Внеклассное мероприятие, посвященное Дню белой трости.


Материал подготовили:
Плеханова Евгения Юрьевна
Шайнурова Ираида РагибовнаВнеклассное мероприятие, посвященное
Международному Дню Белой трости
Задачи:
Формирование толерантного отношения, толерантного поведения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Расширение представлений младших школьников о Международных праздниках, посвященным людям с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание нравственных, гуманных отношений к окружающим людям.
Дата проведения: 15.10.2015г.
Место проведения: актовый зал КУ «НОСШ».
Ведущие:
Плеханова Е.Ю.
Шайнурова И.Р.
Категория слушателей:
1 этап: 1-2 классы
2 этап: 3-5 классы, приглашенные гости (представитель «Общества слепых»).
Необходимые материалы и оборудование:
- мультимедийное оборудование для трансляции презентации со звуковым сопровождением,
- памятки для детей,
- 2 белые трости,
- повязки на глаза,
- мягкие модули для препятствий,
- 2 стула.
Ход мероприятия:
У входа в актовый зал детей встречает ведущий 1, учащиеся получают задание.
Ведущий 2 помогает детям занимать свои места.
Упражнение «Слепое доверие»:
В зал дети заходят парами: один ребёнок «поводырь», второй – «слепой». «Поводырь» берет «слепого» за руку, и они молча идут к месту. Это упражнение дает возможность пережить собственную беспомощность, доверие и недоверие к «поводырю», ответственность за безопасность другого. Приветствие:
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня 15 октября, середина осени, в этот день мы отмечаем Международный день Белой трости - символа незрячего человека.
Ведущий 2:Это – не праздник. Это – своеобразный знак беды, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и о солидарности. 
Ведущий 1: Сегодня в зал вы вошли необычным способом. Так мы провели упражнение «Слепое доверие». Вы шли парами, один из вас был в роли «поводыря», второй – «слепого».
Ведущий 2:Поводырь – человек или животное, функцией которого является оказание помощи  слабовидящим и незрячим гражданам ориентироваться в окружающем мире, выходят с ними на улицу, в больницу.
Ведущий 1: Ребята, скажите, что вы ощущали, когда были в роли «слепого»? (Ответы детей). А какие чувства возникали, когда вы были в роли «поводыря»? (Ответы детей).
Ведущий 2:Ребята, выполняя это упражнение, вам пришлось пережить собственную беспомощность, доверие и недоверие к «поводырю». А также ответственность за безопасность другого человека.
Ведущий 1:Нам кажется, что все живут, как мы,Смотря на мир такими же глазами. Не думаем же мы совсем, увы,О тех, не видит кто ни днями, ни ночами.Ведущий 2:Нам не понять порой людей,Которые не видят солнца света. Они живут средь нас с бедой своей, Сквозь пелену теней не различая цвета. Ведущий 1:Однако, не смириться с невниманием,Тем, кто не видит солнца яркий свет. Пусть жизнь не будет их подвержена страданиям,В их жизни пусть настанет вновь рассвет!
Ведущий 2:Во всемирном масштабе Международный день Белой трости — символа незрячего человека — был утвержден 15 октября 1970 года. Всероссийское общество слепых присоединилось к проведению Дня белой трости в 1987 году.
Ведущий 1:А знаете ли вы, почему символом незрячего человека стала именно белая трость, а не простая обычная тросточка? (Ответы детей).
Ведущий 2: История белой трости, как символа слепоты, берет начало в 1921 году. В британском городе Бристоле  жил молодой профессиональный фотограф Джеймс Бигс, который после несчастного случая потерял зрение. Джеймс был в отчаянии. Но однажды он встретил ослепшего солдата, который возвратил ему веру в себя и помог начать ему новую жизнь.
Ведущий 1: Совет бывшего воина был таков: развивай свою самостоятельность, выходи из дома один, чем чаще будешь выходить с сопровождающим, тем больше испортишь нервов, когда придется выйти одному.
Ведущий 2:Бигс начал самостоятельно ходить со своей обычной тростью для прогулок, но заметил, что она не гарантирует ему полной безопасности: на его черную трость не всегда обращают внимание и не замечают ее ни прохожие, ни водители, особенно в хмурую английскую погоду. Иногда он сам становился источником опасности для других прохожих. Тогда Бигс покрасил трость в белый цвет, чтобы она сразу привлекала внимание окружающих. Мысль была удачной, и Джеймс посоветовал другим слепым сделать то же самое.
Ведущий 1:Но только через много лет во всех странах стали официально внедрять белую трость среди инвалидов по зрению.  Вообще трость - это не только символ незрячих людей, это их инструмент, их «глаза». Ведь звук от удара тростью о тротуар или мостовую позволяет незрячему услышать окружающее пространство. Ощутить «высокие» препятствия (например, дома, деревья, столбы, припаркованные машины). Скольжение трости по поверхности дороги позволяет определить наличие «низких» препятствий (бордюров, ступенек, люков, ям).
Упражнение «Препятствия».
Ведущий 2:Ребята, предлагаем Вам пройти препятствие с помощью белой трости и рассказать о трудностях, которые вы испытали.(Пригласить 2 ребёнка, детям завязать глаза).
Ведущий 1: Ваша задача с закрытыми глазами дойти до стула, взять в руки трость и с помощью трости вернуться обратно. Торопиться не надо, важно аккуратно пройти препятствия.(Ведущие обеспечивают безопасность детей при прохождении препятствий).
Ведущий 2: Расскажите, о своих впечатлениях.Рассказы детей. Провести упражнение «Препятствия» с другой парой детей.
Ведущий 1: Порой смотря на этот мир цветной, 
Не думаем мы часто о других.
О тех, чей мир совсем иной,
Где нет оттенков и цветов ярких. 
Ведущий 2: А им порой нужна наша поддержка, 
Простая помощь, что облегчит быт.
Исчезнет пусть с лица усмешка,
Никто из них ни будет пусть забыт!
Ведущий 1:Сегодня в День белой трости мы хотим привлечь внимание общественности к проблемам незрячих людей. Они живут и учатся рядом с нами и не видят всех красок окружающего мира. 
Ведущий 2:Это дата, когда каждый из нас должен вспомнить, а много ли он внимания уделяет людям с ограниченными физическими возможностями. Ведь каждый из них нуждается в нашей особой поддержке, понимании и заботе со стороны общества.
Ведущий 1:Как правило, этих людей легко узнать по солнцезащитным очкам, которые они носят вне зависимости от сезона, и белой трости в руках. Иногда бок о бок со слепым идет еще и собака-проводник в специальной сбруе.
Ведущий 2:Незрячие люди участвуют в общественной жизни общества, учатся в школах и в высших учебных заведениях, играют в театре, на музыкальных инструментах, исполняют песни, занимаются спортом. Российские незрячие спортсмены завоевали много медалей на параолимпийских играх. 
Ведущий 1:Наше государство всегда заботится о людях-инвалидах по зрению:
Для них специально тренируют и обучают собак и отдают безвозмездно незрячим людям.  
На тротуарах устанавливают тактильную плитку.
На многих светофорах присутствует звуковой сигнал, по которому незрячий пешеход может узнать, когда загорится зелёный свет и можно переходить дорогу.
Белая Трость – это зеленый свет светофора для незрячих. Это предупредительный знак для водителей транспортного средства. Если белая трость поднята, водители должны остановиться и пропустить незрячего пешехода.
Есть также дополнительный знак «Незрячие пешеходы», который устанавливается в местах, где часто передвигаются незрячие люди.
Ведущий 2:Чтобы незрячим детям и гостям школы было легко ориентироваться в стенах нашего образовательного учреждения, на территории нашей школы и в коридорах вы видели тактильные обозначения:(на слайдах фотографии помещений нашей школы)
Установлена тактильная плитка.
На дверях нашей школы есть жёлтые круги. Предупреждающийзнак «Желтый круг» наклеивается с двух сторон на стеклянные двери школ, поликлиник, магазинов, кафе или других учреждений. Желтый цвет — последний цвет спектра, который могут видеть слабовидящие люди, поэтому на стеклянные двери и витрины наклеивают жёлтые круги.
Начало и конец лестниц имеют ленты желтого цвета.
Кабинеты и помещения школы имеют желтые таблички с тактильными обозначениями и надписями по Брайлю.
На поручнях есть предупреждающие надписи по Брайлю.
Ведущий 1: В нашей школе создана доступная среда для людей с ограниченными возможностями по зрению.
Ведущий 2: А вы знаете, что в городе Шахты существует памятник слепому человеку?! Как вы думаете, для чего его поставили? (Предположения детей.)
Возле здания Общества слепых в городе Шахты установили  памятник слепому человеку - черные очки и белая  трость на круглом постаменте. Ранее незрячим и слабовидящим шахтинцам было трудно указать водителям такси и маршруток место, где нужно остановиться -  здание Шахтинского отделения Всероссийского общества слепых неприметное. Памятник станет своеобразным указателем. 
Ведущий 1:Ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?(Ответы детей: можно помочь ему  перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.)
Ведущий 2: Мы призываем вас более внимательно относиться к своим незрячим и слабовидящим одноклассникам и взрослым. Ведь милосердие и забота – это лучшие человеческие качества, которые надлежит воспитывать в себе с детства.«Толерантность, Равноправие, Интеграция» – вот главные слова Международного дня белой трости.
Ведущий 1: Специально ко дню Белой трости был написан гимн, который ежегодно исполняется на фестивале «Белая трость». Послушайте его, исполняет певица Диана Гурцкая. (На экране отрывок финала фестиваля «Белая трость»).
Ведущий 2: Для того, чтобы вы смогли рассказать о Международном дне белой трости своим друзья и родителям, мы дарим вам такие памятки (показать и раздать детям).
Ведущие 1 и 2: Всего вам доброго!
Источники:
http://www.calend.ru/holidays/0/0/2552/http://dkkos.kz/index.php?id=1&kid=28http://festafiesta.ru/kak-otmetit-mezhdunarodnyj-den-beloj-trosti/http://www.vampodarok.com/pozdr/prazdniki/deb-beloj-trosti/http://www.psyoffice.ru/4-0-2970.htm