Урок по математике на тему Число девять.Цифра 9 (1 класс)
Тема: Число девять. Цифра 9.
Цели урока:
1.Помочь детям усвоить:
- представление о числе 9; написание цифры 9; состав числа 9.
- составление и сравнение выражений.
2.Закрепить представление о взаимосвязи между частью и целым.
Оборудование: счётный материал, маркерная доска, веер цифр.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Актуализация знаний.
1)Отгадайте, о какой цифре идёт речь.
Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружочков,
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружочков.
(восьмёрка)
- Расскажите о числе восемь.
2)«Задачи в стихах» (ответы дети показывают веером).
Семь малюсеньких котят – что дают им – всё едят.
А один сметаны просит.
Сколько же котяток?
(восемь)
У маленькой Светы
Четыре конфеты.
Ещё дала три Алла
Сколько всего стало?
(семь)
На кустике перед забором
Шесть ярко – красных помидоров.
Потом четыре оторвалось,
А сколько на кусте осталось?
(два)
Два снегиря и шесть синиц.
Ребята, сколько всего птиц?
(восемь)
3.Открытие нового знания и формирование темы урока.
1)Что подарил нам сосновый бор?
Восемь маслят и один мухомор.
(девять)
- Сколько всего грибов?
- Можем мы записать это число?
- Почему?
- Чем мы будем заниматься на уроке?
2)Задание №1-3 учебника с. 16.
(рабочая тетрадь №1. С.44)3)Знакомство с цифрой 9.
а)Показ учителем макета цифры 9, дети находят цифру в наборе и рассматривают её.
Игра «На что похожа цифра»
Я важней всех потому,
Что запутать вас могу.
Если я перевернусь,
То другою кажусь.
В. Данько
Две девятки и дощечка –
Мы на санках мчимся к речке.
А. Тонки, Д. Стогова.
б)Рубрика «Магия чисел».
В русских народный сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», «за тридевять земель».
У Древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из девяти судей, существовало девять муз-покровительниц наук и искусств. Это число олицетворение полноты, достатка.
в)Образец написания цифры 9. (в воздухе обратной стороной ручки)
г)Зад. №4, с.16 (рабочая тетрадь №2, с 44)
Уч-ся находят закономерности, продолжают ряды, диктуя друг другу.
Проверка с доски.
4)Работа с набором цифр.
-Разложите цифры в порядке возрастания.
-Какое число самое большое?
-Какое число самое маленькое?
-Какое число предшествует числу 9?
-Верно ли, что число восемь при счёте следует непосредственно перед число девять?
5)Уточнение представлений о числе девять.
а)№5, с. 17 учебника.
Уч-ся выполняют на маркерной доске числовой отрезок.
-Верно ли, что восемь и один будет девять?
-Верно ли, что девять без одного будет восемь?
б)Работа в парах (две пары работают на закрытой доске).
Дети используют магнитные цифры.
Сравнение чисел (№6, с.17 учебника)
Проверка с доски.
4.Первичное закрепление.
1)№7, с.17 учебника (рабочая тетрадь №3, с .44).
Уч-ся записывают по четыре равенства к каждому рисунку. (работа в парах)
2)Расскажите о числе девять своему соседу.
5.Самостоятельная работа.
№8, с.17 учебника (№4, С. 45 раб. тетрадь).
Взаимопроверка.
6.Итог урока.
С какой цифрой мы познакомились?
Загадка: Глядела цифра с зеркало
И о сестре мечтала.
Но только свойства одного
Его видать не знала.
И получила двойника.
Как капелька водицы
Сестра похожа на неё,
Да только вниз косится.
(девять)
Д/з: нарисовать цифру 9.
1)Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики.
С. А. Козлова, А. Г Рубин, А. В. Горячев.
Москва. БАЛАСС, 2013.
2)Математика. учебник 1 класс. Часть 2, Т. Е. Демидова, С. А. Козлова,
А. П. Тонких.
Москва, БАЛАСС, 2012.
3)Рабочая тетрадь к учебнику «Математика».
Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких.
Москва, БАЛАСС, 2012.
4)Загадки про цифры С. Суворова
5)Праздник числа. В. В. Валина Москва, 1997.
АСТ-ПРЕСС.