Методическая разработка внеклассного мероприятия Интеллектуальные игры по химии
Департамент образования и науки Приморского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Приморский многопрофильный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Интеллектуальные игры по химии».
Выполнила: Демидова Н.И.
Партизанск2015
Внеклассное мероприятие «Интеллектуальные игры по химии». («Химики - умники», « Кто хочет стать миллионером»).
Н.И. Демидова - преподаватель химии и биологии КГБ ПОУ «ПМК»
В работе представлен материал для проведения внеклассного мероприятия интеллектуальные игры по химии: «Кто хочет стать миллионером», «Химики - умники». Работа может быть использована для обобщения всех полученных знаний по неорганической химии во время проведения предметной недели. Игра помогает повторить и проанализировать полученные знания по химии, побуждает учащихся к познавательной деятельности; развивает логическое мышление. Осуществляется реализация связей химии с предметами: биологией, историей, литературой. Игра способствует развитию сообразительности. Работа рекомендована для преподавателей химии и биологии колледжа.
Методическая разработка обсуждена на методическом совете КГБ ПОУ «ПМК»№ 3 от 25.11.2015 года.
Рецензент: Горшкова В.Г., старший методист КГБ ПОУ «ПМК»
Н.И. Демидова.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Приморский многопрофильный колледж».
Адрес: 692851, г. Партизанск, ул. Техникумовская, д.1
Тел.: 6-20-16
Факс: 6-20-16.
Содержание:
1. Цели и задачи внеклассного мероприятия4
2. Интеллектуальная игра «Химики - умники», цели и задачи4
3. Первый раунд: «Химия – знаковая наука»5
4. Второй раунд: «Связь химии с другими науками»6
5.Третьий раунд: «В мире химии».9
6. Финальный раунд11
7. Дидактическая игра по химии «Кто хочет стать миллионером?»14
8. Интернет – ресурсы18
Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Интеллектуальные игры по химии». («Химики - умники», « Кто хочет стать миллионером»).
Цель: обобщение всех полученных знаний по неорганической химии.
Обучающая задача: повторить и проанализировать полученные знания по химии.
Развивающая задача: побуждение учащихся к познавательной деятельности; развитие логического мышления; реализация межпредметных связей биологии, истории, литературы и химии; развитие сообразительности.
Воспитательная задача: воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, коллективизма.
Начинаем наше внеклассное мероприятие по химии.
Предлагаем вашему вниманию интеллектуальную игру «Химики - умники».
Цель: обобщение всех полученных знаний по органической и неорганической химии
Обучающая задача: повторить и проанализировать полученные знания по химии.
Развивающая задача: побуждение учащихся к познавательной деятельности; развитие логического мышления; реализация межпредметных связей биологии, истории, литературы и химии; развитие сообразительности.
Воспитательная задача: воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, коллективизма.
Ход игры:
Ведущий: Добрый день! Я приветствую всех. Мы начинаем интеллектуальную игру «Химики - умники». Уважаемые участники игры!
Вас попрошу представиться, приветствуйте друг друга!
Сегодня вы соперники, и вам придется туго.
Но завтра в классе встретитесь и вы опять друзья!
Вы знаниями наполнены, светлы, разумны лица.
И знаний ваших силушку проверить мне пора.
Для этого придется вам с соперником сразиться.
Но помните - это не битва, а только лишь игра!
Слова участникам игры для приветствия.
Ведущий: Я вижу, вы готовы, в бой рветесь, господа.
Скажу свое я слово, игру начнем тогда.
А начать хочу словами Дистервега:
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
И так первый раунд. Химия – знаковая наука.
Разминка:
5 баллов. Цифра, стоящая перед формулой в уравнении - …( коэффициент)
10 баллов. … - это вещества изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды. (индикаторы)
15 баллов. Химический элемент может существовать в трёх формах: свободные атомы, простые вещества, … вещества. (сложные)
20 баллов. На доске были записаны уравнения реакций, но кто - то стер часть записей. Необходимо их восстановить. CH3COONa + … = CH4 + … ( NaOH , Na2CO3)
25. баллов. По современным представлениям атом состоит из положительно заряженного … , вокруг которого вращаются отрицательные … . (Ядра, электроны))
Зашифрованное вещество
5 баллов. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон)
10 баллов. Прочитав данное предложение, найдите в нем название предельного углеводорода. «Смета на строительство нового объекта было утверждена» (метан)
15 баллов. «Сухой лед» - это … (Твердый оксид углерода ( IV))
20 баллов. Писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою можно наслаждаться, не ведая, что ты такое… Ты самое большое богатство на свете…” О чем писал Экзюпери? (Вода)
25 баллов. «Желчь бога Вулкана» - это выражение о каком элементе? (Сера))Заряженные частицы
5 баллов. Наименьшая частица вещества. (атом )
10 баллов. Свойство атома оттягивать электроны от другого атома. (Электроотрицательность)
15 баллов. Элементарные частицы, движением которых обуславливаются свойства металлов проводить тепло и электрический ток. (Электроны).
20 баллов. Что с переводе с греческого обозначает слово «ион»? (Идущий)
25 баллов. Атомы с одинаковым зарядом атомного ядра, но с разной атомной массой. (Изотопы))Номенклатура
5 баллов. Сообщаю: я спешу!!
Исчертил всю доску белым.
Исчезаю. Был я мелом. (карбонат кальция)
10 баллов. Алкан с семью атомами углерода. (гептан)
15 баллов. Вещество отвечающий общей формуле С2Н6О (Этанол)
20 баллов. Высокомолекулярное вещество, которое получается в процессе полимеризации. (Полимер)
25 баллов. Как называется функциональная -NH2 группа. (Амино группа)
Ведущий: Завершился первый раунд. По правилам игры нас покидает игрок набравший наименьший бал. Увы _______________, это вы.
Мы начинаем второй раунд «Связь химии с другими науками»
Без химии жизни, поверьте, нет.
Без химии стал бы тусклым весь свет,
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим,
Химией лечимся, клеим и шьем,
С химией мы бок о бок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!
Химия и литература
5 баллов. Перевёртыш: Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо)
10 баллов. Перевёртыш: Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы)
15 баллов. Назовите авторов строк: «Я помню время золотое…» (Ф.И. Тютчев)
20 баллов. Назовите авторов строк: «А за окошком в первом инее лежат поля из алюминия…» (А.Вознесенский)
25 баллов. Назовите авторов строк: «Поэзия та же добыча радия, в грамм добыча, в год труды.» (В.Маяковский))Химия и биология
5 баллов. Какие вещества образуются при фотосинтезе? (кислород и глюкоза)
10 баллов. В название каких структурных элементов ядра клетки, содержащих ДНК, входит название химического элемента? (Хромосома)
15 баллов. Каким препаратом можно вывести больного из бессознательного состояния? (Нашатырный спирт)
20 баллов. При неправильном использовании удобрений какие вредные вещества накапливаются в овощах? (Нитраты)
25 баллов. Какой галоген помог открыть ученому кот? (йод)
У нас дома
5 баллов. Как называются изделия из глины? (керамика)
10 баллов. Какой металл используют для изготовления нитей накаливания в электрических лампочках? (Вольфрам).
15 баллов. Какой камень можно употреблять в пищу? (Каменная соль, хлорид натрия)
20 баллов. Однажды ученый Бертолле растирал соль КСlО3 в ступке, где осталось немного серы. Смесь взорвалась, так впервые Бертолле осуществил реакцию, которую применяют при производстве чего? (спичек)
25 баллов. Некоторое вещество, содержащееся в древесном дыме, позволяет получать копченую колбасу и рыбу, а раствор этого вещества используется для консервирования биологических препаратов. Назовите это вещество. (Формальдегид)
Химия и медицина
5 баллов. Недостаток какого элемента приводит к кариесу зубов? (Фтор)
10 баллов. Какую роль выполняет питьевая сода, когда её пьют при изжоге? (Нейтрализует соляную кислоту в желудке)
15 баллов. Она образует два аллотропных видоизменения: бывает кристаллическая и пластическая, входит в состав мазей и присыпок, способствует заживлению ран. (Сера)
20 баллов. В виде таблеток это вещество применяют внутрь при пищевых отравлениях. Получают его при прокаливании древесины (березы) без доступа воздуха с последующей обработкой. (активированный уголь).
25 баллов. Физиологический раствор вводят в организм человека при большой потери крови. Какое основное вещество входит в состав этого раствора? (Хлорид натрия)
Ведущий: Второй раунд закончился. ______________ у вас наименьший балл. Мы к сожалению прощаемся с вами. Вы покидаете игру.
А мы начинаем третий раунд «В мире химии»
В химической лаборатории
10 баллов. Нагревательный лабораторный прибор. (спиртовка)
20 баллов. ''Она идет'', ''она прошла'', никто ни скажет, что пришла. (Химическая реакция)
30 баллов. В банку с керосином бросили кусок металлического калия. У ребят спросили, что произойдет?
- Радик ответил: "Калий - металл очень активный. Попав в керосин, он воспламенится, Будет пожар".
- Ренат сказал: "Ничего не произойдет. Калий самовоспламеняется в воздухе. Его до банки не донесут - сгорит".
- Миша произнес: "Металл упадет на дно и останется лежать там".
Кто прав? (Миша)
40 баллов.
Стих:
Кислотно-основной инстинкт
Хотите о любви повествование?
Извольте: расскажу начистоту
Историю о том, как основание
Однажды повстречало кислоту.
Бесцветная, в пробирочке с бюреткою,
Но так чиста, беспримесна, светла,
Смотрела кислота на щелочь едкую
Сквозь слой лабораторного стекла.
И прошептала щелочь, словно пьяная,
С крепышки не сводя влюбленный взор:
«Ах, милая! Какая вы соляная!
О, этот водород! О, этот хлор!
Клянусь, что никого не видел краше я!
Я, едкий натр, всю жизнь о вас мечтал!
И дрогнула соляночка прекрасная,
Прониклась той же радостной мечтой…
И вот десница лаборанта властная
Соединила щелочь с кислотой!
И слышалось шипение, бурление,
Вскипала страсть, искрились пузыри…
И это длилось целое мгновение.
От силы – два. Не более, чем три…
И что осталось от былой активности?
Одна солоноватая вода.
Да мокрый лакмус, бледный до противности.
Чего краснеть? – Нейтральная среда…
Вопрос: О какой реакции идет речь? (нейтрализация)
Неорганическая химия
10 баллов. Сложные вещества, при диссоциации которых образуются ионы водорода. (Кислоты)
20 баллов. Растворимые в воде основания. (Щелочи)
30 баллов. Соединение серы, имеющее запах тухлых яиц. (сероводород)
40 баллов. Какой газ называют «веселящим»? (оксид азота (I))
Органическая химия
10 баллов. Органические соединения, содержащие в своем составе только углерод и водород. (Углеводороды)
20 баллов. Ученый, заложивший основы теоретической органической химии. (А.М. Бутлеров)
30 баллов. Скажи, какая из органических кислот, в лесу под деревом живет? (муравьиная)
40 баллов. Этих солей не найти ни в воде, ни в Земле, но есть в магазине, и в каждой семье. (Мыло – соль высших карбоновых кислот)
Ведущий: Подошёл концу и третий раунд. У нас выходят в финал три игрока. Это __________, _____________, ____________. Увы, __________ а вы покидаете игру.
И так финальный раунд.
Химические процессы
25 баллов. Разрушение металла под действием окружающей среды? (коррозия)
50 баллов. Пусть математик удивится: один прибавить к одному, у химика – один (реакция соединения).
Топливо
25 баллов. Что называют «черным золотом»? (Нефть)
50 баллов. Основной компонент природного газа. (Метан)
Химическая промышленность
25 баллов. Такова моя природа:
Известняк, песок и сода,
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня
Я прозрачно и светло
И зовут меня … (стекло)
Периодическая система Д.И. Менделеева
25 баллов. В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем. (Водород и гелий)
50 баллов. В конце периода стоит, В нем вода и то горит. (Фтор)
Соли
25 баллов. Соль муравьиной кислоты (Формиат)
50 баллов. Темно-фиолетовые кристаллы, хорошо растворимы в воде. Это соль –сильный окислитель, при соприкосновении с концентрированной серной кислотой взрывается. При пропускании этилена его раствор обесцвечивается. Антисептик. (Перманганат калия)
Вода
25 баллов. Какое твердое водородное соединение и в огне не горит и в воде не тонет? (Вода, лед)
50 баллов. При какой температуре вода реагирует с платиной? (Вода с платиной не реагирует.)
Кислоты и основания
25 баллов. Какое вещество называют «летучей щелочью»? (Аммиак)
50 баллов. Реакция спирта и карбоновой кислоты с образованием сложного эфира. (Этерификация)
Растворы
25 баллов. Вещество, растворяющее другие вещества. (Растворитель)
50 баллов. Как называется раствор, образующийся при нагревании крахмала с водой? (клейстер)
Браво ______, вы победили, это ваша игра, а _______, ________, вас прошу не расстраиваться это лишь игра.
Наша игра подошла к концу. Спасибо всем за внимание.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО ХОЧЕТ СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ»
ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Цель:
Углубить знания по неорганической химии.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать развитию уверенности в своих знаниях.
Способствовать развитию стойкого позитивного интереса к химии.
Игру можно проводить при проведении недели химии в колледже.
Слайд № 1 «ТИТУЛЬНЫЙ»
Учитель зачитывает стихотворение:
Нам дарит химия сегодняЧудесных множество веществ,Пластмассы, каучук, волокнаВсех их, конечно же, не счесть.
Для урожаев – удобрения,Для техники – металл любой.Строителям - цемент и краски,Врачам – лекарств огромный рой.
Нам химия подарит свет,Уют, одежду, обед приличный.Даст то, чего в природе нетЛишь знать ее должны мы на “отлично”.
На слайде по щелчку мыши появляется заголовок «Кто хочет стать миллионером» и далее переход на следующий слайд.
Слайд № 2
На слайде автоматически появляется «Неорганическая химия» и звучит музыкальное вступление.
Учитель объясняет правила игры:
Игра аналогична игре «Кто хочет стать миллионером» на TV.
В игре принимает участие 1 или 2 ученика.
Тема игры: неорганическая химия.
В игре представлено 15 вопросов с четырьмя вариантами ответов, один из которых – правильный.
Вопросы № 5 и № 10 – «несгораемые оценки».
После ответа на 5 вопрос можно в любое время отказаться от игры и получить оценку «4», после ответа на 10 вопрос – оценку «5».
Но если вы продолжаете игру и отвечаете неправильно, то оценка не сохраняется.
Ответив на 15 вопрос, вы получаете оценку «5» и сувенир.
Во время игры можно воспользоваться пятью подсказками:
50 х 50 – ведущий убирает два заведомо неправильных ответа;
звонок другу – звоните любому знакомому; длительность звонка 30 секунд;
право на ошибку – ответить на данный вопрос можно два раза;
ответ друга – вы предоставляете право ответа одному из учеников;
помощь класса – класс голосует за один ответ, поднимая руку.
В любой момент, до оглашения своего ответа, вы можете передать право игры другому ученику.
Инструкция:
Переход от слайда к слайду производится по щелчку мыши.
Номинал вопроса – по щелчку мыши. Вопрос – по щелчку мыши, ответы появляются поочерёдно автоматически.
Правильный ответ появляется по щелчку на рамку с ответом (вращение); если ответ неправильный – по щелчку на рамку ответа – автоматически исчезает.
ВОПРОСЫ:
Вопрос Варианты ответов Дополнительная информация
100 Неорганическая химия изучает: А) химические элементы
В) неживую природу
С) соединения водорода
D) живые организмы 200 Разновидность атомов одного и того же элемента А) модификации
В) дальтониды
С) бертоллиды
D) изотопы
Изотопы имеют один и тот же порядковый номер, но разное количе6стро нейтронов
300 Какой тип химической связи находится в молекуле хлористого натрия А) ковалентная
В) водородная
С) ионная
D) металлическая
500 Из перечисленных веществ укажите эмульсию А) туман
В) керамика
С) шоколад
D) молоко 1 000 Распад молекул на ионы под действием растворителя называется А) ассоциация
В) диссоциация
С) растворение
D) гидратация
2 000 Из перечисленных веществ укажите не электролит А) серная кислота
В) этиловый спирт
С) едкий натр
D) хлористый калий 4 000 Укажите самый активный металл А) фтор
В) ртуть
С) калий
D) платина 8 000 Какой ученый открыл закон смещения химического равновесия А) Авогадро
В) Ломоносов М.В.
С) Ле ШатальеD) Аррениус С. 16 000 Активные металлы получают в промышленности путем: А) алюминотермии
В) адсорбции
С) диффузии
D) электролизом
Активные металлы получают в промышленности путем электролиза расплава солей этих металлов, так как при электролизе растворов солей этих металлов вместо металла на катоде выделяется водород воды, т.е. вода оказывает влияние на электролиз
32 000 Какие металлы и сплавы относятся к черным А) железо, сталь
В) медь, бронза
С) цинк, латунь
D) алюминий К черным металлам относятся железо и его сплавы: сталь и чугун
64 000 Жесткой называют воду, которая содержит ионы А) натрия и калия
В) кальция и магния
С) хлора
D) серебра 125 000 Вещество, которое изменяет скорость химической реакции, оставаясь к концу неизменным, называется А) ингибитором
В) катализатором
С) стабилизатором
D) адсорбентом 250 000 Из перечисленных веществ укажите самый сильный окислитель А) хлор
В) кислород
С) фтор
D) озон
500 000 Какое вещество является реактивом на углекислый газ А) известковая вода
В) хлорид бария
С) крахмал
D) серебро 1 000 000Какой из металлов наиболее распространен в земной коре А) железо
В) медь
С) цинк
D) алюминий Интернет ресурсы:
http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Braconnot.html - А.Браконноhttp://www.alhimikov.net/biograf/proust.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%F0%EC%E5%ED%F2%FB –http://aida.ucoz.ru – шаблон презентации