Как писать сочинение по картине
Сочинения – миниатюры на уроках русского языка в 7 классе
Сочинения малых форм, или миниатюры, приобрели в школах широкую популярность. К сочинениям – миниатюрам предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато нередко добавляется грамматическое задание. Дети используют в сочинении – миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их.
Как работать над сочинением – миниатюрой
1)Определите, что хотите нарисовать словами. Это может быть картина природы, явление в природе или обществе, событие. 2) Определите, какова будет основная мысль миниатюры.
3) Подберите название. Оно должно быть точным, метким и выражать авторский замысел.4) Проявите внимательное отношение к слову, поскольку в миниатюре каждое слово значимо.
5) Используйте средства художественной выразительности: метафору, олицетворение, сравнение, эпитет.6) Отредактируйте строение предложений. Они должны быть разные по своему строению.
7) Продумайте композицию произведения.
8) Прочтите миниатюру 2-3 раза про себя и несколько раз вслух. Подумайте: все ли получилось так, как вы задумывали. Если увидели недостатки - отредактируйте.
В 7 классе на уроках русского языка можно предложить учащимся написать следующие сочинения – миниатюры:
Тема урока Сочинение - миниатюра
Повторение пройденного о
глаголе в 5-6 классах. Написать сочинение – миниатюру на тему «На стадионе», используя опорные слова: начинается, накаляется, не сидится, хочется, бросается, защищаются, разыгрывается, торжествуем, вдохновляет, заканчивается, думалось.Образование действительных причастий прошедшего времени. От глаголов опустеть, почернеть, опасть, затянуть, заморосить образовать действительные причастия прошедшего времени и, используя их написать небольшое сочинение на тему «Поздняя осень».
Краткие причастия. Написать сочинение по одной из открыток из серии «Памятники нашего города», используя краткие причастия создан, построен, сделан, основан, окружен, изображен, решен, привлечен, посвящен, связан, расположен, открыт, задуман, не забыт, поражен, восхищен.Не с причастиями. Составить небольшое сочинение на тему «Осень» по опорным словосочетаниям солнце (не)греющее землю; лес, ещё (не)потерявший осенний наряд; деревья (не)обнажены, (не)улетающие на зиму синицы, (не)скончаемые дожди.
Деепричастие. 1) Составить небольшое сочинение на тему: «После школы», используя для обозначения добавочного действия деепричастия, написанные на доске (пообедав, садясь, окончив, выполняя, решая, сделав, гуляя, придя, прочитав).2)Напишите сочинение по данному началу, используя деепричастия и деепричастные обороты.
Ясным летним днем ребята отправились в лес, взяв с собой корзинки. Дорога, извиваясь, шла через ржаное поле. Ребята уже были недалеко от леса. Вдруг…
Наречие. 1)Сочинение по опорным словам однажды, заранее, сначала, влево, вперед, издалека, осторожно, медленно, неуклюже, уверенно, блестяще, искусно, снова, вокруг, неожиданно, на ходу, досыта, засветло.2)Используя наречия во – первых, во – вторых и др., написать небольшое сочинение на тему «Что я буду делать, когда вернусь домой из школы».
3)Сочинение по данному началу на тему «Поход».
Однажды мы решили отправиться в двухдневный поход на лыжах. Сборы начались задолго до похода. Во – первых, нужно было…
Предлог. 1)Сочинение – миниатюра на тему «Дежурство в классе»
Со мной, ни с кем, мы с ним, изо всех сил, подо всеми партами, безо всяких усилий, об этом дежурстве.
2)Написать сочинение на тему «В зимнем лесу», используя на выбор в качестве предлогов слова вокруг, впереди, около, мимо, после, из – за, вследствие, благодаря, сзади, в течение, в продолжение, вопреки, в связи.Систематическое выполнение подобных сочинений создает непрерывность в развитии связной речи, повышает самостоятельность учащихся.