй Дню Победы. 1 08 -12.05
22-26.05 31 Правила безопасного поведения в весенний период. 1 15 -19.05
32 Правила безопасного поведения на воде, в лесу в летний период. 1 22-26.05 33 Акция «Самый красивый школьный двор» 1 26.05
\s