Открытый урок по окружающему миру для 3 класса Золотое кольцо России УМК Школа России


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»
ГОРОДА РОСЛАВЛЯ, СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.
Методическая разработка
открытого урока по предмету
«Окружающий мир»
для 3 класса
УМК «Школа России»
Тема: «Золотое кольцо России»
Учитель: Денисова М.В.
2013год
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о городах Золотого кольца, полученные как на уроках окружающего мира, так и на уроках изобразительного искусства, технологии.
2. Развивать речь, кругозор учащихся, умение работать сообща, в паре.
3. Воспитывать любовь и гордость за свою Родину, свой народ; бережное отношение к культурному наследию народа, эстетический вкус.
Оборудование: 1. О. Тимофеева «Тесты по окружающему миру для 3 класса к учебнику А. Плешакова «Мир вокруг нас 3 класс» УМК «Школа России».
2. Презентация «Ростовская финифть»
3. Анималистические кроссворды
4. Интеллектуальные карты
5. Мультимедиа.
ХОД УРОКА:
Оргмомент(1-2 мин)
У:- Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок: к нам пришли гости.
Обернитесь и посмотрите на них, улыбнитесь нашим гостям, а теперь друг другу. Все готовы работать, как обычно, дружно и слажено? Тогда приступим!
Постановка цели:
У:- Ребята, посмотрите видео, которое я вам подготовила, и постарай-
тесь догадаться, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
(видео с песней «Золотое кольцо»)
- Итак, кто может ответить на мой вопрос?(ответы детей)
-Правильно , мы с вами на протяжении 2 уроков знакомились с древ-
ними городами России, которые являются главной достопримечате-
льностью нашей страны и составляют один из популярнейших туристических маршрутов «Золотое кольцо России». И сегодня мы с вами подведем итог всему, чему научились и поделимся своими впечатлениями друг с другом.
Проверка домашнего задания:
У: - В качестве повторения домашнего задания, хочу предложить вам, как всегда, тест по этой теме. Открываем сборники тестов: тест № 37, стр. .(на выполнение теста отводится 5-7 мин. Каждый ребенок выполняет тест самостоятельно и сдает по готовности.)
Повторение и обобщение знаний по теме:
У: - Ребята, вы любите кроссворды? (да). Тогда предлагаю вам отгадать кроссворд по нашей теме, а заодно еще раз повторим названия основ-
ных городов Золотого кольца России.(фронтальная работа- анималистические кроссворды).
Физкультминутка
Систематизация знаний- составление интеллект карт.
У: - Итак, мы повторили названия основных городов Золотого кольца и настало время привести все в порядок и поделиться друг с другом ин-
тересными открытиями. Для этого мы составим интеллект- карту. Это новая для вас работа? (нет, такое мы уже делали). Но сегодня мы будем составлять интеллект-карту немного по-особенному. Мы будем работать в парах: каждая пара возьмет из моего мешочка листок, на котором будет написано название того города, по которому вы будете составлять свою интеллект-карту. На доске вы видете карту-схему Золотого кольца России, вокруг которой вы разместите свои работы в соот-
ветствии с расположением городов на карте, и таким образом у нас получится общая интеллект-карта по нашей теме. Но перед тем, как нам приступить к работе необходимо вспомнить правила составления интеллект- карты. Кто может их рассказать?
(Дети: в центре помещается основная идея, тема; вокруг нее располагаются подтемы и их основные признаки ).
-Ребята, а кто-нибудь может сказать, что в нашей общей ителлект –карте будет служить основной темой? ( осн. Тема: Золотое кольцо).-Что будет являться подтемами? (города).
- А какие же основные признаки мы возьмем? Я просила вас дома выбрать их в тексте, и сейчас нам необходим список признаков, по которым вы будете составлять карту.(Список выписывается на доску:
1. Герб
2. Основатель или откуда повелось название города
3. Достопримечательность или промысел.)У:- Ребята, а при составлении вашей интеллект-карты, что будет в центре? (тот город, который попадется нам на листочке).
Получается, что ваши основные темы в общей карте станут подтемами.
-Молодцы, а теперь за работу!(5-7 мин.)
7. Защита интеллект-карт.
У: - Я вижу: все справились и мы можем приступать к обсуждению.
( по одному человеку из пары рассказывают о своей интеллект-карте и располагают свои работы вокруг основной темы, кроме того дети должны маркером провести стрелки, по их мнению, показывающие расположение или взаимосвязи между объектами.)- Ребята, но у нас есть небольшая проблема: основных городов Золотого кольца-9, а у нас только 8 пар, следовательно, еще 1 города не хватает. Подскажите, какого города нет в нашей общей интеллект-карте? (Плес). Этот город подготовила я, но вы должны проверить правильно ли я составила свою интеллект-карту. (Учитель вешает на доску готовую интеллект-карту, а дети обсуждают. Можно сделать как абсолютно верную карту, так и с умышленными ошибками.)- Итак, мы собрали интеллект-карту по теме «Золотое кольцо России».
8. Домашнее задание:
- Ребята, вашим домашним заданием будет задание № на стр. из Рабочей тетради на печатной основе. Оно очень похоже на то, что мы с вами сейчас делали.(учитель демонстрирует схему в тетради, которую дети заполнят дома).
9. Физкультминутка (мультимедиа)
10 . Роспись « ростовской финифти» из соленого теста.
У: Над Темзой плывут туманы,
Над Европой нависли тучи,
А где-то шумят океаны,
Водопады спадают с кручи.
Но что до заморских диковин,
Коль не познаны русские дали?
Перезвоны святых колоколен
Меня в дорогу позвали.
Я могла бы их вечно слушать,
Ни о чем другом не просить.
Сам господь мне надел на душу
Золотое кольцо Руси.
- Как красивы древние русские города! Как много хранят они в себе тайн и легенд. И всегда русская земля славилась мастерами, которые умели из обычных вещей создавать шедевры. (презентация «Ростовская финифть»).
- Ребята, на каких уроках мы с вами также знакомились с Золотым кольцом России?( на изо- гербы, технология- народные промыслы.)
-И сегодня мы продолжим работу, начатую ранее: мы будем росписы-
вать нашу «финифть» из соленого теста. Давайте еще раз вспомним какие цвета и мотивы используются в росписи финифти. (ответы детей). А теперь приступим к росписи.
( по мере готовности дети могут продемонстрировать свои изделия).
11. Итог урока:
- Итак, ребята, о чем мы с вами говорили на сегодняшнем уроке?( о городах Золотого кольца).
- У вас на партах лежат по 2 «смайлика».Один- грустный, другой веселый. Отвечая на мои вопросы поднимите один из них:
1. Какое настроение у вас было на уроке?
2. Знаете ли вы города Золотого кольца России?
3. Как я потрудился на уроке?
У:- Вы хорошо поработали сегодня на уроке и для вас и наших гостей у меня есть сюрприз: пусть эти сладкие «купола» (конфеты) напомнят вам о золотых куполах церквей нашей России, символе русской земли, неотъемлемой части древних городов.
Сергиев Посад Переяславль Залесский
Ярославль Углич
Кострома Владимир
Суздаль Ростов