Конспект занятия кружка Занимательная математика на тему Связь умножения и деления
Дата: __________________
Тема. Связь умножения и деления.
Цель: раскрыть связь действий умножения и деления.
Планируемые результаты. Предметные: осознают взаимосвязь действий умножения и деления на основе поисковой деятельности. Личностные: выработают способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные: научатся определять цели учебной деятельности самостоятельно, соотносить выполненное задание с образцом учителя; познавательные: будут формировать приёмы анализа, классификации и обобщения через составление и решение задач; коммуникативные: научатся работать в группе, в паре, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им.
Оборудование: карточки с заданиями, предметные картинки к задачам.
Ход занятия
1.Организационный этап
В школу мы пришли учиться
В жизни это пригодиться!
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать!
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов. Начинаем занятие кружка «Занимательная математика». Девизом нашего занятия станут слова: «Хочу много знать!»
2. Актуализация опорных знаний
- Ребята, когда я готовилась к занятию, мне в руки попала записка:
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром – нет ничего.
-Что это? (Звезды на небе)
- Звезды всегда привлекали внимание людей. Люди часами могут смотреть в небо, любоваться звездами, а когда видят падающую звезду, то загадывают желание. Говорят, оно исполнится. У нас сегодня волшебный звездопад.
- Падают звезды и несут с собой тайну. А кто разгадает тайну, у того исполнится желание.
Отгадайте тайну первой звезды.
- Как можно записать выражения с одинаковыми слагаемыми? (С помощью умножения). Запишите эти выражения с помощью умножения( в первом столбике). Замените умножение сложением( во втором столбике). Вычислите.
3+3+3+3+3 = 5х3 =
2+2+2+2 = 12х2=
3+3+2+4= 3х 5=
44+14+4 = 6х 6 =
-Прочитайте выражения , используя математические термины, например:
-произведение чисел 3 и 5 равно 15;
-первый множитель – 2, второй множитель – 4, произведение – 8;
- А теперь летим ко второй звезде. Игра «Да - нет».
- Если «Нет», то объясните почему? И дайте правильный ответ.
1.Результат умножения – произведение.
2.Высказывания могут быть истинные и устные.
3.В записи двузначного числа есть десятки и единицы.
4.Первый компонент вычитания – это слагаемое.
5.Сумма – это результат сложения.
6.Если из вычитаемого вычесть уменьшаемое, то получиться разность.
- Пора отправляться в путь к третьей звезде. Работа в парах.
Блиц-турнир. (На карточках)
Положите поровну 6 яблок в 2 корзины. Ответ: в каждой корзине будет по __ яблока.
Разделите 9 конфет на троих детей. Ответ: каждому достанется по __ конфеты.
Положите 12 орехов по 3 ореха в пакет. Ответ: получим __ пакета с орехами.
Положите 10 пирожных 2 тарелки поровну. Ответ: в каждой тарелке будет по __ пирожных.
Разделите 16 конфет по 4 девочкам. Ответ: конфеты получат __ девочки.
3. Мотивация и целеполагание
- С какими математическими действиями мы познакомились? Существует ли между ними взаимосвязь? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.
- Какую цель ставите перед собой?
4.Открытие нового знания
- Откроем новую звезду.
Повторение взаимосвязи сложения и вычитания.
8 + 7 = 15
15 – 8 = 7
15 – 7 = 8
- Что общего в записях? Какое действие обратное для сложения? А для вычитания? Дополните записи:
… + 36 = 60
60 - … = …
60 - … = …
- Какой вывод сделали?
Работа над задачами
Задача 1. На 5 тарелка по 2 яблока. Сколько всего яблок?
- Составьте рисунок, запишите решение и ответ.
Задача 2. 10 яблок разложили по 2. Сколько тарелок понадобилось?
- О чём эта задача? Нарисуйте столько кружочков, сколько было яблок. Что сделали с этими яблоками? ( Разложили). Как раскладывали яблоки? (По 2). Выполните это действие.
- Как записать решение задачи?
Задача 3. 10 яблок разложили поровну на 2 тарелки. Сколько яблок на каждой тарелке?
- Решите третью задачу и сравните со второй. Что общего? Чем отличаются?
( Общее – яблоки раскладывали, отличие – во 2 задаче находили количество тарелок и сразу брали по 2 яблока, а в третьей – количество яблок на одной тарелке и раскладывали по 1 яблоку).
- Что общего в трёх задачах? (Данные). Какие действия использовали? Что можно сказать об этих действиях? Какое действие обратное для умножения?
5. Закрепление изученного- Из примеров на умножение составьте примеры на деление.
2 х 3 = 6 3 х 4 = 12 9 х 8 = 72
Блиц-опрос
1. Результат действия сложения. (Сумма)
2.Название компонента действия умножения. (Множитель)
3.Действие, обратное умножению. (Деление)
4.Результат действия деления. (Частное)
5.Число, полученное при умножении. (Произведение)
6.Как называется число, которое мы делим? (Делимое)
7.Действие, обратное сложению. (Вычитание)
6. Итог занятия. Рефлексия.
Окрашен космос в чёрный цвет, поскольку атмосферы нет,Ни ночи нет, ни дня. А нам нужна Земля.
- С каким настроением возвращаетесь на Землю? Удалось ли достичь цели? Чему научились?