Программа по безопасности жизнедеятельности Сам себе спасатель

Содержание

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc257636283" 14I. Паспорт программы 13 PAGEREF _Toc257636283 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc257636284" 14II. Актуальность 13 PAGEREF _Toc257636284 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc257636285" 14III. Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc257636285 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc257636286" 14IV. План проведения занятий 13 PAGEREF _Toc257636286 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc257636287" 14V. Содержание программы 13 PAGEREF _Toc257636287 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc257636288" 14VI. Формы и методы контроля и самоконтроля: 13 PAGEREF _Toc257636288 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc257636289" 14Литература: 13 PAGEREF _Toc257636289 \h 14141515
15

I. Паспорт программы

Наименование программы
Сам себе спасатель

Наименование решения о разработке программы
Решение педагогического совета МОУ «Средняя общеобразовательная средняя школа №64».

Заказчик программы
Администрация МОУ «Средняя общеобразовательная средняя школа №64».

Разработчик программы
Учитель ОБЖ Писарева Т.Н.

Цель программы
Формирование и развитие в сознании, чувствах подростков социально значимых ценностей личной безопасности и здорового образа жизни.

Задачи программы
Способствовать формированию необходимых действий в условиях чрезвычайных ситуаций:
оказание первой психологической и медицинской помощи;
овладение правилами безопасного поведения.
2. Развивать стремление к здоровому образу жизни и соблюдению правил личной гигиены.

Основные направления программы
Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
Пожарная безопасность
Правила дорожного движения

Ожидаемые конечные результаты реализации программы
компетентность в необходимости здорового образа жизни;
умения правильно оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности и безопасности общества.

Основной исполнитель программы
Учитель ОБЖ – Писарева Т.Н.

Программы, с помощью которых осуществляется реализация данной программы
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнов, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин.

Социальные партнеры программы

Учителя физической культуры, родители, медицинский работник школы, пожарная часть,


II. Актуальность
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В деле защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у обучающихся привычек здорового образа жизни.
В настоящей программе реализованы требования Федеральных законов РФ: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности» и постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года №7 38 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
Одним из приоритетных направлений в решении проблем безопасности жизнедеятельности является обучение населения безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе – и в образовательных учреждениях всех типов, формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, умения оказывать само- и взаимопомощь.
Анализ причин гибели людей показывает, что в большинстве случаев (более80%) причиной смерти является «человеческий фактор». Люди погибают, прежде всего, из-за незнания и несоблюдения правил безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и норм здорового образа жизни.
Способность человека защитить себя формируется на основе обучения и формирования сознания, создающего потребность в овладении навыками безопасного поведения и средствами защиты.
Связанные в единую систему отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую компетентность учащихся, важнейшую для сохранения жизни в XXI в. Эта компетентность позволит выпускникам общеобразовательной школы обеспечивать здоровый образ жизни и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности, безопасности общества.
III. Пояснительная записка
Программа рассчитана на 6 лет для юношей и девушек 11-17 лет.
Программа состоит из трех образовательных ступеней и представляет собой область знаний, охватывающих теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера во всех сферах его деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, по ликвидации негативных последствий и оказанию само- и взаимопомощи в случае появления опасностей. Она предназначена для развития у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также приобретения навыков здорового образа жизни.
Поставленная цель: формирование и развитие в сознании, чувствах подростков социально значимых ценностей личной безопасности и здорового образа жизни, будет достигаться путем решения следующих задач:
освоение практических навыков по разделам: основы гигиены и первая доврачебная помощь, безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях, пожарная безопасность, правила дорожного движения;
привлечение специалистов и преподавателей по теоретическим и практическим дисциплинам (медицинская, пожарная подготовка, ПДД);
Программа включает четыре логически взаимосвязанных разделов. Каждый раздел программы представляет собой самостоятельный блок, имеющий свои специфические задачи и структуру, а также организационно-методические рекомендации.
Для проведения занятий предполагается использовать учебные базы школы, пожарной части, военно-исторических музеев и др.
1 ступень “Истоки” – уровень элементарной грамотности безопасного поведения. Содержание образования «погружает» обучающихся в дисциплинарные области ОБЖ, чтобы сформировать устойчивый интерес к изучению действий личности безопасного типа. Приоритет по данной ступени отводится коммуникативной деятельности воспитанников, направленной на создание комфортной для каждого среды взаимодействия.
Результат прогнозируется как устойчивый интерес подростка к деятельности безопасного поведения (текущая и по итогам года сохранность контингента, активная позиция обучающихся, успешное освоение содержания первой ступени) и как представления по этой дисциплине учебного плана.
2 ступень “Становление” – уровень функциональной грамотности в области ОБЖ, базовый уровень образования, направленный на расширение знаний в области безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, формирование практических умений в разделе медико-санитарной и тактико-специальной подготовки.
Результат прогнозируется как базовые знания и умения по всем дисциплинам учебного плана ОБЖ, владение навыками медицинской подготовки. Предполагается, что в итоге этой ступени у обучающихся сформируются общефизические навыки, они проявят стремление не только получать знания, но и поделиться ими с младшими товарищами, оказывать помощь (по мере своих возможностей) тем, кто в ней нуждается. На данной ступени обучающиеся имеют опыт общения и решения коммуникативных ситуаций с ровесниками и взрослыми.
3 ступень “Школа мастерства” – уровень компетентности (допрофессиональной подготовки) в области доврачебной помощи, уровня углубленного и расширенного образования по дисциплинам учебного плана ОБЖ. На этой ступени приоритет отдается наработке практических навыков, отработке профессиональных умений в оказании первой медицинской помощи.
Основной педагогической задачей выступает помощь старшекласснику в профессиональном самоопределении. Содержание дисциплин повышенной степени сложности в ОБЖ, углубление знаний двух образовательных ступеней, расширение и закрепление практических умений и навыков в области безопасного поведения.
Результат прогнозируется как способность выпускника самостоятельно и грамотно применять полученные ЗУН по оказанию первой медицинской помощи и безопасного поведения в экстремальных ситуациях, высокий уровень коммуникативной культуры.
К концу первого года обучения по разделу «Основы гигиены и первая доврачебная помощь» обучающиеся должны
знать:
гигиенические основы труда, отдыха, занятий физической культурой и спортом, походов и путешествий;
сущность закаливания солнцем, воздухом, водой;
состав медицинской аптечки;
перечень, назначение, дозировка, противопоказания к применению лекарственных препаратов;
основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
уметь:
соблюдать гигиенические требования в походе;
формировать походную медицинскую аптечку;
различать ядовитые растения и растения-целители;
оказывать первую доврачебную помощь
По разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» должны
знать:
опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального происхождения, закономерности их проявления, способы защиты от них;
организацию Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях, ее структуру и задачи;
состав и предназначение средств коллективной и индивидуальной защиты;
условия безопасного поведения дома, на улице, при ЧС.
уметь:
пользоваться приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
надевать и снимать средства индивидуальной защиты, находиться в них.
По разделу «Пожарная безопасность» должны
знать:
общие правила пожарной безопасности;
пожарно-техническую продукцию;
способы тушения пожара;
огнегасительные вещества, средства пожаротушения;
порядок применения первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, подручных средств).
уметь:
применять первичные средства пожаротушения (огнетушитель, пожарный кран, подручные средства);
создавать противопожарную полосу.
По разделу «Правила дорожного движения» должны
знать:
главные составные части дороги: проезжая часть, обочина дороги, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка; дорожную разметку и дорожные знаки;
сигналы светофора и регулировщика;
сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
правила поведения участников дорожного движения.
уметь:
применять на практике правила дорожного движения, навыки безопасной езды на велосипеде.
IV. План проведения занятий

№ п/п
Темы
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь
22
8
14

1.1.
Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний
4
2
2

1.2.
Походная медицинская аптечка
4
2
2

1.3.
Основные приемы по оказанию первой доврачебной помощи. Транспортировка пострадавшего
14
4
10

2.
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
24
8
16

2.1.
Окружающая среда и факторы риска для здоровья человека. Правила безопасного поведения.
2
2
-

2.2.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, защита населения от их последствий
6
2
4

3.3.
Гражданская оборона, ее предназначение и задача по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени
16
4
12

3.
Пожарная безопасность
28
4
24

3.1.
Пожары. Причины возникновения пожаров. Система обеспечения пожарной безопасности
2
2
-

3.2.
Пожарно-техническая продукция
4
-
4

3.3.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Тушение пожаров
6
-
6

3.4.
Боевое развертывание
8
2
6

3.5.
Элементы пожарно-спасательского спорта
8
-
8

4.
Правила дорожного движения
24
4
20

4.1.
Правила дорожного движения (ПДД) для пешеходов
14
2
12

4.2.
Правила вождения для велосипедистов
10
2
8

 
Всего
98
24
74


V. Содержание программы
Раздел 1. Основы гигиены и первая доврачебная помощь (22 часа)
1.1. Личная гигиена, профилактика различных заболеваний (4 часа)
Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание). Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов (2 часа). Теоретические занятия
Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними (2 часа). Практические занятия
1.2. Походная медицинская аптечка (4 часа)
Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний (2 часа). Теоретические занятия
Формирование походной медицинской аптечки (2 часа). Практические занятия
1.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Транспортировка пострадавшего (14 часов)
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Дневник самоконтроля. Способы транспортировки пострадавшего (4 часа). Теоретические занятия
Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля. Элементарны способы переноски пострадавшего (10 часов). Практические занятия
Раздел 2. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (24 часа)
2.1. Окружающая среда и факторы риска для здоровья человека. Правила безопасного поведения (2 часа)
Окружающая среда, взаимодействие человека с окружающей средой в процессе повседневной жизнедеятельности. Возможные факторы риска в повседневной жизни при проживании в городе, правила поведения (пожары, дорожно-транспортные происшествия, отравления ЧС в транспорте, криминогенные ситуации). Правила безопасного поведения дома (пожарная-, электробезопасность, препараты бытовой химии, криминогенные ситуации в жилище). Правила безопасного поведения в природных условиях (автономное существование человека в природных условиях, ориентирование на местности, разведение костра, питание, сигналы бедствия) (2 часа). Теоретические занятия
2.2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, защита населения от их последствий (6 часов)
Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясения, обвалы, оползни, сели, бури, ураганы, смерчи, наводнения, лесные и торфяные пожары), меры безопасного поведения человека в зонах ЧС природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера (пожары, взрывы, аварии с выбросом сильнодействующих химических веществ, аварии с выбросом радиоактивных веществ, гидродинамические аварии), их причины, правила поведения (2 часа). Теоретические занятия
Правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной и коллективной защиты населения (4 часа). Практические занятия
2.3. Гражданская оборона, ее предназначение и задача по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени. Индивидуальные средства защиты кожи и органов дыхания (16 часов)
Гражданская оборона как система защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, ее структура и задачи. Роль и место ГО в защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени. Индивидуальные средства защиты кожи и органов дыхания (4 часа). Теоретические занятия
Пользование приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Трассировка открытой щели. Аварийный лаз из убежища (12 часов). Практические занятия
Раздел 3. Пожарная безопасность (28 часов)
3.1 Пожары. Причины возникновения пожаров. Основные приемы и первичные средства тушения пожаров (2 часа)
Причины возникновения лесных пожаров и пожаров в населенных пунктах. Характер распространения пожаров. Правила поведения и действия при возникновении пожаров. Способы спасения людей. Меры по тушению (2 часа). Теоретические занятия
3.2 Пожарно-техническая продукция (4 часа)
Посещение пожарной части (4 часа). Практические занятия
3.3 Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Тушение пожаров (6 часов)
Боевое развертывание. Показ техники. Посещение пожарной части (6 часов). Практические занятия
3.4 Элементы пожарно-спасательского спорта (8 часов)
Соревнования по пожарно-спасательному спорту (8 часов). Практические занятия
Раздел 4. Правила дорожного движения (24 часа)
4.1. Правила дорожного движения (ПДД) для пешеходов (14 часов)
Главные составные части дороги: проезжая часть, обочина дороги, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. Дорожная разметка и дорожные знаки. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Переход улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение. Правила поведения участников дорожного движения (2 часа). Теоретические занятия
Изучение ПДД для пассажиров и водителей категории А и В (12 часов). Практические занятия
4.2. Правила вождения для велосипедистов (10 часов)
Правила безопасной езды на велосипеде (2 часа). Теоретические занятия
Фигурное вождение велосипеда по программе «Безопасное колесо» (8 часов). Практические занятия
VI. Формы и методы контроля и самоконтроля:
по теоретической подготовке:
устные опросы;
контрольные задания;
самостоятельные работы;
зачеты;
тесты;
кроссворды;
викторины.
по практической подготовке:
тренинги;
зачеты, тесты, анкеты;
выполнение нормативов, упражнений;
деловые, ролевые игры;
решение ситуативных задач;
коллективное творческое дело;
показательные выступления;
самоанализ, коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности;
творческие задания.

Литература:
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – 128 с.
Дарман П. Учебник выживания в экстремальных ситуациях.- М.: ООО Изд-во Яуза, Формула-Пресс, 2001.- 352 с.
Ильин А.А. Первые действия в экстремальной ситуации. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002.- 384 с.
Ильин А.А. Школа выживания в природных условиях. – М.: Издательство ЭКСМО, 2003.- 384 с.
От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. – М.: Гуманитарный издательский центр – ВААДОС, 2000. – 544 с. – (Воспитание и дополнительное образование детей).
Латчук В.Н. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций.- М.: Издательство ДиК, М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1988, - 704 с.
Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2001. – 230 с.
Пробный учебник для средних учебных заведений под ред. Гоголева М.И. “Основы медицинских знаний учащихся”. Москва “Просвещение” 1991 г.
Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника.- М.: Филологическое общество “СЛОВО”.- 1997.- 445 с.
Уличев М.В. Методические рекомендации по оказанию первой помощи пострадавшим и действиям в экстремальных ситуациях. – СПб.: Информационно-методический сектор городского Центра гражданского и патриотического воспитания ГОУ “Балтийский берег”, 2005










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 115