Подготовка к сочинению-рассуждению на ЕГЭ по русскому языку (задание 25)

Работа над сочинением
 
1. Выбрать тему
2. Отметить в формулировке ключевые слова
3. Сформулировать тему в виде вопроса (проблемы)
4. Что я могу на это ответить? (набросать тезис(-ы)
5. Подобрать аргументы
6. Определить основные смысловые части
 
 
 
План
 
1. Вступление – определение и формулирование основной проблемы (лучше закончить вопросом)
2. Основная часть – ответ на вопрос: собственные тезисы (что я хочу сказать по поводу проблемы + доказательства (с опорой на произведение художественной, мемуарной, научно-популярной литературы, публицистику) + вывод (по данному тезису)
3. Заключение (вывод; краткий ответ на поставленный вопрос)



 Три базовых вопроса должны сопровождать чтение текста:
О чём этот текст?
Какие вопросы задаёт автор?
Как автор отвечает на эти вопросы?
 
Не надо подбирать аргументы к несуществующей проблеме. Надо понять исходный текст.
 

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
 
СТАВИТЬ - ВЫДВИГАТЬ, ПРЕДЛАГАТЬ. Правильно ставить вопрос. Ставить новую тему, задачу. Ставить проблему на обсуждение.
Затронуть – обратить внимание на что-нибудь, слегка коснуться чего-нибудь. Затронуть вопрос. Затронуть проблему, тему.
Упомянуть – коснуться чего-нибудь в речи, рассказе.
_____
 
    В тексте Д.С. Гусмана автор затрагивает проблему о взаимоотношениях взрослого человека с ребенком. В современном мире взрослые люди слишком сильно заняты своими проблемами и заботами. Они не воспринимают всерьез глупые детские вопросы. Взрослые не понимают, почему их ребенку слишком интересен окружающий их мир. Какое влияние оказывают взрослые на еще не искушенных жизнью молодых людей?      Размышляя над этой проблемой, автор приводит эпизод, когда он увидел настоящего доверчивого и бесхитростного ребенка. Автор рассказывает, что ребенок шел и пытался познать окружающий мир. Автор акцентирует внимание читателя на бесконечных вопросах, задаваемых малышом. Автор пишет: « Сынок, что ещё я могу рассказать тебе про луну, если не знаю больше того, что уже рассказал». Автор показывает эпизод взросления молодого человека. Несерьезные ответы взрослых людей приводят к грусти ребенка. Автор говорит: « Он усвоил жестокий жизненный урок.»       
  Позиция автора заключается в том, что неправильное поведение взрослого человека с ребенком, обрекает его на гибель детской жизни.
 
_____
 
    Достижения технического прогресса стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Они активно используются не только в повседневности, но и в военных действиях. Проблему негативных последствий технического прогресса затрагивает писатель И. Г. Эренбург.
    Размышляя над этим вопросом, автор вспоминает эпизоды из Второй Мировой войны. Он обращает внимание читателя на то, что техника, которая должна была служить во благо человеку, стала средством устрашения. Автор пишет: «Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки». Эренбург говорит о том, что машинная мощь стала опорой Германии в войне: «немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа».
    Автор считает, что « машина может быть добром и злом». К сожалению, удивительные изобретения в наше время используются для разрушения, запугивания, уничтожения и порабощения.
   (1)В 1969 году в воронежской «Коммуне» я прочитал заметку «Заживо погребённый» о человеке, который в сорок втором году дезертировал из армии и в течение двадцати лет укрывался на чердаке. (2)Он недавно спустился на землю и назвал своё имя. (3)Тонких Николай. (4)Случай невероятный. (5)Как журналист, я немедленно выехал в Воронежскую область (6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь открыла женщина лет семидесяти. (9)Хозяйка не рада гостю, но голос искательный. –(10)Сейчас позову Николая (11)Николай, как потом оказалось, первым увидел гостя – и сразу в сарай. (12) Любому человеку в его положении всякий разговор неприятен и тягостен. (13) Но гость сидит на скамейке, достал сигареты, закурить предлагает – надо поддерживать разговор. (14)Слово за словом я узнаю трагедию человека-труса. (15)В сорок втором, когда полыхал Воронеж, когда немцы рванулись к Волге, с холщовыми сумками за плечами из Битюг-Матрёновки в Липецк шла группа ребят. (16)Парни спешили к месту, где люди получали винтовки, потом садились в теплушки и отправлялись к Волге. (17)Каждый понимал, что ждёт его, но от страха руки только крепче сжимали винтовку. (18)А он испугался и бросил друзей, глухими дорогами пошёл назад, к дому. (19) В подсолнухах дождался полуночи и, озираясь, постучал в хату у Битюга. –(20)Мама, открой
(21)Мать сжала его в объятиях. –(22)Сынок (23)Живой, здоровый. (24)Никому не отдам (25)Один раз живём (26)Так начались страшные двадцать лет жизни на чердаке возле печной трубы. (27)Семь тысяч дней, похожих как близнецы. (28)Наперечёт известные звуки: это мать доит корову, это сестра повесила на стенку портфель, это скребётся мышь, это червяк точит стропила (29)При каждом незнакомом звуке человек у трубы вздрагивал, сжимался в комок. (30)Летом, в тёмные часы между зорями, человек спускался к земле. (31)Озираясь, он обходил вокруг хаты, трогал руками подсолнухи, прикладывал ладони к остывающим после дневной жары тыквам. (32)Уснувшие кузнечики шарахались из-под ног. (33)Человек думал: «Это они меня боятся (34)Часто думал: спущусь к людям, расскажу всё. (35)Боялся.(36)Уже не кары за трусость боялся – боялся жизни.  (37)Я завидовал тем ребятам, которые не вернулись. (38)Я думал: им хорошо, лежат спокойно, им носят цветы, их помнят. (39)А я (40)Зачем?.. (41)Много раз трогал руками верёвку. (42)Минута, и всё. (43)Кому я нужен? (44)Но жутко – живём один раз» (45)Так через двадцать лет огородами к сельсовету прошёл никому не знакомый человек, назвал себя (46)Вот и вся трагическая и жалкая судьба дезертира, променявшего живую жизнь на бесконечные годы страха. (47)Он живёт теперь среди нас, сам зарабатывает свой хлеб. (48)Он устаёт на работе, избегает людей. (49)Спит он по-прежнему на чердаке. (50)«Никак не привыкну к избе» (51)Вечерами, перед тем как полезть на чердак, долго стоит во дворе, провожает закат. (52)Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания. (53)Но у кого поднялась бы сейчас рука на этого жалкого, ссохшегося, с потухшими от страдания глазами человека, пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего себя сверх всякой меры! (54)Этот человек и теперь говорит: «Живём один раз». (55)Но он понимает, как беспощадны для него эти слова. (56)Двадцать золотых лет зачёркнуто в жизни. (57)Да и теперь что за жизнь? (58)Не всякий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот: –(60)Дезертир (61)Презрение людей – самое тяжкое наказание для человека. (62)А живём один раз  (по В.М. Пескову*) *Василий Михайлович Песков (род. в 1930 году) - русский советский писатель, журналист, путешественник и телеведущий.
 
slavinatv@mail.ru

«В этом тексте автор поднимает проблему, почему солдат может стать дезертиром».
«Наказание за проступок вот проблема, которая находится в центре внимания автора».
«К чему приводит человека трусость? Над этой прблемой размышляет автор».

Образец сочинения 
  В настоящее время множество людей, из-за развития индустрии развлечений, всё чаще сидят дома, играют в компьютерные или настольные игры и больше ничего не делают. Можно считать, что они тратят своё время зря? Именно эту проблему поставил в данном тексте советский писатель В.М. Песков.      Писатель рассказывает нам историю одного солдата, дезертировавшего из армии в 1942 году и просидевшего на чердаке своего дома целых 20 лет. Автор доказывает, что Николай Тонких провёл эти годы впустую: «Двадцать золотых лет зачёркнуто из жизни». Песков показывает солдата очень жалеющего о сделанном: «Я завидую тем ребятам, которые не вернулись. А кому я нужен?». Николай искренне раскаивается в трусости, но ничего не изменишь, годы не вернёшь.  В.М. Песков считает, что проведённый зря годы человеческой жизни - это худшее наказание, которое только можно придумать.      Я полностью согласен с автором, и действительно, осознание человеком, что он прожил свою жизнь зря, никак не сохранил своё имя в истории или не оставил после себя потомков, продолжающих его род. Это самое ужасное, что можно только понять в своей жизни.  В доказательство своей позиции мне первым делом приходит на ум Илья Ильич Обломов из романа Гончарова «Обломов». Илья Ильич олицетворение человека, проживающего свою жизнь зря. У него был шанс принести хоть какую-нибудь пользу, женившись на Ольге, но он его упускает. Так и закончил он свою жизнь, никак не вписав себя в историю.       Другим произведением, рассматривающим проблему пустой траты времени, является роман Тургенева « Отцы и дети». Главный герой романа - Евгений Базаров, придерживается нигилистических взглядов, то есть хочет разрушить все старые устои, но не хочет внедрять что-то новое. Вся его жизнь была пустой, он жил только ради безоблачной идеи, отрицающей что-либо в этом мире. Но любовь к вдове Одинцовой заставляет его задуматься, правильны ли его взгляды на жизнь или нет. Он не может принять то, что он был не прав в своих взглядах, поэтому и принимает смерть без всякого сожаления к своей прожитой жизни, так как она была пуста и бессмысленна.  И наконец, можно сделать вывод, что всегда в жизни нужно взвешивать свои действия и самое главное, не пытаться всегда жить ради развлечения. И нужно понимать, что ты пришёл на этот свет не просто так, и ты должен оставить после себя что-то полезное для следующих поколений.
 
(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.
(4)Это был Марей наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью  в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить  с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав,  то он разглядел мой испуг.
(8)Волк бежит! прокричал я, задыхаясь.
(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.
(10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен.  (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.
(14)Ишь ведь испужался, ай-ай! качал он головой. (15)Полно, родный. (16) Ишь, малец, ай!
(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.
(18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.
(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся  до вспрыгивающих моих губ.
(21)Ишь ведь, улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!
(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.
(23)Ну, я пойду, сказал я, вопросительно и робко смотря на него.
(24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. (26)Ну, Христос с тобой, и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.
(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.
(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири (30)Эта нежная  материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.
(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце (По Ф. М. Достоевскому*).
 


15