Игра в рифму,или Можно ли научиться писать стихи?(Урок по литературе, 6 класс)


Игра в рифму, или Можно ли научиться писать стихи?
( 6 класс)
Цель: создание условий для творческой самореализации обучающихся, для развития воображения и фантазии.
Задачи:
раскрыть красоту лирических произведений русских писателей;
повторить стихотворные размеры, рифмы, рифмовки;
содействовать раскрытию творческих способностей;
стимулировать творческую активность школьников.
Оборудование: томики стихов любимых поэтов, карточки с рифмованными словами.
Ход урока
I.Читаю строки, записанные на доске:
Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда»,
то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них.
Л. Успенский
Рифма, звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда…
А. С. Пушкин
- Как вы думаете, ребята, о чем у нас сегодня будет разговор на уроке? Какую цель вы хотели бы поставить перед нами, всеми участниками сегодняшнего урока, перед собой?
II. Известный педагог В. Сухомлинский говорил, что « убогость слова – это убогость мысли».
- Как вы понимаете эти слова?
- Как понимаете слова Успенского, которые я вам читала?
Попробуем и мы проникнуться этим чувством, понять, как слово может соединять в себе высокое звучание и содержание с различным смыслом.
- Ребята, хотели ли вы когда-нибудь передать свои чувства в стихах? Когда у вас возникало такое желание?
- Языковеды и психологи говорят, что вкус к слову лучше всего воспитывать именно на поэзии. Вы не задумывались, почему?
Много стихов знал наизусть в детстве А. С. Пушкин. С. Есенин в школьные годы декламировал по памяти весь роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». А. Блок в подростковом возрасте знал У.Шекспира, А.С.Пушкина, В.А. Жуковского, пересказывал в стихах знаменитую прозу, ставил спектакли, готовил себя в артисты. И такая работа не пропала даром - он стал великим поэтом.
- С каким чувством на предыдущих уроках вы читали стихотворения
А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Заболоцкого, А. Бунина, других поэтов?
- Чьи стихотворные строки вы сегодня готовы прочитать? Почему выбрали их? (Чтение, краткий комментарий)
- Обратили ли вы внимание на умение поэтов создавать образы, картины, передавать свои чувства?
-Какие художественные средства используют авторы стихотворений?
Найдите, зачитайте. Какую роль играют они в тексте?
- Вспомните стихотворные размеры, попытайтесь определить их в стихах, которые вы прочитали.
- Какая рифма? Рифмовка?
Подберите рифмы к словам: гвоздь (гость, трость, грусть, пусть);
кочка (бочка, строчка, точка).
III. Игра в рифмы. (Для игры готовится комплект карточек со словами, подобранными так, чтобы каждые 3- 4 слова рифмовались: окно, бревно; пальто, решето; храбрец, огурец, беглец. Перед началом игры всё перемешивается) Играющие садятся за стол. Ведущий раздает каждому по 8-10 карточек. Начинающий кладет карточку на стол и громко читает слово. Играющие, у которых есть рифмующиеся слова, выкладывают карточки с этими словами на стол. Затем следующий играющий кладет свою карточку и т. д.
Выигрывает тот, кто первым остался без карточек (остальные получают штрафные очки по числу пропущенных слов).
Ребятам, которые не заняты, можно предложить подобрать свои рифмы к словам, услышанным во время игры. ( Работу оценить)
IV.Восстановите рассыпанный текст.Я, природой, суровой, воспитан,
У ног, мне, заметить, довольно,
Шарик, одуванчика, пуховый,
Твердый, подорожника, клинок
Сравните с оригиналом:
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок
(Стихотворение Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой»). Что удалось сделать? Почему возникли трудности?
V.Совместная работа: сочинение стихотворения-шутки.
VI.Рефлексия. Чему научились на уроке? Трудно ли сочинять стихи? Можно ли их научиться писать?
Домашнее задание: попытайтесь создать свое произведение.