Методическая разработка урока по ОРКСЭ Золотое правило нравственности (4 класс)


Методическая разработка урока учебного курса ОРКСЭ
Модуль Основы светской этики
Урок 20. «Золотое правило нравственности»
Михеевой Ольги Юрьевны
МБОУ СОШ №4 города Коврова
Владимирской области
Цель: создать условия для понимания золотого правила нравственности, формировать мотивы нравственного поведения.
Задачи:
развивать этические чувства; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;
формировать умения работать с текстом, осуществлять поиск и обработку информации, высказывать суждения;
познакомить с формулировкой золотого правила нравственности, учить понимать его значение в жизни человека и общества, учить применять это правило в жизни,
Оборудование урока: презентация к уроку «Золотое правило нравственности», раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент
Интерактивная игра “Волшебный цветок добра”
- Встаньте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости.
Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.
Актуализация знаний
- Можно ли назвать все сказанные слова золотыми?
Слайд
- Какие ещё словосочетания можно составить с прилагательным золотой? (золотой характер, золотая молодёжь, золотые руки, золотое сердце, золотая пора, золотое правило и т.д.).
- Каково прямое и переносное значение этого слова?
- Как вы думаете, может ли правило быть золотым? Каким должно быть золотое правило? (Дети не формулируют его, а дают характеристику, ответы записываются на доске).
- Вспомните, что такое этика? (Учение о нравственности, о морали о правилах поведения).
- Сформулируйте тему урока (Золотое правило нравственности).
Открытие нового знания
- Узнать, понять золотое правило нравственности нам поможет сказка М.А.Андрианова «Полезное колдовство» (тексты сказки у ребят на партах).
- Читая, обратите внимание на поступки героев. (Используется приём «Инсерт» (чтение с пометами) ! – поступки радуют вас,
- печалят, потому что так поступать нельзя,
? спорные, над этим нужно подумать.
Полезное колдовство
Во дворе Витю многие дети считали не очень хорошим и даже немножечко противным. Как и все, он очень любил получать хорошее от других, а вот делать хорошее другим совсем не стремился.
И вот в самый обыкновенный день во двор вошел старый уставший человек с палочкой и присел отдохнуть на скамейке рядом с детьми. Увидев, как Витя мешает другим и бросает камни в построенный из песка город, старичок подозвал его к себе и сказал:
– Ай-ай-ай, Витя, некрасиво ты поступаешь по отношению к другим. Сам-то, небось, не захотел бы, чтобы кто-то стал разрушать твой город из песка.
– И откуда этот незнакомый старик знает мое имя, – удивленно подумал Витя, но тут, заметив, что старичок ходит с палочкой и очень старенький, он осмелел и грубо ответил:
– Нечего меня учить. В школе учат, дома все учат, да еще и во дворе хотят учить, сейчас как приведу свою собаку из дому, она у меня большая и очень страшно рычит.
– Ну что ж, Витя, если тебя слова не могут научить, то пусть тебя сама жизнь научит.
Старичок вдруг закрыл глаза и стал еле слышно бормотать какие-то непонятные слова:
абра мубра ракадуга,
веке креке куру бе,
все, что хочешь для другого,
нехорошего, плохого,
пусть воротится к тебе.
При этом старичок перевернул свою палку и, три раза стукнув ею о землю, встал и медленно ушел...
– Ага, все-таки испугался, – подумал Витя, глядя ему вслед. – А то бы ему здорово досталось от моей собаки.
И только он об этом подумал, как вдруг две собаки во дворе зарычали, залаяли и кинулись на него. Еле успел Витя на дерево залезть и только сидя наверху понял, в чем тут дело:
– Наверное, этот старик колдовать может и сделал так, что если что-нибудь плохое ему пожелаешь или сделаешь, то это сразу же к тебе вернется. Надо просто об этом старике не думать ничего плохого, а еще лучше о нем совсем забыть.
Перестал Витя думать о старике, и собаки сразу же разбежались. С дерева Витя увидел Юрку, катающегося на своем новеньком велосипеде, и вспомнил про вчерашний день, когда Юрка не дал ему прокатиться.
– Ух, вредина и жадина, – подумал про Юрку Витя. – Сейчас ты у меня свалишься.
Только Витя попытался сломать ветку дерева, чтобы потом кинуть ее в колесо велосипеда, как вдруг ветка под ним обломалась, и он сам упал на землю.
Сидит Витя на земле, трет место ударенное, а сам размышляет:
– Что же это такое получается? Неужели всю жизнь все плохое будет ко мне возвращаться? А может быть, это все случайно вышло?
Только оттер Витя со своей мокрой куртки грязь, как увидел Аню. У нее был сегодня день рождения, и она вышла во двор с большой красивой коробкой вкусных конфет.
– Вот глупая, – подумал Витя. – Я бы такие конфеты все сам съел бы, а она других угощает. Только Витя додумал свою жадную мысль, опять подействовало колдовство, хотела Аня конфету дать Вите, да вдруг передумала и сама ее съела. Обиделся Витя и говорит:
– Подумаешь, ну и подави... – тут Витя запнулся на полуслове, замотал головой и решил не договаривать свое плохое желание. Ведь оно рано или поздно обязательно к нему самому вернется.

- Что узнали о мальчике? Каким он был?
- Какие поступки мальчика вас опечалили?
- Правильно ли сделал старичок, совершив колдовство?
- Как вы думаете, чем закончилась эта история?
(Сначала Вите было трудно желать и делать другим одно только хорошее, но потом он к этому привык, это даже ему понравилось, потому что все вокруг стали относиться к нему намного лучше и добрее. А на того старичка, который заколдовал его на всю жизнь, Витя ни капельки не сердится, а наоборот, каждый раз добрым словом вспоминает.)- Какое правило запомнил Витя на всю жизнь? (Не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе)
- Можно ли это правило нравственности назвать золотым? (Главное, необходимое при общении людей)
- А теперь сравним наш вывод с формулировкой правила, данной в учебнике.
- Прочитайте золотое правило нравственности в положительной, отрицательной формулировке.
Слайд
Первичное закрепление
- Почему появилось золотое правило нравственности?
- Как вы думаете, это правило придумал один человек, или, может быть это народная мудрость какой-то одной страны?
- Золотое правило нравственности стали называть в XVIII в. Но на самом деле это правило как способ управления поведением людей сложилось гораздо раньше. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.
Слайд (дети читают высказывания древних мудрецов)
Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей, Будда захотел научить людей быть счастливым, показать им путь к счастью. Будда учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».
Примерно в тоже время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или учитель Кун). Он тоже хотел научить людей жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил: «Только добро ведёт к счастью».
Греческому философу и математику Фалесу (VII–VI в.в. до н.э.) задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» Он ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».
- Что общего в словах великих мудрецов?
Самостоятельная работа (с самопроверкой)
1) Задание на карточках (индивидуальная работа)
- Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности? Слайд
Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Как аукнется, так и откликнется.
Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
Проверка со слайда, объяснение смысла пословиц.
- Знаете ли вы другие пословицы, которые соответствуют золотому правилу нравственности? (Не плюй в колодец, придётся воды напиться. Что посеешь, то и пожнёшь.)
2) Работа в парах
- Как научиться применять золотое правило нравственности в жизни?
- Расположите действия в нужной последовательности (разрезные карточки у детей на партах)
Оцени последствия поступка в мыслях и чувствах.
Попытайся встать на место того, на кого направлено действие.
Ответь на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?»
Если ответ «нет», поступок совершать нельзя.
Проверка со слайда.
Итог урока
- Какое главное правило человеческих отношений?
Тест (раздаётся детям)
Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?
□ потому что это закон государства
□ в этом правиле заключается добро человеческих отношений
□ потому что в школе за его соблюдение ставят хорошие оценки
□ все варианты верны
Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?
□ задумываться о своих поступках
□ любить людей, как самого себя
□ любить самого себя
□ все варианты верны
Какое чувство мешает соблюдать золотое правило нравственности?
□ восторг
□ страх
□ жалость
□ уважение
Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе. (Например, «Я не буду…, так как….. «Я буду …., так как…) Слайд
- Какие мысли на уроке заставили тебя задуматься?
Домашнее задание
- Выбери для себя домашнее задание Слайд
Распределите словосочетания в 2 группы, в одну поместите связанные по смыслу с золотым правилом нравственности, а в другую – не связанные с ним.
Делиться с другими, поддерживать товарища, играть на пианино, бегать по дорогам, быть внимательным к другим, ходить на рыбалку, быть в хорошем настроении, быть добрым и справедливым.
Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило золотому правилу нравственности?
Мама ______________________________;
Папа ______________________________;
Бабушка ___________________________;
Дедушка ___________________________.
Оцени поступки главных героев сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.
- Закончить урок мне бы хотелось словами персидского поэта XV века Джами: Слайд
Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.