Классный час Быть хорошим человеком в помощь классному руководителю при подготовке.
Муниципальное образовательное учреждение
«Волжский городской лицей»
Тема классного часа : «Быть хорошим человеком!»
из серии «В чем смысл жизни?»
Номинация :средние классы( 5-8классы)
Аудитория: учащиеся 6 класса , возраст-12лет.
Разработка: классного руководителя 6 «В» класса Файзровой С.Н., учителя технологии высшей категории МОУ ВГЛ.
г.Волжск
2015г
Тема классного часа : «Быть хорошим человеком!»
из серии «В чем смысл жизни?»
Цели:
воспитанию нравственных качеств, через познание себя
воспитание чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
способствовать формированию культуры общения, коммуникативных качеств;
способствовать нравственному воспитанию, формированию нравственных понятий: честь, достоинство, долг, совесть
Ожидаемые результаты : метапредметные:
Оптимизация межличностного общения учащихся.
Осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме.
предметные:
Повышение интереса подростков к смысловому чтению художественной литературы.
Получение новых знаний о воспитании детей в семье Николая II.
личностные:
Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему.
Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников.
Развитие у подростков навыков саморефлексии и адекватной самооценки.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (PowerPoint)» , рабочие листы, птички (бумажные), 2 плаката, маркеры.Классный руководитель:
Добрый день , хорошие мои ученики, добрые люди, люди долга, люди чести, самые скромные и воспитанные дети!
А вы причисляете себя к таким понятиям ?…..ответы уч-ся,
А что для вас значат эти понятия-? честь, достоинство, долг, совесть? А для чего человеку обладать этими качествами?
-- ответы….., - чтобы быть настоящим человеком, уважаемым человеком и т.п…..
А кто он настоящий человек? …
ответы…
А может ли быть смыслом жизни – стать настоящим человеком?
…. Ответы….
Так о чем мы сегодня будем размышлять?... О смысле жизни – как стать хорошим человеком…
Беседа: С какой целью человек пришел на эту землю?
Веками люди пытаются найти ответ на этот вопрос. Многие философы пишут труды, размышляю о роли человека на этой земле.
Рождается человек. Он растет, делает первые шаги, говорит первое слово, ходит в детский сад, потом в школу, получает среднее или высшее образование, работает, обзаводится семьей, растит детей, выходит на пенсию и… задумывается о смысле жизни.
С точки зрения христиан, Бог создал людей для того, чтобы они любили друг друга, поддерживали гармонию на земле. Но, к сожалению, люди плохо выполняют эту задачу.
Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?
Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек?
Дети отвечают (у человека должны хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)
– Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М. Пришвин
«Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».
Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание – человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.
Воспитывай в себе Человека – вот что самое главное (В. Сухомлинский)
Как вы понимаете эти слова? Что входит в понятие Человек? (обратите внимание – слово написано с большой буквы)
Настоящий человек должен обладать высокими нравственными качествами. Какими же? (ответы учеников)
Патриотизм
Доброта
Терпимость
Доброжелательность
Честность
Порядочность
Тактичность
Совестливость
Справедливость
Милосердие
Скромность
Трудолюбие
Образование
Честь
Достоинство…
Такие привычные и знакомые слова… Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинения. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов – основа человеческого бытия. Без них человеческий род давно бы угас.
Что же такое честь?..
Слайд
Честь- это добрая слава о человеке, о его делах, потребность в одобрении.
И не уронить эту славу – высший нравственный долг человека. И от того, что несут людям поступки человека – добро или зло, - зависит, уронит он это чувство или сохранит его в чистоте
По каким поступкам определяют честь человека?
Честь определяется отношением к обязанностям, к труду, к другим людям, к женщине, к людям.
А как мы должны относится ко всему перечисленному?
- С Достоинством
Слайд
Достоинство – это значимость человека.
Своё достоинство каждый из нас определяет ежедневно и ежечасно – на работе, в учёбе, дома. Это чувство обнаруживается в сопротивлении каждого уважающего себя человека всяким попыткам унизить, оскорбить. Это чувство возвышает человека.
Что является свидетелем наших поступков, какое чувство определяет, что мы совершаем – добро или зло?
----Совесть
Слайд
Совесть – это наш внутренний судья.
Совесть помогает нам осуществлять самоконтроль, проводить самооценку совершаемых поступков.
Какое чувство является главным проявлением совести?
Чувство стыда!
В народе издавна совесть разделяют на чистую и нечистую
С какой совестью человеку жить легче, свободнее? Почему?
(Чистая совесть возвышает, нечистая заставляет страдать, прятаться, скрывать свои мысли, поступки).
- Слова «ты должен», ты «обязан» каждый слышит с раннего детства. Иные молодые люди склонны думать. Что никому ничего не должны, а наоборот, все должны им преподнести все блага на «блюдечке с голубой каёмочкой», обязаны обеспечить «нормальную жизнь».
О каком понятии идёт речь?
………. Это чувство появляется, когда у человека сформировано сознание.
Это Долг Слайд
Долг – нравственное требование к личности, которое выступает как общественная необходимость жизни в обществе.
Живёт счастливо и свободно тот, кто находит радость в исполнении своего долга.
В чем же вы видите на данном этапе исполнение своего долга?
-Хорошо учиться и т.дА в будущем?
-_Приносить пользу государству
Чувство долга является критерием гражданской зрелости человека.
И так мы построили с вами пирамиду нравственных понятий. Мы видим что с понятием чести неразрывно связаны понятия достоинство, совесть, долг.
Так же давайте будем совершать поступки с достоинством, по совести, будем выполнять свой долг и никогда не уроним свою честь!
Какая связь между понятием честь и символам нашего государства?
- Человек с честью должен защищать своё отечество, не посрамить и т. д.
Чтобы показать положительный пример в воспитании обратимся к семье последнего Российского Государя Николая II. Какие принципы воспитания были в этой семье расскажут девочки нашего класса. (Презентация)
В основе воспитания детей Николая II в семье было религиозное воспитание, без которого невозможно воспитать гармонически развитую личность. Они росли в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу. Анна Вырубова , близкий друг семьи вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга».
Одним из принципов воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, -писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишься слушаться Бога, когда станешь старше». Она не сомневалась, что послушание - это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознательно, никогда не требовала от детей невозможного и всегда твердо помнила свои слова. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них авторитетом.
Царица была строгой матерью. Она не допускала, чтобы дети праздно проводи ли время, они всегда были заняты - будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чтение. «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам неприятно», - пишет Александра Федоровна. Девочкам некогда было скучать, они не были бездельницами.
С одной стороны царские дочери видели и знали красоту окружающего мира - они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. С другой стороны, они знали и горестные стороны жизни, посещая дома туберкулезных больных, работая сестрами милосердия в госпитале.
В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей закончили курс медсестер и работали наравне с другими медсестрами в Царскосельском госпитале.
Мы познакомились с семьей Николая II, которые обладали своими личными достоинствами и недостатками. Но с другой стороны, они обладали общими достоинствами. Они были послушны, смиренны, терпеливы, милосердны, ласковы, просты в обращении с окружающими, трудолюбивы, были патриотами своей Родины. Очень любили родителей, брата, друг друга. Заслуга в воспитании таких черт характера принадлежит их матери.
Классный руководитель: Семья Николая II- удостоились мученического венца. Они до конца стояли за Христа, за веру и Отечество. Ко всем их качествам можно прибавить ещё одно - они любили свою Россию. Они страдали вместе со своей многострадальной Родиной и своим великим народом. И этому Николай II учил своих детей.
Своим примером заботливости, самопожертвования, любви и кротости, которую подавала им мама-Александра Фёдоровна. Пример мужественности, стойкости, патриотизма, который подавал Николай II. Больше ничего и не нужно. Дети впитывали это с раннего возраста. С раннего возраста познавали они и Христа, научились верить и безгранично любить его.
Рефлексия
Мне бы хотелось обобщить, что наш класс – это маленькая семья. И чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.А для этого я прочту вам китайскую причту.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа : 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.
Прочел владыка и спросил: - и все?
- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.
Какие 3 слова составляют основу жизни?
Дети отвечают :(любовь, терпение, прощение).
Помните, “Никто другой не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает”. (Сухомлинский В.А.)
Я надеюсь, что вы извлекли из нашей беседы пользу и правильно поднимите карточку.
Игра «Душевные богатства» (красный и черный квадрат поднимают дети)
честность
доброта
отзывчивость
чуткость
внимание к окружающим людям
аккуратность
гордость
милосердие
наглость
грубость
скромность
жадность
мудрость
лукавство
жалость
щедрость
нежность
храбрость
терпеливость
трудолюбие
жестокость
трусость
любовь
В заключение я вручаю вам маленький подарок птичек – символ чистоты.
Нужно жить в мире с самим собой, с другими людьми. Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя и в любой жизненной ситуации были хорошими людьми.
Расскажите о нашей беседе своим родителям, бабушкам, дедушкам, друзьям и знакомым. Узнайте, что они думают о смысле жизни и мы продолжим наши беседы на следующих встречах.
Использованная литература
Камкин А.В. «Истоки». Учебное пособие 3. Издательский дом «Истоки». Москва 2014
«Береги честь смолоду». Книга 1 для развития учащихся. Под ред. И.А.Кузьмина. Издательский дом «Истоки». Москва 2014
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/06/02/o-vospitanii-detey-v-seme-poslednego-russkogo-tsarya-nikolaya-ii