Конспект открытого урока литературы в 8 классе на тему: Поэзия Тюменского края

Конспект открытого урока литературы в 8 классе на тему:
Поэзия Тюменского края
При изучении поэзии Тюменского края делаю акцент на назидания Д.С.Лихачева в его статье «Память культуры». Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое
Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают. Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков.
Ю. Шесталов «Сибирь- земля моя»
Песня «Мама»
Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности - нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем

Стих. Н. Денисова «Моя Тюмень»
Любить свою семью. Свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и свой язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек- это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.
Песня «Домик окнами в сад»
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу или деревне. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
Стих. А. Васильева «Тюмень»
Презентация «Где ты появился на свет»

Анализ урока.
Данный фрагмент урока представляет культурологическую основу. На занятии прослеживаются возможности обучающихся читать выразительно, соотносить материалы современной литературы, литературоведческие статьи.
Статья Д.С. Лихачева является кульминационным моментом урока.
На эмоциональном подъеме строится весь воспитательный прием. Главным пейзажем при изучении художественной литературы является сам Человек. Человеком этим должен чувствовать себя каждый обучающийся.
Слияние, взаимодействие художественного произведения, музыкального и произведения живописи- неоценимое средство воздействия на ребенка.
Большую помощь в этом оказывает мультимедийная технология. Умение чувствовать, умение слышать, умение видеть - самые необходимые элементы в развитии ученика.

Учитель С.Е. Жилина


15