календарь национальных подвижных игр


-49022022860
Календарь национальных подвижных игр
(методическая разработка)
Номинация:
«Организация работы по изучению обучающимися (воспитанниками) культурного наследия народов России и мира»
Составитель
Пахтеева Светлана Александровна
учитель физической культуры
Лицея им. Г. Ф. Атякшева
г. Югорск2015 г.
Пояснительная записка.
Вам не удастся никогда создать мудрецов,
если вы будете убивать в детях шалунов.
 Жан Жак Руссо.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Отсюда следует, что введение модуля «Национальные подвижные игры» в Программу по физической культуре для учащихся начальной школы обусловлено целью осуществления адаптации учащихся первых классов к условиям школьной жизни, изучения правил общения и установления доброжелательных взаимоотношений между учениками, развития умения самостоятельно осуществлять оптимальный уровень двигательной активности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Народные подвижные игры, как важная, составная часть воспитательной системы, тесно связанны с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды, об особенностях детской психики и моторики. В богатейшем фонде народных подвижных игр концентрируются глубинные народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания.
Особое значение народ придавал национальным играм как важному фактору физического развития и воспитания. По поводу характера национальных игр В. Б. Шкловский верно заметил: «Все люди похожи друг на друга: они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать друг друга».
Изучение народных игр привлекало внимание таких отраслей знаний, как история, этнография, антропология, этнопедагогика, этнопсихология, теория и методика физического воспитания. На самой ранней ступени развития человеческой культуры игра приобретает характер первоначальной формы физического совершенствования человека - труда. Она помогает всестороннему физическому, психическому и умственному развитию людей, особенно молодого поколения. В решении проблемы совершенствования физического воспитания детей младшего школьного возраста первостепенное значение приобретают вопросы использования народных традиций физического воспитания, выявления новых источников для пополнения и обогащения существующих средств физического воспитания, внедрения физической культуры в жизнь различных социально-демографических групп населения.
Народные игры должны быть в арсенале педагогической науки, а игровые сюжеты и спортивные народные состязания - в программе совершенствования физического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Трудно переоценить  воспитательное значение народных игр и самобытных физических упражнений. К сожалению, в нашей педагогической практике некоторые их виды неправомерно преданы забвению, хотя они являются эффективным средством формирования духовных и физических качеств человека. История доказывает, что игровые сюжеты народных игр являются важным фактором в воспитании таких черт характера, как решительность, честность, трудолюбие, доброжелательность, способность оказать помощь слабому, уважение к старшему и др.
В условиях обновления содержания обучения, большое значение придается задаче всестороннего развития личности и его нравственного сознания. В настоящее время значительно возрастает роль гуманизации образовательного процесса, воспитания у учащихся научного мировоззрения, ценностных ориентацией, формирования познавательных интересов. Сегодня уже недостаточно овладения учащимися знаниями и навыками, необходимо добиваться у них формирования активной жизненной позиции. В ходе учебно-воспитательного процесса в поле зрения преподавателя оказывается как развитие личности учащегося, так и его учебная деятельность. Большие трудности испытывает учитель физической культуры при проведении подвижных игр, так как состав занимающихся имеет неодинаковую физическую подготовку, психическое развитие, различную степень владения двигательными действиями, разный уровень знаний и интересов, неодинаковую мотивационную потребность в игре.
Культурная ценность народных игр бесспорна. Они несут в себе заряд всех видов эстетической деятельности человека и являются традиционным средством  педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести и смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и находчивость, волю и стремление к победе.
Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью интернационального,  эстетического и физического воспитания школьников. Дети разных народов, посещая детские учреждения, повседневно общаются, играют в разные игры, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Учащихся младших классов в играх более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого - активность детей в игровых целях. Игровые коллизии вызывают у школьников стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться, знать, уметь.
Актуальность введения в рабочую программу физического воспитания модуля «Национальные подвижные игры» с учетом индивидуальных особенностей детей обусловлена необходимостью повышения уровня здоровья, повышения физической подготовленности и развития интереса у учащихся младших классов к урочным формам физического воспитания и увеличения их двигательной активности. Вопрос об изучении игры, наиболее полном ее использовании в современном обществе приобретает особую актуальность в связи с интенсификацией труда, ростом нервного и психического напряжения и со всей насущной необходимостью в эмоциональной разрядке и переключениях, и особенно - возросшими требованиями и вниманием к проблеме формирования гармонично развитой личности. Личностный аспект означает поощрение самостоятельности, формирование творческой активности в изучении окружающего мира, готовность к свободе выбора, развитие таких качеств в личности, как инициативность, любознательность, целенаправленность, уважение к себе, саморегуляция, что дает возможность быстро и легко ориентироваться в постоянно обновляющейся информационной обстановке.
Оригинальность подхода к решению проблемы, использование новых форм, приемов, содержания, которые являются средством повышения мотивации обучающихся: установлен оптимальный объем использования народных подвижных игр на уроках физической культуры детей младшего школьного возраста: первый, второй класс – до 70%.
Совокупность народных подвижных игр классифицирована следующим образом:
а) для преимущественного воспитания скоростно-силовых качеств ловкости,  быстроты, комплексных качеств.
б) применение в различных частях уроках: в подготовительной, в основной, в заключительной (игры на внимание, большой, средней и малой интенсивности, словесные игры).в) использование индивидуального подхода в проведении подвижных игр на уроках.
Использование народных подвижных игр на уроке физической культуры для развития основных физических качеств, позволяет повысить уровень двигательных качеств школьников (ловкость, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость). Народные подвижные игры дают возможность реализовать потребность в двигательной активности и способствуют становлению личностных качеств детей младшего школьного возраста.
Практическая новизна заключается в следующем:
1. Определены требования к народным подвижным играм для их эффективного использования на уроках физической культуры учащихся младших классов относительно к теме урока.
2. Разработана классификация народных подвижных игр по признакам их принадлежности к национальной культуре и воздействия на двигательные качества.
3. Обосновано оптимальное распределение систематизированных народных подвижных игр в различных частях урока физической культуры с учетом поставленных задач.
В соответствии концепции новых образовательных стандартов выдвигаются новые требования к содержанию образования. Предусматривается перевод содержания образования в деятельностную позицию (введение новых образовательных технологий: обучение на основе учебных ситуаций; проектных задач; проектных методов обучения и т.д.) не столько на передачу знаний, сколько –  на формирование особого типа личности. В качестве методологического принципа разработки программы выбран культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах национальных подвижных игр, учитывающий уже имеющийся круг знаний школьников, а также межпредметное взаимодействие, особенно с математикой, когда производится подсчет баллов (очков) в победах или проигрышах, что отвечает принципам государственной образовательной политики Российской Федерации.
Внедрение в образовательный процесс по физическому воспитанию национальных подвижных игр –  это требование времени. Уроки физкультуры, благодаря интеграционным процессам в сфере физического воспитания, приобрели более разнообразный характер, это связано с расширением изучаемых и развиваемых двигательных умений и навыков, учета индивидуальных особенностей детей. Новизна заключается в разработке конкретных задач, повышающих общекультурный, физический уровень, способствующий выбору здорового образа жизни, с целью укрепления и сохранения здоровья учащихся в процессе обучения, а так же в разработке механизмов развития двигательных действий детей, и в разработке диагностики выявления уровня физического развития школьников.
Национальных подвижных игр много, они разнообразны, хороши еще и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями, а это очень важно для здоровья! Именно отсутствие в национальных играх строго регламентированных (в отличие от спортивных игр) правил сложной техники и тактики, с чем непременно связаны спортивные игры, возможность использовать для игры любую площадку, а не только строго очерченное поле, привлекает к подвижной игре всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки. Национальная игра является подлинно массовым, общедоступным средством физического и нравственного воспитания детей, трансляцией этнической культуры народов. В модуле: «Национальные подвижные игры» (количество часов в программе - 13), изучаются основы знаний «Отражение культурных ценностей и традиций в народных играх», дети играют в знакомые русские игры: «Тетка», «Ляпка», «Лохматый пес», «Пятнашки», «Горелки» и др., татарские игры: «Серый волк», «Маляр и краски», «Продаем горшки», а так же изучают незнакомые игры народов: белорусские, украинские, башкирские, игры народов севера, немецкие, венгерские и даже индейские игры (описание игр в приложении «Календарь национальных подвижных игр»).
Применение разнообразных, высокоэффективных образовательных технологий позволяет положительно решать поставленные задачи урока.
В основу понимания школьных игр П.Ф. Лесгафт положил общеобразовательный принцип, исходя из которого разработал методические требования. Для современной школьной практики особенно ценны следующие:Обязательная постановка цели перед каждой игрой.
Постепенность в подборе игр и соответствие их развитию ребенка.
Обязательность выполнения правил и настойчивое введение детского самоуправления.
Систематичность влияния на детей с постепенным усложнением игр.
Планомерная работа по развитию детского игрового творчества осуществляется с помощью специально подобранных методов и приёмов:
Развитию подражательности способствует приём развития имитации «расскажи игру руками». Приём может использоваться во второй части занятия, заменяя общеразвивающие упражнения.
Художественное слово (заклички, считалки, зазывалочки, сказки и т.д). Оно действует на детей не только смысловым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает силу воздействия на фантазию и воображение.
Приём образного рассказа. Он помогает объяснить игру образно, лаконично, максимально вразумительно, воздействуя тем самым на фантазию, воображение детей.
Метод творческих заданий, который обеспечивает развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений (например, в игре «Совушка-сова» водящий отмечает самую привлекательную необычную фигуру).
Повышается творческий потенциал ребёнка с помощью использования в подвижных играх творческих вопросов, которые помогают ребёнку представить и войти в воображаемую ситуацию (например «Что делают рыбы в море, когда видят большую акулу?»).
Музыкальное сопровождение  насыщает игру яркостью, движения детей становятся более выразительными, повышается психоэмоциональный тонус.
Психогимнастические этюды. Не только влияют на развитие творчества, но и помогают довести организм до состояния физиологической нормы (например, игра «Сосулька» дети показывают, как тает сосулька, в начале держат руки над головой затем постепенно, опускают их вниз медленно приседая).
Использование атрибутики, особенно нетрадиционного инвентаря, создаёт сюрпризность, неожиданность, уместные для начала и в процессе всей игровой деятельности (костюмы, игрушки, шапочки-маски).
Придумывание игр с помощью комбинирования движений. Предлагаю детям составить из нескольких одну игру, выбирая различные её элементы.
Привлекаю детей к составлению вариантов игр: использую усложнение правил, материалы знакомых художественных произведений (народные сказки) или эпизоды из жизни, добавляю новые ситуации,  ввожу новые движения, увеличиваю количество ролей, меняю атрибуты.
Эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния искать творческие композиции – это основное средство формирования творчества через национальную подвижную игру.
Направленность на результат в зависимости от назначения материалов (повышение уровня знаний, развитие личностного роста, повышение воспитанности обучающихся):
Укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств.
Формирование у детей уверенности в своих силах.
Умение применять игры в самостоятельных внеурочных занятиях и проведение игры с коллективом детей на этапе урока.
Ясность описания результатов внедрения методических материалов в практику заключается в следующем: важное значение на уроке имеет поэтапное формирование умственных и двигательных действий. Каждое занятие состоит из четырёх частей:
1. Разминка. Включает в себя упражнения и игры, способствующие активизации учащихся, созданию непринуждённой, доброжелательной атмосферы, повышению сплочённости, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти.
2. Основное содержание занятия.
Эта часть включает в себя:
Завязка игры: определение цели игры, распределение ролей, установка правил и т.п.
Развитие действия.
Финал игры.
3. Рефлексия. Анализ занятия, самооценка своих способностей, собственных эмоций (что получилось, что не получилось и почему).
4. Последействие. Снятие отрицательных эмоций у ребят, потерпевших поражение в игре.
Временное распределение в данной схеме можно считать достаточно условным. Учитель по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевает или укорачивает те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись. Всё это повышает познавательную мотивацию обучающихся, воспитанников и обучает навыкам успешного общения – умению слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание, повышает эффективность усвоения учебного материала, формирует в сознании последовательную логическую структуру знаний, методов, понятий, применяемых в данном предмете, воспитывает патриота и любовь к своей Родине.
В становлении мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании необходимо:
– повышать уровень осознанного выполнения движений детьми; развивать потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками;– поддерживать самостоятельность в организации подвижных игр, спортивных упражнений и игр на прогулке и в помещении, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования; поддерживать и поощрять стремление детей помогать взрослому в подготовке спортивной площадки и зала к занятиям физической культурой; – воспитывать стремление организовывать игры-соревнования, игры-эстафеты и участвовать в них.
Созданная система работы обеспечивает повышение у воспитанников творческой активности, способствует повышению показателей творческого потенциала, и также способствует физическому и коммуникативному развитию.
Национальные подвижные игры снимают напряжение, стрессы, развивает уверенность, положительно влияют на мотивацию и результативность в спорте школьников. Знание личностных особенностей ребёнка и использование в своей практике личностно ориентированных технологий создают условия для индивидуального развития ребенка, оказания своевременной и дозированной помощи.
Наличие межпредметных связей прослеживается через тесную взаимосвязь с такими предметами как:
- развитие речи (считалочки, словесные и речевые игры),
- математика (подсчет очков побед и проигрышей в играх и эстафетах),
- окружающий мир (связь с жизненными ситуациями),
- музыка (использование музыкального сопровождения, исполнения песенного речитатива в играх)
Дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.
Функция внимания у младших школьников ещё недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причём в работу вовлекаются большие мышечные группы. Простота и немногочисленность правил игры обусловливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей 6 - 9 лет. Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; им ещё не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах.
Младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваивают всё то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребёнка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они начинают более критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет школьникам успешно усваивать усложнённые правила игр, выполнять действия, объясняемые и показываемые руководителем.
Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роли в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.
Дети 1 - 2 классов очень активны, но, конечно же, не могут рассчитать своих возможностей. Все они в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался непойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.
Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.
Сигналы в играх для детей младших классов лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, ещё очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива.
Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил руководитель должен относиться терпимо, помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.
Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, чем в играх детей дошкольного возраста, так как кругозор младших школьников значительно расширяется, они овладевают навыками чтения, письма. Примером сюжетных игр могут быть "Совушка", "Два Мороза", "Караси и щука". Для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.
В первом классе в начале учебного года нежелательно проводить командные игры. Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно.
Почти на всем протяжении жизни человек тесно связан с игрой, причем в период самого активного формирования – в детские и юношеские года игровая деятельность занимает наибольшее место. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то более поздний она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка.
Исключительная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования.  Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между игроками определенных отношений. Она оказывает содействие активному общению детей, установлению контактов. Не во всех детях, в особенности на первых порах, одинаковая склонность к сближению. Одни дети общительные, другие закрытые, стыдливые. Во время игры удается включить всех учеников в коллективную деятельность, помочь занять надлежащее место среди своих ровесников. В подвижных играх есть всегда и побежденные и победители. Очень важно научить детей не хвалиться, если они выиграют и, наоборот, если поражение – не впадать в отчаяние. В особенности следует добиваться, чтобы дети сохраняли дружеское отношение к победителям и к тем, кто проиграл, причем все отношения должны основываться на доброжелательности, уважении к одноклассникам, товарищам.
Совместно с детьми разработаны «Правила честной игры»:
Только честная игра на равных, иначе и победа неинтересна.
Достойно переживайте поражение, не злитесь, не лезьте с кулаками на того, кто, по-вашему, виноват в поражении.
Если выиграли – радуйтесь, но не задавайтесь.
Научите других тому, что умеете делать сами.
Сами учитесь у других.
Если что-то не получается, будьте терпеливы и обязательно добьетесь успеха.
Учитесь на своих ошибках.
Никогда не унывайте при неудачах.
А так же « Клятва начинающих спортсменов»:
- Будем ловко, быстро, смело
- Бегать, прыгать и нырять!
- Будем дружно и красиво
- В игры разные играть!
- На друзей не обижаться,
- Никогда не зазнаваться, побеждать всегда себя!
-Для спортсменов всех важна-Только честная игра! Физкульт – Ура!
(первые слова говорит учитель, вторые – дети хором)
С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и прежде всего скорость и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки; двигательные качества проявляются все полнее и разнообразнее, движения формируются гибкими, пластическими. В связи с требованиями, предъявляемыми человеку высоко автоматизированной работой, особенно значительным является развитие зрительно-двигательной координации и появление так называемой «ручной умелости», сложные и разнообразные движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть задействованы все мышечные группы. Это оказывает содействие гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требуют от участника довольно больших физических нагрузок. Поочередное изменение моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, которые требуют небольшого напряжения, разрешает игрокам выполнять большой объем работы. Сменный характер нагрузки больше всего отвечает возрастным особенностям подрастающего организма и потому оказывает благотворное влияние на усовершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхания. Гигиеничное значение игр усиливается возможностью их широкого использования в естественных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т.д. - ни с чем несравнимые средства закаливания и укрепления здоровья.
Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать и вырастить физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции.
Народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят сегодня вопрос о физическом здоровье молодого поколения. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности. Забота о здоровье ребенка и его нормальном физическом развитии, воспитание выносливости, ловкости, сноровки – все это всегда было предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях.
Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к своему личному физическому совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.
За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывают симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде.
Литература:
Сборник подвижных игр и забав для детей 6 – 10 лет «Побегаем, попрыгаем…» «АРКТИ» Москва 2007
Методический журнал «Физкультура в школе»
«Физическая культура. Предметная линия учебников А.П. Матвеева 1–4 классы» А.П. Матвеев – Москва Просвещение, 2011
«Играйте на здоровье». Л. Н. Волошина «АРКТИ» Москва 2004
«Подвижные игры» - Учебник для институтов физической культуры. Беляева Л.В 4-е переработанное и дополненное издания. 1974 г.
Методика и практика проведения игр, которые оказывают содействие развитию физических качеств.
«Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология, теория и практика». Приступа С. , Слимаковский О., Лукьянченко М. «Измерение» 1999г.
«Школьное физическое воспитание подростков». Пермяков А.А. 1989г.
Приложения: №1 «Фото»

Метапредметные связи с математикой
Игра на внимание «Повтори движение»
Русская народная игра «Вышибалы»
Татарская народная игра «Продаем горшки»

Игра на внимание «Запрещенное движение»
Русская народная игра «Жмурки»

Интеграция с внеурочной деятельностью –
«Юбилейные семейные старты» Использование сюжетно-ролевых игр и атрибутов - игрушек.

-11049040640Применение народных игр в спортивных
развлечениях - «Перетягивание каната». Применение народной игры «Петушиные бои»
в спортивных развлечениях.
Музыкальное сопровождение повышает психоэмоциональный тонус, игровые упражнения делает более выразительными.
С помощью комбинирования движений дети учатся выражать свои эмоции и искать творческие композиции в игре – эстафете.
Метод творческих заданий обеспечивает развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений в играх.

Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, приятное волнение.

Народные подвижные игры – это важная составная часть воспитательной системы, значимая роль в передаче традиций и духовных ценностей в семье.
Исключительная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования.  
№ 2. «Игры для всей семьи на развитие внимания»
"Гуси летят"
В этой игре взрослый выступает в роли водящего. Он называет различных птиц, которые летают: "утки летят", "лебеди летят" и т. д. После этих слов дети должны поднять руки и помахать "крыльями", если названная птица действительно летает. Но когда водящий говорит, например, "кошки летят", игроки стоят, не поднимая рук.
Тот, кто ошибается, отдает фант (принадлежащую ему вещь) и затем выполняет какое-либо задание (в соответствии с возрастом). Взрослому нужно называть только тех животных и птиц, которые известны детям.
"Суша и вода"
Ведущим может быть как педагог, так и ребенок. К участию привлекаются также и другие члены семьи. Когда ведущий произносит слово "суша", игрок или игроки прыгают вперед, когда ведущий говорит слово "вода", игроки делают шаг назад. По желанию задания можно менять. Например, не прыгать, а поднимать руки. приседать, что-нибудь говорить. Слова ведущего также могут изменяться: "берег - река", "море - земля" и т. д.
"Поиски клада"
Взрослый прячет в комнате какую-нибудь сладость или игрушку. Затем пытается заинтересовать дошкольника описанием "клада" (вкусный или приятный предмет) и его местонахождением. Степень сложности задания зависит от возраста ребенка. Не стоит прятать предмет слишком далеко. Дошкольник должен найти спрятанное.
"Как тебя зовут"
Ведущий дает игроку или игрокам имена, например Пуговица, Метла, Пузырек и т. д. После этого задает вопросы, на которые участники должны отвечать одним словом - своим игровым именем. Если кто-то ошибается или теряется, он проигрывает.
"Что это?"
Для этой игры понадобятся платок, игрушки или различные мелкие предметы. Участники по очереди завязывают глаза и на ощупь пытаются определить, что за предмет им дали. Вещи должны быть хорошо знакомы ребенку, чтобы он без особых усилий смог их отгадать. Задача взрослого, наоборот, подольше подумать, сделать вид, что он затрудняется с ответом. Осознание своего превосходства очень обрадует и развеселит ребенка.
"Угадай-ка"
Взрослый показывает ребенку несколько предметов (не более 6-8, в зависимости от возраста). Потом он незаметно убирает один или два из них. Дошкольник должен вспомнить, каких предметов не хватает. В игре можно использовать игрушки или картинки с изображениями.
"Что я загадал"
Водящий загадывает какой-либо предмет, находящийся в комнате. Его задача - описать его другому игроку, не называя его. Когда тот отгадывает, они меняются местами.
"Снежный ком"
Играющие по очереди называют названия предметов или животных (существительные). Когда первый играющий говорит, например, слово "дом", второй должен сначала повторить его, а потом назвать свое слово. Следующий игрок повторяет все предыдущие слова и предлагает свое. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Тогда можно начать игру сначала.
№ 3 «Календарь национальных подвижных игр»