Реализация системно-деятельностного подхода через организацию самостоятельной деятельности учащихся


Реализация системно- деятельностного подхода
через организацию самостоятельной
деятельности учащихся


2015 г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………3
Основная часть
2.1 Виды самостоятельной работы учащихся …………………5
Используемые технологии ……………………………………8
2.3 Планируемые метапредметные результаты…………………11
2.4 Условия ее успешной реализации самостоятельной работы учащихся…………………………………………………………12

Заключение …………………………………………………………13

1.Введение
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра».
Джон Дьюи.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями в деятельности учителя, реализующего новый стандарт. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Возникает проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда
Для решения проблемы необходимо
не передавать ученикам определенный объем знаний, а научить самому добывать знания
поддерживать и развивать интерес к предмету
формировать умение анализировать
прививать навыки исследовательской работы;
развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся;
учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации
показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках математики;
Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Организация самостоятельной деятельности, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя . Но самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание и изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала
Цель
изучить организацию самостоятельной работы школьников и условия ее успешной реализации
Задачи
развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности
научить их самостоятельно овладевать знаниями
научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
2.Основная часть
2.1 Виды самостоятельной работы учащихся
Работа с книгой. (чтение текста вслух, чтение текста про себя,
воспроизведение содержания прочитанного вслух ,обсуждение прочитанного материала, разбиение прочитанного текста на смысловые части, самостоятельное составление плана прочитанного, работа с рисунками и иллюстрациями, работа над понятиями и терминами )
Выполнение упражнений
Меняется формулировка заданий:
-проанализируйте
-докажите (объясните)
-сравните,
- создайте схему
-продолжите
- сделайте вывод
- выберите способ решения
- оцените
-измените
-придумайте




Выполнение практических работ
Проверочные самостоятельные, контрольные работы, математические диктанты
Подготовка докладов, рефератов.
Домашние опыты, наблюдения.
2.2 Применяемые технологии
технология развития критического мышления
Стадия вызова:
Прием «Поясните цитату»
Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «знаю- хочу узнать – узнал»
знаю хочу узнать узнал
Как складываются и вычитаются десятичные дроби
Как десятичная дробь умножается на натуральное число Как делятся десятичные дроби
Или
Как десятичная дробь умножается на
Десятичную дробь
Как десятичная дробь делитсяна натуральное число
Как десятичная дробь делится на десятичную дробь
Стадия осмысления: Это основная работа с текстом. здесь применяются такие приемы как :
Прием пометки на полях(«V» – уже знал; «+» – новое; «-» – думал иначе «?» – не понял, есть вопросы)
Прием «Сводная таблица»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
В рамках проводимых уроков решаются многие проблемы:
• мотивация учения;
• выделение и усвоение главного, существенного в материале;
• максимальная реализация развивающего потенциала предмета;
• сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество между учениками;
• поддерживается активность на уроке;
• создается атмосфера уважения любого мнения;
• возможность выслушать других и быть услышанным.
информационные технологии
технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии  
- соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота)
- четкая организация учебного труда;
- смена видов деятельности;
- место и длительность применения ТСО;
-благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
-проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
Технология проблемного обучения
Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия
Построить треугольник по трём заданным углам:
а) А = 90°, В = 60°, С = 45°;
б) А = 100°, В = 30°, С = 110°;
в) А = 50°, В = 60°, С = 70°”.



Игровые технологии
Технологии уровневой дифференциации 
В учебниках И.И.Зубаревой « Математика 5-6 кл» упражнения дифференцированы по четырем уровням сложности:
задания на прямое применение алгоритма;
задания, требующие некоторых простых рассуждений;
задания, направленные на формирование у детей способности к усидчивости, развитие внимания, умения сосредоточиться.
задания, требующие от учащихся значительных умственных усилий — это задания на смекалку, текстовые задачи и т. д.
Групповые технологии. 
2.3 Планируемые метапредметные результаты
^ Регулятивные УУД:
принимают и сохранять учебную цель
планируют ее реализацию
вносят необходимые дополнения и коррективы в совместную деятельность.
в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки
определяют степень успешности выполнения своей работы
Коммуникативные УУД: 
проявляют уважительное отношение к одноклассникам
приобретают умения учитывать позицию собеседника
организовывают и осуществляют сотрудничество с учителем и сверстниками.
осуществляют и совершенствуют владение монологической и диалогической формами речи
Познавательные УУД
устанавливают причинно-следственные связи
осуществляют подведение под понятие
распознают объекты строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
овладевают навыками решения проблем
участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера
осуществляют поиск и выделение необходимой информации
2.4 Условия ее успешной реализации самостоятельной работы учащихся
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно
3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы
4. Для самостоятельной работы в дальнейшем нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону
5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениям и навыками различным учащимися требуется разное время
6. Задания, предлагаемые для творческой самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. 
7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс 
8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание и изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. 

3. Заключение
Изменения, происходящее в мире предъявляют новые требования к современному человеку. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы быть успешным. Поэтому одной из главных задач образования является формирование у учащихся умения применять приобретенные знания, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы , находить решения в нестандартных условиях,уметь самостоятельно решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения. Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач.