Консультация для родителей на тему: Что нужно делать чтобы ребёнок заговорил.
ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ.
Что нужно делать, чтобы ребёнок заговорил.
Часто от родителей можно услышать: «Мой сын (моя дочь) всё понимает, только пока не говорит». Действительно, малыш адекватен в рамках определённой ситуации - показывает нужный предмет или игрушку, совершает названное действие. Однако если ребёнок сам не пользуется активной речью, то родителям сложно оценить уровень понимания обращённой к нему речи, потому что неговорящий ребёнок в различных ситуациях одним и тем же словом может обозначать разные предметы или действия.
Иногда родители излишне опекают ребёнка, стараются предугадать его желания и, если он не может выразить свои мысли словами, делают это за него. Взрослые должны понимать, что такая «помощь» только тормозит формирование речи ребёнка. Чтобы избежать негативных последствий, близкие люди должны как можно больше разговаривать с ребёнком: озвучивать привычные для него ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, приём пищи, прогулку, подготовку ко сну, игры с игрушками, рассматривание картинок, чтение сказок); называть и показывать предметы посуды, используемой во время еды, предметы одежды, её цвет и т.п.Разговаривать с ребёнком нужно спокойно, простыми фразами для него свойственно подражать их словам (это естественный период в развитии детской речи). Ответы ребёнка должны приниматься взрослыми в любом виде (лепетная или автономная речь). Главное на этапе подражания - добиться, чтобы малыш начал говорить упрощённые слова: машина - «би-би»; собака - «ав-ав»; кошка - «мяу». Но не следует повторять за ребёнком воспроизводимые им слова. Взрослый должен давать образцы только правильной речи.
Вот некоторые игры которые помогут ребёнку в развитии речи.
Игры на понимание речи(развитие пассивного словаря)
Чудесный мешочекВзрослый просит достать из мешочка игрушку, например кубик. Ребёнок достаёт игрушку, а взрослый называет её. Затем взрослый говорит: «Покажи, где кубик». Ребёнок указывает пальцем на игрушку. Игра повторяется несколько раз (с другими предметами).
Затем взрослый просит ребёнка: «Положи в мешочек игрушку, которую я назову». Ребёнок должен взять игрушку, называемую взрослым, и положить её в мешочек.
Найди паруЯгоды(по стихотворению И. Лопухиной)
С веток ягоды снимаю (Правая рука взрослого и ребёнка согнута в локте, кисть опущена.)
И в лукошко собираю.
(Пальцы правой руки собраны в щепоть.) Ягод - полное лукошко!
(Складывают ладони лодочкой.)
Я попробую немножко.
Жук(по стихотворению 0. Цвынтарного)Я весёлый майский жук,
(Сжимают руку в кулак, указательный палец и мизинец разводят в стороны - «усы» жука.)
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу.
(Шевелят «усами» -указательным пальцем и мизинцем.)
Оса(по стихотворению 0. Цвынтарного) Оса села на цветок.Пьёт она душистый сок.
(Вытягивают указательный палец правой руки и вращают им, затем проделывают то же самое указательным пальцем левой руки.)
КомарикиДарики-дарики,
(Машут руками.)
Злые комарики Вились, кружились,
(Совершают вращательные движения руками.)
В носик (в щёчки, в лобик и т.д.) вцепились.
(Нажимают пальцем на ту часть тела, в которую вцепились комарики.)
Ёжик(по стихотворению И. Лопухиной) Взрослый и ребёнок сгибают руки перед грудью и под стихотворный ритм перемещаются мелкими шажками.
По сухой лесной дорожке Топ - топ - топ топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки.
Если подкрадётся волк - Превратится ёж в клубок.
Ощетинит ёж иголки - Не достанется он волку.
Ёж не тронет никого,
Но и ты не тронь его.
Спокойной ночиЭтот пальчик хочет спать,
(Загибают мизинец.)
Этот пальчик лёг в кровать,
(Загибают безымянный палец.)
Этот рядом прикорнул,
(Загибают средний палец.)
Этот пальчик уж заснул,
(Загибают указательный палец.)
А другой давненько спит.
(Загибают большой палец.)
Кто у нас ещё шумит?
Тише, тише, не шумите.
Пальчики не разбудите!
(Грозят указательным пальцем другой руки.)
Игры на развитие дыхания
Сдуваем одуванчикиИгру желательно проводить на поляне, где растут одуванчики.
Взрослый предлагает ребёнку найти среди одуванчиков отцветшие и сорвать их.
Затем показывает, как можно подуть на них, чтобы слетели все пушинки.
Предлагает ребёнку: «Подуй на одуванчик! Дуй один раз, но сильно, чтобы все пушинки слетели. (Ребёнок выполняет задание.) Смотри, пушинки летят как маленькие парашютики».
Если в игре участвует несколько детей можно устроить соревнование: каждый ре бёнок дует на свой одуванчик один раз.
Игры на звукоподражание(развитие активной речи)
Укладываем спать любимуюигрушкуРебёнок и взрослый держат в руках игрушку (куклу, мишку и др.), укачивают её и напевают: «Аа-аа-а. Аа-аа-а». (Подражание колыбельной песни мамы.)
МашинаРебёнок и взрослый вытягивают вперёд руки и имитируют вращательные движения руля автомобиля. Взрослый произносит: «Машина едет и гудит: би-би-би. В машине сидит (произносит имя ребёнка в уменьшительно-ласкательной форме) и гудит...»
Ребёнок, подражая звуку сигнала машины, говорит: «Би-би-би».
Самолёт
Ребёнок и взрослый стоя разводят руки в стороны. Взрослый говорит: «Самолётлетит, в нём мотор гудит: у-у-у-у...» Затем они вместе изображают полёт самолёта и шум работающего двигателя: «у-у-у-у».
Ферма
Подражание звукам, издаваемым домашними животными (корова - «му-у-у», кошка - «мяу-у», собака - «ав-ав», лошадь - «и-го- го», коза - «ме-е-е», курица - «ко-ко-ко»).
Предметы для игры:
игрушки (фигурки) домашних животных;
ширма;
карточки с рисунками либо предметы- заместители любимой еды домашних животных.
Второй этап игры «Накормим животное» (проводится по картинкам).
Взрослый предлагает покормить домаш* нее животное: «Давай дадим корове клевер. Кушай, корова, -ам-ам». Ребёнок повторяет действия и слова-звукоподражания.
Аналогично проводится игра с кормлением каждого животного.
Игры на развитие мелкой моторики
Взрослый произносит стихотворения и выполняет соответствующие движения. Ребёнок вместе с ним повторяет эти движения»
Строим дом
Молоточком я стучу,
(Стучат кулаком по своей ладони.)
Дом построить я хочу.
(Стучат кулаком по кулаку.)
Строю я высокий дом!
(Складывают ладони домиком.)
Буду жить я в доме том!
Если включить весёлую музыку, то движения можно ускорить.
Если вы будите следовать этим советам, то скоро сами убедитесь в эффективности данных игр. Удачи ВАМ!