Умножение многозначного числа на однозначное, когда в множителе есть нули.

Умножение многозначного числа на однозначное, когда в множителе есть нули.
Цели урока:
Познакомить учащихся с приемом письменного умножения многозначных чисел на однозначные, когда в записи первого множителя есть нули.
Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивать умение решать задачи, логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки.
Оборудование:
Презентация,
каточки для устного счета, для творческой самостоятельной работы,
схемы-опоры,
шкатулка с шоколадными монетами,
смайлики,
рисунки катера и буксира.
ТИП УРОКА: Урок изучения нового материала.
АВТОРСКИЙ МЕДИАПРОДУКТ: презентационное сопровождение к уроку.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте. Меня зовут Т. А. Сегодня я буду исполнять роль вашего учителя Т. Ф., а вы роль учеников, т. е. самих себя. Я буду очень-очень стараться, чтобы у нас все получилось. Вы мне поможете?
Недавно вы выучили законы умножения. Давайте попробуем составить один из них.(Выставляю карточки Т.Ф.* Т.А.=.)как вы думаете, смена учителей не помешает вам хорошо усвоить урок?Какой закон применили? В таком случае я разрешаю вам называть меня и Т.Ф., и Т.А.
Итак, мы распределили роли. Я предложу вам немного пофантазировать.Представьте,что мы снимаем фильм. что вы не ученики 4 класса, а матросы. Вы сидите в кафе на берегу моря, слушаете рассказы бывалых моряков и сами мечтаете отправиться в плаванье. И вот в кафе входит капитан(одеваю фуражку) и говорит:
- Я собираю команду, чтобы отправиться на поиски клада и когда мы его найдем, то разделим поровну. Я случайно подслушал разговор двух пиратов. Один говорил другому, что клад спрятан в шкатулке, которая закопана на острове, и найти ее нетрудно, если знать математику. Но когда пираты тащили сундук с кладом, один пират рассыпал немного монет по пути их следования, я их собрала и буду вам их выдавать в качестве бонусов,они лежат у меня вот в этом конверте. А после урока на перемене вы сможете их обменять на оценки, если вас они устроят.
Активизация знаний
Устный счет.
Отправляемся в путешествие?
Мне нужны не только отважные матросы, но и сообразительные, дружные и здоровые. И сейчас мы это проверим. На уроках «Основы здоровья» вы проходили. Что вздоровое питание должно включать какие вещества? Сейчас решим задачу о белках.
Пища школьника, занимающегося спортом, должна содержать достаточное количество белка, который необходим для развития мускулатуры. Школьник должен получить 90г . белка в день.Какое количество белка нужно школьнику в неделю, в месяц?
Примеры на умножение дети решают, обратной сторой переворачивают у доски. Из полученых букв соберем слово(умножение)
Мозговой штурм Вспомним все, что знаем об умножении.(куст, на листиках пишу:сложение одинаковых слагаемых, множитель, множитель. частное, при умнож. на ноль получаем ноль, при умнож на 1 получаем то же число, перемест. закон, распределит, перемест.)
Молодцы, я всех вас принимаю в команду!
Актуализация знаний
А на чем можно добраться до острова?
Мы будем путешествовать на корабле, но его нужно построить. Для этого выполним такие задания(слайд)
- Посмотрите на выражения  l-го столбика. Что заметили? Чему равны значения всех произведений? Почему? (правило: a * 0 = 0) Бонусы
- А какое правило поможет нам вычислить значения произведений 2-го столбика? (a * 1 = a)Бонусы
- Назовите, чему равны значения этих выражений. Бонусы
- Усложним задание. Что заметили? (Что общего?) Чему равны значения этих выражений? - Молодцы! Бонусы Построили корабль. Можно отправляться в путь!
(Слайд Рисунок корабля.)
Каллиграфическая минутка с творческим заданием
-Вот что сделали знание математики и дружба.А чтобы сохранить в памяти надолго впечатления о путешествии, будем вести записи в судовых журналах. Их роль будут выполнять ваши тетрадки. Откройте их и запишем дату нашей отправки в путешествие. А я пока пройдусь посмотрю. Как вы выполняли записи раньше, как справились с домашним заданием. Хвалю.
Передали прогноз погоды. В котором говорится, что штормы в этом месяце будут в нечетные дни, а спокойным море будет в четные. Какая сегодня погода на море?
Ну что ж поднимаем паруса. Чтобы наполнить их попутным ветром, продолжите числовой ряд. Какие числа будут? Составьте из первых трех цифр всевозможные трехзначные числа. (проверка, бонусы)
Работа над новой темой. Отправляемся на остров Новых знаний.
- Найдите значение выражения: 406 * 5. (на доске)
(с комментирование у доски, запись столбиком) Бонус
- А теперь немного усложним задание. Найдите значение этого выражения: 3 406 * 5.Бонус
- Посмотрите внимательно на эти выражения. Что вы заметили общего? (умножали на 5, первые множители похожи единицами 1 класса)
- Изменился ли алгоритм решения во 2-м случае?
- Какой можно сделать вывод? (четырехзначные числа умножают так же, как и трехзначные: сначала умножают единицы, потом десятки, сотни и т.д.) А если подставим еще одно число?
- Раньше мы уже выполняли умножение трехзначных чисел на однозначные. Что еще интересного заметили? (Обратите внимание на l множитель). ( В записи 1множителя есть 0) - Так чему мы сегодня будем учиться?
(Тема урока объявляется детьми.) Бонус
- Правильно, письменно выполнять умножение многозначных чисел на однозначные, когда в 1 множителе есть нули.
Усвоение новых знаний.
-Плывем к мысу Умений.
Работа с учебником.
- Откройте учебники на c.112, найдите №616.
(по вариантам, взаимопроверка) Бонусы тем, у кого 11
- Так чему мы сегодня учились?
- Молодцы, вы все справились с заданиями и достойны отправиться в путь за кладом на Остров Сокровищ!
- Но что это? Впереди пиратская пристань! Но нам ведь туда не надо! Наверное, в морских картах допущены ошибки в расчетах!
Задание: Внимательно посмотрите на выражения. Нужно скорее найти правильное решение, пока пираты не захватили наш корабль! 1 ряд-1 пример, 2-2, 3-3.Первым бонусы
(Примеры записаны на слайде)
- Обоснуйте свое решение.
- Прекрасно, решение найдено! Корабль благополучно минует пиратскую пристань! Давайте немного отдохнем!
Физкультминутка. (под музыку выполняют танцевальные движения)
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это-брасс.
Одной, другой- это кроль.
Все как один-
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Повторение и закрепление пройденного материала.
_-На горизонте показался остров. Нам нужно пополнить запасы воды. Его название отгадайте
Первое – предлог,
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом? ( задача) бонус
Подойти к берегу мы не сможем. Очень мелкая гавань. Что же делать? Будем добираться катером и буксиром
Задача в учебнике №619 ( на партах схемы задачи. Дети их заполняют)
Читают. Как называются такие задачи? О чем задача?Что знаем? Чертеж на слайде. Зная скорость и время, что можем найти? Что найдем 1 действием? Что вторым? Какое расстояние прошел катер, а буксир. Теперь найдем расстояние между ними? Каким действием? Запишите решение.(При проверке обратить внимание: расстояние от Симферополя до Ялты 81 км) Ответ не пишите. Как еще можно решить эту задачу? Самостоятельно 2 способ. БонусКакой способ рациональнее(лучше)? Запишем ответ.
Запасы пополнили. Выходим в открытое море. Пока плывем решим еще одну задачку №618. Прочитайте условие.О чем задача? Как называются задачи с латинскими буквами? Что обозначает k в задаче? Что обозначает с? (запись краткого условия) Какой главный вопрос задачи? Можем мы на него ответить? Что для этого нужно знать?
Работать будете в парах.Ученики1 варианта думают, как найти сколько зрителей было в большом зале, 2 вариант -в маленьком зале. Потом, объединившись, отвечают на вопрос задачи. И записывают сообща решение и ответ задачи. Фронтальная проверка.
Творческое задание
- Смотрите, впереди Остров Сокровищ! Нас встречает местный житель. Он чем-то расстроен.
- Оказывается, он не может справиться с одним заданием. Давайте ему поможем. (Задания на кокосах, вставить недостающие цифры)
- Молодцы! Отлично справились с заданием. Местный житель так обрадовался, что подарил нам карту острова. Вот она.
- А где же нам искать клад?
- Давайте двигаться по плану: - Ну, вот и то место, где зарыты сокровища. Давайте их выкопаем. Для этого надо найти длину нашего пути. Какую фигуру напоминает наш маршрут?(ломаную)Сколько отрезков в нашей ломаной?Как найти длину ломаной? А если отрезки все одинаковы?Найдите ее в тетрадях. Фронт проверка. БонусыПереведите метры в километры. бонусы
- Ну вот, клад мы и нашли! Показываю шкатулку. На перемене вы его разделите поровну с Т. Ф. как и договаривались.
Домашнее задание. Для того. Чтобы закрепить полученные знания дома необходимо выполнить №622. найдите его в учебнике. Сравните его с №616. который мы решали в классе. Они подобны. Значит справитесь без проблем. Те, кто почувствует, что справится сам и захочет этого решит еще №621. Откройте дневники и запишите.
Итог урока.
А сейчас внимание на экран. Давайте проанализируем.
Релаксация
Как думаете получился у нас фильм? У вас на партах смайлики. Поднимите и покажите тот, который отражает ваше состояние на этом уроке.
Спасибо за урок
Резерв ( на доске) По выражению (65+70)*4 составить задачу на встречное движение;
Веселые задачи
15