Дополнительная общеобразовательная программа Художественное вязание крючком
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧУНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»
Рассмотрено
На МС МБОУДО ЦРТ
«Народные ремесла»
протокол №1
от «__»____________2015г.
Утверждаю:
Директор МБОУДО ЦРТ
«Народные ремесла»
Ермолаева О.Н.
_____________________
«__»___________2015г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»
Направленность: художественная
Автор: Аверина Надежда Анатольевна
педагог дополнительного образования
р.п. Чунский
СОДЕРЖАНИЕ
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Актуальность программы .…………………………………………… 3
1.2. Целесообразность программы ………………………………………. 3
1.3. Педагогические принципы ………………………………………….. 3
1.4. Направленность программы ………………………………………… 4
1.5. Новизна программы …………………………………………………. 4
1.6. Цель и задачи курса ..………………………………………………… 4
1.7. Возраст детей. Сроки реализации программы …………………….. 4
1.8. Формы подведения итогов обучения по программе ……………….. 5
1.9. Ожидаемые результаты 1 года обучения …………………………... 5
1.10. Ожидаемые результаты 2 года обучения …………………………... 7
1.11. Ожидаемые результаты 3 года обучения …………………………... 7
1.12. Ожидаемые результаты 4 года обучения …………………………... 8
II УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2.1. Учебно-тематический план 1 года обучения ………………………. 10
2.2. Учебно-тематический план 2 года обучения ………………………. 11
2.3. Учебно-тематический план 3 года обучения ………………………. 11
2.4. Учебно-тематический план 4 года обучения ………………………. 12
III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Содержание 1 года обучения ………………………………………... 13
3.2. Содержание 2 года обучения ………………………………………... 14
3.3. Содержание 3 года обучения ………………………………………... 15
3.4. Содержание 4 года обучения ………………………………………... 15
IV МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 4.1. Рекомендации по проведению занятий…..…………………………. 17
4.2. Дидактическое оснащение занятий ….……………………………… 19
4.3. Цикл годовых мероприятий …………………………………………. 19
4.4. Система стимулирования учащихся ………………………………... 21
V СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………… 23
VI ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………… 24
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нужно любить то, что делаешь
и тогда труд, даже самый грубый
возвышается до творчества».
Максим Горький.
1.1. Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. Через приобщение детей к искусству художественного вязания, основываясь на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, развитие творческих качеств личности, открываются пути для дальнейшего совершенствования в других областях культуры и искусства. Данная программа актуальна и не имеет аналогов по содержанию предмета. Она не только прививает обучающимся умения и навыки по вязанию крючком, но и способствует формированию национальной культуры, сохранению народного ремесла, развивает дизайнерское мышление и творческие способности каждого ребенка.
1.2. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы определяется учетом возрастных особенностей учащихся и содержанием программного материала. Изучение материала направлено, не только на освоение знаний, умений и навыков по технологии изготовления разнообразных изделий в техниках вязания крючком, но и способствует: развитию личности детей, формированию их познавательных и созидательных способностей; формированию национальной культуры; развитию дизайнерского мышления и творческих способностей каждого ребенка. Программа «Художественное вязание крючком» носит общеразвивающий характер.
1.3. Педагогические принципы
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту учащегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
природосообразности (учитывается возраст учащегося, атакже уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающийвыполнение заданий различной степени сложности);
культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности):
свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
сотрудничества и ответственности;
сознательного усвоения учащимися учебного материала;
систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения выполняемых заданий.
1.4. Направленность образовательной программы
Образовательная программа «Художественное вязание крючком» имеет художественную направленность. Программа носит обучающий характер.
1.5. Новизна программы
Данная общеобразовательная программа:
она дает возможность каждому ребенку изучить различные техники вязания крючком и максимально реализовать свои творческие способности;
углубленное изучение разнообразных техник вязания крючком;
программа рассчитана на разно-уровневое развитие детей – по возрасту и творческим способностям;
программой предусмотрена проектная деятельность;
связь с общественностью (школы; средства массовой информации);
программа поможет учащимся овладеть мастерством вязания кружев крючком и возродит забытое народное ремесло.
1.6. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся, через углубленное изучение различных техник вязания крючком.
Задачи программы:
Образовательные:
сформировать интерес к художественному вязанию крючком;
познакомить детей с историей вязания крючком;
научить детей владеть различными техниками вязания крючком;
Воспитательные:
воспитывать в детях аккуратность, усидчивость и трудолюбие;
способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке, чувства собственного достоинства и самоуважения.
создать благоприятный микроклимат в коллективе;
воспитывать нравственные качества детей;
формировать чувство самоконтроля и взаимопомощи;
воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
Развивающие:
развивать мелкую моторику, глазомер;
развивать интерес к творческому труду.
развивать творческие способности и потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность и образное мышление.
1.7. Возраст детей. Сроки реализации программы
Возраст детей участвующих в реализации образовательной программы.
Образовательная программа «Художественное вязание крючком» рассчитана для учащихся от 7 до 18 лет.
Сроки реализации образовательной программы:
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на четыре года обучения. Объем программы - 792 часа, которые распределяются следующим образом:
1-й год обучения 144 часа 2 раза в неделю по 2 часа
2-й год обучения 216 часов 3 раза в неделю по 2 часа
3-й год обучения 216 часов 3 раза в неделю по 2 часа
4-й год обучения 216 часов 2 раза в неделю по 3 часа
Занятия проходят по утвержденному администрацией расписанию. Группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различные базовые знания. Учитывая сложность изучаемого материала на занятиях, большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком и используется личностно-ориентированный подход.
1 год обучения –10 обучающихся.
2 год обучения – 8-10 обучающихся.
3 год обучения - 8 обучающихся.
4 год обучения - 6-8 обучающихся.
1.8. Формы подведения итогов обучения по программеПроцесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Вводный: проводится перед началом работы ипредназначен для закрепления знаний, умений и навыков попройденным темам;
Текущий: проводится в ходе учебного занятия изакрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимсяусвоить последовательность технологических операций;
Рубежный: проводится после завершения изучениякаждой темы. Он закрепляет знания и умения, связанныетехнологической характеристикой изделия;
Итоговый: проводится после завершения всей учебнойпрограммы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Контроль может осуществляться в следующих формах:
собеседование;
участие в конкурсах, выставках, ярмарках;
презентация (по итогам года; по итогам курса обучения).
защита итоговой работы.
Процесс обучения предусматривает следующие виды диагностики:
- вводная, которая проводится перед началом работы она предназначена для определения уровня подготовленности обучающихся;
- текущая, проводимая в ходе учебного процесса (по итогам 1 полугодия), определяющая уровень знаний и умений по изученным темам, что позволяет проверить, насколько обучающиеся усвоили материал;
- рубежная, которая проводится в конце каждого учебного года. Данная диагностика служит для выявления уровня сформированности знаний и умений, на разных этапах обучения.
1.9. Ожидаемые результаты освоения программы первого года обучения
Личностные:
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
развитие социальных компетенций, развитие положительных личностных качеств;
любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира;
развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
уважать себя и верить в успех;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающее овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
способность учащихся принимать и сохранять учебную цель и задачи;
умение самостоятельно планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
умение самостоятельно контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок;
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение использовать знаково-символические средства, схемы для решения учебно-познавательных и практических задач.
Предметные результаты первого года обучения
Учащиеся должны знать:
- правила внутреннего распорядка работы объединения;
- правила безопасности труда при работе с вязальным крючком; правила содержания рабочего места;
- основы материаловедения;
- основные приемы вязания крючком;
- условные обозначения при вязании крючком;
- основные приемы вязания крючком;
- технологию выполнения и оформления сувениров;
- технику вязания, по кругу;
- филейную технику вязания.
Учащиеся должны уметь:
- подбирать материалы по цветовому решению;
- уметь правильно держать вязальный крючок и нитки;
- пользоваться вязальным крючком;
- читать схемы по вязанию крючком;
- вязать небольшие салфетки, до 15 рядов;
- выполнять небольшие сувенирные работы;
- вязать изделия в «Филейной» технике;
- работать и общаться в коллективе.
Владеть: основными приемами вязания, изученными техниками вязания.
1.10. Ожидаемые результаты освоения программы второго года обучения
Личностные:
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
развитие социальных компетенций, развитие положительных личностных качеств;
любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира;
развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
уважать себя и верить в успех;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающее овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
способность учащихся принимать и сохранять учебную цель и задачи;
умение самостоятельно планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
умение самостоятельно контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок;
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение использовать знаково-символические средства, схемы для решения учебно-познавательных и практических задач.
Предметные результаты второго года обучения
Учащиеся должны знать:
- правила по технике безопасности;
- технологию вязания ажурных салфеток;
- технику вязания изделий из отдельных мотивов;
- основы «Брюггской техники» вязания крючком.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять панно в филейной технике вязания;
- вязать изделия в изученных техниках;
- выполнять небольшие изделия в технике «Брюггского кружева».
Владеть: изученными приемами работы.
1.11. Ожидаемые результаты освоения программы третьего года обучения
Личностные:
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
развитие социальных компетенций, развитие положительных личностных качеств;
любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира;
развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
уважать себя и верить в успех;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающее овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
способность учащихся принимать и сохранять учебную цель и задачи;
умение самостоятельно планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
умение самостоятельно контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок;
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение использовать знаково-символические средства, схемы для решения учебно-познавательных и практических задач.
После окончания третьего года обучения
Учащиеся должны знать:
- правила по технике безопасности;
- технику вязания двухцветной модели;
- технику вязания салфеток из отдельных мотивов прямоугольной формы;
- технику выполнения цветочных композиций из кружевных мотивов.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять изделия в изученных техниках;
- вязать цветы, листья, веточки и вазы для составления композиции в технике аппликации;
Владеть: изученными приемами работы, в разных техниках вязания.
1.12. Ожидаемые результаты освоения программы четвертого года обучения
Личностные:
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
развитие социальных компетенций, развитие положительных личностных качеств;
любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира;
развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
уважать себя и верить в успех;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающее овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
способность учащихся принимать и сохранять учебную цель и задачи;
умение самостоятельно планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
умение самостоятельно контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок;
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение использовать знаково-символические средства, схемы для решения учебно-познавательных и практических задач.
Предметные результаты четвертого года обучения
Учащиеся должны знать:
-условные обозначения;
- технологические этапы вязания в разных техниках;
- методику выполнения творческого проекта.
Учащиеся должны уметь:
- вязать изделия в изучаемых техниках;
- выполнять творческий проект;
- делать презентацию своей работы.
Владеть: изученными техниками вязания крючком.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно–тематический план 1 года обучения
№
п/п Тема занятия Кол-во
часов В том числе:
Теория Практика
1. Вводное занятие. 2 2 2. Материаловедение. 2 1 1
3. Основные приемы вязания крючком.
- положение рук и крючка.
- образование первой петли.
- воздушная петля.
- соединительный столбик.
- столбик без накида.
- полу/столбик с накидом.
- столбик с одним накидом.
- столбик с 2 и более накидами.
- пышный столбик.
- столбик с бахромой. 24
2
2
2
2
2
2
2
2
2
6 6 18
4. Условные обозначения. Правила чтения схем. 2 2 --
5. Вязание по схемам.
- плотные узоры.
- рельефные узоры.
- узоры с вертикальными полосами.
- узоры с горизонтальными полосами.
- узоры с диагональными полосами.
- косая сетка.
- фоновые узоры.
- ажурные узоры.
- квадраты.
- филейная сетка.
- разноцветные узоры. 26
2
4
2
2
2
2
2
4
2
2
2 6 20
6. Изготовление сувениров.
- игольница «Мухомор».
-Рождественский сувенир «Снеговик» 34
20
14 4
2
2 30
18
12
7. Вязание в традиционной технике, по кругу.
-салфетка «Рождественская звезда». 20 2 18
8. Филейное вязание.
- панно « Бабочка». Зачетная работа. 30 4 26
9. Сдача зачетной работы. 2 2 -
10. Итоговое занятие. 2 2 -
Итого: 144 31 113
2.2. Учебно–тематический план 2 года обучения
№
п/п Тема занятия Количество
часов В том числе:
Теория Практика
1. Вводное занятие. 2 2 2. Филейное вязание.
- панно «Цветы». 30
4 26
3. Вязание в традиционной технике, по кругу.
- ажурная салфетка. 30 4 26
4. Изделия из отдельных мотивов.
- салфетка с цветочными мотивами.
- декоративная бабочка. 70
50
20 12
8
4 58
42
16
5. Брюггские кружева.
- техника вязания.
- круглая салфетка «Кружевная сказка».
- панно «Декоративное сердечко». 44
4
20
20 8
2
4
2 36
2
16
18
6. Выполнение выставочных работ.
- салфетка. (Зачетная работа). 36 6 30
7. Сдача зачетной работы. 2 2 -
8. Итоговое занятие. 2 2 -
Итого: 216 40 176
2.3. Учебно–тематический план 3 года обучения
№
п/п Тема занятия Количество
часов В том числе:
Теория Практика
1. Вводное занятие. 2 2 2. Филейное вязание.
- панно «Корзинка с фруктами». 38 4 34
3. Вязание в традиционной технике, по кругу.
- салфетка (двухцветная модель). 30 4 26
4. Изделия из отдельных мотивов.
- прямоугольная салфетка. 50 8 42
5. Брюггские кружева.
- салфетка «Затейливые кружева». 50 8 42
6.
Цветочные композиции из кружевных мотивов. (Зачетная работа).
- вязание плоских цветов.
- вязание объемных цветов.
- вязание листиков и веточек.
- вязание ваз и корзинок.
- составление композиции из отдельных мотивов. 42
10
14
6
8
4 6
1
2
1
1
1
36
9
12
5
7
3
7. Сдача зачетной работы. 2 2 -
8. Итоговое занятие. 2 2 -
Итого: 216 36 180
2.4. Учебно–тематический план 4 года обучения
№
п/п Тема занятия Количество
часов В том числе
Теория Практика
1. Вводное занятие. 3 3 2. Филейное вязание 30 4 26
3. Вязание в традиционной технике, по кругу.
- салфетка 30 4 26
4. Изделия из отдельных мотивов. 66 9 57
декоративное сердечко 21 3 18
салфетка овальной формы 30 4 26
сумка (косметичка) 15 2 13
5. Брюггские кружева. 39 6 33
салфетка (индивидуальная работа) 6. Выполнение творческого проекта. 12 2 10
7. Выполнение зачетной работы. 30 6 24
8. Презентация и защита творческого проекта. 3 3 -
9. Заключительное занятие. 3 3 -
Итого: 216 40 176
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
3.1. Содержание программы 1 года обучения
1.Вводное занятие.(2 часа).
Знакомство с группой детей. Беседа «История возникновения вязания крючком». Знакомство с программой и режимом работы объединения. Решение организационных вопросов.
Практическая работа: Анкета «Расскажи о себе».
Занятие 2. Материаловедение. (2 часа).
Классификация видов пряжи. Правила подбора крючка и ниток в зависимости от назначения изделия. Правила по технике безопасности при работе с вязальным крючком и ножницами. Демонстрация изделий связанных крючком.
Практическая работа: подбор ниток и крючка.
Занятие 3 - 14 . Основные приемы вязания крючком.(24 часа).
Распространенные способы держания крючка: в положении карандаша или ножа.
Подача ниток на крючок. Образование первой петли. Выполнение цепочки из воздушных петель - основы для вязания первого ряда. Виды петель воздушные, соединительный столбик, столбик без накида, полу/столбик с накидом, столбик с 1-им, 2-мя и более накидами, пышный столбик, столбик с бахромой.
Практическая работа: научить учащихся правильно держать нитки и крючок; вязать цепочку из воздушных петель, соединительный столбик, столбики – без накида, полу/столбик с накидом, столбики с 1-им, 2-мя и более накидами, пышный столбик, столбик с бахромой. Вязание образцов и оформление их в тетрадь.
Занятие 15. Условные обозначения. Правила чтения схем. (2 часа). Описание схем. Изучение условных обозначений. Сокращения. Пояснения к условным обозначениям в схемах. Раппорт как часть узора. Направление чтения схем. Нумерация рядов.
Практическая работа: Изучение литературы по вязанию крючком. Работа со схематическим изображением.
Занятие 16 - 28. Вязание по схемам.(26 часов).
Классификация узоров по В.П.Гирич. Применение узоров в изделиях. Вязание по схемам. Раппорт узора. Вязание рядами в прямом и обратном направлении. Образование ровной кромки за счет воздушных петель для подъема.
Практическая работа: вязание узоров по схемам.
Занятие 29 - 45. Изготовление сувениров.(34 часа).
Демонстрация образцов сувениров к праздникам. Изготовление сувениров по технологическим операциям. Оформление сувениров.
Практическая работа: изготовление сувениров игольница «Мухомор», «Снеговик».
Занятие 46 - 55. Вязание в традиционной технике, по кругу.(20 часов).
История возникновения салфетки. Работа с литературой. Выбор схемы изделия (Индивидуальная работа). Повторение условных обозначений. Чтение и поэтапный разбор схематического изображения. Вязание по схеме. Оформление изделия.
Практическая работа: Вязание салфетки «Рождественская звезда».
Занятие 56 - 70 . Филейное вязание.(30 часов).
История возникновения техники. Показ изделий выполненных педагогом и учащимися прошлых лет обучения в технике филейного вязания. Расчет воздушных петель. Образование сетки «Филе» путем чередования воздушных петель и столбиков с 2 – мя накидами. Вывязывание узора путем чередования пустых и заполненных клеток. Плотность вязания. Формирование угла.
Практическая работа: вязание панно «Бабочка» (Индивидуальная работа). Оформление работы в рамку.
Занятие 71. Сдача зачетной работы. (2 часа).
Просмотр работ, выполненных учащимися в разных техниках за год и оценка зачетной практической работы. ( Данная работа выполняется из материалов творческого объединения и остается в кабинете в качестве наглядного пособия).
Практическая работа: сдача зачетной работы.
Занятие 72. Итоговое занятие. (2 часа).
Подведение итогов работы и анализ выполненных за год работ. Выставка работ учащихся. Награждение учащихся за активное участие в работе объединения.
3.2. Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие. (2часа).
Краткий обзор результатов первого года обучения. Знакомство с программой и режимом работы на год. Демонстрация изделий. Решение организационных вопросов.
Занятие 2 - 16. Филейное вязание. (30 часов).
Повторение изученного материала. Выбор схемы изделия. Чтение и поэтапный разбор схемы. Вязание по схеме.
Практическая работа: вязание панно «Цветы» (Индивидуальная работа); оформление работы в рамку.
Занятие 17 – 31. Вязание в традиционной технике, по кругу. (30 часов).
Повторение условных обозначений. Выбор схемы салфетки. Чтение и поэтапный разбор схемы вязания салфетки. Вязание изделия по схеме. Оформление изделия.
Практическая работа: вязание салфетки.
Занятие 32 – 66. Изделия, из отдельных мотивов. (70 часов).
Демонстрация журналов по вязанию крючком. Выбор схемы салфетки из отдельных мотивов. Повторение условных обозначений. Правила выполнения и соединения мотивов.
Практическая работа: вязание салфетки из отдельных мотивов; вязание панно «Бабочка» (Индивидуальная работа).
Занятие 67 – 88. Брюггские кружева. (44 часа).
Демонстрация журналов и книг по вязанию крючком. Брюггская техника вязания крючком. Основные правила выполнения брюггских кружев. Выполнение тесьмы по схеме. Соединение дужек тесьмы.
Практическая работа: выполнение образцов тесьмы; вязание салфетки «Кружевная фантазия»; панно «Декоративное сердечко».
Занятие 89 – 106. Выполнение выставочных работ. (36 часов).
Работа с литературой. Выбор схемы изделия, в любой изученной технике. Вязание изделия. Отбор лучших работ на итоговую выставку декоративно-прикладного творчества.
Практическая работа: изготовление салфетки по схематическому изображению.
Занятие 107. Сдача зачетной работы. (2 часа)
Просмотр работ учащихся. Собеседование. Сдача зачетной практической работы.
Занятие 108. Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов и анализ работ выполненных за год в виде презентации. Поощрение учащихся, за активное участие в работе творческого объединения.
3.3. Содержание программы 3 года обучения
1. Вводное занятие. (2 часа).
Знакомство с программой курса. Решение организационных вопросов. Повторение правил безопасности труда и личной гигиены.
Занятие 2 - 20. Филейное вязание. (38 часов).
Обзор литературы по филейному вязанию. Выбор сюжета на тему: «Корзинка с фруктами». Вязание изделия.
Практическая работа: вязание панно «Корзинка с фруктами» (индивидуальная работа).
Занятие 21 - 35. Вязание в традиционной технике, по кругу. (30 часов).
Демонстрация изделий двухцветных моделей. Выбор схемы изделия. Повторение условных обозначений и изучение новых. Техника вязания модели. Выполнение изделия.
Практическая работа: вязание салфетки.
Занятие 36 – 60. Изделия, из отдельных мотивов. (50 часов).
Работа с литературой. Выбор схемы изделия. Чтение схематического изображения. Выполнение изделия.
Практическая работа: вязание прямоугольной салфетки. (Индивидуальная работа).
Занятие 61 - 85. Брюггские кружева. (50 часов).
Выбор изделия из предложенных вариантов. цветового решения. Чтение схемы и поэтапный разбор выполняемого изделия. Вязание салфетки. Просмотр выполненных работ.
Практическая работа: вязание салфетки «Затейливые кружева». (Повышенный уровень сложности).
Занятие 86 - 106. Цветочные композиции из кружевных мотивов. (42 часа).
Обзор литературы. Техника вязания плоских и объемных цветов. Вязание листьев и стеблей. Вязание ваз и корзинок. Основы цветочной композиции. Гармония цвета. Формы букетов. Фон. Составление декоративной композиции.
Практическая работа: вязание элементов цветочной композиции. Составление композиций в технике аппликации: « Ромашки», « Романтичные цветы», «Корзина с цветами». (Индивидуальная работа).
Занятие 107. Сдача зачетной работы. (2 часа).
Просмотр выполненных работ. Сдача зачетной работы.
Занятие 108. Итоговое занятие. (2 часа).
Подведение итогов года в форме презентации. Поощрение учащихся за активное участие в работе творческого объединения.
Содержание программы 4 года обучения
1.Вводное занятие. (3 часа)
Знакомство с программой 4 года обучения. Повторение правил безопасности труда и личной гигиены. Решение организационных вопросов.
Занятие 2 – 11.Филейное вязание.
Демонстрация журналов, книг по вязанию крючком. Поиск схематических изображений в Интернете. Выбор схемы филейного вязания.
Практическая работа: вязание панно. (Индивидуальная работа).
Занятие 12-21. Вязание в традиционной технике, по кругу. (30 часов).
Выбор схемы салфетки, с более сложными элементами вязания. Изучение новых условных обозначений. Чтение и поэтапный разбор схемы вязания салфетки. Вязание изделия по схематическому изображению. Оформление изделия.
Практическая работа: вязание салфетки (индивидуальная работа).
Занятие 22-43. Изделия из отдельных мотивов.(66 часов).
Демонстрация журналов по вязанию крючком. Выбор схемы изделия. Вязание и соединение мотивов.
Практическая работа: вязание изделий: панно «Декоративное сердечко»; салфетка овальной формы; сумка (косметичка). (Индивидуальная работа).
Занятие 44-56. Брюггские кружева. (39 часов).
Демонстрация журналов и книг по вязанию крючком. Выбор схемы салфетки с усложненными элементами. (Индивидуальная работа).
Практическая работа: вязание салфеток.
Занятие 57-60. Выполнение творческого проекта. (12 часов).
Выбор темы и обоснование творческого проекта. Осознание проблемы. Выделение конкретной потребности. Выбор материала проекта, с технолога – экономической точки зрения. Планирование процесса изготовления. Разработка вариантов технологического процесса. Оценка стоимости готового изделия. Разработка возможностей его реализации. Определение рыночной цены.
Практическая работа: Выполнение творческого проекта. (Индивидуальная работа).
Занятие 61-70. Выполнение зачетной работы. (30 часов).
Выбор изделия в зависимости от темы творческого проекта. Выполнение зачетной работы из материалов творческого объединения.
Практическая работа: изготовление зачетной работы, по технологическим операциям.
Занятие 71. Презентация и защита творческого проекта. (3 часа).
Самопрезентация и краткий обзор творческого проекта. Демонстрация работы. Просмотр зачетных работ комиссией, с последующей аттестацией учащихся и рекомендациями по дальнейшему повышению творческого уровня.
Занятие 72. Заключительное занятие.(3 часа)
Подведение итогов и анализ работ выполненных за год. Поощрение учащихся. Вручение свидетельств об окончании творческого объединения.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1. Рекомендации по проведению занятий
Целью всех занятий является: поднять и поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету, повысить эффективность обучения.Занятие по программе "Художественное вязание крючком"» представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:
учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
определяются тип и структура занятия;
его тема, цель, задачи.
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный эмоционально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, детей с ОВЗ, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект занятия.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основной вид деятельности - практический.
Применяются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
проблемный.
частично-поисковый метод обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
исследовательский метод обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
словесный метод обучения: объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
метод практической работы;
метод наблюдения.
метод проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;проекто-конструкторский метод: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, деловая игра;наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, демонстрационные материалы;использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
Социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:
анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты,
интервьюирование;
деловая игра.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности и творческой активности:
поощрение;
создание положительной эмоциональной атмосферы и успеха;
создание игровой ситуации.
Методы организации контроля и самоконтроля познавательной деятельности:
анкетирование;
самоанализ;
опрос;
сравнение;
наблюдение;
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, экскурсия, конкурс, выставка, ярмарка. Педагогические приемы: убеждение, пример, разъяснение. Приучение, упражнение, показ, похвала, поощрение, сотрудничество, свобода выбора.
Методикапроведениязанятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческихработ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.
Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержимого материала.
4.2. Дидактическое оснащение занятий
Комплекты дидактического материала для каждого учащегося:
схемы;
папки со схемами по художественному вязанию крючком (более 1500) по темам:
филейное вязание;
вязание в традиционной технике, по кругу;
вязание из отдельных мотивов;
брюггские кружева;
вязание цветов;
альбомы с образцами, фотографиями.
образцы готовых работ.
Материалы, инструменты, приспособления:
ткань для фона. (Креп-сатин, бархатная и т.д.)
ножницы;
рамки для готовых работ – разного размера;
Д.В.П.;
нитки для вязания - «Снежинка», «Ирис», «Пехорка ажурная» и т.д.;
набор крючков;
тетрадь;
ручка;
Материально-техническое оснащение занятий:
Кабинет для обучения:
Столы 6 штук;
Стулья 10 -11 штук;
Шкафы для хранения материалов и демонстрации изделий – 2 -3 штуки.
Презентации: «Вязание из отдельных фрагментов», «Брюггская техника вязания крючком".
4.3. Цикл годовых мероприятий
Цикл годовых мероприятий и организации деятельности творческого объединения «Художественное вязание крючком»
№ п/п Мероприятие 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения Месяц
1 День знаний. + + + + Сентябрь
День открытых дверей. + 2 Выбор представителей в школьный парламент. + + + + 3 Конкурс на лучшее творческое объединение студии «Мастерица». + + + + В течение года
4 Участие в дистанционных конкурсах и выставках. + + + + В течение года
5 День именинника. + + + + Ежемесячно
6 Изготовление сувениров ко Дню пожилого человека. + + + + Октябрь
7 Акция «Поздравь своего учителя» + + + + 8 День рождение творческого объединения.
(12 ноября 1996 г.) + + + + Ноябрь
9 Подготовка к конкурсу «Рождественский сувенир» + + + + Декабрь
10 Родительское собрание. + + + + 11 Подготовка к конкурсу «Наряд для лесной королевы. + + + 12 Конкурс в т.о. «Зимняя сказка» + + + + 13 Участие в конкурсе на лучшее новогоднее оформление школьной территории» + + + + 14 Новогодний утренник. + + + + 15 Новогодняя лотерея (в творческом объединении). + + + + 16 Конкурс знатоков русских пословиц и поговорок. + Январь
17 Выполнение подарков ко Дню защитника отечества. + + + + Февраль
18 Акция «Подарок к 8 марта – своими руками» + + + + Март
19 «День смеха» + + + + Апрель
20 Конкурс «Пасхальный сувенир» + + + + 21 Викторина «Первая петелька» + 22 Акция «Подарок для ветерана» + + + + Май
Выставка «Красота рукотворная» + + + + 23. Викторина "Вязание крючком. Секреты мастерства."+ 24. Поле чудес "Вязание крючком" + 23 Лотерея по итогам года. + + + + 24 Подведение итогов конкурса на лучшее творческое объединение студии «Мастерица» + + + + 25 Родительское собрание. + + + + Анкетирование детей и родителей по итогам обучения. + + + + 4.4. Система стимулирования обучающихсяКоллективная система стимулирования обучающихся:
По результатам конкурса «Лучшее творческое объединение студии «Мастерица» проводится награждение групп победительниц.
Грамота за I место и ценный приз.
Грамота за II место и ценный приз.
Грамота за III место и ценный приз.
Индивидуальная система стимулирования обучающихся:
За высокие достижения в обучении; за активное участие и победу в творческих конкурсах и выставках, за поднятие престижа Центра на международных, всероссийских, региональных, муниципальных выставках и конкурсах, общественно-полезную деятельность и добровольный труд на благо Центра; благородные поступки применяются следующие виды поощрения:
- Благодарственное письмо директора Центра развития творчества;
- Благодарственное письмо директора родителям учащегося Центра;
- Грамота за активное участие и победу в творческих конкурсах и выставках.
- награждение ценным подарком;
- занесение фамилии обучающегося на Доску Почёта Центра;
По окончании курса обучения выдается сертификат об окончании обучения по программе «Художественное вязание крючком».
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белая Н.П. Магия кружев. – Мн.: Полымя, 2001. – 384 с.: ил.
Вязание крючком.BURDA. Перевод и издание на русском языке ТОО «Внешсигма», 1996. – 160с.
Вязание в технике филе. BURDA. Перевод и издание на русском языке ТОО “Внешсигма», 1997. – 63 с.
Гирич В.П. 1000 узоров вязания крючком.- М.: Легпромбытиздат, 1993.-288 с.: ил.
Карпова О.С. Полезные вещи для дома. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 240с.
Максимова М.В., Кузьмина М.А.Быстрый крючок. – М.; Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999.- 88с.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль; «Академия развития», 1998.- 208с.
Тарасенко С.В. Вязаная игрушка. 2 изд. Мн.: Полымя, 1997. -192 с.: ил.
Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком. - Мн.; Хэлтон. 1999. - 336 с.
Чижик Т. Б., Чижик М.В. Вязание ирландским кружевом / Серия «Это модно». – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 256 с.
Журнал «Валя – Валентина». – 1999. - №1-2. (Брюггерские кружева).
Журнал «Diana Креатив». – 2002. - № 8. (Цветы, связанные крючком).
Журнал «Чудесные мгновения. Вязание крючком». – 1999. - №2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Критерии оценивания учебных результатов согласно системе оценки знаний, умений и навыков учащихся
Показатели Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Число баллов
1. Теоретическая подготовка ребёнка
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям
Начальный уровень – ребёнок овладел более чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой;
Базовый уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период;
Повышенный уровень – освоил весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период, занимался исследовательской работой по изучаемым темам. 5 - 7
8 – 9
10
1.2. Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии
Начальный уровень – ребёнок избегает употреблять специальные термины;
Базовый уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой;
Повышенный уровень – специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. 5 – 7
8 - 9
10
2. Практическая подготовка ребёнка
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
Начальный уровень – ребёнок овладел более чем ½, предусмотренных умений и навыков;
Базовый уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период;
Повышенный уровень – овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период, выполняет самостоятельные творческие проекты с их использованием. 5 - 7
8 - 9
10
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Начальный уровень – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с материалами и инструментами;
Базовый уровень – работает с материалами и инструментами с помощью педагога;
Повышенный уровень – работает с материалами и инструментами самостоятельно, творчески. 5 - 7
8 - 9
10
2.3. Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий Начальный уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять простые практические задания педагога;
Базовый уровень – выполняет задания на основе образца, вносит элементы творчества в работу;
Повышенный уровень – выполняет практические задания творчески, не используя образцы. 5 - 7
8 - 9
10
3. Общеучебные умения и навыки ребёнка
3.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу
Самостоятельность в подборе и анализе литературы
Начальный уровень – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога,
Базовый уровень – работает с литературой, ведет поиск информации, с опорой на свои знания и собственный опыт с помощью педагога или родителей
Повышенный уровень – работает с литературой самостоятельно, умеет использовать полученные знания по миниатюрной живописи в других областях, осуществляет поиск информации с опорой на свои знания и собственный опыт, умеет анализировать, классифицировать и обобщать информацию. 5 - 7
8 - 9
10